«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок по теме "Металлургический комплекс"

Изучение металлургического комплекса в 9 классе

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки

ТЕМА: Металлургический комплекс.


ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

Изучить состав и значение металлургии в хозяйстве страны;

раскрыть особенности производственных процессов;

дать определение понятиям «комбинат», «металлургическая

база».

Познакомить учащихся с факторами, влияющими на

размещение предприятий; проблемами металлургии и

перспективами развития.


РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

Развивать познавательный интерес учащихся к предмету,

географическое мышление, устную речь, память.


ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

Воспитывать в детях неравнодушное отношение к окружающей

природе, показать последствия воздействия человека на природу.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Карта «Металлургии», атлас.


ТИП УРОКА:

Изучение нового материала.




ЭПИГРАФ:

«Люди узнали, что металл обладает драгоценными свойствами:

превращается при сильном огне в жидкость и может принять при

этом любую форму, сохраняя ее при застывании.

ТАК НАЧАЛАСЬ МЕТАЛЛУРГИЯ»

Я.И. Сунчугашев.


1.Организационный момент.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: Ребята, прежде чем войти в класс я получила интересное послание.

Прочитаем его?

«Дорогие ребята! Перед российской топливной промышленностью стоит проблема, и мы просим вас, ее решить. Для обеспечения поставок в Европу нефти и газа на территории России уложено более100млн. тонн стальных труб большого диаметра. Большая часть этих труб эксплуатируется с 70-ых годов прошлого века. Срок эксплуатации этих труб 30 лет и уже закончился. Нам предстоит заменить эти трубы. Давайте выясним в состав, какого комплекса будет входить завод по производству труб.

Исходя из выше сказанного, скажите, какова тема нашего урока?

(Слайд№1)

Ученик: Металлургический комплекс (запись в тетрадь)

(Слайд№2)

Учитель: Давайте, определим цели нашего урока.

3. Актуализация опорных знаний.

(Слайд №3)

Учитель: Что такое металлургический комплекс?

Ученик: Совокупность отраслей, производящих разнообразные металлы, исполь-зующие для изготовления машин, станков, оборудования заводов, строительства железных дорог и т.д. (чтение эпиграфа).

Учитель: Каков состав металлургии?

Ученик: Черная и цветная.

Учитель: Как вы считаете, что зародилось первым черная или цветная металлургия?

Ученик: На базе раннего металлургического производства цветных металлов выросла черная металлургия.

Учитель: В современном производстве из используемых материалов 90% составляют черные металлы (железо и его сплавы).

На базе каких полезных ископаемых работает черная металлургия?

(Показ полезных ископаемых)

Ученик: Руды, кокс, известняк.

Учитель: 10% металлов – это цветные металлы. Тяжелые(Cu,Zn,Pb), легкие(Al,Mg), благородные(Au,Ag,Pl ), редкоземельные(Se,Ge)-это металлы, которые обладают свойствами жаропрочности, электропроводности и т.д. Эти металлы используются в атомной (уран), в космической (титан) промышленности, электротехники (медь, серебро, золото).

Учитель: Для чего нужен металлургический комплекс?

Ученик: Без металла не может развиваться экономика России, судостроение, строительство и другие отрасли не могут обходиться без стали

(Слайд№4)

Учитель: Определите по таблице 38, какой стране уступила место Россия по производству стали

Ученик: Россия богата рудами. В прошлом Россия-мировой лидер металлургии. Но лидерство отдано Японии и Китаю.


4.Изучение нового материала.

(Слайд№5)

Учитель: Металлургическому комплексу России присуще целый ряд особенностей, влияющих на его географию.

1. Комбинирование- объединение нескольких технологически и экономически

взаимосвязанных производств различных отраслей. Комбинирование позволяет обеспечивать непрерывность стадий металлургического производства, резко сократить длительность цикла производства металла, уменьшить транспортные расходы.

-Основная технология цепочка производства металлургии выглядит следующим образом.


(Слайд№6)

МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС.

Черная Цветная

Добыча Добыча


Обогащение Обогащение


Плавка чугуна Плавка черного металла


Плавка стали Плавка рафинированного металла


Пр-во проката Прокат


Учитель: Основа черной металлургии – это цеха. Если все 3 производства присутствуют на предприятии, то это завод полного цикла.

-Работа с рисунком 38.

(Слайд №7)

Учитель: Используя слайд№7 найдите заводы полного цикла.


Ученик: Магнитогорск, Челябинск, Липецк, Череповец, Новокузнецк. Там где месторождения на Урале и в районе КМА.

Передельные заводы и заводы малой металлургии ориентируют на металлолом (отходы машиностроительных заводов), поэтому размещаются в крупных городах, ориентируясь на потребителя.

