«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок по математике. "Сложение двузначных чисел"

Цели: познакомить с новым вычислительным приёмом сложения двузначных чисел с переходом через десяток; работать над развитием УУД.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

  1. Муниципальное образовательное учреждение гимназия №1 г. Липецка

  2. Андриянова Елена Викторовна

  3. Математика

  4. 2 класс

  5. Система развивающего обучения Л. В. Занкова; учебник И.И.Аргинской

  6. Тема урока: Сложение двузначных чисел

  7. Цели урока:

- открыть новый вычислительный прием сложения двузначных чисел с переходом через разряд

- развивать коммуникативные навыки младших школьников

- воспитывать умение слушать и слышать друг друга, правильно реагировать на ошибку, работать совместно

  1. Оборудование: карточки с числовыми выражениями, листочки для работы в парах

  2. Ход урока

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас здоровыми, жизнерадостными. Я надеюсь, что вы сегодня будете внимательны друг к другу, вежливы и аккуратны.

2. Вступительная часть

- Знаем, математика дает для победы трудностей закалку,

Учится с тобою детвора развивать и волю и смекалку

  1. Сообщение темы урока

- Сегодня на уроке математики мы постараемся быть внимательными, сообразительными, умелыми. Мы побываем в роли ученых-исследователей, откроем новый вычислительный прием при сложении и вычитании.

4. Работа по теме урока

- На доске вы видите две записи. Что это? 64 + 25 =

64 + 27 =

( Это числовые выражения)

- Сравните их.

( Это - суммы двузначных чисел, первые слагаемые у них одинаковые, а у вторых слагаемых одинаковое количество десятков и разное количество единиц.)

- Молодцы! А теперь, не вычисляя значений этих выражений, сравните предполагаемые результаты. Что скажете?

( Во втором выражении сумма чисел будет больше на два, чем в первом, т.к. второе слагаемое больше на два.)

- Правильно. А теперь вычислите в тетради значение первого выражения, самостоятельно сделав подробную запись.

В тетради: 64 + 25 = (60 + 4) + (20 + 5) = (60 + 20) + (4 + 5) = 80 + 9 = 89

- Как получили 89?

( К десяткам прибавили десятки, к единицам - единицы и результаты сложили.)

- Верно, а теперь постарайтесь самостоятельно вычислить значение второго выражения.

( Вычисляют.)

- Кто справился с заданием и может записать решение на доске?

Пишут: 64 + 27 = …= 91

64 + 27 = … =90

Учитель записывает сам, якобы увидев у кого-то из учеников: 64 + 27 = …=81

Дети исправляют ошибки и сами объясняют, выводят алгоритм нового вычислительного приема: 64 + 27 = (60 + 20) + (4 + 7) = 80 + 11 = 91

- Ребята, а можно ли быстрее найти значение?

( Да, второе слагаемое во втором выражении на 2 больше, значит можно к 81 прибавить 2 и получим 91.)

- Верно. Но всегда ли в жизни есть такие примеры – помощники?

( Нет.)

- Значит нужно научиться решать разные выражения, даже самые трудные.

Физкультминутка.

- Немного отдохнули, а теперь потренируемся в решении выражений. Я записываю на доске, а вы комментируйте и пишите в тетрадях: 47 + 36 =

= ( 40 + 30) + ( 7 + 6) = 70 + 13 = 83

- Следующие: 54 + 38 =

73 + 19 =

Дети выходят к доске с тетрадями и пишут решения выражений. Неверные записи корректируются. Замечают, что выражения разные, а значения их одинаковые.

В зависимости от времени можно предложить придумать свои пары примеров по такому же признаку.

5. Работа с учебником. Закрепление .

- Откройте учебник на стр. 67, № 175

Прочитайте друг другу в парах задание. Что нужно сделать?

Измените цифру единиц одного слагаемого так, чтобы при сложении единиц не было перехода через разряд. Работаем по превращению наших выражений. Запишите как можно больше примеров.

Варианты: 54 + 38 = 92 73 + 19 = 92

54 + 35 = 73 + 16 =

54 + 34 = 73 + 15 =

54 + 33 = 73 + 14 =

54 + 32 = 73 + 13 =

54 + 31 = 73 + 12 =

54 + 30 = 73 + 11 =

51 + 38 = 73 + 10 =

51 + 38 = 70 + 19 =

Дети решают каждое выражение. Кто придумал, тот и записывает на доске.


6. Работа в парах.

- Выполните на листочках задания: составьте пример на сложение двузначных чисел с переходом через разряд и решите его.

- Возьмите листочек своего соседа по парте и составьте ему подобный пример, а он пусть решает его. Взаимопроверка.


7. Домашнее задание: стр. 68, № 175 – вспомните изученный в классе материал.


8. Итог урока.

- Наш урок подошел к концу. Мне интересно узнать, трудно было вам или легко?

Переверните свой листок и закончите фразу, которую выберете для себя:

На уроке мне было легко, потому что …

На уроке мне было трудно, потому что …

- Сдайте мне листочки с примерами и законченными фразами. На уроке мы думали, считали, совершенствовали навыки сложения, открыли для себя новый вычислительный прием. Молодцы! Спасибо за работу на уроке.


  1. - Дополнительная литература:

  1. Т.Е.Соколова. Познавательное общение в начальном образовании.- Самара: издательский дом «Федоров», 2007г.

  2. Современный урок. – Самара: издательство «Учебная литература», 2007г.

- Резервные упражнения для выполнения на уроке:

1) Какие задания можете предложить с данными числами?

30 4 90 60 5 8 20 50 7

2) Какое число лишнее?

1 10 6

3) Продолжи цепочки вправо и влево

… 5 7 9 …


… 21 17 13 …

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее