Пояснительная записка
Место занятия в образовательной программе: Изучение нового материала
Цель: осознание учеником оснований для выбора профессии (как выбираем).
Задачи:
Образовательные задачи:
закрепить знание формулы выбора профессии;
познакомить воспитанников с правилами выбора профессии.
Развивающие задачи:
сформировать у обучающихся умение определять «поля» выбора (из чего выбираем) причины.
Воспитательные задачи:
прививать чувство ответственности к выбору профессии.
Формируемые компетенции:
личностные компетенции (самоконтроль, способность регулировать свое поведение, уверенность в себе, отношение с окружающими, речь, установление контакта, неконфликтность)
профессиональные компетенции.
Оборудование:
Компьютер или ноутбук с проектором.
Мультимудийная презентация.
Распечатанные на принтере бланк (опросник профессиональной готовности) (Приложение 1), текст опросника (Приложение 2).
Методы обучения:
1.Словесные методы обучения (мини-лекция, дискуссия, обмен мнениями, впечатлениями, диалог, тестирование).
2. Метод игры (развивающие).
3. Практический (упражнения).
4.Наглядный метод обучения (карточки с ситуациями, буклеты)
Педагогические технологии:
Игровые технологии.
Тренинговые технологии.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Цель: создание позитивного настроя на занятие (разминка, куда включены игры и упражнения на разогрев группы и настрой на работу).
Приветствие участниками друг, с другом. Упражнение: «Давайте поздороваемся!».
- Ребята, поздоровайтесь друг с другом по цепочке, произнося приветствия или приятное пожелание.
-Привет, Слава, ты как всегда энергичен и весел.
-Рада тебя видеть, Миша! Желаю тебе сегодня с занятия уйти в хорошем настроении!
-Я рад видеть тебя, и хочу тебе сказать, что ты выглядишь заинтересованным.
(обучающиеся выполняют упражнение на приветствие)
Слайд 1
Сообщение темы занятия
Психолог: Ребята, тема нашего занятия: «Формула выбора профессии. «ХОЧУ-МОГУ-НАДО». Правила выбора профессии».
Слайд 2
Основной этап.
2. Изучение нового материала.
Как сделать правильный выбор? Какая профессия будет соответствовать? Что мне надо? И ещё многими вопросами мучаются многие молодые специалисты. К сожалению, ответы на них может дать только тот же, кто их задавал. Другими словами – сам себе. Никто не сможет сделать выбор за тебя. Только ты в ответе за принятие решения по выбору специальности. Помочь тебе разобраться? Есть одна универсальная формула, что поможет любому сделать выбор «в яблочко».Хочу + Могу + Надо = Профессия для меня,
Где, Хочу – это твои Интересы и Склонности.
Уточнение: всё, что ты делал или делаешь в институте и школе по собственной инициативе и желанию. Это твои разнообразные хобби и интересы, чем ты занимаешься в свободное время. Таким образом, если и от выбранной профессии ты будешь получать удовольствие, то охотнее и эффективнее будешь выполнять свою работу. Так ты сможешь быстрее стать профессионалом, и у тебя появится больше возможностей получения престижной и высокооплачиваемой работы.
Могу – твои Способности, Возможности здоровья и Профессиональная квалификация.
Уточнение: включает в себя рассмотрение тех видов деятельности, которые тебе по силам не только в соответствии с состоянием здоровья. Также надо учитывать уровень своих знаний, умений и навыков в разных сферах деятельности. Всегда найдётся что-то, что тебе даётся легко без особых усилий и с хорошими результатами, вот за подобную профессию и стоит браться. А то, что тебе делать тяжело, сложно и не приносит удовольствия – оставь другим.
Надо – возможность трудоустроиться, уровень спроса на рынке труда.
Уточнение: к сожалению, кроме пожеланий существуют ещё и условия, которые от нас не зависят. Например, к этому относиться реальная ситуация спроса на выбираемую профессию на рынке труда. Может оказаться так, что возможность трудоустройства на подходящую по «хочу» профессию низка – это способствует внутреннему конфликту. В этом случае надо смотреть, что лучше: выбрать. 2 варианта: престижную профессию и всю жизнь жалеть об утраченной возможности или все-таки выбрать любимую работу, но тогда увеличится возможность безработицы, а это не самое лучшее начало профессиональной карьеры.
Используя эту формулу, будь предельно осторожен, ты можешь сделать ошибки. Самые распространённые из них:
На этапе «Хочу»: Решение принимается не самостоятельно.
Тебе стоит серьезно подумать над тем, правда ли это твой выбор? Не согласился ли ты с аргументами родителей из-за давления. Да, у них больше опыта и мыслят они практично, но ведь это тебе предстоит работать по этой специальности, уверен ли ты? Или может, хочешь работать вместе с другом и выбираешь профессию за компанию? Подумай, чего же действительно хочешь именно ты?
На этапе «Могу»: Не незнание своих способностей, не понимание их соотношения с профессией. Еще раз подумай, ведь мечтать можно о чём угодно (полётах в космос, ходить по подиуму и т.д.). А сможешь ли ты выполнять все требования, что ставит перед тобой специальность? Может, ты не учитываешь своих психологических качеств? Ведь любить животных и быть ветеринаром – разные вещи.
На этапе «Надо»: Игнорирование конкурентоспособности профессии. А знаешь ли ты, нужен ли на рынке реально специалист твоего профиля? Может та престижная профессия, что ты себе подобрал, совсем не нужна на рынке? Может специалистов этого профиля переизбыток? В таком случае ты окажешься без работы. Тогда, может, стоит пойти на компромисс и заняться другой работой, зато твой труд будет необходим и ты всегда, найдёшь работу. Используй эту формулу при выборе профессии и работы. Не забывай про ошибки и возможность появления подводных камней. Разберись в себе, будь внимателен и осторожен.
Слайд 3
А теперь давайте разберёмся в терминологии.
Профессия Профессия – это род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки, знаний, опыта и являющийся обычно источником существования.
Специальность Специальность – это вид занятия в рамках одной профессии. Специализация Специализация – это более узкая сфера деятельности в рамках конкретной специальности, приобретение более глубоких знаний и навыков и концентрация деятельности в этой области.
Например: врач профессия, хирург специальность, пластический хирург специализация.
Также человека характеризует квалификация и должность, которую он занимает в организации, в которой трудится.
Игра «Визитка» Слайд 4.
Разбираем визитки на слайде, что обозначают записи?
А теперь попробуйте создать свою будущую визитку.
(раздаточный материал: бумажные прямоугольники, цветные карандаши, мелки, фломастеры) — 7-10 минут.
Ваши визитки останутся у вас и пусть они напоминают о вашей цели и не дают сбиться в пути к этой цели.
3. Закрепление пройденного материала.
Психолог: Для закрепления теоретического материала предлагаю вам такое задание, цель которого осознание разницы между желаемым и необходимым «Хочу» и «должен».
Напишите на листке пять утверждений, начинающихся словами «Я должен…». Теперь напишите те же самые утверждения, заменив слово «должен» на слово «хочу». Посмотрите на эти утверждения со словом «хочу» и отметьте плюсом те, с которыми вы готовы согласиться.
(Самостоятельная работа воспитанников).
1.Что изменилось?
2. Каково для вас соотношение между «должен» и «хочу».
3.Как меняется ваше мнение к деятельности?
Слайд 5
Ребята посмотрите, пожалуйста, на слайд, где даны ошибки при выборе профессии. Теперь я прочитаю несколько ситуаций, а вы определите, что это за ошибка.
Ситуация 1. Мы с Мишкой с детского сада вместе, он всегда был заводилой, всегда что-то придумывал, смелый и весёлый, с ним всегда интересно. Хочет после школы стать каскадёром. И я с ним пойду учиться, просто не представляю, если мы разъедимся по разным городам.
Ситуация 2. Мама всегда говорила, что врач в семье — это всегда хорошо и удобно, не надо лишний раз в поликлинику идти. Я думаю она права, вот только по химии у меня «3», а она нужна при поступлении.
Ситуация 3. Ещё полгода назад посмотрел фильм «Хакеры», как они ловко взламывают сети! Я хорошо разбираюсь в компьютерах, в играх всегда дохожу до высокого уровня, так что пойду учиться на программиста.
Ситуация 4. Классно быть блогером, они сейчас хорошо зарабатывают, особо не прилагая никаких усилий. И учиться ничему не надо, знай снимай себе видео да выкладывай. Правда папа говорит, что снимать хорошо у меня не получается, ну, и ладно, научусь со временем, наверное.
Слайд 6
Золотое правило выбора профессии: При выборе профессии надо учитывать три параметра: «хочу», «могу», «надо», что означает «Хочешь ли Ты заниматься этим?», «Посильно ли это Тебе?» и «Нужна ли эта профессия на рынке труда?».
Какие результаты дают разные соединения этих элементов:
Хочу + могу = счастлив, но беден.
Хочу + надо = жизнь в мечтах.
Могу + надо = богатая, но несчастная, скучная жизнь.
Хочу + могу + надо = успех и счастье в жизни. Идеальна та профессия, которая соответствует всем трем параметрам (ЗОНА ОПТИМАЛЬНОГО ВЫБОРА ПРФЕССИИ).
Перерыв 10 минут
3. Практическая работа.
Выполнение теста ОПГ.
Слайд 7
Инструкция испытуемому
Внимательно прочитайте каждое высказывание. На него Вы должны дать 3 ответа и оценить их в баллах (от 0 до 2):
1. Насколько хорошо Вы умеете делать то, что написано в вопросе:
- делаю, как правило, хорошо - 2 балла
- делаю средне - 1 балл
- делаю плохо, совсем не умею - 0 баллов
2. Какие ощущения возникали у Вас, когда Вы это делали:
- положительные (приятно, интересно, легко) – 2 балла
- нейтральные (все равно) – 1 балл
- отрицательные (неприятно, неинтересно, трудно) – 0 баллов
3. Хотели бы Вы, чтобы описанное в вопросе действие было включено в Вашу будущую работу:
- да – 2 балла
- все равно – 1 балл
- нет – 0 баллов
Свои оценки в баллах Вы заносите в таблицу ответов (номер клетки в таблице соответствует номеру вопроса). В каждую клетку таблицы ответов Вы должны поставить баллы, соответствующие Вашим ответом на все 3 вопроса. В каждом вопросе Вы оцениваете сначала Ваше «умение», затем «отношение» и затем «желание». В этой же последовательности Вы и проставляете оценочные баллы в клетку таблицы.
Если Вы никогда не делали того, что написано в вопросе, то вместо баллов поставьте в клетку прочерк в первых двух вопросах и попробуйте ответить только на третий вопрос.
Читая вопрос, обязательно обращайте внимание на слова «часто», «легко», «систематически» и т.д. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов.
Если из перечисленных в вопросе нескольких действий Вы умеете делать что-то одно, то именно его Вы и оцениваете тремя оценками.
Работайте внимательно, не спешите!
ТЕКСТ ОПГ
Умею , могу (часто , легко, систематически, нравится, хочу)
1 . Анализировать содержание научных, учебных, художественных текстов, выделять главное, делать обобщения, выводы.
2. Ремонтировать механические и электротехнические устройства, используемые в быту (замок, кран, утюг , светильник, велосипед, мотоцикл).
3. В течение нескольких лет самостоятельно выращивать какие-либо растения, своевременно выполняя все работы , обеспечивающие их рост и развитие (полив, пересадку, удобрение и пр.).
4. Писать стихи, прозу, заметки, сочинения, оцениваемые многими в художественном плане достаточно высоко.
5. При общении с людьми одерживать внешнее проявление плохого настроения, раздражения; быть терпеливым и доброжелательным даже с не очень приятными людьми.
6. Из крупных текстов делать выписки, группировать их по определенному признаку, составлять конспекты.
7. Налаживать и чинить электронную аппаратуру, приемник, магнитофон, телевизор, аппаратуру для дискотек.
8. Собирать коллекции растений, изучать их различные виды.
9. Мастерить нарядные подарочные изделия из бумаги, дерева, материи, металла, растений и пр. (панно, украшения, сувениры, букеты).
10. Объяснять содержание учебного материала, способ решения сложной задачи и т.п. ясным, легко понятным каждому языком.
11. На иностранном языке отвечать на вопросы и задавать их, пересказывать тексты, участвовать в диалоге.
12.По четкому образцу (рецепту, схеме, выкройке, плану) подавать изделие - кулинарное, швейное, модель, деталь и пр.
13. Разбираться в особенностях развития и во внешних отличительных признаках многочисленных видов растений.
14. Создавать законченные произведения изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры.
15. Постоянно оказывать реальную помощь разным людям, нуждающимся в ней.
16 . Работать с текстами на иностранном языке: переводить, анализировать, переписывать, править.
17.Составлять и собирать схемы различных приборов и устройств: разбираться в принципе их действий.
18. Отдавать много времени уходу и наблюдению за каким-либо животным: кормить, чистить, лечить, обучать.
19. Сочинять музыку, песни, имеющие успех у сверстников и
взрослых.
20.Заниматься с детьми младшего возраста: играть, читать и пр.
21.Выполнять задания по математике, в которых требуется составить логическую цепочку действий, используя при этом различные формулы, законы, теоремы.
22. Из типовых деталей, предназначенных для изготовления (сборки, пошива и т.п) определенных моделей или изделий, создавать новые, придуманные самостоятельно
23. Специально наблюдать за жизнью животных в природе, изучать их повадки, характерные формы поведения.
24. Перед многими зрителями разыгрывать роли в спектаклях, декламировать стихи, прозу.
25. Быстро и правильно распознать сущность малознакомого человека, т.е. понимать причины его поступков, видеть "истинное лицо", часто скрытое за внешним поведением.
26. Выполнять количественные расчеты, подсчеты данных (по формулам и без них), выводить на основе этого определенные следствия, устанавливать закономерности.
27.Выполнять задания (по геометрии, черчению и др.), в которых требуется мысленно представить расположение предметов или их элементов в пространстве.
28. Разбираться в породах и видах домашних и диких животных, насекомых, рыб; их характерных внешних признаках и повадках.
29.Выступать с исполнением музыкальных произведений (пьес, песен), танцевальных номеров.
30. Оказывать активное влияние на разных людей: убеждать их поступать так, а не иначе, мирить, воспитывать, увлекать своими интересами.
31. Работать с информацией, представленной в виде условных знаков, символов; составлять и читать карты, схемы, чертежи, графики.
32. Находить более рациональный (простой, короткий) способ ре-шения задачи: логической, технической, конструкторской, и т.п.
33.Изучать строение "живой ткани" и мир микроорганизмов с помощью микроскопа и других аналогичных устройств.
34. Придумывать и создавать новые оригинальные модели одежды, причесок, украшений, детали интерьера помещений, кулинарные блюда.
35. Организовывать коллективные вечера , походы и другие мероприятия.
36. Запоминать правила , законы , теоремы , условные обозначения , формулы.
37. Решать задачи по химии, разбираться в химических процессах.
38.При уходе за животными или растениями переносить ручной физический труд, соприкосновение с землей и отходами жизнедеятельности животных, специфический запах животных и др.
39. Рецензировать, оценивать, (устно или письменно) работу художников, писателей, режиссеров, драматургов и других специалистов творческих профессий.
40.Руководить работой других людей: давать им задания, добиваться их выполнения.
41. Проверять правильность и логичность написанного текста, вычислений, исправлять ошибки.
42. Разбираться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике.
43. Пополнять свои знания по различным разделам биологии с помощью специальной научной литературы, лекций, докладов.
44. Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное.
45. Для выполнения работы вступать в контакты с незнакомыми или малознакомыми людьми.
46.Тщательно выполнять " бумажную работу " : писать, чертить, вычислять, проверять и т.п.
47. Работать на ЭВМ, решать какие либо задачи с помощью дисплея.
48. Длительное время проводить практические исследования, направленные на изучение животного или растительного мира.
49.Настойчиво и терпеливо "отделывать", обтачивать, переделывать и т.п., добиваясь совершенства в создаваемом или исполняемом произведении, продукте.
50. Делать устные сообщения, доклады для многих слушателей (говорить без "бумажки") .
(подсчёт результатов тестирования)
Слайд 8
Типология профессий Е.А. Климова
Климов выделил пять объектов труда: человек, техника, художественный образ, знак, природа. В первой части названия типа профессии обозначен субъект труда, которым всегда является человек.
Слайд 9
Человек — человек — все профессии, связанные с воспитанием, обслуживанием, обучением людей, общением с ними. Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. К этой группе относятся все педагогические и медицинские профессии, профессии сферы услуг и другие.
Слайд 10
Человек — техника — все профессии, связанные с созданием, обслуживанием и эксплуатацией техники. Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Это такие профессии как: инженер-конструктор, автослесарь, системный администратор и другие.
Слайд 11
Человек — художественный образ — все профессии, связанные с создание, копированием, воспроизведением и изучением художественных образов. Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа профессий. К этой группе относятся такие профессии как: художник, актер, певец, реставратор, искусствовед и другие.
Слайд 12
Человек — природа — все профессии, связанные с изучением, охраной и преобразованием природы. Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. К этой группе относятся такие профессии как: ветеринар, садовник, агроном, эколог и другие.
Слайд 13
Человек — знак — все профессии, вязанные с созданием и использованием знаковых систем ( цифровых, буквенных, нотных). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. К этой группе относятся переводчики художественных и технических текстов, аналитики, финансисты и другие.
Ребята, обратите внимание на ваши бланки. В каких типах профессий у вас получилось больше всего баллов. В каждом случае у вас получилось три цифры. Первая обозначает просто вашу оценку своих умений в данной области, вторая — это эмоциональная окраска, сопровождающая ту или иную деятельность (то есть, то что вам нравится получает более высокую оценку). И третья, более осознанная «примерка» определённых действий на себя (самоопределение в определённом типе профессий).
Особенность применения данной классификации в наше время состоит в том, то простые профессии с одним объектом труда уходят в прошлое и на смену им приходят профессии с несколькими объектами труда, или со сложным объектом труда. Например, профессия ландшафтного дизайнера одновременно относится и к типу человек-природа и к типу человек-художественный образ. Поэтому следует обратить внимание на два или три типа, получивших наиболее высокие баллы, и, именно в этом направлении, продолжать работу по выбору профессии.
4. Заключение. Подведение итогов.
Ответы учащихся на вопросы педагога:
О чем мы с вами сегодня говорили?
Что важного я сегодня узнал (а)?
Что пригодится мне в будущем?
Какие правила выбора профессии тебе известны?
Как Ты думаешь, почему к выбору профессии надо относиться очень серьезно?
Почему важно узнать о профессии как можно больше?
Почему необходимо учитывать свои внутренние склонности, способности при выборе профессии?
В чем состоит золотое правило выбора профессий»? Расшифруй, что означают все три параметра, заложенные в этом правиле.
Слайд 14
Итак, сегодня мы с вами познакомились с правилами выбора профессии, с терминологией, характеризующей человека как профессионала, разобрали ошибки, которые могут сопровождать выбор жизненного пути, типологией профессий и определили к какому типу профессий относятся собственные предпочтения (т.е. определились с одним из составляющих формулы выбора профессии - «ХОЧУ»). Для того, чтобы сделать правильный выбор, необходимо ещё изучить свои способности — «МОГУ», а также рынок труда - «НАДО».
А сегодня мы познакомим вас с профессиями, которые вы можете получить здесь, в форме квеста «Калейдоскоп профессий». Возможно, какие-то из них окажутся для вас интересными и вы попробуете «примерить» их на себя.
Литература
Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии: Учеб. пособие для 8-11 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 1995
Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы).- М.: ВАКО, 2005.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн.-М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/Под науч. ред. Л.А. Обуховой.- М.:ВАКО, 2005.
Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников: учеб.- метод. пособие. – М.: Глобус, 2006
Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника.- М.: Генезис, 2005.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Бланк ОПГ
Ч-З | Ч-Т | Ч-П | Ч-Х | Ч-Ч | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
36 | 37 | 38 | 39 | 40 | ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
46 | 47 | 48 | 49 | 50 | ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ТЕКСТ ОПГ
Умею , могу (часто , легко, систематически, нравится, хочу)
1 . Анализировать содержание научных, учебных, художественных текстов, выделять главное, делать обобщения, выводы.
2. Ремонтировать механические и электротехнические устройства, используемые в быту (замок, кран, утюг , светильник, велосипед, мотоцикл).
3. В течение нескольких лет самостоятельно выращивать какие-либо растения, своевременно выполняя все работы , обеспечивающие их рост и развитие (полив, пересадку, удобрение и пр.).
4. Писать стихи, прозу, заметки, сочинения, оцениваемые многими в художественном плане достаточно высоко.
5. При общении с людьми одерживать внешнее проявление плохого настроения, раздражения; быть терпеливым и доброжелательным даже с не очень приятными людьми.
6. Из крупных текстов делать выписки, группировать их по определенному признаку, составлять конспекты.
7. Налаживать и чинить электронную аппаратуру, приемник, магнитофон, телевизор, аппаратуру для дискотек.
8. Собирать коллекции растений, изучать их различные виды.
9. Мастерить нарядные подарочные изделия из бумаги, дерева, материи, металла, растений и пр. (панно, украшения, сувениры, букеты).
10. Объяснять содержание учебного материала, способ решения сложной задачи и т.п. ясным, легко понятным каждому языком.
11. На иностранном языке отвечать на вопросы и задавать их, пересказывать тексты, участвовать в диалоге.
12.По четкому образцу (рецепту, схеме, выкройке, плану) подавать изделие - кулинарное, швейное, модель, деталь и пр.
13. Разбираться в особенностях развития и во внешних отличительных признаках многочисленных видов растений.
14. Создавать законченные произведения изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры.
15. Постоянно оказывать реальную помощь разным людям, нуждающимся в ней.
16 . Работать с текстами на иностранном языке: переводить, анализировать, переписывать, править.
17.Составлять и собирать схемы различных приборов и устройств: разбираться в принципе их действий.
18. Отдавать много времени уходу и наблюдению за каким-либо животным: кормить, чистить, лечить, обучать.
19. Сочинять музыку, песни, имеющие успех у сверстников и
взрослых.
20.Заниматься с детьми младшего возраста: играть, читать и пр.
21.Выполнять задания по математике, в которых требуется составить логическую цепочку действий, используя при этом различные формулы, законы, теоремы.
22. Из типовых деталей, предназначенных для изготовления (сборки, пошива и т.п) определенных моделей или изделий, создавать новые, придуманные самостоятельно
23. Специально наблюдать за жизнью животных в природе, изучать их повадки, характерные формы поведения.
24. Перед многими зрителями разыгрывать роли в спектаклях, декламировать стихи, прозу.
25. Быстро и правильно распознать сущность малознакомого человека, т.е. понимать причины его поступков, видеть "истинное лицо", часто скрытое за внешним поведением.
26. Выполнять количественные расчеты, подсчеты данных (по формулам и без них), выводить на основе этого определенные следствия, устанавливать закономерности.
27.Выполнять задания (по геометрии, черчению и др.), в которых требуется мысленно представить расположение предметов или их элементов в пространстве.
28. Разбираться в породах и видах домашних и диких животных, насекомых, рыб; их характерных внешних признаках и повадках.
29.Выступать с исполнением музыкальных произведений (пьес, песен), танцевальных номеров.
30. Оказывать активное влияние на разных людей: убеждать их поступать так, а не иначе, мирить, воспитывать, увлекать своими интересами.
31. Работать с информацией, представленной в виде условных знаков, символов; составлять и читать карты, схемы, чертежи, графики.
32. Находить более рациональный (простой, короткий) способ ре-шения задачи: логической, технической, конструкторской, и т.п.
33.Изучать строение "живой ткани" и мир микроорганизмов с помощью микроскопа и других аналогичных устройств.
34. Придумывать и создавать новые оригинальные модели одежды, причесок, украшений, детали интерьера помещений, кулинарные блюда.
35. Организовывать коллективные вечера , походы и другие мероприятия.
36. Запоминать правила , законы , теоремы , условные обозначения , формулы.
37. Решать задачи по химии, разбираться в химических процессах.
38.При уходе за животными или растениями переносить ручной физический труд, соприкосновение с землей и отходами жизнедеятельности животных, специфический запах животных и др.
39. Рецензировать, оценивать, (устно или письменно) работу художников, писателей, режиссеров, драматургов и других специалистов творческих профессий.
40.Руководить работой других людей: давать им задания, добиваться их выполнения.
41. Проверять правильность и логичность написанного текста, вычислений, исправлять ошибки.
42. Разбираться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике.
43. Пополнять свои знания по различным разделам биологии с помощью специальной научной литературы, лекций, докладов.
44. Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное.
45. Для выполнения работы вступать в контакты с незнакомыми или малознакомыми людьми.
46.Тщательно выполнять " бумажную работу " : писать, чертить, вычислять, проверять и т.п.
47. Работать на ЭВМ, решать какие либо задачи с помощью дисплея.
48. Длительное время проводить практические исследования, направленные на изучение животного или растительного мира.
49.Настойчиво и терпеливо "отделывать", обтачивать, переделывать и т.п., добиваясь совершенства в создаваемом или исполняемом произведении, продукте.
Делать устные сообщения, доклады для многих слушателей (говорить без "бумажки") .