ТЕМА: Металлургический комплекс.
ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
Изучить состав и значение металлургии в хозяйстве страны;
раскрыть особенности производственных процессов;
дать определение понятиям «комбинат», «металлургическая
база».
Познакомить учащихся с факторами, влияющими на
размещение предприятий; проблемами металлургии и
перспективами развития.
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
Развивать познавательный интерес учащихся к предмету,
географическое мышление, устную речь, память.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
Воспитывать в детях неравнодушное отношение к окружающей
природе, показать последствия воздействия человека на природу.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Карта «Металлургии», атлас.
ТИП УРОКА:
Изучение нового материала.
ЭПИГРАФ:
«Люди узнали, что металл обладает драгоценными свойствами:
превращается при сильном огне в жидкость и может принять при
этом любую форму, сохраняя ее при застывании.
ТАК НАЧАЛАСЬ МЕТАЛЛУРГИЯ»
Я.И. Сунчугашев.
1.Организационный момент.
Мотивация учебной деятельности.
Учитель: Ребята, прежде чем войти в класс я получила интересное послание.
Прочитаем его?
«Дорогие ребята! Перед российской топливной промышленностью стоит проблема, и мы просим вас, ее решить. Для обеспечения поставок в Европу нефти и газа на территории России уложено более100млн. тонн стальных труб большого диаметра. Большая часть этих труб эксплуатируется с 70-ых годов прошлого века. Срок эксплуатации этих труб 30 лет и уже закончился. Нам предстоит заменить эти трубы. Давайте выясним в состав, какого комплекса будет входить завод по производству труб.
Исходя из выше сказанного, скажите, какова тема нашего урока?
(Слайд№1)
Ученик: Металлургический комплекс (запись в тетрадь)
(Слайд№2)
Учитель: Давайте, определим цели нашего урока.
3. Актуализация опорных знаний.
(Слайд №3)
Учитель: Что такое металлургический комплекс?
Ученик: Совокупность отраслей, производящих разнообразные металлы, исполь-зующие для изготовления машин, станков, оборудования заводов, строительства железных дорог и т.д. (чтение эпиграфа).
Учитель: Каков состав металлургии?
Ученик: Черная и цветная.
Учитель: Как вы считаете, что зародилось первым черная или цветная металлургия?
Ученик: На базе раннего металлургического производства цветных металлов выросла черная металлургия.
Учитель: В современном производстве из используемых материалов 90% составляют черные металлы (железо и его сплавы).
На базе каких полезных ископаемых работает черная металлургия?
(Показ полезных ископаемых)
Ученик: Руды, кокс, известняк.
Учитель: 10% металлов – это цветные металлы. Тяжелые(Cu,Zn,Pb), легкие(Al,Mg), благородные(Au,Ag,Pl ), редкоземельные(Se,Ge)-это металлы, которые обладают свойствами жаропрочности, электропроводности и т.д. Эти металлы используются в атомной (уран), в космической (титан) промышленности, электротехники (медь, серебро, золото).
Учитель: Для чего нужен металлургический комплекс?
Ученик: Без металла не может развиваться экономика России, судостроение, строительство и другие отрасли не могут обходиться без стали
(Слайд№4)
Учитель: Определите по таблице 38, какой стране уступила место Россия по производству стали
Ученик: Россия богата рудами. В прошлом Россия-мировой лидер металлургии. Но лидерство отдано Японии и Китаю.
4.Изучение нового материала.
(Слайд№5)
Учитель: Металлургическому комплексу России присуще целый ряд особенностей, влияющих на его географию.
1. Комбинирование- объединение нескольких технологически и экономически
взаимосвязанных производств различных отраслей. Комбинирование позволяет обеспечивать непрерывность стадий металлургического производства, резко сократить длительность цикла производства металла, уменьшить транспортные расходы.
-Основная технология цепочка производства металлургии выглядит следующим образом.
(Слайд№6)
МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС.
Черная Цветная
Добыча Добыча
Обогащение Обогащение
Плавка чугуна Плавка черного металла
Плавка стали Плавка рафинированного металла
Пр-во проката Прокат
Учитель: Основа черной металлургии – это цеха. Если все 3 производства присутствуют на предприятии, то это завод полного цикла.
-Работа с рисунком 38.
(Слайд №7)
Учитель: Используя слайд№7 найдите заводы полного цикла.
Ученик: Магнитогорск, Челябинск, Липецк, Череповец, Новокузнецк. Там где месторождения на Урале и в районе КМА.
Передельные заводы и заводы малой металлургии ориентируют на металлолом (отходы машиностроительных заводов), поэтому размещаются в крупных городах, ориентируясь на потребителя.
-Сообщение о Бежицком сталелитейном заводе.
2.Концетрация и монополизация.
Учитель: Основная часть металла производится на металлургических комбинатах.
Комбинат- это предприятия, на которых кроме металлургического производства (чугуна, стали, цветных металлов) имеются производства других отраслей, связанных с основными технологическими процессами и единым управлением.
Концентрация (это сосредоточение производства) на крупных металлургических заводах-монополистах (например, Магнитогорский комбинат, который выплавляет до 15 млн. тонн стали в год, имеет устаревшие технологии, требует огромных затрат сырья, энергии, труда, денежных средств, но обладает малым коэффициентом полезности).
-Какие заводы не относятся к металлургии?
(Производство цемента и стройматериалов, азотно-туковый комбинат)
-Почему эти производства находятся в составе металлургического комбината?
(Они работают на отходах основного производства)
-Какова экономическая выгода комбинирования?
(Используются отходы для получения полезной продукции)
3.Материалоемкость.
Учитель: Для металлургии характерна большая материалоемкость.
(Работа с таблицей 41)
Тяжелые металлы содержатся в руде в очень малом количестве.
Учитель: Какая из отраслей металлургии сильнее ориентирована на сырье? (цветная)
Ученик: Например, для получения 1тонны медной руды требуется более 100 тонн медной руды, 99т. - пустой породы, сопутствующих веществ в руде 11. Для производства олова- 300т. руды.
Учитель: Какие отрасли ориентированы на дешевую электроэнергию?
Ученик: Легкие цветные металлы: Al, Ti, Mg. Их комбинаты производят у источников дешевой энергии.
Учитель: Какие электростанции дают дешевую энергию?
Ученик: У ГЭС.
Учитель: Производство, какого из цветных металлов географически совпадает с размещением крупнейших электростанций данного типа? (Алюминия)
4.Трудоемкость.
Учитель: Металлургия - трудоемкая отрасль, чтобы построить завод необходимо 20 тыс. строителей. Впоследствии на нем работают 20-40тыс. человек (приложение №1, стр. 388). Численность населения, возникающего при этом города, превышает 100 тыс. Следовательно, металлургия – трудоемкая отрасль.
5.Крупный загрязнитель. (Сообщение учащегося)
Учитель: Где же строят металлургические заводы? Какие факторы влияют на размещение предприятий металлургического комплекса? (Приложение №3, стр.391).
(Слайд№8)
(Сырьевой, топливный, водный, транспортный и экологический)
Учитель: Металлургические заводы выгоднее размещать
1)В районах добычи руд.
2)Производству топлива.
3)На пересечении потоков угля и руды.
Как мы уже выяснили, производство легких цветных металлов определяется энер-гоемкостью, поэтому размещают у источников дешевой энергии.
Производство тяжелых металлов относятся к металлоемким, поэтому располагаются у источников сырья.
-Нельзя строить несколько металлургических комбинатов в одном городе. Нельзя превышать «экологический потолок», это пагубно отразится на здоровье.
-Это водоемкое производство, поэтому строят у крупных рек.
-Завод не может работать без железной дороги, т.к потоки сырья, топлива огромны.
(Слайд№9)
Учитель: Скопление металлургических заводов, использующих общую рудную и топливную базу, и производящие металл страны, называется металлургической базой.
В России 3 металлургические базы:
1)Уральская
2)Центральная
3)Сибирская
(Слайд№10)
ПРОБЛЕМЫ ПЕРСПЕКТИВЫ
-Истощение месторождений - Развитие Дальневосточной металлургической
медных, алюминиевых руд. базы.
-Отсутствие крупных место - Создание автомат. мини-заводов.
рождений маргонцевых, хро- -Использование вторсырья.
митовых руд.
-производство черных метал
лов в России, начиная с 1990г.
сократилось на 50% .
-Низкое качество чугуна и стали
-Дороговизна российского металла.
-Экологическая проблема.
5.Закрепление.
Учитель: 1.Определите наиболее перспективное место строительства нового металлургического завода на территории современной России. При выборе места строительства следует учитывать сырьевой, энергетический, экологический факторы, а также наличие воды, обеспеченность транспортными путями (ж/д), трудовыми ресурсами.
(Слайд №11)
2. Докажите, что предприятия металлургического комплекса связаны с другими межотраслевыми комплексами. Укажите, какой продукцией они обмениваются.
ТЭК Железнодорожный транспорт
Металлургия
Электроэнергия Машиностроение
6. Подведение итогов.
7. Домашние задание.
Параграф25-26,стр.139, вопросы 1-2.