Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Тыгдинская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Т.А.Бояринцева
«Рассмотрено» Руководитель МО____________ Урезалова Т.Н. Протокол №1 от «__»_____2021 г.
| «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР ____________ Ильницкая Т.В. «____»___________________ 2021г. | «Утверждено» Директор МОБУ Тыгдинской СОШ имени Т.А. Бояринцева _______________ Басня И.А. Приказ № ____________ от «____»______________2021г.
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Шахматы»
Борисенковой Светланы Александровны
первая квалификационная категория
Направленность: физкультурно-спортивная
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 4 месяца
Борисенкова Светлана Александровна,
педагог дополнительного образования
Пояснительная записка.
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности и т.п. В.А. Сухомлинский писал: "Уже в дошкольном возрасте среди детей выделяются теоретики, мечтатели".
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» (краткосрочная) составлена на основе требований и в соответствии с нормативными документами:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Программой к завершѐнной предметной линии учебников «Шахматы в школе» для 1-4 классов под редакцией Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой.
Актуальность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» (краткосрочная) является программой физкультурно-спортивной направленности.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям расширить круг общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализация позволяет этим детям преодолеть замкнутость. Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
Новизна
Предлагаемый курс даѐт возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям.
Индивидуальный подход к каждому учащемуся при помощи подбора заданий разного уровня сложности на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью учащегося на занятии. Использование нетрадиционных форм работы с родителями, позволяющих их включение в активную совместную деятельность с детьми.
Педагогическая целесообразность. В предлагаемой программе реализуется связь с общим образованием, выраженная в более эффективном и успешном освоении учащимися программы благодаря развитию личности способной к логическому и аналитическому мышлению, а так же настойчивости в достижении цели.
Цель
Создание условий для развития интеллектуальных способностей и творческого потенциала младших школьников посредством овладения искусством игры в шахматы.
Задачи
содействовать интеллектуальному развитию обучающихся, развивать у школьников логическое и образное мышление, память, внимание, усидчивость;
обучить детей стратегическим основам шахматной игры, методам долгосрочного и краткосрочного планирования действий во время партии;
способствовать овладению ребятами важнейшими элементами шахматной тактики и техникой расчѐта вариантов в практической игре;
включить обучающихся в систематическое участие в шахматных соревнованиях и турнирах;
привить любовь и интерес к шахматам и обучению в целом, формировать чувство уважения к сопернику, умение с достоинством преодолевать неудачи и трудности;
развивать навыки работы в команде, способствовать освоению корпоративной шахматной культуры;
формировать познавательную мотивацию в процессе обучения.
Отличительные особенности программы заключаются в следующем:
в содержании программы акцент ставится на игровую, импровизационную сторону шахматной игры;
программой предусмотрено сочетание групповых занятий с индивидуальным подходом к ребѐнку;
учебный материал программы построен по принципу: «все по каждой фигуре в отдельности».
Срок освоения и общий объем, периодичность, продолжительность, режим занятий:
Программа рассчитана на 4 месяца обучения в количестве 16 часов по очной форме обучения. Занятия проводятся один раз в неделю по 40 минут каждое по двум подгруппам.
Краткая характеристика обучающихся:
Программа предусмотрена для возрастной категории обучающихся от 7 до 10 лет. Группа, численностью до 15 человек, формируется из обучающихся на основе свободного выбора. Занятия проводятся как всем составом в соответствии с календарным учебным графиком, так и индивидуально.
Формы обучения:
сочетание групповых и индивидуальных занятий;
теоретическое изложение материала, демонстрация презентаций, практикумы, конкурсы, решение шахматных задач,
контрольные занятия (опрос, решение тестов, кроссвордов, представление презентаций, театрализация, турниры, соревнования).
Особенности организации образовательного процесса:
осуществляется детьми в свободное от основной учебы время;
характеризуется добровольностью, инициативностью и активностью детей и родителей;
направлен на развитие творческих способностей обучающихся, развивает познавательный интерес;
носит неформальный и комфортный характер для всех его участников.
Предполагаемые результаты обучения:
Обучающиеся будут знать:
- историю шахмат и выдающихся шахматистов;
-шахматные фигуры;
- правила хождения фигурами;
- правильно располагать фигуры;
- три фазы шахматной партии.
Обучающиеся будут уметь:
- играть в шахматы;
- разыгрывать простейшие позиции;
- разыгрывать партию.
У обучающихся должны сформироваться:
Личностные результаты:
- способность к организации собственной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Учебный план
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Формы аттестации (контроль) | ||||
Всего часов | Теория | Практика | |||||
1 | Инструктаж по ТБ и ПДД. Введение. Шахматы – спорт, наука, искусство. | 1 | 1 | 0 | Мультимедийные презентации, игра «Знаю и соблюдаю технику безопасности». | ||
2 | Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы. | 1 | 0,5 | 0,5 | Групповая работа: психологический тренинг | ||
3 | Шахматная доска. | 2 | 0,5 | 1,5 | Индивидуальная работа: шахматные пазлы, дидактическая игра «Кто быстрее?» | ||
4 | Шахматные фигуры и их обозначения. | 6 | 1 | 5 | Театрализация. Дидактические игры «Угадай фигуру», «Что общего, чем отличается?» | ||
5 | Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. | 2 | 0 | 2 | Практикум в парах и группах. | ||
6 | Мат. Ничья. Рокировка. | 2 | 0 | 2 | Практикум в парах и группах. |
7 | Шахматные партии. | 2 2 | 0 |
| 2 Мини-турнир между участниками групп и родителями. | ||
ИТОГО: | 16 | 3 | 11 |
Содержание программы.
ТЕМА 1. Инструктаж по ТБ и ПДД. Введение. Шахматы – спорт, наука, искусство (1 час).
Теория: Знакомство с детьми. Постановка задач. Правила техники безопасности. Легенда о возникновении шахмат. Роль шахмат в воспитании и развитии личности особенности психологической подготовки юного шахматиста.
Контроль: игра «Знаю и соблюдаю технику безопасности».
ТЕМА 2. Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы (1 час).
Теория: цель игры в шахматы. Правила турнирного поведения.
Практика: психологический групповой тренинг
Контроль: опрос, решение кроссворда- домашнее задание.
ТЕМА 3. Шахматная доска (2 часа).
Теория: презентация материала «Поля, линии, их обозначения (белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр».
Практика: шахматные пазлы
Контроль: индивидуальная работа: дидактическая игра «Кто быстрее?»
ТЕМА 4. Шахматные фигуры и их обозначения (6 часов).
Теория: Белые и черные фигуры. Виды шахматных фигур. Начальное положение.
Практика: тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
Ладья: положение, ход ладьи. Слон: положение, ход слона.
Ферзь: положение, ход ферзя, ферзь против ладьи, слона.
Конь: положение, ход коня, конь против ладьи, слона и ферзя.
Пешка: первоначальное положение пешек, ход пешек, пешка против ладьи, слона, ферзя и коня.
Король: первоначальное положение короля, ход короля, король против ладьи, слона, ферзя, коня и пешек.
Контроль: Театрализация. Дидактические игры «Угадай фигуру», «Что общего, чем отличается?».
Различные системы проведения шахматных соревнований. Геометрические
мотивы траектории перемещения шахматных фигур. Превращение пешки и взятие на проходе пешкой. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль полей. Ограничение подвижности фигур. Моделирование на шахматном материале.
Практическая работа: тренировочные по выполнению ходов отдельными фигурами и на запись ходов.
ТЕМА 5. Шах (2 часа).
Презентация и отработка практических умений в парах, группах: шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Открытый шах, двойной шах.
ТЕМА 6. Мат. Ничья. Рокировка (1 час).
Презентация и отработка практических умений в парах, группах: мат в один ход, отличие пата от мата, варианты ничьей, длинная и короткая рокировка
ТЕМА 7. Шахматные партии. Дебют, короткие партии (1 час).
Отработка практических умений, мини-турниры: разыгрывание дебюта. Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.
Календарный учебный график (14 часов)
№ п/п | Дата проведения | Тема | Коли-чество часов | Форма занятия. Место проведения | Форма контроля |
План | Факт | ||||
1. | 03.09 | Инструктаж по ТБ и ПДД. Введение. Шахматы – спорт, наука, искусство | 1 | Теоретическое занятие. Учебный кабинет. | Мультимедийные презентации, игра «Знаю и соблюдаю технику безопасности». |
2. | 10.09 | Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы | 1 | Теоретическое занятие, тренинг. Учебный кабинет. | Групповая работа: психологический тренинг |
3. | 17.09 | Шахматная доска: Поля, линии, их обозначения (белые и черные поля). | 1 | Теоретическое занятие, практикум. Учебный кабинет. | Индивидуальная работа: шахматные пазлы, дидактическая игра «Кто быстрее?» |
4. 24.09 | Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. | 1 | ||||
5. | 01.10 | Шахматные фигуры и их обозначения: белые и черные фигуры. Виды шахматных фигур. | 1 | Теоретическое занятие, Практикум. Учебный кабинет. | Театрализация. Дидактические игры «Угадай фигуру», «Что общего, чем отличается?» | |
6. 08.10 | Ладья и слон: положение и ход ладьи и слона | 1 | ||||
7. 15.10 | Ферзь: положение, ход ферзя, ферзь против ладьи, слона. | 1 | ||||
8. 22.10 | Конь: положение, ход коня, конь против ладьи, слона и ферзя. | 1 | ||||
9. 29.10 | Пешка: первоначальное положение пешек, ход пешек, пешка против ладьи, слона, ферзя и коня. | 1 | ||||
10. 12.11 | Король: первоначальное положение короля, ход короля, король против ладьи, слона, ферзя, коня и пешек. | 1 | ||||
11. | 19.11 | Шах: шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. | 1 | Практические занятия. Учебный | Практикум в парах и группах. |
Защита от шаха. Открытый шах, двойной шах. | 1 | кабинет. | ||||||
12. 13. 14. | 26.11 03.12 10.12 | Мат. Ничья. Рокировка мат в один ход, отличие пата от мата, варианты ничьей, длинная и короткая рокировка. Практикум | 2 | Практические занятия. Учебный кабинет. | Практикум в парах и группах. | |||
15. 16. | 17.12 24.12 | Шахматные партии. Дебют, короткие партии. Отработка полученных знаний. | 2 | Практические занятия. Учебный кабинет. | Отработка практических умений, мини-турниры. | |||
ИТОГО: | 16 |
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение:
учебный кабинет,
магнитная демонстрационная доска, учебные столы и стулья, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов,
шахматные доски (1 на каждого воспитанника),
шахматные часы (одни на двоих).
персональные компьютеры (ноутбук или планшет).
Информационно-методическое обеспечение:
занимательная литература по шахматам для педагогов и детей,
задачники для обучающихся (тактика, различные маты, комбинации),
раздаточный дидактический материал 9шаблоны, кроссворды, ребусы, сценарии мини-театрализаций),
видеоролики и видеопрезентации,
портреты чемпионов мира по шахматам и информационно-исторический стенд «На шахматном олимпе»,
альбом шахматной школы (архив), фото-стенд «Наша гордость»,
компьютерные программы для начинающих шахматистов и для разрядников
Литература для педагога.
1. Агафонов А.В. Шах и Мат. Задачи для начинающих. - Казань, Учебное издание. 1994.
2. Бретт Н. Как играть в шахматы – М.: Слово, 1999.
3. Волкова Е.И., Прудникова Е.А. Физическая культура. Динамические шахматы. 1 класс/методическое пособие для учителей общеобразовательных школ. - М.: «RUSSIANCHЕSSHOUSE/Русский шахматный Дом», 2015. – 136 с.
4. Волчок А.С. Самоучитель тpенажеp шахматиста. - Hиколаев: Мысль, 1991.
5. Горенштейн Р.Я. Подарок юному шахматисту. – М.: Синтез, 1994.
6. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. М., 1980.
7. Гродзенский С.Я. Шахматы в жизни ученых. М.,1983Волкова Е.И.
8. Зак В. Я играю в шахматы – М., Детская литература, 2002г.
9. Карахал Ю.И. Шахматы – увлекательная игра. - М.: Знание, 1982.
10. Костьев А.Н. Учителю о шахматах. - М,: Физкультура и спорт, 1986.
11. Костьев А.Н. Уроки шахмат. - М.: Физкультуpа и споpт, 19949.
12.Прудникова Е.А. Физическая культура. Динамические шахматы.
13. Сухин И.Г. Программы курса «Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений». – Обнинск: Духовное возрождение, - 2011. – 40 с.
14. Сухин И.Необыкновенные шахматные приключения – М.Педагогика, 2001г.
15 .Уманская Э.Э., Волкова Е.И., Прудникова Е.А. Шахматы в школе. 1-ый год обучения. – Москва: Просвещение, - 2016.
16. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. 2 часть.
17.Рабочие программы. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных школ. – М.: «RUSSIANCHЕSSHOUSE/Русский шахматный Дом», 2015. – 59 с.
Список литературы для родителей и обучающихся.
1. Авербах Ю. “Что нужно знать об эндшпиле”. / М.: ФиС, 2016.
2. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. / М.: ФиС, 2016.
3. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. / М.: Просвещение, 2017.
4. Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 4 и 3 разрядов. / М.: Всероссийский шахматный клуб,2016.
5. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольников шахматной игре. / М.: ГЦОЛИФК, 2017.
6. Гришин В. Малыши играют в шахматы. / М.: Просвещение, 2017.
7. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. / М.: Детская литература, 2016.
8. Журавлев Н. Шаг за шагом. / М.: ФиС, 2016.
9. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. / Л.: Детская литература, 2016.
10. Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам. / М.: ГЦОЛИФК, 2-14.
11. Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. / Киев: Радяньска школа,2-16.
12. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 2016.
13. Князева В. Азбука шахматиста. / Ангрен, 2016.
14. Князева В. Уроки шахмат. / Ташкент: 2017.
15. Князева В. Уроки шахмат в общеобразовательной школе (методические рекомендации). / Ташкент: 2017.
16. Сухин И. Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное пособие для родителей и учителей). Рекомендовано Мин общ. и проф. обр. РФ. М.. ПОМАТУР. 2000г.
17. . Сухин И. Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. М. АСТРЕЛЬ. ACT. 2000 г.
18. 18.Уильям Гарет. Шахматы. Учитесь играть в самую популярную игру в мире. М. Терра. 1998 г.
19. Френе С.Избранные педагогические сочинения, М.. Просвещение. 1990 г. Хенкин В. «Шахматы для начинающих»М.: «Астрель» 2002г.,
20. Шахматный словарь. М. ФиС. 1968 г
21. Шахматы детям. Санкт-Петербург. 1994г. по изданию Майзелис И.
22. Шахматы. Основы теории М.Детгиз I960.
23. Шахматы -школе. М. Педагогика. 1990 г.