«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок по русскому языку. "Правописание слов с разделительными знаками".

Формировать у учащихся представление об употреблении ъ и ь разделительных знаков, обогощать словарный запас учащихся, развивая речь.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

  1. Муниципальное образовательное учреждение гимназия №1 г.Липецка

  2. Андриянова Елена Викторовна

  3. Русский язык

  4. 2 класс

  5. Система развивающего обучения Л.В.Занкова, учебник А.В.Поляковой

  6. Тема урока: Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками

  7. Цели урока:

- формировать у учащихся представление об употреблении разделительных ъ и ь;

- учить писать слова с разделительными ъ и ь;

- обогащать словарный запас учащихся, развивать речь;

- воспитывать умение работать в группах.

8. Оборудование: запись на доске, карточки для команд, таблица, учебник.

9. Ход урока

I. Организационный момент

Запись числа и классной работы. Пожелание успешной работы на уроке.

II. Чистописание

- Отгадайте загадки. Кто в воде купался, а сух остался? (гусь)


Кто приходит и уходит, все ее за руку водят. (дверь)


Друг за другом чередой мирно ходят брат с сестрой

Братец будит весь народ, а сестра наоборот,-

Спать немедленно зовет! (день и ночь)

У двух матерей по пять сыновей.

Одно имя всем. (пальцы)


Учитель записывает отгадки на доске: гусь, дверь, день, ночь, пальцы.

- Что общего в этих словах? (мягкий знак)

Какую роль играет ь в этих словах? Где пишется ь, обозначающий мягкость согласных? Что еще знаете про ь? Приведите примеры. Какой еще знак в русском языке не обозначает звука? Запишите эти буквы, чередуя друг с другом.


III. Работа по теме урока

- Мы не случайно отгадывали загадки, писали ъ и ь. Кто догадался, какая сегодня тема нашего урока? ( Письмо слов с ъ и ь.)

Групповая работа. Команда мальчиков будет «Камень», команда девочек – «Вата».

Вот ваши знаки – ъ и ь. Разгадайте кроссворд, впишите правильно слова. Команды получают карточки.

Команда ь. В Ь . . . 1. Снежная буря

У . Ь . 2. Домики для пчел

С . . Ь . 3. Мать, отец, дети

Р . . Ь . 4. Орудие для охоты

В . . . . Ь . 5. Ягоды, сваренные в сахаре


Команда ъ. О . Ъ . . . . 1. Недоеденные куски

П . . Ъ . . . 2. Вход в здание

И . Ъ . . 3. Недостаток, неисправность

П . . Ъ . . 4. Действие, противоположное спуску


Отгадки детей учитель записывает на доске. Вьюга, ульи, семья, ружье, варенье; объедки, подъезд, изъян, подъем.

- Запишите и вы слова себе в тетрадь, подчеркните ь и ъ одной чертой, а гласную, стоящую после них, двумя чертами.

- Сделайте вывод о значении ъ и ь. Назовите гласные, перед которыми пишутся разделительные ъ и ь. Продумайте схему.


РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ

Ь Ъ

ПЕРЕД

Е Ё Ю Я И Е Ё Я


Самую удачную схему выполняют в тетради.


IV. Физкультминутка

- Игра «Камень» - «Вата». Встанут мальчики, если нужно писать разделительный ъ. Встанут девочки, если нужно писать разделительный ь. Слушайте внимательно слова. Листья, объявление, въезд, шьет, коньки, ручьи, муравьи, соловьи, альбом, съемка. А почему девочки не всегда вставали? ( В словах коньки и альбом ь не разделительный.)


V. Работа с учебником

Упражнение 151, с. 69

- Прочитайте задание. Какие слова называются родственными? Что вы знаете о приставке? Запишите слова из упражнения, выделяйте корень и приставку. Что нового заметили в написанных словах? ( Разделительный ъ пишем после приставок, оканчивающихся на согласную, перед гласными – е, е, я.) Дополните нашу схему нового материала.

Упражнение 153, с.71

- Выполните упражнение самостоятельно. Подумайте, что нового узнаете после выполнения упражнения. Выскажите свои мысли.

( Если ь обозначает мягкость, то звуков меньше, чем букв, а если ь разделяет, то звуков и букв поровну.)

- Молодцы, правильно подметили, только буква И не имеет два звука – воробьи.


VI. Итог урока

- Чему учились сегодня на уроке? Расскажите, глядя на схему нового материала.

( Я знаю. Я умею.)


VII. Домашнее задание


- Из орфографического словаря выпишите по пять слов с разделительными ъ и ь. Выделите приставки, подчеркните гласные после ъ и ь. Определите количества букв и звуков в ваших словах.

- Урок окончен. Спасибо за работу.


10. Дополнительная литература

1) С.М.Белорусец. Игрослов. Строгие правила в занимательной форме. Издательский дом «Федоров», Самара, 2006г.

2) Я познаю мир. Детская энциклопедия. Русский язык. В.В.Волина, издательство – АТС, Москва, 1997г.


  1. Итоговая схема нового материала на доске:




Разделительные знаки



Ь Ъ




в корне после приставки на согласную



перед гласными



Е Ё Ю И Я Е Ё Я Ю



муравьи разъезд

вьюга подъём

семья подъюбник

ружьё объявление


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее