План- конспект урока по ОРКСЭ " Россия - наша Родина"
Модуль: «Основы светской этики»
Класс: 4
Урок: 1
Цель урока:
• формирование чувства гордости за свою Родину.
• формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий.
• формирование уважительного отношения к разным светским и духовным традициям.
Задачи:
• воспитывать уважительное и бережное отношение к своей Родине.
• развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся.
• способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Используемые учебники и учебные пособия:
Учебник " Основы светской этики" А.Я.Данилюк
Используемое оборудование:
Презентация, словари, портреты великих людей, выставка книг о России.
Ход:
1. Организационный момент.
Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе.
2. Запись в тетради темы урока – « Россия - наша Родина»
Как вы понимаете тему урока? Поставьте перед собой задачи нашего урока.
3.Чтение учителем стихотворения.
Что Родиной моей зовётся?
Себе я задаю вопрос.
Река, что за домами вьётся,
Иль куст кудрявых красных роз?
Вон та осенняя берёзка?
Или весенняя капель?
А может радуги полоска?
Или морозный зимний день?
Всё то, что с детства рядом было?
Но это станет всё пустяк
Без маминой заботы милой,
И без друзей мне все не так.
Та вот что Родиной зовётся!
Чтоб были рядышком всегда
Всё, кто поддержит, улыбнётся,
Кому нужна и я сама!
Вопросы по стихотворению:
- О чём спрашивает себя герой стихотворения?
- К какому ответу приходит герой?
- А вы согласны с его мнением? Почему?
-Какое определение слову Родина предложили бы вы? Почему?
- Что для вас является Родиной?
4. Работа над темой урока
-А какое определение (толкование) можно найти в словарях, какие синонимы можно подобрать, каково происхождение этого слова, в каких фразеологизмах упоминается это слово (работа по группам со словарями)
!!!Учащиеся работают в группах с разными словарями («Толковый словарь С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой», словарь синонимов, фразеологический словарь, этимологический словарь). Результатом работы будет являться лист ватмана с ответом, который дети должны озвучить и оставить на доске (см. слайд №6)
Учитель: Во все времена люди говорили о Родине, и это отражается в устном народном творчестве (см.слайд №7)
А) Беседа с учащимися по пословицам:
1. Кто Родине изменяет, того народ презирает.
2. Кто за Родину горой – тот истинный герой.
Только ли воинов, защищающих Родину на поле боя, мы можем назвать героями? Каких людей мы называем героями, почему? (это художники, музыканты, писатели, ученые, которые прославили Россию в мире) – см. слайд №8-10
!!!!Мы с вами много назвали причин, позволяющих гордиться нашей Родиной, а теперь давайте откроем учебник и определим, правы ли мы были и выделим основные понятия нашего урока (см. слайд № 11)
5)Комментированное чтение статьи из учебника.
Страна – Российская Федерация, Россия.
Отечество – наши отцы, деды. Прадеды, прадеды наших отцов учились, работали и защищали свою землю.
Родина – родились и живём в ней.
Духовный мир – это знания и информация. Отношения между людьми и др.
Внутренний мир – душа человека.
Традиции – дороги духовного мира.
Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимают религиозные культуры и морально-этические нормы. Следуя им, человек не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого, узнает, как сделать свой внутренний мир чистым, светлым и радостным.
Вывод.
Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своёй Родиной.
6. Самостоятельная творческая работа.
Составьте и запишите в тетрадь предложения со словами Россия, отечество.
Чтение предложений.
7.Рефлексия.
· Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?
· Как ты объяснишь слова патриот, Отечество, Родина?
· О ком из известных людей ты хотел бы рассказать членам своей семьи и друзьям? Почему?
8. Задание на дом.
Учебник, стр.5, вопросы и задания