«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок по русскому языку 2 класс "Суффикс как часть слова". Программа 21 век.

Урок построен с целью создания условий для совместной деятельности учащихся для знакомства с суффиксом как частью слова и его основными признаками.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

УМК- «Начальная школа 21 века» Русский язык

2 класс

учитель МОУ гимназии №76, города Сочи

высшая категория «Отличник образования Якутии»

Исмагилова Инна Александровна

Тема: «Суффикс как часть слова».

Тип урока: получение новых знаний.

Цель урока. создать условия для совместной деятельности учащихся с целью знакомства с приставкой.

Задачи:

Предметные:

- познакомить с суффиксом как частью слова и его основными признаками : имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем.

- находить суффиксы в разных частях речи

- образовывать новые слова с помощью суффиксов.

Метапредметные

-познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

-строить речевое высказывание в устной форме;

-умение извлекать информацию из схем, иллюстраций…

-проводить анализ. Синтез, классификацию изученных объектов

-делать обобщение, моделировать информацию

-Развивать творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую форму деятельности.

-коммуникативные :- формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- регулятивные: -умение прогнозировать предстоящую работу;

осуществлять действие самоконтроля и взаимоконтроля; адекватно оценивать качество последовательность действий, производить сравнение данных операций по результату и способу действий.

личностные:- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

-учебно-познавательные мотивы;

-учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи;

- способность к самооценке на основе критерия учебной деятельности.

Методы обучения

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно- поисковые

По способу организации и осуществления управления со стороны учителя:

методы опосредованного управления учебно- познавательной деятельности учащихся с помощью источников информации.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.


Формы работы на уроке: парная, индивидуальная, групповая, коллективная, фронтальная.

Оборудование:

  • . С.В.Иванова. «Русский язык», 2 класс. Учебник в 2-х частях.- М. «Вента-Граф», 2012 год

  • Карточки для групповой работы

  • Компьютерная презентация, интерактивная доска.



Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности.

.Организация класса на урок.

Взаимное приветствие.

Эмоциональная настройка на работу.

- Чему мы учимся на уроках русского языка? На какой вопрос отвечаем?

-Зачем?

-Мы работаем со словом.

Что умеем?

Игра «Да-нет»

-Слово состоит из предложений?

-Окончание-это изменяемая часть слова?

-Корень это главная часть слова?

-У родственных слов одинаковый корень?

-Мы выучили все части слова?




Взаимное приветствие

-Разгадываем секреты русской грамматики.

-Как устроен наш язык.

- Чтобы быть грамотными.

Находить корень и окончание.

Дети отвечают «да, нет»







Дети могут сказать да или нет.

Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: уважительное отношение друг другу.

.


2.Этап целеполагания

Дорогие ребята, мы продолжаем путешествие по удивительной стране «Грамматик». И отправляемся в гости к королю этой удивительной страны. Король Грамматики очень любил книжку «Приключение Гулливера» А поскольку он был человек очень занятой и самому побывать в Лилипутии не представлялось возможным, он решил пригласить лилипутов к себе в гости. Они с радостью приняли приглашение и приехали так быстро, что король не успел приготовиться к их приезду.

А ведь обычный дом для лилипутов-целый ДОМИЩЕ!

Но король нерастерялся, и в мгновение ока ДОМ превратился в ДОМИК., СТОЛ- в СТОЛИК, СТУЛ –в СТУЛЬЧИК.

(Слова на интерактивной доске)

Какая часть слова пришла на помощь королю?

Работа в группах

Выделить окончание и корень в предложенных словах.

Предложить вывесить результаты работы групп на доске для обсуждения.

-Что можно сказать об этих словах?

-Что заметили?

Как выделить корень в слове?

Как выделить окончание в слове?

-Это окончание? Может корень?

-А что это за часть слова?


(Возможны правильные ответы)


Дети делятся на группы. Им даётся задание на листах со словами: дом - дома- домик – домище –домашний.

Стол-столик-стул –стульчик.


Защита работы группы.


Ответы учащихся:

- Однокоренные (родственные).


- Появилась новая часть слова.

- После корня, перед окончанием.



.на интерактивной доске подчеркивают новую часть слова которая появилась.

Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: уважительное отношение друг другу

3.Подведение к теме. Выявление проблемной ситуации.


Работа с рубрикой «Обсудим вместе»

-Как называют ребёнка, который посещает учебные занятия в школе? (школьник) На интерактивной доске появляются слова «школа» и «школьник». - Что вы можете сказать об этих словах? Докажите.



-Назовите 2 различия между словами школа и школьник.

- выделим известные нам части слов в обоих словах?



- какие возникли трудности?


Работа в парах

школьник (Записывают в тетрадь слова «школа» и «школьник»). - Они однокоренные (родственные), т.к. у слов «школа» и «школьник» есть общая часть, в которой содержится их общее значение.

Различия в составе и оттенкезначения

Выделяем одинаковый корень этих слов (школ-) и окончания (школа – а школьник -  (нулевое).

Работают в парах, обсуждают затруднения – в слове «школьник» есть часть слова (-ник-), которую мы никак не обозначили.


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; выявлять сходство и различия объектов. Личностные: применять правила делового сотрудничества

4. Выявление

причины затруднения

и постановка

цели деятельности.

- Почему вы её никак не обозначили?

- Как вы думаете, сегодня мы узнаем, как называется часть слова, которая изменила и состав слова и его значения?

Потому что эта часть слова не является ни корнем, ни окончанием.

Дети соглашаются.



Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы

5. Нахождение способа выхода из затруднения. Введение темы урока.

(работа с учебником с. 107 упр.1)

На экране онок ник и конок чик.

-Что за слова на доске?

