Конспект урока по обучению грамоте.
1 класс
Тема: Правописание парных согласных на конце слов. Экскурсия в зоопарк.
Цель: дать учащимся представление о способе проверки правописания парных согласных в конце слов.
Задачи:
1. Познакомить с правилом проверки парного согласного звука в конце слова, продолжить работу по сопоставлению звука и буквы в конце слова, учиться подбирать проверочные слова.
2. Развивать речь, умением работать в коллективе и самостоятельно, анализировать свою деятельность; обогащать словарный запас по теме: «Зоопарк».
3. Воспитывать любовь к природе.
Предметные УУД:
- формировать умение различать в словах парные согласные;
- научиться подбирать проверочные слова;
- сопоставлять произношение и написание букв и звуков.
Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
- формировать умение принимать и сохранять учебную задачу;
- адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей;
- планировать своё действие;
- определять цель деятельности на уроке;
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; обнаруживать и исправлять ошибки;
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска, в том числе и с - помощью словарей;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение, обобщение).
Коммуникативные УУД:
- формировать умение сотрудничества с учителем и сверстниками;
- формировать умение слушать и понимать других;
- формировать умение объяснять свой выбор ответа на вопросы.
Предметные УУД:
- формировать умение различать в словах парные согласные;
- научиться подбирать проверочные слова;
- сопоставлять произношение и написание букв и звуков.
Оборудование:
1.Доска.
2. Учебник «Русский язык» .
3.Тетрадь для самостоятельной работы.
4.Карточки с буквами.
Ход урока.
1. Орг. момент.
Здравствуйте, ребята!
Мы - дружные!
Мы - умные!
Мы - внимательные!
Мы - старательные!
В 1 классе учимся,
Всё у нас получится.
Мне хочется, чтобы сегодня вы были внимательны, находчивы, а главное - чтобы вы показали, что знаете и как умеете работать.
2.Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке нам нужно провести исследование, но по какой теме вы узнаете сами.
Работа с доской.
Посмотрите внимательно на доску. На доске написаны буквы. Вы должны вместо точек поставить недостающие буквы.
б – …(п) ж - …(ш) г – к
д – т (з) … - с (в)… - ф
Как называются эти пары букв? (Это парные согласные)
Кто попробует сформулировать тему нашего урока? (парные согласные)
Как вы думаете, чему мы с вами будем учиться на уроке?
Мы будем учиться находить парные согласные в словах, подбирать проверочные слова.
3.Работа по теме урока.
У вас на партах лежат буквы. Если мы правильно составим из этих букв слово, то узнаем, куда мы сегодня отправимся.
Работа в парах. Ученики составляют слово из букв. Получается слово ЗООПАРК.
Сегодня мы на уроке повторим правописании парных согласных на конце слов и отправимся на экскурсию в зоопарк. слайд
- Кто из вас был в зоопарке?
- Что такое зоопарк?
Зоопарк – ЭТО МЕСТО, ГДЕ СОДЕРЖАТ ЖИВОТНЫХ, ЧТОБЫ ЛЮДИ МОГЛИ ЗА НИМИ НАБЛЮДАТЬ И БОЛЬШЕ О НИХ УЗНАВАТЬ.
Первый зоопарк в Казахстане - Алматинский . Один из старейших зоологических парков Республики Казахстан — был основан в 1937 году. Расположен на площади 21 га. Все животные в зоопарке размещены в 7 секциях: хищных млекопитающих, копытных, приматах, хищных птиц, экзотических птиц, экзотариуме, аквариуме. Слайд
Назовите все согласные звуки в слове «ЗООПАРК». (з, п, р, к) слайд
- Найдите лишний звук? (р)
- Почему он лишний? (он не имеет парного согл. звука)
-Правильно.
А сейчас мы с вами отправляемся в зоопарк.
Зоопарк – это общественное место и поэтому нужно уметь вести себя при посещении.
В зоопарке жизнь идёт своим чередом, но от нас зависит, будут ли наши друзья животные здоровы, будет ли им хорошо и спокойно.
А для этого мы должны соблюдать правила. Давайте прочитаем эти правила.
