Урок 88
способ сложения столбиком
Цели: учить выполнять сложение чисел в столбик; совершенствовать вычислительный навык; формировать умение составлять задачи по круговым схемам; развивать логическое мышление и внимание.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Математический диктант.
– Назовите два числа:
а) разность которых равна 30;
б) частное которых равно 8.
– Первое слагаемое 6, а второе – на 2 больше. Назовите сумму.
– Первое число 12, а второе – на 7 меньше. Назовите сумму этих чисел.
2. Геометрия на спичках.
а) Переложите три палочки так, чтобы стало 3 квадрата.
б) Переложите четыре палочки так, чтобы стало 3 квадрата.
в) Переложите две палочки так, чтобы стало 7 квадратов.
г) Переложите четыре палочки так, чтобы стало 10 квадратов.
3. Задача.
У Саши было 26 картинок. После того как он наклеил несколько картинок в альбом, у него осталось 12 картинок. Сколько картинок Саша наклеил в альбом?
4. Вычислите наиболее легким способом.
6 + 7 + 4 + 3 = 4 + 20 + 6 + 50 =
8 + 9 + 2 + 1 = 60 + 6 + 20 + 4 =
4 + 2 + 10 + 8 = 40 + 8 + 30 + 2 =
III. Работа по теме урока.
– Сегодня на уроке будем учиться выполнять сложение столбиком.
1. Фронтальная работа.
Учащиеся читают диалог Миши и Маши.
– Зачем Маша использует запись сложения чисел столбиком?
2. Задание 1.
– Объясните, как Маша выполнила сложение чисел 25 и 43 столбиком.
Памятка
Алгоритм сложения в столбик.
1. Записываем первое слагаемое.
2. Записываем второе слагаемое: единицы под единицами; десятки под десятками.
3. Складываем единицы.
4. Складываем десятки.
5. Читаем ответ.
3. Задание 2.
– Выполните поразрядное сложение чисел 852 и 143 с помощью разрядной таблицы, начиная с разряда единиц.
– Выполните запись сложения этих же чисел столбиком в тетради.
4. Задание 3.
– Вычислите значение суммы 241 + 536. Подчеркните зеленым цветом все цифры в разряде единиц, желтым – все цифры в разряде десятков, а красным – в разряде сотен.
5. Задание 5.
– Выполните поразрядное сложение чисел 68 и 31. Сначала используйте запись в строчку, а потом – столбиком.
68 + 31 = (60 + 8) + (30 + 1) = (60 + 30) + (8 + 1) = 90 + 9 = 99
6. Задание 6.
Учащиеся выполняют сложение чисел, используя способ сложения столбиком.
7. Задание 7.
– Выполните сложение чисел 426 и 257 с помощью разрядной таблицы, используя алгоритм в учебнике. Далее учащиеся выполняют работу в парах.
– Объясните, как выполнить поразрядное сложение чисел 678 и 108 с помощью разрядной таблицы.
8. Задание 8.
Учащиеся вычисляют значения сумм, используя способ сложения столбиком или в строчку.
9. Задание 9.
– Может ли при сложении двух двузначных чисел получиться трехзначное число? (Может.)
– Выполните с объяснением сложение столбиком чисел 64 и 36.
IV. Поупражняемся в вычислениях (с. 42–43).
1. Задание 1.
– Выполните поразрядное сложение чисел 263 и 524, сначала используя запись в строчку, а потом – столбиком.
263 + 524 = (200 + 60 + 3) + (500 + 20 + 4) = (200 + 500) + (60 + 20) + (3 + 4) = 700 + 80 + 7 = 787
2. Задание 2.
– Выполните поразрядное сложение чисел 538 и 154 с помощью разрядной таблицы.
– В каком разряде возникает необходимость перехода в следующий разряд? (1 десяток переходит в разряд десятков.)
3. Задание 5.
– Составьте задачу по круговой схеме.
– Запишите решение этой задачи. Вычислите ответ задачи, используя способ сложения столбиком.
Запись:
Березы – 125 дер.
Тополя – 115 дер.
Всего – ? дер.
Ответ: 240 деревьев.
4. Задание 6.
– Какое двузначное число нужно прибавить к числу 11, чтобы при поразрядном сложении дважды осуществлялся переход через разряд?
– Выполните сложение этих чисел столбиком.
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Сформулируйте алгоритм сложения столбиком.
Домашнее задание: учебник, с. 42, № 3, 4.