Сами эти части слов, наверное ничего е обозначают, но их можно услышать в словах

.Работа с учебником

- Попробуем сами составить такие пары однокоренных слов, имеющих разные оттенки значения - Прочитайте пары слов на экране. Назовите в словах, обозначающих детёнышей ту часть, которая помогла образовать эти слова. Где она находится?

-Так какую же тайну языка мы сегодня откроем? - Откройте учебник на стр. 108, прочитайте материал рубрики «Тайна языка».

- Как называется новая для нас часть слова?

На уроке узнаем, как называется часть слова, которая находится между корнем и окончанием и с помощью которой образуются новые слова



.




Это не слова, потому, что ничего не понятно. Есть слова похожие на них, но не они.

Потому что эта часть слова не является корнем и окончанием.





Читают, называют соответствующую часть слов (-ёнк-)

- Она находится между корнем и окончанием

-

-Суффикс.

Самостоятельное чтение, подчеркивание нового термина «Суффикс», чтение названия вслух орфографически. Запись слова в тетрадь


Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.


5. Первичное закрепление

Работа с учебником.

-Откройте учебник найдите «Урок№48». Прочитайте тему нашего урока. Так какую часть слова будем находить?

А как? Будем учиться. Зачем нужен суффикс и какую работу выполняет.

- Прочитайте задание к упр. 2. в учебнике.

Допишите ряды слов.

- Проверьте работу товарища по парте, поднимите руки, если у вас возникли разногласия.

- В каждом ряду вы образовывали формы одного и того же слова или родственные слова?

-

- Выделите в словах, обозначающих животное-маму и животное-детёныша суффиксы. Что вы заметили?

- какой суффикс поможет образовать слова, называющие детёныша льва? Какой суффикс поможет образовать слово, называющего его маму?


Выделяют основную роль суффикса – образование новых слов.

Фронтально письменно первые 2 ряда слов с подробным комментированием. Остальные самостоятельно.

Взаимопроверка. Обсуждение и устранение разногласий.


- Это родственные слова: они близки по значению, их общее значение содержится в корне, но у второго и третьего слова есть и своё, дополнительное значение, которое проявляется при образовании слова и содержится в суффиксе.

- У всех записанных слов, обозначающих животное-маму суффиксы -иц- или -их-; у всех записанных слов, обозначающих животное-детёныша суффиксы -онок- или -ёнок-.

Регулятивное: контроль, оценка, коррекция; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.


6.Введение нового материала в систему знаний.

Групповая работа- создание алгоритма нахождения суффикса

- Разделитесь на группы (по 5-6 человек). На листе бумаги с помощью условных знаков покажите порядок нахождения суффиксов.


Работа в группах, (группам раздаются листы и карточки с условными обозначениями известных частей слова). Обсуждение алгоритма нахождения в группах, презентация своего проекта выхода из затруднения.

Давайте сравним ваши алгоритмы с алгоритмом в учебнике на стр. 111



Работа в группах, презентация своего проекта. Чтение алгоритма в учебнике, определение группы, наиболее правильно определившей алгоритм.

Регулятивные: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные:презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.


7 Закрепление.


Дифференцированная работа, работа в парах с упр.3 с.108 (материал упражнения выводится на интерактивную доску)


- Выделите в словах окончание, корень и суффикс, пользуясь алгоритмом (схема алгоритма на доске). Подумайте, какое значение в данные слова вносит суффикс.



- Какие были затруднения? Какое же значение имеют суффиксы -ан-, -ян-, -анин-; -ушк-, -юшк-, -к-; -онок-, -ёнок-?





Ученики выходят к доске, находят подходящее по смыслу слово из списка слов, образованных с помощью новых суффиксов, и переносят в нужное место в предложении. Оставшиеся 4 слова составляют самостоятельно.


Самостоятельная работа.

Ученики рассказывают о возникших затруднениях. Отвечают на вопросы.

-Суффиксы –ан,-ян.-анин-,янин- обозначают место жительства.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; Личностные: самоопределение,идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству.


8.Словарная работа.

Работа в парах

-От какого слова образовано слово «Собачка»?

- на партах лежат конверты со словами, поработайте в парах, составьте предложение. Какое предложение получилось?

-Из другого конверта возьмите суффиксы, подумайте, какой из них поможет образовать родственное слову «кот».

-В какое место в слове добавим суффикс?

Образуйте новое слово. Предложение у вас получилось?

-от слова «собака»с помощью суффикса –к-

-Собака играет с котом.



Собака играет с котенком.


-Суффикс -енок- поможет образовать слово котенок.

- Между корнем и окончанием



9 Рекомендации по выполнению домашнего задания дифференцированного характера.

- Рассмотрите в учебнике упр. 4 и упр.5. В этих упражнениях похожее задание, вам предлагают найти суффиксы с некоторых словах.

- Как вы думаете, какое из этих упражнений сложное?

- Ребята, выберите сами то упражнение, уровень сложности которого, как вы считаете, вам по силам и запишите в дневник д.з.


Рассматривают упражнения, изучают задание (в упр. 4 слова, которые нужно выписать – выделены жирным шрифтом; в упр. 4 нужно самим найти слова с необходимым суффиксом).

Упр. 5 отмечено в учебнике «гирькой» - «трудное задание». Это упражнение выполнить сложнее

.

Регулятивные: контроль, коррекция;

Личностные: самоопределение.

Итог урока

- С какой частью слова познакомились на уроке?

-Какую работу выполняет?

-Что узнали о суффиксе?

- Что осталось не понятным, или что ещё хотелось бы узнать?

Выставление и аргументация отметок за урок. Правильность и аккуратность

Рефлексия, самооценка. Принятие оценки учителя.









































-

.









.



























.







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее