Окружающий мир 1 класс
Тема: Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит
Цель : познакомить с источниками воды в природе и в быту, с процессами загрязнения и очистки воды
Предметные результаты: проследить путь воды, которую используем дома, научить проводить опыты
Формирование УУД:
познавательные УУД
Развитие способностей учащихся управлять своей познавательной деятельностью;
формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию;
делать выводы и обобщения
Регулятивные УУД
Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
планировать свою деятельность на уроке;
контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности
Коммуникативные УУД
Формирование умения строить речевое высказывание в устной форме;
слушать и слышать учителя, другого ученика;
доносить до собеседника свою точку зрения;
формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
формировать умение признавать свои ошибки, озвучивать их
адекватно оценивать работу в группе
Личностные УУД
Формирование положительной учебной мотивации, навыков адекватной самооценки, ответственности за конечный результат.
Формирование учебно-познавательных мотивов; учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой учебной задачи.
Ознакомление с миром профессий
Развитие доброжелательности, внимания к людям
Тема урока: Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? 1-й класс "Школа России" ФГОС новый стандарт
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Методы ведения урока: деятельностный, исследовательский
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая..
Дидактическая цель: Создать условия для активизации познавательной деятельности учащихся через использование цифровых образовательных ресурсов.
Ресурсы:
• учебник "Мир вокруг нас" А. А. Плешаков / 1 класс,
• для опытов – стаканы, земля, остатки растений, песок, палочки, фильтры, воронки
• 2 стакана с солёной и пресной водой, глобус, рисунок Муравьишки - Вопросика и Мудрой Черепахи, рисунки для составления схемы-модели, рисунок Злючки - Грязючки, рисунки с чистой и загрязнённой водой, 12 конвертов с текстом пословицы, таблица с пословицей, рисунок микробов, смайлики
• компьютер, мультимедиапроектор, электронное приложение к учебнику «Мир вокруг нас» А. А. Плешаков / 1 класс/, мультфильм «Над нами не каплет»
Предметные задачи урока:
- иметь представление о том, откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит;
- с помощью опытов показать процессы загрязнения и очистки воды;
- раскрыть опасность загрязнения природных водоемов и значение очистных сооружений.
Метапредметные задачи урока:
- формировать умение принимать учебную задачу и стремиться ее выполнять;
- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
Личностные задачи урока:
-воспитывать понимание важности бережного отношения к природе;
- воспитывать умение сотрудничать.
Организационный момент:
- Пожелайте друг другу удачи на уроке. (Хлопают по ладоням соседа со своими пожеланиями).
– Ребята, вам тепло? В классе светло?
Прозвенел для вас звонок? Уже закончился урок?
Только начался урок? Хотите учиться?
Значит можно садиться!
– Проверим готовность к уроку
______________________________________________________________________
Подготовка к восприятию:
Загадка.
Она и в озере,
она и в лужице.
Она и в чайнике у нас кипит,
Она и в реченьке бежит, журчит.
-Что это? вода
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда.
___________________________________________________________
Уточним тему урока по учебнику. «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит»
Цель:Узнать путь воды в доме. Учиться проводить опыты.
Что вам в этом поможет?
________________________________________________________________
Актуализация знаний
Что вы знаете о воде?
В каком она может быть состоянии? Слайды
Кому нужна вода?
-Зачем вода растениям? Как они ее получают? Слайды
- А животным?
-Нужна ли она человеку? Как человек ее использует?
- Вода - добрый друг и помощник человека. Она - удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли. Она побеждает засуху, повышает урожай полей и садов. Вода послушно вращает турбины на электростанциях. Вода минеральных источников используется не только как лечебное средство, но и для питья.
IV. Творческая работа в микрогруппах.
- Сейчас вам надо проявить фантазию и умение. У каждого на столе лежит лист бумаги, где изображена капля. Чтобы она у нас появилась на уроке, надо ее оживить.
Проблема урока:
-Поднимите руки те, кто сегодня утром пользовался водой?
-Каким образом вы использовали воду?
А кто сегодня умывался?
-Значит, вы открывали кран и видели, как из него течёт вода.
Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течёт и течёт, не кончается.
- Капелька спрашивает, откуда берется вода в кране?
________________________________________________________
«Открытие» обучающимися нового знания. Поиск решения проблемы.
- Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? (Предположения детей)
- Где начало этого пути? Так ли всегда было?
- Текла речка. С незапамятных времён течёт. Бывало, кончится в доме вода, хозяйки скорее бегут к реке с вёдрами и низко кланяются ей: "Здравствуй, речка-матушка, водицы нам набрать!" И идут домой с полными вёдрами. Тяжело нести. Вот и решили люди "Хватит к речке на поклон ходить!" Проложили от берега трубы, поставили насосы. Повернёшь дома кран - льётся холодная прозрачная вода
Загадка :водопровод слайд
- Так пришёл в дом водопровод. Но в деревнях ещё сохранились колодцы, да вёдра с коромыслами.
Проследим ,откуда в наш дом приходит вода.
- Почему речная вода попадает на станцию очистки? (Предположения детей)
- Если рассмотреть капельку в микроскоп, чего в ней только нет! Плавают, шевелятся, какие-то странные существа - микробы. Среди них попадаются опасные для здоровья. Поэтому воду на очистительных станциях обезвреживают. В настоящее время существует несколько способов очистки воды. Самый простой - создание водохранилищ. В водохранилищах вода как бы сама очищается: твёрдые примеси оседают на дно, а многие бактерии теряют свою силу.
- Но всё-таки полностью таким образом очистить воду невозможно, поэтому добавляют различные химикаты, чтобы усилить процесс оседания примесей.
Обработанную воду проверяют в лаборатории: соответствует ли нормам ее цвет, запах, вкус. И, действительно ли, она очищена от микробов. Только в этом случае ее пускают в водопровод.
-Вот так долго вода из реки добирается к нам, в каждый дом, в каждую квартиру, к каждому крану. Много людей трудятся, чтобы помочь воде пройти этот путь.
Физкультминутка.
Море волнуется- раз!
Море волнуется – два!
Море волнуется – три!
Морская фигура на месте замри!
(Игра)
Работа в группе
________________________________________________________________________
6. Первичное закрепление.
-А теперь попробуем восстановить путь воды от реки…до …реки. Составьте схему, работая в парах. (Самопроверка)
Общий вывод:
1. Вода из реки или подземная вода приходит в станцию очистки воды.
2. Очищенная вода приходит в наш дом.
3. Из нашего дома загрязнённая вода попадает в очистные сооружения.
4. Очищенная вода возвращается в реку.
Появляется Злючка Грязючка
VIII. Практическая работа: «Выполняем опыты по загрязнению и очистке воды»
Опыт 1. Моделируем загрязнение воды.
- Что мы делаем?
- Что наблюдаем?
- Делаем вывод.Воду можно очистить через фильтр.
_____________________________________________________________________
Если вы с родителями пошли в поход и у вас закончилась питьевая вода? Как поступить?
Прокипятить можно, очистить активированным углём.
)
7. Включение нового в систему знаний и повторение.
(у учителя глобус) –Что это? Вспомните, каким цветом на глобусе обозначена вода? Что можно сказать о её количестве? (Вода занимает большую часть поверхности земного шара). С
-Так почему же тогда говорят, что воду надо экономить? Какая вода в морях и океанах? Может её использовать человек? Вывод : на Земле мало пресной воды, поэтому её надо экономить. Как вы предлагаете экономить воду?
- У капельки есть еще одна загадка:
Кругом вода,
А с питьем – беда.
(Море)
- Почему в море с питьем беда?
- Чем речная вода отличается от морской?
Как мы можем сохранять воду чистой?
(не выливать и не бросать мусор в реку,не мыть машины на берегу,на заводах и фабриках строить очистные сооружения
Злючка Грязнючка.
-А Злючка-Грязючка предлагает сразу отправить грязную воду в реку. Она права?
Если грязная вода попадёт в реку, что произойдёт?
Хорошо ли будет от этого обитателям реки?
8. Итог урока. Рефлексия. Слайд 14
На какие вопросы капельки вы смогли ответить на уроке?
-Что нового сегодня узнали о воде?
-Какие цели ставили в начале урока?
-Достигли мы их?
-– Кому сегодня было легко?
– Кому ПОКА было трудновато?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Отметки ученикам первого класса не ставят. А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?
Творческое задание
Дома нарисуйте знаки внимания с рекламным призывом.
Выключай скорее кран, чтоб не вытек океан!!
Воду береги, чтоб живое все спасти!