Приложение 1
Словарь
Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.
Совесть-это наш внутренний судья.
(Гольбах)
Совесть-это когтистый зверь, скребущий сердце.
(Л. Ландау)
В ком стыд, в том и совесть
(Русская пословица)
Приложение 2
Стыд - одна из самых главных нравственных категорий, если говорить о народном понимании нравственности. Понятие это состоит в одном ряду с честью и совестью, о которых у Александра Яшина сказано так:
В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество,
Верность,
Братство.
И есть ещё:
Совесть,
Честь.
Совесть- понятие морального сознания, внутренняя убеждённость в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за своё поведение; выражение способности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.
Понятие совести - понятие нравственное, корневое. К тому, как мы строим дом, как чертим чертёж, как делаем открытия, как добываем нефть, растим детей, лечим людей, общаемся с товарищами – к каждому поступку, который можно оценить по шкале нравственности, имеет отношение совесть. Совесть-это внутренняя работа ума и сердца это внутренний голос человека. Нравственной личностью человека становится лишь тогда, когда в душе его навсегда поселились совесть, стыд, ответственность и долг. Это четыре важнейших источника, питающих моральную доблесть и культуру человека. Они взаимосвязаны и тесно переплетаются между собой.
Приложение 3
Совесть
(из ста китайских сказок)
В. Дорошевич
Случилось это в давние времена, когда и летописей-то еще не писалось. В те незапамятные времена родилась на свет Совесть. Родилась она тихой ночью, когда все думает. Думает речка, блестя в лунном свете, думает тростник, замерев, думает трава, думает небо. Оттого так и тихо. Растения ночью выдумывают цветы, соловей - песни, а звезды - будущее.
В такую ночь, когда все думали, родилась Совесть, и пошла по земле.
Жилось ей наполовину хорошо, наполовину плохо. Днем никто с ней не хотел разговаривать. Днем не до того. Там стройка, там канавы роют.
Подойдет она к кому, тот от нее руками и ногами отмахивается:
— Не видишь, что кругом делается? Время ли с тобой разговаривать?!
Зато ночью совесть шла спокойно. Она заходила и в богатые дома, и в шалаши из тростника. Тихонько дотрагивалась до плеча спящего. Тот просыпался, видел в темноте ее горящие глаза и спрашивал:
Чего тебе?
А ты что сегодня делал? - спрашивала Совесть.
Что я делал? Ничего, кажется, такого не делал!
А ты подумай.
Разве вот это...
Совесть уходила к другому, а проснувшийся человек так и не мог заснуть до самого утра. И многое, чего ему не слышалось в шуме дня, слышалось в тишине задумавшейся ночи.
И мало кто спал, напала на всех бессонница. Даже богатым ни доктора, ни травы не помогали.
Сам премудрый правитель тех мест не знал средства от бессонницы. Кругом все ему были должны, и всю жизнь только и делали, что долги ему отрабатывали. Когда кто-нибудь из должников крал у него горсть риса, правитель жестоко наказывал вора, чтобы другим не повадно было. Днем это выходило очень мудро, потому что другие действительно боялись.
А по ночам к правителю приходила Совесть, и тогда к нему в голову лезли совсем другие мысли: «Почему этот человек украл? Потому что есть нечего. А почему есть нечего? Потому что заработать некогда, он весь день только и делает, что мне долги отрабатывает».
Мудрый правитель даже смеялся над этими мыслями: «Что ж это выходит, меня же обворовали, а я же не прав!»
Смеялся, а заснуть все-таки не мог. До того его бессонные ночи извели, что однажды взял он и объявил:
— Верну я народу все их деньги, все их земли и все их
мима, только пусть Совесть меня оставит в покое.
Тут уж родные мудрого правителя крик подняли:
Это на него от бессонных ночей безумье напало! Все жалуются:
И меня «она» бессонницами мучает!
И меня!
Испугались все: и богатые, и бедные. И решили люди:
— Надо у самого мудрого ученого Китая совета спросить. Кроме него никто помочь не может!
Снарядили посольство, принесли дары, до земли много раз поклонились и объяснили, за чем пришли. Выслушал ученый, подумал, улыбнулся и сказал:
— Можно помочь! Можно так сделать, что «она» даже и приходить не будет иметь права!
Все так и насторожились.
А ученый опять улыбнулся и сказал:
— Давайте сочинять законы! Напишем на свитках, что человек должен делать, а что нет. Мандарины будут учить законы наизусть, а прочие пусть к ним приходят спрашивать: можно или нельзя.
Пусть тогда «она» придет и спросит: «Что ты сегодня делал?» «А то и делал, что в свитках написано.» И будут все спать спокойно. Конечно, мандаринам все будут платить: не даром же они будут себе мозги законами набивать.
Обрадовались тут все. Принялись писать, что человек должен делать, а чего не должен. И написали. И зажили люди отлично. Только уж самые последние бедняки, у которых даже мандарину за совесть заплатить было нечем, бессонницей страдали. А прочие, как только к ним приходила ночью Совесть, говорили:
«Что ты к нам лезешь! Я по законам поступал! Как в свитках написано! Я не сам!»
Поворачивались на другой бок и засыпали...
Вопросы и задания к сказке:
Испытывали ли вы когда-нибудь муки совести?
Как вы думаете, совесть есть в каждом человеке?
Какого человека называют совестливым, а какого — бессовестным?
Как вы понимаете выражение: «в нем заговорила совесть»?
Может ли совесть заснуть, умереть, заболеть?
Может ли человек вылечить свою совесть, и как?