ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ»
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ
«Основы религиозных культур и светской этики»
(модуль «Светская этика»)
Разработчики:
1) Афанасьева Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №47» города Кургана.
2)Быкова Марина Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ №23» города Кургана.
3)Добрыгина Людмила Витальевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ №54» города Кургана.
4)Ковалёва Галина Николаевна, учитель английского языка МОУ «СОШ №63» города Кургана.
5)Кравец Татьяна Викторовна, учитель начальных классов МОУ «Гимназия №47» города Кургана.
Руководитель курсов:
Ельченко Н.Ю., заведующая кабинетом эстетического образования
ИПКиПРО Курганской области
КУРГАН 2010
Проект урока
Модуль: «Светская этика»
Класс: 5
№ урока: 19
Тема: Нравственный поступок
Цель: формирование у обучающихся представление о нравственном поступке
Задачи:
Познакомить обучающихся с 5 компонентами нравственного поступка.
Развивать умение аргументировать, отстаивать свою точку зрения.
Воспитывать личность с активной жизненной позицией, осознанными мотивами к нравственному поведению.
Виды деятельности: лексическая работа, чтение и анализ учебного текста, работа с иллюстративным материалом.
Основные термины и понятия: поступок, нравственный поступок, мотив, цель поступка, средства достижения цели, действие, результат.
Оборудование: мультимедиа проектор, рабочие листы.
Ход урока
Этап урока | Содержание урока |
1. Организация деятельности учащихся |
|
2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания | Выставка нарисованных учащимися родовых гербов и родовых древес. Обсуждение гербов: - Как вы думаете, почему на родовом гербе вашего товарища изображено …………….? - О каких традициях семьи это говорит? |
3.Актуализация знаний, целеполагание.
| 2 слайд Учитель рассказывает историю про собак дяди Лёни (пересказ первой части рассказа). (Приложение 1) Финальная часть рассказа появляется на слайде и читается. 3 слайд Вопросы и задания к тексту:
Названия рассказа записываются в рабочий лист (задание 1).
4 слайд - Поступок, который совершил Юра, называется нравственным поступком. Это тема нашего сегодняшнего разговора. Запишите тему в свой рабочий лист. Тема урока записывается в рабочий лист. Мы узнаем, что такое поступок, в чем разница между действием и поступком, какой поступок называют нравственным.
|
4.Словарная работа
| 5 Слайд Коллективная работа. - Что такое поступок? Как вы определите значение этого слова? - Можно ли действия дяди Лёни назвать поступком? ВЫВОД: Поступок – совершённое действие, не нарушающее правила поведения. Такое действие, которое совершает дядя Лёня, называют проступком (поступок, нарушающий правила поведения). Значение слова «поступок» записывается в рабочий лист (задание 2). Работа в группах. - Продолжите словарную работу по группам. Выполните задания, которые помогут понять значение трудного слова «нравственный». Ответы записывайте в рабочий лист.
Афиширование результатов работы в группах. Результаты групповой работы записываются в рабочий лист (задание 2). ВЫВОД: Слово нравственный произошло от сущ. нрав, т.е. характер (нрав – характер, совокупность душевных свойств). Каков бы ни был характер, человек должен уметь вести себя правильно, должен уметь управлять собой. Нравственный поступок – это хороший поступок, поступок, соответствующий принятым правилам. |
5.Чтение и анализ учебного текста (групповая работа). Составление кластера. | 6 слайд Коллективная деятельность. - К нравственному поступку человека ведёт несколько шагов. Наша задача – прочитать учебный текст и найти эти важные составляющие (компоненты) хорошего поступка. - Мы вместе прочитаем первую часть текста и выполним задание. Затем вы продолжите работу в группах. Чтение отрывка учебного текста о мотивах нравственного поступка. Внесение первого компонента в кластер. Работа с заготовкой кластера в рабочих листах (задание 3). Работа в группах. Задание для групп: Прочитайте отрывок из учебного текста. Найдите информацию об одном из компонентов нравственного поступка. Укажите в кластере этот компонент. Представление результатов работы в группах. Совместное составление кластера. Работа с заготовкой кластера в рабочих листах (задание 3). ВЫВОД: Нравственный поступок имеет 5 компонентов (составных частей): мотив (почему я это делаю?) – цель (зачем я это делаю) – средства (с помощью чего я это делаю?) – действия (что я делаю?) – результат (что получилось благодаря моим усилиям?) |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | |
6.Работа с фотографиями в группах (каждой группе для анализа предлагается 1 фотография) | 7 слайд - Внимательно рассмотрите фотографии. - Какие поступки людей они иллюстрируют? Задание для групп (группа работает с одной фотографией): Выявите мотив, цель, средства и спрогнозируйте результат нравственного поступка. Заполнение таблицы в рабочих листах (задание 4). Приготовьтесь рассказать о своих наблюдениях классу. |
7.Найди лишнюю иллюстрацию и обоснуй своё мнение. | 8 слайд - Рассмотрите ряд иллюстраций, на которых изображены мультипликационные герои. Какие поступки они совершают? Найдите одну лишнюю иллюстрацию. В рабочих листах нужно зачеркнуть цифру «лишней» иллюстрации (задание 6). Обоснуйте свой ответ. |
8.Упражнение «Незаконченное предложение» (индивидуально) | 9 слайд - У вас в рабочих листах даны незаконченные предложения. Прочитайте их внимательно, подумайте, какого дополнения они требуют. Вспомните свои хорошие поступки и намерения и допишите предложения. 1)Я забочусь о __________________, когда ___________________________________________. 2)Я защищаю ________________________, если вижу, что……… 3)Я могу ___________________________________________ . Работа с незаконченными предложениями в рабочих листах (задание 7). |
9. Устное рассуждение по пословице. | 10 слайд - Как вы понимаете утверждение «Не всякое действие - поступок»? Согласны ли вы с этим высказыванием? Выстраивайте ответ по модели: «Не всякое действие можно назвать поступком, потому что …………………» Используйте в ответе слова я думаю…, я считаю…, мне кажется… Ответы детей. -Вспомните пословицы, которые учат человека делать нравственные поступки. (Не плюй в колодец – придется водицы напиться. Любишь кататься – люби и саночки возить). |
10. Рефлексия Упражнение «Парус»
| 11 слайд - Представьте, что человеческая жизнь – это судно (лодка). Чтобы судно шло вперед, надо наполнить его паруса нравственными поступками. Выберите глаголы, которые отражают ваши возможные хорошие, добрые поступки и запишите их на своём парусе (на слайде глаголы: помогаю, люблю, защищаю, ругаю, берегу, прощаю, обманываю, спасаю, делюсь, забочусь, обижаю). В рабочих листах выполняется задание 8. Проверка: - Как вы объясните, что такое «нравственный поступок»? - Какие действия вы выбрали, чтобы ваш парус двигался вперед? ВЫВОД: Каждый день мы совершаем те или иные поступки, принимаем те или иные решения. Всё это влияет на наш характер и нашу жизнь… Чем больше добрых дел мы совершаем, тем счастливее будет наша жизнь.
|
11. Заключение урока | 12 слайд - Сегодня на уроке мы говорили о нравственных поступках человека. Вы готовы к хорошим поступкам, поэтому наполнили свои паруса добрыми делами. Но не забудьте, что поступок – это совершённое действие. Творите добрые поступки!
Доброта живёт на свете тихо, Незаметна, словно хлеб и соль. Где болит, возьмет себе всю боль, Там, где лихо, встанет против лиха. Чужды ей реклама, суета И возни придуманные драмы. Доброта – как будто руки мамы. Нити жизни держит доброта.
|
12.Домашнее задание |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рассказ
Как спасён был пёс Малыш
1. У дяди Лёни, старого лесоруба, всегда были сторожевые собаки. Живёт такая из них, исправно лает, ест хлеб и разные остатки еды, а потом становится старой. Дядя Лёня, как только заметит, что она не только кости, но и хлеб с трудом грызёт (зубы сточились), - выносит двустволку, заряженную крупной дробью, и зовёт к себе пса. Когда пёс садится перед ним, понурый, со слезящимися глазами, он говорит примерно так:
- Ну что, Буян? Мне теперь ты не нужен, да и сам ты себе в тягость. Некогда мне за тобой ухаживать, с ложечки кормить…Ты ведь не человек, а собака. Человека убивать нельзя, а тебя можно…
Он прицеливается и стреляет… Промаха не бывает. Через день – другой в будке появляется убитого пса появляется щенок.
Мальчик Юра услышал всё это от своей бабушки. Говорилось это как раз по тому случаю, когда дядя Лёня раздумывал над судьбой очередного своего верного сторожа. Это был добрый пёс неизвестной породы по кличке Малыш.
- И что творит человек, - ворчала бабушка. – Служил-служил ему пёс… Ну состарился, так что же, и куска хлеба жаль старику…Возьми щенка-то, а старого сохрани, тварь Божию…Вот ведь не сегодня-завтра застрелит Малыша!
2. Юра так и подпрыгнул на табуретке, когда услышал, что старый лесоруб хочет застрелить Малыша.
- Это которому я хлебца и колбаски носил? Он ведь добрый! Возьмет всё, съест аккуратно и ещё руки полижет… Спасибо, мол.
Задумался Юра. И вдруг решил: «Пойду и приведу Малыша к себе». Он взял кусок хлеба и побежал к дому дяди Лёни.
Картина, которую увидел мальчик, потрясла всё его существо. Малыш сидел посреди двора, склонив добродушную морду набок, явно ничего плохого не подозревая, а дядя Лёня наводил на пса ствол…Юра вбежал во двор и сильно толкнул старого лесоруба. Раздался оглушительный выстрел, над крыльцом поплыло облако дыма – дробь врезалась в стену сарая, а пёс остался сидеть, как сидел. От волнения Юра упал без сознания.
Кода мальчик очнулся, он услышал, как дядя Лёня говорил бабушке: «Юра у вас смелый и добрый мальчик. Господь таких любит. А мне не надо было за ружьё браться».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Материалы для работы с учащимися
Поступок – совершённое кем-нибудь действие.
Проступок – поступок, нарушающий правила поведения. Провинность.
Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а так же выполнение этих правил, поведение //прил. нравственный.
Нрав – характер, совокупность душевных свойств.
Доброта
Доброта живёт на свете тихо,
Незаметна, словно хлеб и соль.
Где болит, возьмет себе всю боль,
Там, где лихо, встанет против лиха.
Чужды ей реклама, суета
И возни придуманные драмы.
Доброта – как будто руки мамы.
Нити жизни держит доброта.
М.Лукин
Поступок или проступок
Как-то раз я пришла в школу очень расстроенная. Дома я долго сидела над задачей по математике, но так и не смогла с ней справиться. Тогда я решила, что спишу задачу в школе.
Ваня Глушак, наш отличник, удивился, что я не решила такой простой задачки: всего три действия. Он вообще считает, что решать задачи — одно удовольствие.
Я начала списывать. Переписала одно действие, другое, начала третье — и тут увидела ошибку. Там, где надо было написать число «23», Ваня ошибся и написал «32». В своей тетради я написала правильно, а Ване ничего не сказала.
Вера Ивановна собрала наши тетради для проверки, а на следующий день принесла их. Она сказала, что у меня самая высокая оценка, похвалив перед всем классом. Ваней же она была недовольна, потому что он оказался невнимательным и допустил ошибку. Ваня побледнел. Он посмотрел в мою сторону — я покраснела и опустила голову...
В любом человеке есть всё человеческое: самое лучшее и самое худшее. Л.Лавель
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Материалы для работы с родителями
Нравственное развитие
Развитие нравственности (способности выносить моральные суждения) тесно связано с когнитивным развитием. Уровни нравственности (по Кольбергу) имеют следующую градацию:
1. Преднравственный уровень (до 10 лет) включает стадии: на первой стадии ребенок оценивает поступок как плохой или хороший в соответствии с правилами, усвоенными им от взрослых, склонен судить о поступках по важности их последствий, а не по намерениям человека (“гетерономная мораль”), суждения выносятся в зависимости от того вознаграждения или наказания, которое может повлечь за собой этот поступок.
На второй стадии суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь, и ребенок начинает судить о поступках по обусловившим их намерениям, понимая, что намерения важнее результатов совершенного поступка (“автономная мораль”).
Вначале ребенок совершает нравственные поступки ради одобрения взрослых. Само поведение еще не вызывает положительных переживаний. Но постепенно нравственный поступок сам по себе начинает радовать ребенка. В этом случае требования взрослых, усвоенные ребенком правила и нормы начинают выступать в форме обобщенной категории “надо”. При этом “надо” выступает для ребенка не просто как знание, что надо так поступать, а как непосредственное эмоциональное переживание необходимости поступить так, а не иначе. Можно считать, что в этом переживании проявляется первоначальная, зачаточная форма чувства долга. Особенность же чувства долга состоит в том, что оно является основным моральным мотивом, который непосредственно побуждает поведение человека.
По данным исследований, зарождение чувства долга наблюдается у детей в старшем дошкольном возрасте. В младшем школьном возрасте идет процесс дальнейшего развития этого чувства. Дети в этом возрасте способны переживать стыд, недовольство собой без всякого влияния взрослых. Аналогично, совершая поступок согласно требованиям чувства долга, ребенок переживает радость, гордость. Именно эти чувства побуждают ребенка совершать нравственные поступки. Задача воспитателей состоит в том, чтобы создать условия для упражнений ребенка в нравственном поведении. Постепенно такое поведение приобретет характер привычки. Воспитанный человек очень многое делает автоматически: так ему не надо думать, уступить ли место человеку, нуждающемуся в этом. Для воспитанного человека это само собой разумеющееся поведение. На следующем мотивационном уровне у человека возникает потребность совершать нравственные поступки.
Применительно к начальной школе должен быть достигнут уровень, когда ребенок поступает нравственно не только на людях, но и наедине с самим собой. Очень важно учить детей радоваться радостью других, учит их сопереживать.
В этом возрасте ребенок способен оценивать свое поведение, опираясь на нравственные нормы, которые приняты им. Задача учителя – постепенно приучать детей к такому анализу своих поступков.
2. Конвенциональный уровень (с 10 до 13 лет) – ориентация на принципы других людей и на законы.
На третьей стадии суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей или нет.
На четвертой стадии суждение выносится в соответствии с установленным порядком и официальными законами общества.
3. Постконвекциональный уровень (с 13 лет) – человек судит о поведении, исходя из собственных критериев.
На пятой стадии оправдание поступка основывается на уважении прав человека или признания демократического принятого решения.
На шестой стадии поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью – независимо от его законности или мнения других людей.
Кольберг отмечает, что многие люди так никогда и не переходят четвертую стадию, а шестой стадии достигает меньше 10% людей в возрасте 16 лет и старше.
Поступок
Ребенок совершил Поступок. Во-первых, этому надо радоваться, и не важно, «хороший» это поступок или «плохой». Это прежде всего Поступок. Это самостоятельность, и это уже хорошо.
Подчас одно разбитое стекло для «адекватного» мальчика является большим событием для развития личности, чем все ежедневное соблюдение всех правил приличий, вместе взятых. Не душите самостоятельность — ведь можно «задушить» индивидуальность.
Однажды мой маленький тезка (ему было лет 5), провожая бабушку на рынок, слишком усердно махал ей из окна. Она скрылась из виду, и тут он, совершенно случайно, переусердствовал и выдавил внутреннее стекло в окне. Бабушка отсутствовала часа три, а потом... Недели три мы выводили тезку из того страшного состояния, до которого он сам себя довел.
Судите сами: три часа переживаний в одиночестве. Три часа мучительных, самобичующих страданий. Он наказал себя сам — страхом наказания. И это было сильнее любого наказания, которое могли бы придумать взрослые. Угроза всегда страшнее ее выполнения. Никогда не спешите ее реализовать — «привычное» наказание перестает быть наказанием, утрачивает свою силу.
Тезка страдал не только от страха. Он страдал еще и от чувства своей вины. Дело было зимой. Одно оставшееся стекло плохо защищало от холода. Он страдал и за старенькую бабушку: из-за того, что будет ей холодно. Он боялся и испытывал вину. Он молил всех своих детских богов о чуде. Чудо случилось, но совсем не то, какого он желал. Его никто не наказал. Его потом все жалели. Да и нельзя было иначе поступить с почти обезумевшим мальчиком. Даже сейчас, вспоминая это, не могу рассуждать спокойно: рискну сделать несколько эмоциональных призывов.
Не спешите наказывать. Вообще, всегда лучше немножко перехвалить, чем недохвалить. Конечно, если на то есть хоть какие-то основания. Найдите их — доброе слово, как говорит пословица, и кошке приятно. Похвала — рычаг пробуждения, раскрепощения «Я» ребенка. Не стесняйтесь им пользоваться. Не надо захваливать — но это совсем другое слово. Не надо формировать слишком завышенный уровень притязаний и поощрять излишнее самолюбие. Однако в меру оно необходимо. И не бойтесь отмечать его проявления. Переоценить — лучше, чем недооценить.
