«Зимний фестиваль знаний 2025»

Урок по ОРКиСЭ модуль Основы светской этики по теме "Совесть"

Урок по ОРКиСЭ модуль Основы светской этики по теме "Совесть"

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Приложение 1


Словарь

Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.


Совесть-это наш внутренний судья.

(Гольбах)

Совесть-это когтистый зверь, скребущий сердце.

(Л. Ландау)

В ком стыд, в том и совесть

(Русская пословица)



Приложение 2

Стыд - одна из самых главных нравственных категорий, если говорить о народном понимании нравственности. Понятие это состоит в одном ряду с честью и совестью, о которых у Александра Яшина сказано так:

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство.

И есть ещё:

Совесть,

Честь.

Совесть- понятие морального сознания, внутренняя убеждённость в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за своё поведение; выражение способности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Понятие совести - понятие нравственное, корневое. К тому, как мы строим дом, как чертим чертёж, как делаем открытия, как добываем нефть, растим детей, лечим людей, общаемся с товарищами – к каждому поступку, который можно оценить по шкале нравственности, имеет отношение совесть. Совесть-это внутренняя работа ума и сердца это внутренний голос человека. Нравственной личностью человека становится лишь тогда, когда в душе его навсегда поселились совесть, стыд, ответственность и долг. Это четыре важнейших источника, питающих моральную доблесть и культуру человека. Они взаимосвязаны и тесно переплетаются между собой.





Приложение 3


Совесть

(из ста китайских сказок)

В. Дорошевич

Случилось это в давние времена, когда и летописей-то еще не писалось. В те незапамятные времена роди­лась на свет Совесть. Родилась она тихой ночью, когда все думает. Думает речка, блестя в лунном свете, ду­мает тростник, замерев, думает трава, думает небо. Оттого так и тихо. Растения ночью выдумывают цве­ты, соловей - песни, а звезды - будущее.

В такую ночь, когда все думали, родилась Совесть, и пошла по земле.

Жилось ей наполовину хорошо, наполовину плохо. Днем никто с ней не хотел разговаривать. Днем не до того. Там стройка, там канавы роют.

Подойдет она к кому, тот от нее руками и ногами отмахивается:

— Не видишь, что кругом делается? Время ли с то­бой разговаривать?!

Зато ночью совесть шла спокойно. Она заходила и в богатые дома, и в шалаши из тростника. Тихонько дот­рагивалась до плеча спящего. Тот просыпался, видел в темноте ее горящие глаза и спрашивал:

Чего тебе?

А ты что сегодня делал? - спрашивала Совесть.

Что я делал? Ничего, кажется, такого не делал!

А ты подумай.

Разве вот это...

Совесть уходила к другому, а проснувшийся чело­век так и не мог заснуть до самого утра. И многое, чего ему не слышалось в шуме дня, слышалось в тишине задумавшейся ночи.

И мало кто спал, напала на всех бессонница. Даже богатым ни доктора, ни травы не помогали.

Сам премудрый правитель тех мест не знал средства от бессонницы. Кругом все ему были должны, и всю жизнь только и делали, что долги ему отрабатывали. Когда кто-нибудь из должников крал у него горсть риса, правитель жестоко наказывал вора, чтобы дру­гим не повадно было. Днем это выходило очень мудро, потому что другие действительно боялись.

А по ночам к правителю приходила Совесть, и тогда к нему в голову лезли совсем другие мысли: «Почему этот человек украл? Потому что есть нечего. А почему есть нечего? Потому что заработать некогда, он весь день только и делает, что мне долги отрабатывает».

Мудрый правитель даже смеялся над этими мысля­ми: «Что ж это выходит, меня же обворовали, а я же не прав!»

Смеялся, а заснуть все-таки не мог. До того его бес­сонные ночи извели, что однажды взял он и объявил:

— Верну я народу все их деньги, все их земли и все их
мима, только пусть Совесть меня оставит в покое.

Тут уж родные мудрого правителя крик подняли:

Это на него от бессонных ночей безумье напало! Все жалуются:

И меня «она» бессонницами мучает!

И меня!

Испугались все: и богатые, и бедные. И решили люди:

— Надо у самого мудрого ученого Китая совета спро­сить. Кроме него никто помочь не может!

Снарядили посольство, принесли дары, до земли много раз поклонились и объяснили, за чем пришли. Выслушал ученый, подумал, улыбнулся и сказал:

— Можно помочь! Можно так сделать, что «она» даже и приходить не будет иметь права!

Все так и насторожились.

А ученый опять улыбнулся и сказал:

— Давайте сочинять законы! Напишем на свитках, что человек должен делать, а что нет. Мандарины будут учить законы наизусть, а прочие пусть к ним при­ходят спрашивать: можно или нельзя.

Пусть тогда «она» придет и спросит: «Что ты сегод­ня делал?» «А то и делал, что в свитках написано.» И будут все спать спокойно. Конечно, мандаринам все будут платить: не даром же они будут себе мозги зако­нами набивать.

Обрадовались тут все. Принялись писать, что чело­век должен делать, а чего не должен. И написали. И зажили люди отлично. Только уж самые последние бедняки, у которых даже мандарину за совесть запла­тить было нечем, бессонницей страдали. А прочие, как только к ним приходила ночью Совесть, говорили:

«Что ты к нам лезешь! Я по законам поступал! Как в свитках написано! Я не сам!»

Поворачивались на другой бок и засыпали...


Вопросы и задания к сказке:

  • Испытывали ли вы когда-нибудь муки совести?

  • Как вы думаете, совесть есть в каждом человеке?

  • Какого человека называют совестливым, а како­го — бессовестным?

  • Как вы понимаете выражение: «в нем заговорила совесть»?

  • Может ли совесть заснуть, умереть, заболеть?

  • Может ли человек вылечить свою совесть, и как?




Содержимое разработки

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ»













РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ

«Основы религиозных культур и светской этики»

(модуль «Основы светской этики»)


Разработчики:

1) Исакова Ирина Михайловна, учитель истории МОУ «СОШ №44» города Кургана

2) Игишева Галина Ивановна, учитель начальных классов, МОУ «СОШ №61» города Кургана

3) Кириллова Елена Михайловна, учитель начальных классов МОУ «СОШ №53» города Кургана

4) Мельникова Надежда Васильевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ №41» города Кургана

5) Павлова Ирина Геннадьевна, учитель истории МОУ «СОШ №53» города Кургана









Руководитель курсов:

Ельченко Н.Ю., заведующая кабинетом эстетического образования

ИПКиПРО Курганской области








Курган, 2010


Модуль: «Основы светской этики»

Класс: 5

урока: 23

Тема: Совесть

Цель: сформировать представление обучающихся об ответственности за свои поступки, нравственный выбор, помочь в осмыслении нравственного понятия «совесть».

Задачи

1.Обучающие:

- проверить степень усвоения ранее изученной темы;

-формировать навыки работы с терминами;

-совершенствовать умение работать с источниками;

2.Развивающие:

-продолжить развитие и становление интеллектуальных, коммуникативных умений и навыков при работе в группе;

- обучать элементам творческой деятельности;

3. Воспитывающие:

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи, поддержки;

- акцентировать внимание обучающихся на собственную личность с целью самопознания и дальнейшего саморазвития.

Виды деятельности: проблемное задание, мозговой штурм, составление плана, краткий пересказ, самостоятельная работа с источниками, инсценировка отрывка из книги, творческая работа – рисование по представлению, работа в тетради, дидактическая игра, ассоциативная цепочка.

Основные термины и понятия: совесть, стыд, размышления, чувства, воля.

Оборудование: учебники, словари, печатные тексты, ИКТ, бумага и цветные карандаши.

План урока:

Содержание этапов урока

Виды и формы работы

Организационный момент

Приветствие

Проверка домашнего задания

Работа в группах

Выход на тему урока.

Изучение новой темы



Физминутка

Проблемное задание

Групповая работа со словарями

Мозговой штурм

Работа с учебником


Закрепление изученного материала

Практическая работа с текстами

Инсценировка отрывка из книги

Творческая работа- рисование по представлению

Подведение итогов

Игра «Данетка»

Ассоциативные цепочки

Работа в тетради

Шкала самооценки

Рефлексия

Домашнее задание

Дифференциация




Ход урока

  1. Организационный момент:

Я желаю тебе сегодня добра!

Ты желаешь мне сегодня добра!

Если тебе будет трудно, я помогу!

  1. Проверка домашнего задания:

2.1.Ребята зачитывают подобранные пословицы о чести, о достоинстве и объясняют в группах их смысл.

2.2.Выбирают от группы 1-2 пословицы и всему классу зачитывают, объясняя их смысл, пословицы прикрепляют на доску.

3.Разгадывание кроссворда. (Приложение №1)

Заполнив кроссворд, вы узнаете тему урока.

1.Всякому своя…(честь).

2.С честью выполняй свой … (долг).

3.В ком честь, в том и … (правда).

4.Бесчестье хуже, чем …(правда).

5.Честное …(слово) и буйную голову смиряет.

6.Без …(труда) чести не получишь.

7.Береги…(платье) снову, а честь смолоду.

4. Формулирование темы урока:

- О чём мы сегодня будем говорить на уроке? (О совести).

- Что такое совесть? Как вы понимаете? (Высказывания детей).

- Мы должны понять, что такое совесть и почему за свои поступки надо нести ответственность.

- Как вы понимаете смысл пословицы «В ком стыд, в том и совесть»?

- У Александра Яшина сказано так:

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Богатство,

И есть ещё:

Совесть, честь.

5. Определение понятия слова «совесть».

5.1.Работа в группах со словарями..

Определение в словарях:

Словарь Ушакова: совесть – внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственность ты за своё поведение.

Словарь Брокгауза и Ефрона: совесть – нравственное сознание человека, выражающееся в оценке собственных и чужих поступков, на основании определённого критерия добра и зла.

Толковый словарь Владимира Даля: совесть – нравственное сознание, нравственное чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирождённая правда, в различной степени развития.

- Что общего у всех этих определений?

(Совесть – это способность различать добро и зло, побуждающая человека делать осознанный выбор в пользу добра.

5.2. Копилка русского языка. Работа над понятием устойчивых сочетаний слов, которые употребляются в речи:

- Как понимаете устойчивые сочетания слов, которые употребляются в речи?

  • Имейте совесть (позор, как не стыдно, стыдно).

  • Сделано на совесть (хорошо, честно, отлично, прочно, добросовестно, крепко, надёжно, на века, добротно).

  • Не за страх, а за совесть (верой и правдой, добросовестно).

- Прежде всего заглянем в историю слова «совесть». Это слово состоит из двух частей: приставки со - что значит – вместе, корня – весть, что значит, знать, ведать. Совесть – это совместное знание человека со своим внутренним миром.

Вот перед вами треугольник: ты – твой поступок – окружающие тебя люди. Совершая дурной поступок, ты остаёшься наедине со своим поступком, для окружающих тебя людей твой поступок обычно проходит незаметно.


Наедине с самим собой

  • Ты размышляешь над тем, что совершил;

  • Эта мысль тебя преследует;

  • Ты понимаешь, что надо исправить свой поступок;

  • Ты исправляешь положение;

  • Наступает мир с самим собой;

- Я думаю, что совесть – это внутренний мир человека. Если в нём воцарится мир, жизнь будет счастливой. Совесть нужна человеку, чтобы жить в мире с самим собой.

Твой поступок









Люди Ты

1. Размышления

2. Преследование

3. Понимание-исправление

4. Мир с самим собой.




- Мы делаем для памяти зарубки,

Не доверяя собственным следам,

А совесть помнит все наши поступки

И не стареет вопреки годам.

Она скромна, не говорит ни слова,

Пока не взвесит помыслов и дел,

И вдруг напомнит прямо и сурово

Как раз о том, что ты забыть хотел.

Ей всё равно – шумит ли в поле вьюга,

Поют ли в перелеске соловьи –

Держи ответ и ни жены, ни друга

В свидетели напрасно не зови.


5. Самостоятельная работа по учебнику (работа в группах).

Вопрос перед чтением:

- Какие компоненты имеет совесть? Составление плана статьи.

6. Обсуждение результатов самостоятельной работы.

Физкультминутка.

По кабинету расклеены буквы разных цветов. Дети каждой группы собирают буквы своего цвета и составляют слова. У них получатся слова: доброта, честность, справедливость.


Совесть



доброта

честность справедливость


7. Работа в группах.

Чтение текстов по группам. (Приложение № 2).

Выделение основной мысли текста.

Краткое сообщение о прочитанных рассказах.

Чтение пословиц и подбор их к тексту. (Приложение № 3 ).

- Есть у А.С. Макаренко великолепные слова: «Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести, не тогда, когда на него смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит, и никогда не узнают, как было. Надо поступать правильно ради правды, ради долга перед самим собой». В жизни часто человеку надо самому принимать единственно верное решение – по совести, по внутреннему убеждению. Здесь он сам себе судья. И по тому, какое он решение принял, люди судят, какой он человек.

8. Инсценировка отрывка из книги Николая Носова «Незнайка в Солнечном городе» и обсуждение его по вопросам: (Приложение № 4).

- Почему Незнайка не мог заснуть? (Его мучила совесть, он превратил коротышку в осла.)

- Думал или нет Незнайка о последствиях своих поступков? (Нет, он поступил необдуманно, безответственно. Поэтому пострадал другой человек.)

-А что такое ответственность? (Ответственность - это необходимость отвечать за свои поступки. Способность человека сознательно выполнять определённые требования и осуществлять поставленные задачи.)

- Почему Незнайка не доволен своей совестью? (Она ему вовремя не подсказала, как себя вести, она у него маленькая.)

- Мог ли Незнайка поступить иначе? Был ли у него выбор? (Да, он мог не превращать коротышку в осла, но разозлился и сделал это.)

-Бывали с вами случаи, когда совесть спала? Как вы поступали в этих случаях?

- Чтобы вы посоветовали Незнайке? (Человек должен работать над собой, чтобы его совесть не осталась «маленькой». Нужно посоветовать Незнайке и себе почаще «будить» свою совесть, чтобы потом не раскаиваться.)

9. Творческая работа.

-Нарисовать образ совести. Выставка рисунков с комментариями.

10.Закрепление основного понятия. Запись в словарь понятия «совесть».

11. Домашнее задание на выбор:

- Придумать и записать рассказ или сказку о том, что было бы, ели бы у человека не осталось совести.

- Сочинить рассказ к одной из пословиц.

- Прочитать сказку М.Е. Салтыкова- Щедрина «Пропала совесть».

12. Рефлексия урока.

Игра «Да-нетка».

Ответив на несколько вопросов, мы получим образ совестливого человека:

- Он работает с душой? (Нет.)

- Всё делает по совести? (Да.)

- Он добр, честен, правдив? ( Да.)

- Ищет оправдание своим поступкам? (Нет.)

- Ищет снисхождение к себе? (Нет.)

Вот он какой - совестливый человек. Совесть нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека. Рядом с совестливым человеком легче живётся.

Он, как светлячок, излучает невидимый свет, который и есть нравственное здоровье человека.

Остаться людьми и быть честными по отношению к себе и окружающим, не скупиться на доброту, учат нас наши учителя и родители. Спасибо им!

Ассоциативные цепочки:

С- сочувствие. счастье

О- ответственность

В- верность

Е- единение

С- стыд

Т- труд

Ь

Шкала самооценки (заполняют дети).


Выводы по уроку:

- Выбор поступков всегда имеет определённые последствия, как для окружающих, так и лично для человека. А за последствия приходится отвечать.






























Содержимое разработки

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА УРОКА

по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»


Модуль: «Основы светской этики».

Класс: 5

урока: 23

Тема:_Совесть

Цель: формирование знаний детей о понятиях СОВЕСТЬ, СТЫД.

Задачи:

1. Учить детей осознавать значимости понятий, слов СОВЕСТЬ, СТЫД;

2. Развивать мыслительную деятельность, умение работать коллективно, находить и выделять главное, умение анализировать свои поступки;

3. Воспитывать нравственные качества детей.

Виды деятельности: групповая, коллективная, беседа, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Основные термины и понятия: совесть, стыд.

Оборудование: мультимедиа, , карточки с пословицами.


ХОД УРОКА:

1.Организационный момент. 1 минута.

2.Проверка домашнего задания: 5 минут.

- Ребята, какие пословицы о чести и достоинстве вы приготовили дома?

(Ешь с голоду, а честь береги смолоду.

Какову жизнь проживёшь, такову и славу наживёшь.

Честь нельзя отнять, её можно потерять.)

- Сейчас прочтите пословицу:

Глаза –мера, душа- вера, а совесть- порука. /слайд1/

Какое слово в пословице близко к понятиям ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО?

(Совесть)

3. Сообщение темы и цели урока: 1 минута.

- Тема урока «СОВЕСТЬ», цель нашего урока – познакомиться с этим понятием.

/слайд 2/

4.Беседа с учащимися: 7 минут.

-Попробуйте, ребята, подобрать ассоциации к слову совесть? /слайд 3/

( неприятность, ссора, обида, стыд)

- Как вы думаете, совесть и стыд- это одно и то же? ( Работа в группах. 1 группа-слово стыд-это…

2 группа –слово совесть –это…).

( совесть – это когда я доставил кому-то неприятность.

Стыд – это когда тебе совестно, неудобно)/слайд 4/



5. Словарная работа: 3 минуты.


- Вы дали свои определения, как вы понимаете, что такое совесть, стыд. А теперь узнаем точные определения этих понятий.

/слайд 5/ Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

Стыд- чувство сильного смущения от сознания вины.

( Ушаков К.Д. Толковый словарь русского языка).

6. Работа с текстом: 10минут.

- Ребята, а вам когда-нибудь бывает стыдно? (Бывает).

- Сейчас вы послушаете отрывок рассказа А.П. Гайдара « Совесть» и подумаете, чем закончилась эта история?

(Чтение рассказа учителем).

А.П. Гайдар «Совесть». / слайд 6/

Нина Карнаухова не приготовила уроки и решила не идти в школу.

Но, чтобы знакомые не увидели, как она во время рабочего дня гуляет с книгами по городу, Нина украдкой пошла в рощу.

Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на неё добрыми, доверчивыми глазами.

А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чём дело, и решила над ним подшутить.

- Несчастный прогульщик! – строго сказала она.- И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

- Нет! – удивлённо ответил малыш.- Я просто шёл на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.

Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что пришлось взять его за руку и повести через рощу.

А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.

Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.

Вернулась Нина, села и заплакала…

- Чем же закончилась эта история, по вашему мнению?

( Дети: собака съела завтрак, Нине одной страшно в парке, девочке стало обидно…)

-Послушайте, как автор заканчивает свой рассказ:

Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над её головой весёлые птицы. И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть.

- А сейчас поразмышляем над словами Аркадия Гайдара: « её сердце грызла беспощадная совесть». Как вы их понимаете? /слайд 7/.

( Работа в группах-3минуты обсуждения, и каждая группа защищает свой ответ

1группа – Нине было очень стыдно.

2группа – она поняла, что совершила плохой поступок.)

- Подведём итог нашей дискуссии

Жить не в ладу с совестью человеку мучительно. /слайд 8/


7. Физминутка. 1минута. /слайд 9/.


8. Работа с пословицами: 5минут.

-В начале урока вы познакомили нас с теми пословицами о чести и достоинстве, которые приготовили дома.

- Как вы думаете, есть ли пословицы о понятии совесть?

Из слов на карточках соберите пословицу и объясните её смысл.


(Работа детей в группах:

1 группа- худого, не, хорошего, из, сделаешь. / Из худого хорошего не сделаешь/.

2 группа – а, утаить, сказать, стыдно, грех / Стыдно сказать, а грех утаить./. ) /слайд 10, 11/.

Существуют не только пословицы о совести, но и высказывания знаменитых людей./слайд 12/

Без совести и при большом уме не проживёшь. М. Горький.

Да, жалок тот, в ком совесть не чиста. А. Пушкин.

Правда коротка; ложь всегда многословна. Л. Толстой.

9. Работа с притчей. 5минут.

-Действительно, стыдно за свои поступки бывает не только детям, но и взрослым. Прочитайте притчу Льва Николаевича Толстого «Старый дед и внучек». /слайд 13/

Связана ли она с темой нашего урока?

Чтение притчи детьми вслух по частям.

Старый дед и внучек.

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать и давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только горько вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят - сынишка их на полу дощечками играет: что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика, и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

-Бывает ли так, когда взрослые поступают не по совести?

10. Домашнее задание. 2 минуты.

Расскажите своим родителям эту притчу и подумайте с ними над вопросами, необходима ли человеку совесть ,что изменилось бы в жизни людей, если бы не было совести ?

11. Итог урока. 1 минута.

Совесть - внутренний голос, который указывает, как надо жить. Она оглашает законы добра и чести, веры и надежды. Она видит, как мы живём на самом деле, как подчас отступаем от заповедей праведной жизни. От глаз людских можно скрыть дурной поступок, а от совести – никогда. \слайд 14, 15\.























Литература:

  1. Гайдар А. П. Рассказ «Совесть». Том 2 .М.: « Просвещение»,1980.

  2. Камкин А. В. Истоки.-М.: Издательский дом «Истоки», 2006.

  3. Мазнин И. А. 500 скороговорок, пословиц,поговорок для детей.-М.:ТЦ Сфера,2009.

  4. Толстой Л. Н. Рассказы. – М.: «Просвещение», 1974.

  5. Ушаков К. Д. Толковый словарь русского языка.




Содержимое разработки

Модуль «Основы светской этики»  класс: 5  № 23  Тема: «Совесть» Составители: Исакова И. М. – учитель истории МОУ «СОШ № 44» г. Кургана Игишева Г. И. – учитель начальных классов МОУ «СОШ № 61» г. Кургана Кириллова Е. М. – учитель начальных классов МОУ «СОШ № 53» г. Кургана Мельникова Н. В. – учитель начальных классов МОУ «СОШ № 41» г. Кургана Павлова И. Г. – учитель истории МОУ «СОШ № 53» г. Кургана

Модуль «Основы светской этики» класс: 5 № 23 Тема: «Совесть»

Составители:

Исакова И. М. – учитель истории

МОУ «СОШ № 44» г. Кургана

Игишева Г. И. – учитель начальных классов МОУ «СОШ № 61» г. Кургана

Кириллова Е. М. – учитель начальных классов МОУ «СОШ № 53» г. Кургана

Мельникова Н. В. – учитель начальных классов МОУ «СОШ № 41» г. Кургана

Павлова И. Г. – учитель истории

МОУ «СОШ № 53» г. Кургана

Я желаю тебе сегодня добра!  Ты желаешь мне сегодня добра! Если тебе будет трудно, я помогу!

Я желаю тебе сегодня добра!

Ты желаешь мне сегодня добра!

Если тебе будет трудно, я помогу!

* Всякому своя ….. дорога. * С честью выполняй свой ….. * В ком честь, в том и …… . * Бесчестье хуже чем …… . * Честное ….. и буйную голову смиряет. * Без ….. чести не получишь. * Береги …… снову, а честь смолоду.

* Всякому своя ….. дорога.

* С честью выполняй свой …..

* В ком честь, в том и …… .

* Бесчестье хуже чем …… .

* Честное ….. и буйную голову смиряет.

* Без ….. чести не получишь.

* Береги …… снову, а честь смолоду.

Совесть – это наш внутренний судья  (Гольбах) Совесть – это когтистый зверь, скребущий сердце (Л. Ландау) В ком стыд, в том и совесть  (рус.поговорка)

Совесть – это наш внутренний судья (Гольбах)

Совесть – это когтистый зверь, скребущий сердце

(Л. Ландау)

В ком стыд, в том и совесть

(рус.поговорка)

Совесть – это способность различать добро и зло, побуждающее человека делать осознанный выбор в пользу добра

Совесть – это способность различать добро и зло, побуждающее человека делать осознанный выбор в пользу добра

    Твой поступок  Люди Ты  1. Исправление 1. Размышления  2. Преследование  3. Понимание  4. Мир с самим собой

    Твой поступок

    Люди Ты

    1. Исправление 1. Размышления

    2. Преследование

    3. Понимание

    4. Мир с самим собой

    Совесть

    Совесть

    Совесть – весы хорошо плохо высоконравственная ?  личность

    Совесть – весы

    хорошо плохо

    высоконравственная ?

    личность

    Ассоциативные цепочки: С – сочувствие, счастье О - ответственность В - верность Е - единение С - стыд Т - труд Ь

    Ассоциативные цепочки:

    С – сочувствие, счастье

    О - ответственность

    В - верность

    Е - единение

    С - стыд

    Т - труд

    Ь

    Содержимое разработки

    Домашняя работа  *Что вы изучали на прошлом уроке? *С кем вы беседовали по теме прошлого урока? *О чём беседовали? *Что особенно заинтересовало, какие ваши вопросы вызвали у них затруднения, почему, смог ли ты помочь, не обращаясь к пособию?

    Домашняя работа

    *Что вы изучали на прошлом уроке?

    *С кем вы беседовали по теме прошлого урока?

    *О чём беседовали?

    *Что особенно заинтересовало, какие ваши вопросы вызвали у них затруднения, почему, смог ли ты помочь, не обращаясь к пособию?

    Содержимое разработки

    Совесть Модуль « Основы светской этики» Разработчики:  Воронина Е.П.  Зейнешева Г.Г.  Меликова А.И.  Шамаева В. Т.  Яковлева Т.В.

    Совесть

    • Модуль « Основы светской этики»
    • Разработчики:

    Воронина Е.П.

    Зейнешева Г.Г.

    Меликова А.И.

    Шамаева В. Т.

    Яковлева Т.В.

    Глаза – мера, душа - вера, а совесть – порука.
    • Глаза – мера, душа - вера, а совесть – порука.

    Совесть

    Совесть

    Совесть- это …  Стыд- это…

    Совесть- это … Стыд- это…

    Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.  Стыд – чувство сильного смущения от сознания вины.   Ушаков К.Д. Толковый словарь.

    Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. Стыд – чувство сильного смущения от сознания вины. Ушаков К.Д. Толковый словарь.

    А. П.Гайдар « Совесть»

    А. П.Гайдар « Совесть»

    « её сердце грызла беспощадная  совесть»

    « её сердце грызла беспощадная совесть»

    Жить не в ладу с совестью  человеку мучительно.

    Жить не в ладу с совестью человеку мучительно.

    физминутка

    физминутка

    Собери пословицы. Сделаешь, из, не, хорошего, худого. Сказать, а, утаить , стыдно, грех. .

    Собери пословицы.

    • Сделаешь, из, не, хорошего, худого.
    • Сказать, а, утаить , стыдно, грех.
    • .

    Проверим. Из худого хорошего не сделаешь. Стыдно сказать, а грех утаить.

    Проверим.

    Из худого хорошего не сделаешь.

    Стыдно сказать, а грех утаить.

    Высказывания знаменитых людей Без совести и при большом уме не проживёшь.  М. Горький. Да, жалок тот, в ком совесть не чиста.  А. Пушкин. Правда коротка; ложь всегда многословна.  Л. Толстой.

    Высказывания знаменитых людей

    Без совести и при большом уме не проживёшь.

    М. Горький.

    Да, жалок тот, в ком совесть не чиста.

    А. Пушкин.

    Правда коротка; ложь всегда многословна.

    Л. Толстой.

    Старый дед и внучек

    Старый дед и внучек

    От глаз людских можно скрыть дурной поступок, а  от совести – никогда.

    От глаз людских можно скрыть дурной поступок, а от совести никогда.

    Конец урока

    Конец урока

    Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



    Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


    Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

    Комплекты учителю



    Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

    Подробнее

    Вебинары для учителей



    Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


    Подробнее