Тема: Русский алфавит .
Решаемые проблемы. Что такое алфавит? Для чего надо знать алфавит?
Цели: познакомить с русским алфавитом (азбукой), его ролью в жизни людей, развивать умение пользоваться алфавитом.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
Познакомятся с этимологией слов алфавит, азбука, со значением алфавита в жизни людей.
Возможность научиться называть буквы в алфавитном порядке.
УУД
Регулятивные: Оценивать результаты выполненного задания.
Познавательные: классифицировать буквы по сходству в их названии. Применять знания алфавита при пользовании справочниками, словарями.
Коммуникативные: высказываться о значимости изучения алфавита. Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач.
Личностные результаты: имеют представление о своей этнической принадлежности, проявляют уважение к родному языку.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Долгожданный дан звонок – начинается урок!
2.Самоопределение к деятельности.
НА ДОСКЕ:
Л Ф А Т В А И
Что написано на доске? (Буквы).
На какие две группы можно разделить буквы? (Гласные и согласные).
Назовите согласные. (Л Ф Т В)
Как вы думаете, какая согласная здесь лишняя? (Л - у неё нет пары, она непарная).
Назовите гласные (А И).
Что можно сказать о букве И? (Согласные произносятся с ней мягко).
Что можно сказать о букве А? (Согласные произносятся твёрдо).
Сейчас я вам загадаю загадку, и если вы её отгадаете, то узнаете какую, букву мы будем писать на минутке чистописания.
В море плавала акула
Ела всё, что в нём тонуло.
К нам акула приплыла –
Превратилась в букву... (А)
Напишите в тетради по образцу заглавную букву А и строчную букву а одну строчку.
Соберите буквы в слово и узнаете тему нашего урока. (АЛФАВИТ).
Правильно, тема нашего урока алфавит (Слайд № 1).
3. Работа по теме урока.
Знакомство с алфавитом.
Сколько гласных букв? (10).
А сколько согласных? (21).
Сколько букв не обозначают звука? (2).
Назовите эти буквы. (Ъ, Ь).
Сколько всего букв в русском языке? (33).
Буквы-значки, как бойцы на парад,
в строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
и называется он ...
(Алфавит)
Кто знает, как образовалось это слово Алфавит? (Предположения детей).
Слово Алфавит пришло к нам из греческого языка. Первые две буквы назывались «Альфа» и «Вита». Из этих двух названий получилось слово – Алфавит. (Слайд №2).
Как называется ваша первая учебная книга? (Азбука).
Попробуйте объяснить, почему её так назвали? (Высказывания детей).
Это первые две буквы из старославянского письма «Аз» и «Буки». Из этих двух названий получилось слово – Азбука. (Слайд №3).
Русское слово Азбука и греческое слово Алфавит – обозначают одно и тоже.
Кто–нибудь может сказать, что такое Алфавит? (Высказывания детей).
Правильно, Алфавит это когда буквы располагаются в строго определённом порядке. В Алфавите каждая буква имеет своё место и название. (Слайд№4).
Давайте прочитаем буквы алфавита, повторяя их за мной. (Интерактивная доска - 1 задание).
А знаете ли, вы кто создал алфавит? (Предположения детей)
Для того чтобы убедиться в правильности наших предположений, мы должны выполнить задание которое находится в конвертах у вас на парте.
4. Задание - работа в парах.
(Проверка задания – слайд №5).
Проверим, что у вас получилось. Кто же создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий) (Слайд №6).
Это первые учителя, которые создали славянскую азбуку. Именно ту, которую мы изучаем. Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли совсем, но основа осталась. 24 мая в России проходит праздник славянской письменности и культуры.
Ребята, нам от азбуки пришло сообщение! Прочитать его? (Слайд №7).
Физкультминутка
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать её легко:
Ноги ставит широко.
Дети должны стоять широко расставив ноги. На каждый счёт руки поочерёдно:
на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс вниз – два хлопка. (Темп постепенно убыстряется.)
Дети садятся на свои места.
Давайте подумаем, для чего нужен Алфавит? (Предположения детей).
Посмотрите ребята, вопрос один, а мнений много.
Давайте вместе находить ответ на этот вопрос.
Отгадайте загадку.
Гладишь - ласкается,
Дразнишь – кусается.
На цепи сидит,
Дом сторожит. (Собака).
Что вы можете сказать об этом слове? (Это слово из словаря)
Попробуйте быстро найти это слово в орфографическом словаре, который лежит у вас на парте.
Трудно было выполнить задание? (Ответы детей).
А можно было это задание выполнить быстрее? (Ответы детей)
Что для этого нужно знать? (Алфавит)
С какой целью слова располагаются в словаре в алфавитном порядке? (Для удобства поиска нужного слова).
Значит, Алфавит используется для составления словарей, различных справочников, каталогов. (Слайд №8).
Обратимся к классному журналу. Вы часто наблюдали, как учитель быстро находит фамилию ученика. Как вы думаете, почему? (Высказывания детей).
Конечно, он использует Алфавит. (Слайд №9).
Ребята, вы все посещали библиотеку и наверно заметили, что библиотекарь быстро находит ту или иную книгу. Почему? (Предположения детей).
Конечно, книги в библиотеке стоят в алфавитном порядке, для удобства поиска книги. (Слайд №10).
Давайте немного побудем библиотекарями и разложим книги в алфавитном порядке.
Чтобы расположить слова по алфавиту, надо по первой букве алфавита подобрать слово, выделив у него первую букву. Если слово на определённую начальную букву отсутствует, то следует переходить к следующей букве алфавита и следующему слову. (Работа на интерактивной доске).
5. (Практическое пользование Алфавитом).
(Запиши в алфавитном порядке имена людей). (Слайд №11).
(Напомнить написание имён собственных).
(Проверка задания – слайд №11).(Если останется - время делим слова на слоги, ставим ударения и повторяем правила переноса слов).
Рефлексия
Что такое алфавит?
Сколько букв в русском алфавите?
Кто уже запомнил алфавит?
Кто правильно называет буквы?
Кому ещё нужно немного потренироваться?
Оцените свою работу на уроке. (Сигнальные карточки)
Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали. Урок окончен, всем спасибо!