Но еще раз: помните о мере. Перехваливание повышает притязания и когда-нибудь обязательно приведет к неадекватному нонконформизму. Недохваливание «приземляет» маленькую личность, и всегда есть риск воспитать «пришибленного» человечка. А это — верный путь к слишком «адекватному» конформизму. В оценке нужна мера, но — с акцентом на похвалу, на одобрение, на принятие ребенка. Ведь вы его любите? Так покажите это, не стесняйтесь своей любви!
Самый лучший способ — показать эту любовь, подтвердить ее реальным вниманием к Поступку ребенка. И самое идеальное — в этом внимании попробовать обойтись без назидательной однозначной словесной оценки. Не пилите его! Не убеждайте в том, какой он плохой и как гадко все то, что он сделал. Такое непривлекательное отражение в вашем «зеркале» запомнится ребенком надолго. И отучит от самостоятельности, отучит от стремления к Поступку.
Пока ребенок мал, ему нужна ваша положительная оценка. Пусть с оговорками, но положительная. Но вот он подрос — и ему нужны уже его собственные оценки. После того как в 8–10–12 лет ребенок совершил Поступок, попробуйте не спешить с оценкой. Пусть он сам оценит свой поступок. Не может еще? Помогите ему. Ваша задача — дать ребенку способы самому осуществлять процесс поиска, понимания мотивов своего поведения. В сложных ситуациях — подсказывать, напоминать. В целом — обучать этому. В диалоге с родителями обнажается смысл действий, становится ясным смысл собственного «Я» для ребенка.
Проанализируйте один из его поступков сами, вслух, для него. Поставьте себя на его место, порассуждайте за него. Потом — за других участников ситуации. Приведите точки зрения «Я» и «других», детей и взрослых. Дайте ему услышать стереофонию взрослого мира, увидеть широкоформатность взрослых оценок и точек зрения. Покажите ему «симфонию зеркал», в каждом из которых по-своему отражается его Поступок. И выделите, подчеркните его «Я», его точку зрения. Такие уроки не забываются. Поверьте, в следующий раз он уже сам будет участвовать в таком диалоге с вами. Сам будет думать, сопоставлять, анализировать. А еще через раз-другой сможет провести этот анализ самостоятельно. Так вы воспитаете привычку к внутреннему диалогу, к сознательному выбору вариантов поведения в сложных жизненных ситуациях.
Помните, как учат детей играть в шахматы? — «Если я пойду сюда, то он пойдет туда, тогда я отвечу так...» И так далее. Вначале взрослый делает это один, но вслух. Затем — вместе с ребенком. Проходит немного времени, и ребенок делает это сам. Еще чуть-чуть — и он делает это не после своего хода, не во время его, а перед ним. Тогда он начинает обыгрывать, «обсчитывать» взрослого.
Психологи — последователи Л.С. Выготского говорят: при обучении и воспитании создавайте у ребенка «зону ближайшего развития». Эта «зона» — разница между тем, что сегодня ребенок может сделать только с вашей помощью, но уже завтра будет делать самостоятельно. Помогайте ребенку иметь эту перспективу — ставьте новые задачки, поддерживайте стремление реализовать себя в их решении, стремление сделать завтра самому то, чего он сегодня сам не может сделать.
Анализ Поступка обычно скоро приводит к тому, что ребенок обучается анализировать его смысл и последствия заранее. Это и есть переход от импульсивных действий к сознательному поведению. Это переход к самовоспитанию личности. Ведь в конечном счете ребенок должен усвоить не столько нашу оценку его Поступка, сколько смысл самого Поступка. Иначе он будет судить о себе и о других только по поступкам, а это не всегда верно. Папа не купил новую игрушку — ту же железную дорогу за тысячу рублей — значит папа плохой? К такому выводу приводит анализ «по поступкам».
И совершенно другие выводы сделает ребенок, если попытается понять смысл папиного поступка. В этом-то и будет «воспитательный эффект» папиных действий. Ведь папа мог не купить железную дорогу, за что-то наказывая ребенка. Дойдет ли смысл наказания при оценке только «по поступкам»? Боюсь, что нет. Вместо «эффекта» это может привести к «воспитательному дефекту».
