«Зимний фестиваль знаний 2025»

Урок по математике "Сложение и вычитание величин."

урок по математике в 4 классе умк перспектива

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Тыгдинская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Т.А.Бояринцева


«Рассмотрено»

Руководитель МО____________

Урезалова Т.Н.

Протокол №1 от «__»_____2021 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

____________ Ильницкая Т.В.

«____»___________________ 2021г.

«Утверждено»

Директор МОБУ Тыгдинской СОШ имени Т.А. Бояринцева

_______________ Басня И.А.

Приказ № ____________

от «____»______________2021г.







Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа «Шахматы»

Борисенковой Светланы Александровны

первая квалификационная категория


Направленность: физкультурно-спортивная

Уровень программы: ознакомительный

Возраст обучающихся: 7-10 лет

Срок реализации: 4 месяца


Борисенкова Светлана Александровна,

педагог дополнительного образования














Пояснительная записка.

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности и т.п. В.А. Сухомлинский писал: "Уже в дошкольном возрасте среди детей выделяются теоретики, мечтатели".

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» (краткосрочная) составлена на основе требований и в соответствии с нормативными документами:

  1.  Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2.  Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;

  3.  Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  4.  Программой к завершѐнной предметной линии учебников «Шахматы в школе» для 1-4 классов под редакцией Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой.


Актуальность

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» (краткосрочная) является программой физкультурно-спортивной направленности.

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям расширить круг общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализация позволяет этим детям преодолеть замкнутость. Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

Новизна

Предлагаемый курс даѐт возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям.


Индивидуальный подход к каждому учащемуся при помощи подбора заданий разного уровня сложности на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью учащегося на занятии. Использование нетрадиционных форм работы с родителями, позволяющих их включение в активную совместную деятельность с детьми.

Педагогическая целесообразность. В предлагаемой программе реализуется связь с общим образованием, выраженная в более эффективном и успешном освоении учащимися программы благодаря развитию личности способной к логическому и аналитическому мышлению, а так же настойчивости в достижении цели.

Цель

Создание условий для развития интеллектуальных способностей и творческого потенциала младших школьников посредством овладения искусством игры в шахматы.

Задачи

  1.  содействовать интеллектуальному развитию обучающихся, развивать у школьников логическое и образное мышление, память, внимание, усидчивость;


 обучить детей стратегическим основам шахматной игры, методам долгосрочного и краткосрочного планирования действий во время партии;

  1.  способствовать овладению ребятами важнейшими элементами шахматной тактики и техникой расчѐта вариантов в практической игре;

  2.  включить обучающихся в систематическое участие в шахматных соревнованиях и турнирах;

  3.  привить любовь и интерес к шахматам и обучению в целом, формировать чувство уважения к сопернику, умение с достоинством преодолевать неудачи и трудности;

  4.  развивать навыки работы в команде, способствовать освоению корпоративной шахматной культуры;

  5.  формировать познавательную мотивацию в процессе обучения.


Отличительные особенности программы заключаются в следующем:

  1.  в содержании программы акцент ставится на игровую, импровизационную сторону шахматной игры;

  2.  программой предусмотрено сочетание групповых занятий с индивидуальным подходом к ребѐнку;

  3.  учебный материал программы построен по принципу: «все по каждой фигуре в отдельности».


Срок освоения и общий объем, периодичность, продолжительность, режим занятий:

Программа рассчитана на 4 месяца обучения в количестве 16 часов по очной форме обучения. Занятия проводятся один раз в неделю по 40 минут каждое по двум подгруппам.

Краткая характеристика обучающихся:

Программа предусмотрена для возрастной категории обучающихся от 7 до 10 лет. Группа, численностью до 15 человек, формируется из обучающихся на основе свободного выбора. Занятия проводятся как всем составом в соответствии с календарным учебным графиком, так и индивидуально.

Формы обучения:

  1.  сочетание групповых и индивидуальных занятий;

  2.  теоретическое изложение материала, демонстрация презентаций, практикумы, конкурсы, решение шахматных задач,

  3.  контрольные занятия (опрос, решение тестов, кроссвордов, представление презентаций, театрализация, турниры, соревнования).


Особенности организации образовательного процесса:

  1.  осуществляется детьми в свободное от основной учебы время;

  2.  характеризуется добровольностью, инициативностью и активностью детей и родителей;

  3.  направлен на развитие творческих способностей обучающихся, развивает познавательный интерес;

  4.  носит неформальный и комфортный характер для всех его участников.


Предполагаемые результаты обучения:

Обучающиеся будут знать:

- историю шахмат и выдающихся шахматистов;

-шахматные фигуры;

- правила хождения фигурами;

- правильно располагать фигуры;

- три фазы шахматной партии.

Обучающиеся будут уметь:

- играть в шахматы;

- разыгрывать простейшие позиции;

- разыгрывать партию.

У обучающихся должны сформироваться:

Личностные результаты:

- способность к организации собственной деятельности;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;


- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

Метапредметные результаты:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Учебный план

п/п

Название раздела

Количество часов

Формы аттестации (контроль)

Всего часов

Теория

Практика

1

Инструктаж по ТБ и ПДД. Введение. Шахматы – спорт, наука, искусство.

1

1

0

Мультимедийные презентации, игра «Знаю и соблюдаю технику безопасности».

2

Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы.

1

0,5

0,5

Групповая работа: психологический тренинг

3

Шахматная доска.

2

0,5

1,5

Индивидуальная работа: шахматные пазлы, дидактическая игра «Кто быстрее?»

4

Шахматные фигуры и их обозначения.

6

1

5

Театрализация.

Дидактические игры «Угадай фигуру», «Что общего, чем отличается?»

5

Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.

2

0

2

Практикум в парах и группах.

6

Мат. Ничья. Рокировка.

2

0

2

Практикум в парах и группах.


7

Шахматные партии.

2 2

0

2 Мини-турнир между участниками групп и родителями.

ИТОГО:

16

3

11


Содержание программы.

ТЕМА 1. Инструктаж по ТБ и ПДД. Введение. Шахматы – спорт, наука, искусство (1 час).

Теория: Знакомство с детьми. Постановка задач. Правила техники безопасности. Легенда о возникновении шахмат. Роль шахмат в воспитании и развитии личности особенности психологической подготовки юного шахматиста.

Контроль: игра «Знаю и соблюдаю технику безопасности».

ТЕМА 2. Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы (1 час).

Теория: цель игры в шахматы. Правила турнирного поведения.

Практика: психологический групповой тренинг

Контроль: опрос, решение кроссворда- домашнее задание.

ТЕМА 3. Шахматная доска (2 часа).

Теория: презентация материала «Поля, линии, их обозначения (белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр».

Практика: шахматные пазлы

Контроль: индивидуальная работа: дидактическая игра «Кто быстрее?»

ТЕМА 4. Шахматные фигуры и их обозначения (6 часов).

Теория: Белые и черные фигуры. Виды шахматных фигур. Начальное положение.

Практика: тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Ладья: положение, ход ладьи. Слон: положение, ход слона.

Ферзь: положение, ход ферзя, ферзь против ладьи, слона.

Конь: положение, ход коня, конь против ладьи, слона и ферзя.

Пешка: первоначальное положение пешек, ход пешек, пешка против ладьи, слона, ферзя и коня.

Король: первоначальное положение короля, ход короля, король против ладьи, слона, ферзя, коня и пешек.

Контроль: Театрализация. Дидактические игры «Угадай фигуру», «Что общего, чем отличается?».

Различные системы проведения шахматных соревнований. Геометрические


мотивы траектории перемещения шахматных фигур. Превращение пешки и взятие на проходе пешкой. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль полей. Ограничение подвижности фигур. Моделирование на шахматном материале.

Практическая работа: тренировочные по выполнению ходов отдельными фигурами и на запись ходов.

ТЕМА 5. Шах (2 часа).

Презентация и отработка практических умений в парах, группах: шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Открытый шах, двойной шах.

ТЕМА 6. Мат. Ничья. Рокировка (1 час).

Презентация и отработка практических умений в парах, группах: мат в один ход, отличие пата от мата, варианты ничьей, длинная и короткая рокировка

ТЕМА 7. Шахматные партии. Дебют, короткие партии (1 час).

Отработка практических умений, мини-турниры: разыгрывание дебюта. Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

Календарный учебный график (14 часов)

п/п

Дата проведения

Тема

Коли-чество часов

Форма занятия.

Место проведения

Форма контроля

План

Факт

1.

03.09

Инструктаж по ТБ и ПДД. Введение. Шахматы – спорт, наука, искусство

1

Теоретическое занятие. Учебный кабинет.

Мультимедийные презентации, игра «Знаю и соблюдаю технику безопасности».

2.

10.09

Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы

1

Теоретическое занятие, тренинг.

Учебный кабинет.

Групповая работа: психологический тренинг

3.

17.09

Шахматная доска: Поля, линии, их обозначения (белые и черные поля).

1

Теоретическое занятие, практикум. Учебный кабинет.

Индивидуальная работа: шахматные пазлы, дидактическая игра «Кто быстрее?»


4. 24.09

Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

1

5.

01.10

Шахматные фигуры и их обозначения: белые и черные фигуры. Виды шахматных фигур.

1

Теоретическое занятие, Практикум. Учебный кабинет.

Театрализация.

Дидактические игры «Угадай фигуру», «Что общего, чем отличается?»

6. 08.10

Ладья и слон: положение и ход ладьи и слона

1

7. 15.10

Ферзь: положение, ход ферзя, ферзь против ладьи, слона.

1

8. 22.10

Конь: положение, ход коня, конь против ладьи, слона и ферзя.

1

9. 29.10

Пешка: первоначальное положение пешек, ход пешек, пешка против ладьи, слона, ферзя и коня.

1

10. 12.11

Король: первоначальное положение короля, ход короля, король против ладьи, слона, ферзя, коня и пешек.

1

11.

19.11

Шах: шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.

1

Практические занятия. Учебный

Практикум в парах и группах.


Защита от шаха. Открытый шах, двойной шах.

1

кабинет.

12.

13.

14.

26.11

03.12

10.12

Мат. Ничья. Рокировка мат в один ход, отличие пата от мата, варианты ничьей, длинная и короткая рокировка.

Практикум

2

Практические занятия. Учебный кабинет.

Практикум в парах и группах.

15.

16.

17.12

24.12

Шахматные партии. Дебют, короткие партии. Отработка полученных знаний.

2

Практические занятия. Учебный кабинет.

Отработка практических умений, мини-турниры.

ИТОГО:

16


Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение:

  1.  учебный кабинет,

  2.  магнитная демонстрационная доска, учебные столы и стулья, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов,

  3.  шахматные доски (1 на каждого воспитанника),

  4.  шахматные часы (одни на двоих).

  5.  персональные компьютеры (ноутбук или планшет).


Информационно-методическое обеспечение:

  1.  занимательная литература по шахматам для педагогов и детей,

  2.  задачники для обучающихся (тактика, различные маты, комбинации),

  3.  раздаточный дидактический материал 9шаблоны, кроссворды, ребусы, сценарии мини-театрализаций),

  4.  видеоролики и видеопрезентации,

  5.  портреты чемпионов мира по шахматам и информационно-исторический стенд «На шахматном олимпе»,

  6.  альбом шахматной школы (архив), фото-стенд «Наша гордость»,

  7.  компьютерные программы для начинающих шахматистов и для разрядников


Литература для педагога.

1. Агафонов А.В. Шах и Мат. Задачи для начинающих. - Казань, Учебное издание. 1994.

2. Бретт Н. Как играть в шахматы – М.: Слово, 1999.

3. Волкова Е.И., Прудникова Е.А. Физическая культура. Динамические шахматы. 1 класс/методическое пособие для учителей общеобразовательных школ. - М.: «RUSSIANCHЕSSHOUSE/Русский шахматный Дом», 2015. – 136 с.

4. Волчок А.С. Самоучитель тpенажеp шахматиста. - Hиколаев: Мысль, 1991.

5. Горенштейн Р.Я. Подарок юному шахматисту. – М.: Синтез, 1994.

6. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. М., 1980.

7. Гродзенский С.Я. Шахматы в жизни ученых. М.,1983Волкова Е.И.

8. Зак В. Я играю в шахматы – М., Детская литература, 2002г.

9. Карахал Ю.И. Шахматы – увлекательная игра. - М.: Знание, 1982.

10. Костьев А.Н. Учителю о шахматах. - М,: Физкультура и спорт, 1986.

11. Костьев А.Н. Уроки шахмат. - М.: Физкультуpа и споpт, 19949.

12.Прудникова Е.А. Физическая культура. Динамические шахматы.

13. Сухин И.Г. Программы курса «Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений». – Обнинск: Духовное возрождение, - 2011. – 40 с.

14. Сухин И.Необыкновенные шахматные приключения – М.Педагогика, 2001г.

15 .Уманская Э.Э., Волкова Е.И., Прудникова Е.А. Шахматы в школе. 1-ый год обучения. – Москва: Просвещение, - 2016.

16. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. 2 часть.

17.Рабочие программы. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных школ. – М.: «RUSSIANCHЕSSHOUSE/Русский шахматный Дом», 2015. – 59 с.

Список литературы для родителей и обучающихся.

  1. 1. Авербах Ю. “Что нужно знать об эндшпиле”. / М.: ФиС, 2016.

  2. 2. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. / М.: ФиС, 2016.

  3. 3. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. / М.: Просвещение, 2017.

  4. 4. Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 4 и 3 разрядов. / М.: Всероссийский шахматный клуб,2016.

  5. 5. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольников шахматной игре. / М.: ГЦОЛИФК, 2017.

  6. 6. Гришин В. Малыши играют в шахматы. / М.: Просвещение, 2017.

  7. 7. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. / М.: Детская литература, 2016.

  8. 8. Журавлев Н. Шаг за шагом. / М.: ФиС, 2016.

  9. 9. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. / Л.: Детская литература, 2016.

  10. 10. Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам. / М.: ГЦОЛИФК, 2-14.

  11. 11. Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. / Киев: Радяньска школа,2-16.

  12. 12. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 2016.


  1. 13. Князева В. Азбука шахматиста. / Ангрен, 2016.

  2. 14. Князева В. Уроки шахмат. / Ташкент: 2017.

  3. 15. Князева В. Уроки шахмат в общеобразовательной школе (методические рекомендации). / Ташкент: 2017.

  4. 16. Сухин И. Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное пособие для родителей и учителей). Рекомендовано Мин общ. и проф. обр. РФ. М.. ПОМАТУР. 2000г.

  5. 17. . Сухин И. Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. М. АСТРЕЛЬ. ACT. 2000 г.

  6. 18. 18.Уильям Гарет. Шахматы. Учитесь играть в самую популярную игру в мире. М. Терра. 1998 г.

  7. 19. Френе С.Избранные педагогические сочинения, М.. Просвещение. 1990 г. Хенкин В. «Шахматы для начинающих»М.: «Астрель» 2002г.,

  8. 20. Шахматный словарь. М. ФиС. 1968 г

  9. 21. Шахматы детям. Санкт-Петербург. 1994г. по изданию Майзелис И.

  10. 22. Шахматы. Основы теории М.Детгиз I960.

  11. 23. Шахматы -школе. М. Педагогика. 1990 г.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее