Дата: 24.01.2018
Урок: русский язык
Тема: НАПИСАНИЕ ЫПОСЛЕ Ц В ОКОНЧАНИЯХ СЛОВ-НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ
Цели деятельности учителя: дать понятие «общая часть (корень)»; учить применять основное правило написания буквы и и ы после ц в корне слова; формировать умение пользоваться обратным словарем.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно применять основное правило написания гласных после ц в корне и окончании слов; находить необходимую информацию в обратном словаре, анализировать ее содержание.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией.
// г /
Актуализация опорных знаний. (Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)
Какую букву надо писать после ц в корне? Какую букву надо писать после ц в окончаниях слов-названий предметов? Прочитайте правило Летучей Мыши.
В окончаниях слов-названий предметов после ц всегда пишется ы?
Прочитайте, какое стихотворение сочинил Миша.
Все ли слова (упражнение 16), выделенные цветом, стоят в форме множественного числа? (Все.)
Какой звук вы произносите и слышите на конце этих слов? (Звук [ы].)
Придумайте с этими словами словосочетания: слово-название признака + слово-название предмета. (Черные скворц |ы]; хорошие певц\ы\, голодные птенц\ы\; соленые огурц|ыЦ
Выделите окончания.
Изучение нового материала. (Познавательные: общеучебные - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и словаря; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о правилах орфографии. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; осуществляют итоговый и пошаговый контроль.)
Прочитайте задание (упражнение 17). Откройте обратный словарь на букву ц. Прочитайте список слов-названий предметов.
Поставьте слово «пловец» в форму множественного числа. (Пловец - пловцы.)
Какой звук вы произносите на конце слова? (Звук [ы].) Какую букву напишете? (Букву ы.)
Запишите пять слов, стоящих после слова «пловец», в форме множественного числа. А сосед - следующие пять слов в этой же форме.
Выделите окончания. (Молодец — молодц\ы\; стрелец - стрель- ц 0; кузнец - кузнец [ы]; конец - конц [ы]; тунец - тунц [ы]; юнец - юнц\ы\; храбрец - храбрец|ы]; дворец - дворц\ы\; скворец - скворца- огурец - огурц \ы\.)
Прочитайте сочетания слов (упражнение 18). Сколько разных правил надо знать, чтобы после ц написать нужную букву? (Три правила.)
Проверьте написание слов в каждом словосочетании. После ц пишется ы в окончаниях слов-названий предметов, стоящих во множественном числе: ресницы, голубцы, китайцы и немцы. После ц пишется и в корнях слов-названий предметов, если звук [ц] находится под ударением, например: цифры, цинковый, цитрусы, циркуль, цикл. После ц пишется ы в корнях слов-названий предметов, если это слова-исключения или родственные им слова, например цыплячий, цыкать, на цыпочках, цыганочка, цыпки.
Прочитайте задание (упражнение 19). Откройте обратный словарь на букву а.
Найдите группу слов на -ица.
Запишите каждое из них в форме множественного числа.
Выделите окончание -ы. (Девиг^ певиг^ львиг^ медведи- гу(ы[ верблюды!^, таблшQ улиг^)
(Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)
Работа в печатной тетради: задания 18, 19.
Задание 18.
Прочитайте. Сравните звуковые схемы слова лото и слова, которое должно получиться. (Общее: четыре звука, два гласных и два согласных. Отличия: в слове лото первый звук [л] - согласный, звонкий, твердый. Во втором слове первый звук — согласный, звонкий, мягкий.)
Назовите буквы, которые на письме обозначают гласный звук и показывают мягкость предшествующего согласного. (Это буквы- гласные: е, е, и, ю, я.) Если в слове лото изменить букву гласного звука после буквы л, то мы получим слово, которое соответствует данной звуковой схеме. Поставив после буквы л букву е, получаем слово лето.
Слова: лето, миска, пар, форма, белка, леска, слива, кот.
Выполните задание 19 (аналогично).
IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)
Работа в печатной тетради: задание 20.
Форма огурцы - это форма множественного числа слова огурец. В форме огурцы -ы - окончание. Правило: в окончаниях слов- названий предметов во множественном числе после ц пишется ы. Слово цыкнул - родственное слову цыц (цыкнул - сказал цыц). В словах цыпленок, цыган, цыц, цыпочки в корне слова после ц пишется ы. Эти слова надо запомнить. Следовательно, в словах цыпленок и цыкнул после ц пишется ы.