«Зимний фестиваль знаний 2025»

Урок по окружающему миру на тему " Грибы. Можно вырастить грибы на кусочке хлеба."

Урок по окружающему миру на тему " Грибы. Можно вырастить грибы на кусочке хлеба."

Олимпиады: Окружающий мир 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Дата: 23.01.2018

Урок: окружающий мир

Тема урока: «Грибы. Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба?»

Цель: знакомство детей с новой категорией грибов - плесневые (мукор).

Задачи:

- на примере плесневых грибов дополнить представления детей о грибах;

- доказать необходимость выделения грибов по способу питания в особую группу живой природы;

- расширить знания детей о взаимосвязях живых организмов в природе.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедиа-проектор, учебник, тетрадь на печатной основе №1.

  1. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

- Откройте пожалуйста учебник на странице 109.

- Что изображено на рисунке?

(Лес, растения, грибы).

- Что вы знаете о грибах?

(Что грибы бывают шляпочные и относятся к живой природе. Грибы дышат, питаются растут и размножаются спорами. Тело гриба — это грибница и она спрятана в земле. А на поверхность выступает только плодовое тело гриба, в котором созревают споры. Среди грибов есть съедобные и несъедобные.)

- Откройте тетрадь на с. 46 упр. 65. Прочитайте задание.

- Что нам нужно сделать в этом задании?

(Написать названия частей гриба)

- Давайте вспомним, какового же строение шляпочного гриба.

Изображение





III. Формирование новых знаний и умений

- Ребята, как вы думаете, вы всё знаете о грибах?

- Откройте в учебнике с. 110. Рассмотрите рисунок и скажите мне, как вы думаете, чем питаются грибы?

(Рассматривая рисунок, кто-то из учеников обязательно скажет, что грибы питаются с помощью деревьев. Иногда они могут сказать, что грибам помогают пни и деревья или что грибы «едят» пни и деревья)

- Прочитайте текст на стр. 110 (вслух читает один из учеников).

- А помните – ли вы, как деревья добывают свое питание?

(Зелёное растение может «приготовить» себе пищу из воды и углекислого газа с помощью солнечного света.)

- Давайте вспомним, как это происходит.

На экран проецируется видео

- Читаем текст дальше (один из учеников читает вслух).

- Так чем же и как питаются грибы?

(Некоторые из них сами «едят» деревья. Такие грибы называются «Трутовики». А некоторые, добывают пищу из остатков растений и животных, или получают ее с помощью корней деревьев. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев. По стеблю в корни деревьев поступает пища, «приготовленная» в зеленых листьях. А корни деревьев делятся этой пищей с грибами. В свою очередь, грибница помогает корням деревьев высасывать из почвы воду и соли, которые необходимы листьям, чтобы «приготовить» пищу. Так грибы и деревья вместе добывают питание.)

- Какое главное отличие растений от грибов?

(Главное отличие растений от грибов – способ питания. Зелёное растение может «приготовить» себе пищу из воды и углекислого газа с помощью солнечного света. Грибы этого делать не могут.)

ДМ: проходит зарядка под музыку.

- А для того чтоб увидеть грибы, обязательно ходить в лес?

- Посмотрите, что у меня в руках?

(Испорченный хлеб)

- Вот такой, пушистый налет на продуктах питания, ученые относят к грибам и называют его плесень. Научное название этого гриба «Мукамор».

- Вспомните, где вы еще могли встречать плесень.

- А чем же эти грибы питаются?

- А как размножаются эти грибы?

(Плесень, как и остальные грибы, размножается спорами)

- Так как ученые их выделили в группу грибов, а все грибы размножаются спорами, то и плесень размножается спорами.

- Откройте учебник, на стр. 112. Обратите внимание на ту часть рисунка, которая увеличена. Вот так выглядит мукомор. Черные точки на концах пушка плесени – это и есть головки со спорами. Они лопаются, когда споры созревают. А споры с воздушным потоком разносятся во все стороны. Вот почему никто плесневые грибы не сажает, а они вырастают на забытом кусочке хлеба, в немытой кастрюле, в банке с солениями.

- Как вы считаете, царство грибов можно отнести к растениям, или же их надо выделить в отдельную группу?

(Грибы необходимо выделить в отдельную группу, так как растения и грибы по-разному добывают себе пищу)

IV. Применение полученных знаний и умений

- Откройте тетрадь на печатной основе стр. 46 упр. 64

- Прочитайте задание.

- Что нам необходимо выполнить в этом задании? (Отвечает один ученик)

Дети самостоятельно выполняют это упражнение. Потом вместе с учителем дети проверяют правильность выполненной работы.

V. Рефлексия. Итог урока

- Поиграем в игру «Верите или нет» (хором отвечают да – нет):

-Шляпочный гриб состоит из грибницы и плодового тела? (Да)

-Что плодовое тело состоит из шляпки и ножки? (Да)

-Что грибы сами из воды и углекислого газа на солнечном свету приготавливают себе пищу? (Нет)

-Что гриб часть пищи всасывает из почвы, а часть из корней деревьев? (Да)

-Что грибница вредит корням деревьев, около которых растёт? (Нет)

-Что трутовики разрушают кору деревьев? (Да)

-Что плесень, которую можно увидеть на кусочке хлеба, в банке с вареньем – это тоже грибы? (Да)

-Что плесневые грибы относятся к шляпочным грибам? (Нет)

- Какое открытие для себя вы сегодня сделали?

(Мы узнали о плесневых грибах. Они не шляпочные, называются мукор. Эти грибы размножаются спорами. Грибы - это особая группа потому, что добывать себе пищу из воды и углекислого газа не могут).

-Молодцы ребята, вы сегодня очень хорошо поработали.

3


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее