Дата: 24.01.2018
Урок: математика
Тема: прямой, острый и тупой углы
Цели: продолжить знакомство с понятием «угол»; ввести термины «прямой угол», «тупой угол», «острый угол»; учить строить прямой угол с помощью модели и чертежного угольника; совершенствовать умения решать задачи; развивать внимание и мышление.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Какие цифры нужно вставить в «окошки», чтобы получились верные равенства?
8 – 3 = 7 9 – 4 = 6
5 – 6 = 4 7 – 8 = 2
4 – 7 = 3 6 – 2 = 8
III. Сообщение темы урока.
– Рассмотрите чертеж на доске:
– Какая из данных фигур «лишняя»? (Фигура 2.)
– Как называется эта фигура?
– Сегодня на уроке мы будем строить углы.
IV. Работа по теме урока.
1. Задание 1.
– Начертите два луча, имеющие общее начало, которые пересекаются под прямым углом. Можете использовать угольник.
– Рассмотрите рисунок. Найдите прямой угол. (Номер 2.)
– С помощью какого инструмента ответим на этот вопрос? (С помощью угольника.)
Учитель демонстрирует изготовление модели прямого угла.
– Сложите большой лист бумаги. Вот так:
– У вас получился прямой угол. Теперь возьмите маленький лист бумаги и сложите его так же.
– У вас опять получился прямой угол. Догадайтесь, какое высказывание будет верным:
1) синий угол больше красного;
2) красный угол больше синего;
3) синий и красный углы одинаковы?
– Все прямые углы можно наложить так, чтобы их стороны совпали. А стороны угла – лучи.
Учащиеся проверяют наложением.
– Сделайте модель прямого угла с помощью веера.
– Покажите прямые углы на крышке стола и других предметов.
2. Задание 2.
– Рассмотрите рисунок. У какого дома крыша «острая»? (У первого дома.)
– У какого дома крыша «тупая»? (У второго.)
– Найдите на рисунке задания 1 острый угол. (Розовый.)
– Розовый угол – острый. Если его наложить на прямой угол так, чтобы одна его сторона совпала со стороной прямого угла, то другая его сторона пройдет внутри прямого.
– Найдите на рисунке задания 1 тупой угол. (Желтый угол.)
Желтый угол – тупой. Если его наложить на прямой угол так, чтобы одна его сторона совпала со стороной прямого угла, то другая его сторона пройдет вне прямого угла. Рассмотрим рисунок. Каким цветом закрашен прямой угол?
– Рассмотрите фигуры, представленные на доске.
– Сколько углов у каждой фигуры? Какие из углов острые, тупые? Проверьте это с помощью угольника.
3. Задание 3.
– На какой угол раскрыли каждый веер? (Острый, тупой, развернутый, прямой.)
4. Задание 4.
– Начертите острый и прямой углы, расположив их так, как показано на рисунке.
– Какой угол меньше: острый или прямой? (Острый.)
– Все острые углы меньше прямого.
– Проведите из общей вершины этих углов несколько лучей так, чтобы с лучом зеленого цвета они образовали острые лучи.
5. Задание 5.
– Начертите тупой и прямой углы, расположив их так, как показано на чертеже.
– Какой угол больше: тупой или прямой? (Тупой.)
– Все тупые углы больше прямого.
– Проведите из общей вершины этих углов несколько лучей так, чтобы с лучом зеленого цвета они образовывали тупые углы.
6. Задание 6.
– Можно ли острый угол расположить внутри прямого? (Можно.)
– Покажите это на чертеже.
7. Задание 7.
– Можно ли тупой угол расположить внутри прямого? (Нет, так как прямой угол всегда меньше прямого.)
– А прямой угол внутри тупого? (Можно.)
– Покажите на чертеже, как это можно сделать.
Физкультминутка
8. Работа по карточкам.
Карточка 1
Постройте угол с вершиной в точке А так, чтобы одна его сторона проходила через точку В, а другая – через точку С. Закрасьте углы разным цветом.
Карточка 2
Постройте острый угол, стороны которого проходят через точки А и В. Закрасьте углы синим цветом.
Карточка 3
Постройте тупой угол, стороны которого проходят через точки А и В. Закрасьте углы синим цветом.
Карточка 4
С помощью угольника постройте прямой угол так, чтобы его вершиной была точка А, а одна из сторон проходила через точку В. Закрасьте угол синим цветом.
Карточка 5
С помощью угольника постройте прямой угол с вершиной в точке А так, чтобы точка С находилась внутри прямого угла.
Карточка 6
Постройте острый угол с вершиной в точке В так, чтобы точка А была внутри угла.
Карточка 7
Постройте тупой угол так, чтобы его вершиной была точка А, а одна сторона угла проходила через точку В.
Карточка 8
С помощью угольника постройте два прямых угла со стороной ОА. Закрасьте их разным цветом.
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Что такое «угол»?
– Как изготовить модель прямого угла?
– Какой угол называется острым?
– Какой угол называется тупым?
Домашнее задание: начертить прямой, острый и тупой углы.