Бывает так, что по поступку трудно понять, чем руководствовался человек, совершая его. Поэтому важен мотив, важен смысл этого поступка для совершившего его человека. Одни и те же поступки могут совершаться из разных побуждений и таить в себе разный смысл. Ребенок должен знать и понимать это.
Вспомните Юрия Деточкина из известного кинофильма «Берегись автомобиля». Он угонял чужие автомобили. Если судить по поступкам, то все ясно: он вор и нехороший человек. Однако угонял-то он машины у жуликов, у тех, кто приобрел их на явно нетрудовые доходы. Мотив и смысл поступков Деточкина были предельно благородными: он отнимал наворованное и отдавал вырученные деньги детям — переводил их в детские дома. И суд, который судил его, оказался в недоумении — ведь, с одной стороны, он вор, а с другой — благородный человек.
Непросто судить о людях и о себе только по поступкам. Нужно проникновение в их смыслы, в «Я» этих людей. Этому и учит взрослый своего ребенка в процессе воспитания его личности. Если же этого не происходит, то могут возникнуть печальные последствия.
Социолог Д.Б. Дондурей однажды предложил школьникам старших классов сравнить два текста: небольшой рассказ А.П. Чехова и примитивное изложение его сюжета. К сожалению, многие из школьников вообще не увидели значительной разницы. Они утверждали, что «и тут и там говорится об одном и том же», «здесь то же самое» и т.д.
Пятнадцати - шестнадцатилетние подростки «вычитывали» лишь один, наиболее доступный им «слой» произведения — события и поступки героев. Они уверенно отбрасывали все остальное как «несущественное». Даже в тех случаях, когда подлинный текст рассказа оценивался как «более интересный», достоинства Чехова определялись совсем не тем, чем бы нам хотелось. Оказывается, рассказ «был лучше» изложения потому, что он был «подробнее», «длиннее», все «становилось более ясным», было «легче представить себе то, что изображено».
Эпизоды воспринимались как бы «поверх» их смысла. Сам же смысл переделывался и искажался. Дело дошло до анекдотов. Пересказывая гоголевского «Ревизора», многие ученики седьмых и восьмых классов ряда московских школ так и не поняли, почему Хлестаков был принят за ревизора. А на вопрос, что же произойдет в городе, когдаприедет настоящий ревизор, они ответили, что восторжествует правда: «чиновников города ждет возмездие, и мне кажется, что их всех снимут с должности». Другой вариант: «после приезда нового ревизора городничего уволят с работы, а всем другим чиновникам сделают строгий выговор». И т.д.
Подобный «осколочный» способ восприятия мира и жизни порождает предельно поверхностное отношение и к жизни, и к людям. Отсюда и безответственное, поверхностное поведение. Отсюда неумение скоординировать свои притязания и достижения, неумение быть целостной личностью.
Поощряйте в ребенке «смысловой поиск», стремление к самоанализу и к анализу поступков других. Если нельзя без наказания, наказывайте за другое: за упрямый, глупый нонконформизм, за приспособленческий конформизм. Но добейтесь того, чтобы ребенок понял смысл наказания, чтобы он уяснил: наказуем не столько Поступок, сколько отсутствие Поступка. Наказуем Поступок глупый и бессмысленный, совершаемый ради нонконформистского самоутверждения за счет других. Кстати, он и сам быстро поймет нелепость таких поступков — обычно они очень сильно «бумерангом» бьют по совершившему их ребенку. Ведь необдуманный, неосмысленный поступок — это затрата сил без достижения цели, дополняющаяся испорченными отношениями с окружающими.
Всегда помните о главном: решение вопроса о соотношении «преступления» и наказания не должно вредить развитию «Я» ребенка. Наказание — всего лишь еще одно воспитательное средство. Оно лишь дополнение к главному — к доброте, к принятию ребенка, к раскрепощению его «Я» и к стремлению реализовать себя, осуществить себя. Пользуйтесь наказанием пореже, а главное — вкладывайте сами в это наказание по возможности правильный смысл.
Дмитрий ОЛЬШАНСКИЙ,
доктор политических наук,
кандидат психологических наук,
директор Центра стратегического анализа и прогноза
11