Читают правила: ( по одному правилу читает один человек). слайд
- не приводить с собой других животных;
- не дразнить животных;
- не пугать;
- не шуметь, не включать магнитофон, телефон;
- не кормить.
Теперь мы знаем правила поведения в зоопарке, поэтому можем смело отправляться в зоопарк. Каких животных мы увидим в зоопарке, узнаем, если отгадаем загадки.
Я зверь горбатый,
Но нравлюсь я ребятам. (верблюд)
Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей,
И питается он листьями –
Листьями деревьев. (жираф)
Кто имеет один рог?
Ну, конечно, - (носорог)
Лесники её котят
Взять домой не захотят,
Ей не скажешь:
«Кошка, брысь!»,
Потому что это – (рысь)
…………
Посмотрите на эти слова, что общего у всех этих слов? (в конце у всех слов стоит парный согл.звук)
Что мы должны знать, чтобы правильно написать слова с парной согласной на конце слова? (правило)
-Какое? (Чтобы проверить парный согласный, надо подобрать такое проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный.)
Если слышишь парный звук-
Будь внимательней мой друг!
Звук согласный проверяй –
Рядом гласный подставляй.
Как можно подобрать проверочные слова? (
(Проверка правильности выполнения задания).
верблюд - верблюды
жираф - жирафы
носорог - носороги
рысь – рыси,
Ёж – ежи.
Лев - львы..
Произношение парных согласных в словах может расходиться с написанием, а может и совпадать.
Из этих слов приведите примеры с парными согласными, в которых произношение совпадает с написанием. (рысь, жираф)
Произношение не совпадает с написанием.( носорог, верблюд, лев, ёж)
Физ.минутка.
Первоклашки дружно встали,
И зверятами все стали.
Потоптались как слонята,
Повертелись как лисята,
Поскакали как зайчата.
Как жирафы потянулись,
И друг другу улыбнулись.
Вперевалочку, как мышки,
Дружно сели все за книжки.
Работа в группах.
1 гр. - зв.анализ слов: Заяц, слон.
2 гр. - на парте лежат разрезанные карточки со словами, собрать два предложения. (Медведь любит мед………………………. ( подчеркни все буквы парных согласных)
3 гр. – исправь ошибки в словах:
4 гр. – разделить слова на 3 группы, 1 гр. В названии животных содержится 1 слог, во вторую группу – два слога, в третью группу – три слога. ( кот, жираф, лебедь, бегемот, белочка, волк) (сколько в слове гл. столько и слогов)
5 гр. – составить небольшой рассказ на тему: «Чем питается белка?» За основу берутся картинки.
5.Зекрепление.
Ещё одно задание для того, чтобы проверить, как мы усвоили правило проверки парных согласных.
(дети самостоятельно вставляют буквы на раздат. листах).
6.Итог урока.
Зоопарк мы посетили.
Пары звуков повторили.
Давайте подведём итог нашего урока.
Над какой темой урока мы работали?
Какие слова мы исследовали?
Какой вывод мы сделали?
Какого результата мы с вами достигли?
Молодцы!
Рефлексия: яблоня с яблоками (красн, зел. и жёлтые яблоки)
Алгоритм для проверки парного согласного в конце слова.
1. Читаю слово …
2. На конце слова слышу парный звук …
3. Изменяю слово (подбираю родственное) …
4. В проверочном слове согласный …
5. Пишу букву…
7. Подчёркиваю орфограмму.
1)Работа в группах.
Правила работы в группе:
1.В группе должен быть ответственный.
2.Работать должен каждый на общий результат.
3.Один говорит, другие слушают.
4.Если не понял, переспроси.
5.Своё несогласие высказывай вежливо.
Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Учиться правильно писать слова с парными согласными.)
-Cформулируйте тему урока. ( «Парные согласные звуки на конце слова».) СЛАЙД 8
В течение урока нам придётся ответить на вопросы: Что надо проверять? Где надо проверять? Как надо проверять?
-На какие вопросы мы уже можем дать ответы?
Что надо проверять? (парные согласные: б п, в ф, г к, ж ш, з с, д т)
Где надо проверять? (на конце слова)
-На какой вопрос мы пока не знаем ответа? (Как надо проверять?)
-Может кто-то из вас знает ответ на этот вопрос?