Дата: 23.01.2018
Урок: окружающий мир
Тема урока: «Грибы. Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба?»
Цель: знакомство детей с новой категорией грибов - плесневые (мукор).
Задачи:
- на примере плесневых грибов дополнить представления детей о грибах;
- доказать необходимость выделения грибов по способу питания в особую группу живой природы;
- расширить знания детей о взаимосвязях живых организмов в природе.
Оборудование: персональный компьютер, мультимедиа-проектор, учебник, тетрадь на печатной основе №1.
Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
- Откройте пожалуйста учебник на странице 109.
- Что изображено на рисунке?
(Лес, растения, грибы).
- Что вы знаете о грибах?
(Что грибы бывают шляпочные и относятся к живой природе. Грибы дышат, питаются растут и размножаются спорами. Тело гриба — это грибница и она спрятана в земле. А на поверхность выступает только плодовое тело гриба, в котором созревают споры. Среди грибов есть съедобные и несъедобные.)
- Откройте тетрадь на с. 46 упр. 65. Прочитайте задание.
- Что нам нужно сделать в этом задании?
(Написать названия частей гриба)
- Давайте вспомним, какового же строение шляпочного гриба.
Изображение
III. Формирование новых знаний и умений
- Ребята, как вы думаете, вы всё знаете о грибах?
- Откройте в учебнике с. 110. Рассмотрите рисунок и скажите мне, как вы думаете, чем питаются грибы?
(Рассматривая рисунок, кто-то из учеников обязательно скажет, что грибы питаются с помощью деревьев. Иногда они могут сказать, что грибам помогают пни и деревья или что грибы «едят» пни и деревья)
- Прочитайте текст на стр. 110 (вслух читает один из учеников).
- А помните – ли вы, как деревья добывают свое питание?
(Зелёное растение может «приготовить» себе пищу из воды и углекислого газа с помощью солнечного света.)
- Давайте вспомним, как это происходит.
На экран проецируется видео
- Читаем текст дальше (один из учеников читает вслух).
- Так чем же и как питаются грибы?
(Некоторые из них сами «едят» деревья. Такие грибы называются «Трутовики». А некоторые, добывают пищу из остатков растений и животных, или получают ее с помощью корней деревьев. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев. По стеблю в корни деревьев поступает пища, «приготовленная» в зеленых листьях. А корни деревьев делятся этой пищей с грибами. В свою очередь, грибница помогает корням деревьев высасывать из почвы воду и соли, которые необходимы листьям, чтобы «приготовить» пищу. Так грибы и деревья вместе добывают питание.)
- Какое главное отличие растений от грибов?
(Главное отличие растений от грибов – способ питания. Зелёное растение может «приготовить» себе пищу из воды и углекислого газа с помощью солнечного света. Грибы этого делать не могут.)
ДМ: проходит зарядка под музыку.
- А для того чтоб увидеть грибы, обязательно ходить в лес?
- Посмотрите, что у меня в руках?
(Испорченный хлеб)
- Вот такой, пушистый налет на продуктах питания, ученые относят к грибам и называют его плесень. Научное название этого гриба «Мукамор».
- Вспомните, где вы еще могли встречать плесень.
- А чем же эти грибы питаются?
- А как размножаются эти грибы?
(Плесень, как и остальные грибы, размножается спорами)
- Так как ученые их выделили в группу грибов, а все грибы размножаются спорами, то и плесень размножается спорами.
- Откройте учебник, на стр. 112. Обратите внимание на ту часть рисунка, которая увеличена. Вот так выглядит мукомор. Черные точки на концах пушка плесени – это и есть головки со спорами. Они лопаются, когда споры созревают. А споры с воздушным потоком разносятся во все стороны. Вот почему никто плесневые грибы не сажает, а они вырастают на забытом кусочке хлеба, в немытой кастрюле, в банке с солениями.
- Как вы считаете, царство грибов можно отнести к растениям, или же их надо выделить в отдельную группу?
(Грибы необходимо выделить в отдельную группу, так как растения и грибы по-разному добывают себе пищу)
IV. Применение полученных знаний и умений
- Откройте тетрадь на печатной основе стр. 46 упр. 64
- Прочитайте задание.
- Что нам необходимо выполнить в этом задании? (Отвечает один ученик)
Дети самостоятельно выполняют это упражнение. Потом вместе с учителем дети проверяют правильность выполненной работы.
V. Рефлексия. Итог урока
- Поиграем в игру «Верите или нет» (хором отвечают да – нет):
-Шляпочный гриб состоит из грибницы и плодового тела? (Да)
-Что плодовое тело состоит из шляпки и ножки? (Да)
-Что грибы сами из воды и углекислого газа на солнечном свету приготавливают себе пищу? (Нет)
-Что гриб часть пищи всасывает из почвы, а часть из корней деревьев? (Да)
-Что грибница вредит корням деревьев, около которых растёт? (Нет)
-Что трутовики разрушают кору деревьев? (Да)
-Что плесень, которую можно увидеть на кусочке хлеба, в банке с вареньем – это тоже грибы? (Да)
-Что плесневые грибы относятся к шляпочным грибам? (Нет)
- Какое открытие для себя вы сегодня сделали?
(Мы узнали о плесневых грибах. Они не шляпочные, называются мукор. Эти грибы размножаются спорами. Грибы - это особая группа потому, что добывать себе пищу из воды и углекислого газа не могут).
-Молодцы ребята, вы сегодня очень хорошо поработали.
3