-Сообщение о Бежицком сталелитейном заводе.


2.Концетрация и монополизация.

Учитель: Основная часть металла производится на металлургических комбинатах.

Комбинат- это предприятия, на которых кроме металлургического производства (чугуна, стали, цветных металлов) имеются производства других отраслей, связанных с основными технологическими процессами и единым управлением.

Концентрация (это сосредоточение производства) на крупных металлургических заводах-монополистах (например, Магнитогорский комбинат, который выплавляет до 15 млн. тонн стали в год, имеет устаревшие технологии, требует огромных затрат сырья, энергии, труда, денежных средств, но обладает малым коэффициентом полезности).

-Какие заводы не относятся к металлургии?

(Производство цемента и стройматериалов, азотно-туковый комбинат)

-Почему эти производства находятся в составе металлургического комбината?

(Они работают на отходах основного производства)

-Какова экономическая выгода комбинирования?

(Используются отходы для получения полезной продукции)


3.Материалоемкость.

Учитель: Для металлургии характерна большая материалоемкость.

(Работа с таблицей 41)

Тяжелые металлы содержатся в руде в очень малом количестве.

Учитель: Какая из отраслей металлургии сильнее ориентирована на сырье? (цветная)

Ученик: Например, для получения 1тонны медной руды требуется более 100 тонн медной руды, 99т. - пустой породы, сопутствующих веществ в руде 11. Для производства олова- 300т. руды.

Учитель: Какие отрасли ориентированы на дешевую электроэнергию?

Ученик: Легкие цветные металлы: Al, Ti, Mg. Их комбинаты производят у источников дешевой энергии.

Учитель: Какие электростанции дают дешевую энергию?

Ученик: У ГЭС.

Учитель: Производство, какого из цветных металлов географически совпадает с размещением крупнейших электростанций данного типа? (Алюминия)


4.Трудоемкость.

Учитель: Металлургия - трудоемкая отрасль, чтобы построить завод необходимо 20 тыс. строителей. Впоследствии на нем работают 20-40тыс. человек (приложение №1, стр. 388). Численность населения, возникающего при этом города, превышает 100 тыс. Следовательно, металлургия – трудоемкая отрасль.

5.Крупный загрязнитель. (Сообщение учащегося)

Учитель: Где же строят металлургические заводы? Какие факторы влияют на размещение предприятий металлургического комплекса? (Приложение №3, стр.391).


(Слайд№8)

(Сырьевой, топливный, водный, транспортный и экологический)

Учитель: Металлургические заводы выгоднее размещать

1)В районах добычи руд.

2)Производству топлива.

3)На пересечении потоков угля и руды.

Как мы уже выяснили, производство легких цветных металлов определяется энер-гоемкостью, поэтому размещают у источников дешевой энергии.

Производство тяжелых металлов относятся к металлоемким, поэтому располагаются у источников сырья.

-Нельзя строить несколько металлургических комбинатов в одном городе. Нельзя превышать «экологический потолок», это пагубно отразится на здоровье.

-Это водоемкое производство, поэтому строят у крупных рек.

-Завод не может работать без железной дороги, т.к потоки сырья, топлива огромны.


(Слайд№9)

Учитель: Скопление металлургических заводов, использующих общую рудную и топливную базу, и производящие металл страны, называется металлургической базой.

В России 3 металлургические базы:

1)Уральская

2)Центральная

3)Сибирская



(Слайд№10)


ПРОБЛЕМЫ ПЕРСПЕКТИВЫ

-Истощение месторождений - Развитие Дальневосточной металлургической

медных, алюминиевых руд. базы.

-Отсутствие крупных место - Создание автомат. мини-заводов.

рождений маргонцевых, хро- -Использование вторсырья.

митовых руд.

-производство черных метал

лов в России, начиная с 1990г.

сократилось на 50% .

-Низкое качество чугуна и стали

-Дороговизна российского металла.

-Экологическая проблема.



5.Закрепление.


Учитель: 1.Определите наиболее перспективное место строительства нового металлургического завода на территории современной России. При выборе места строительства следует учитывать сырьевой, энергетический, экологический факторы, а также наличие воды, обеспеченность транспортными путями (ж/д), трудовыми ресурсами.


(Слайд №11)

2. Докажите, что предприятия металлургического комплекса связаны с другими межотраслевыми комплексами. Укажите, какой продукцией они обмениваются.

ТЭК Железнодорожный транспорт




Металлургия






Электроэнергия Машиностроение



6. Подведение итогов.


7. Домашние задание.

Параграф25-26,стр.139, вопросы 1-2.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее