Класс: 9
Урок:
Дата:
Раздел: Способы проецирования
Тема урока: Аксонометрические проекции окружности.
Цель урока: Сформировать у учащихся знаний, умений и навыков в построении аксонометрических проекции окружностей
Задачи урока:
Образовательная: Научить учащихся строить окружность в аксонометрии
Развивающая: Развивать память, мышление, целостность восприятия, устойчивость внимания
Воспитательная: воспитывать организованность и активность на уроке, интерес к изучаемому предмету, заинтересованность в конечном результате
МТО: 1. Оборудование: доска, столы и стулья:
2. Материалы и инструменты: чертёжные инструменты и принадлежности
3. Наглядность: таблица «Изображение окружности в аксонометрии», раздаточный материал, иллюстрации примеров применения аксонометрических построений
Тип урока: комбинированный
Методы: объяснительно-иллюстративный - беседа, рассказ, объяснение,
работа с учебником, работа с дидактическим материалом
репродуктивный - инструктаж, самостоятельная работа
частично-поисковый;
индуктивный - от простого к сложному
Ход урока:
1. Организационный момент:
1. Приветствие:
2. Психологический настрой на урок
3. Сообщение темы и цели урока
II. Повторение пройденного материала
1. Формулировка темы прошлого урока.
На прошлом уроке вы изучали «Положение осей и аксонометрических проекций плоских фигур»,
давайте вспомним, что же это.
2. Фронтальная беседа.
1. . С чего начинается построение проекций?
2. Какие размеры откладывают при выполнении чертежа вдоль аксонометрических осей в изометрической и фронтальной диметрической проекциях?
3. Как в полной форме называют аксонометрические проекции?
4. Как переводится слово «аксонометрия», «диметрия» и «изометрия»?
5. Как располагаются оси фронтальной диметрической и прямоугольной изометрической проекций?
Изучение нового материала
Аксонометрические проекции окружности.
Построение аксонометрических проекций предметов, форма которых имеет поверхность вращения, невозможно без изображения аксонометрической проекции окружности.
Аксонометрическая проекция окружности представляет собой, как правило, замкнутую кривую линию. Для удобства ее построения вначале изображают аксонометрическую проекцию квадрата, описанного вокруг этой окружности, а затем вписывают в него проекцию окружности. На рис. 92 показаны аксонометрические проекции окружности, вписанной в квадрат.
1. Фронтальные диметрические проекции окружностей.
Окружности, лежащие в плоскостях, параллельных фронтальной плоскости проекций, проецируются на аксонометрическую плоскость проекций в окружности, а окружности, лежащие в плоскостях, параллельных горизонтальной и профильной плоскостям проекций, - в эллипсы ( рис.92,а).
Коэффициент искажения по оси у равен 0,5, а по осям x и z-1.
2. Прямоугольная изометрическая проекция окружностей
Окружности, лежащие в плоскостях, параллельных плоскостям проекций, проецируются на аксонометрическую плоскость проекций в эллипсы
Изометрическую проекцию для упрощения, как правило выполняют без искажения по осям x, y, z, т.е. приняв коэффициент искажения равным 1.
Упражнения и самостоятельная работа учащихся
Вопросы и задания
1. Определите, какие оси будут относиться к осям косоугольной фронтальной диметрической и прямоугольной изометрической проекции (рис. 94).
2. Определите, какие изображения выполнены по правилам косоугольной фронтальной диметрической и прямоугольной изометрической проекции (рис. 95).
V. Заключительная часть.
1. Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке мы познакомились с построением аксонометрических проекций окружностей и выполнили проекции фронтальной диметрической и прямоугольной изометрической.
2. Сообщение отметок учащимся полученных за урок.
3. Домашнее задание.
В рабочей тетради постройте изометрическую проекцию усеченных конусов (рис. 96). Размеры геометрического тела: диаметр нижнего основания равен 40 мм; диаметр верхнего основания — 30 мм; высота конуса равна 40 мм.