«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок по литературному чтению "Русский Алфавит".

Познакомятся с этимологией слов алфавит, азбука, со значением алфавита в жизни людей.

Возможность научиться называть буквы в алфавитном порядке.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки


Тема: Русский алфавит .


Решаемые проблемы. Что такое алфавит? Для чего надо знать алфавит?

Цели: познакомить с русским алфавитом (азбукой), его ролью в жизни людей, развивать умение пользоваться алфавитом.


Планируемые результаты:


Предметные результаты:

Познакомятся с этимологией слов алфавит, азбука, со значением алфавита в жизни людей.

Возможность научиться называть буквы в алфавитном порядке.


УУД

Регулятивные: Оценивать результаты выполненного задания.

Познавательные: классифицировать буквы по сходству в их названии. Применять знания алфавита при пользовании справочниками, словарями.

Коммуникативные: высказываться о значимости изучения алфавита. Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач.

Личностные результаты: имеют представление о своей этнической принадлежности, проявляют уважение к родному языку.


Ход урока:


1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок – начинается урок!


2.Самоопределение к деятельности.

НА ДОСКЕ:

Л Ф А Т В А И

  • Что написано на доске? (Буквы).

  • На какие две группы можно разделить буквы? (Гласные и согласные).

  • Назовите согласные. (Л Ф Т В)

  • Как вы думаете, какая согласная здесь лишняя? (Л - у неё нет пары, она непарная).

  • Назовите гласные (А И).

  • Что можно сказать о букве И? (Согласные произносятся с ней мягко).

  • Что можно сказать о букве А? (Согласные произносятся твёрдо).

  • Сейчас я вам загадаю загадку, и если вы её отгадаете, то узнаете какую, букву мы будем писать на минутке чистописания.


В море плавала акула

Ела всё, что в нём тонуло.

К нам акула приплыла –

Превратилась в букву... (А)


  • Напишите в тетради по образцу заглавную букву А и строчную букву а одну строчку.

  • Соберите буквы в слово и узнаете тему нашего урока. (АЛФАВИТ).

  • Правильно, тема нашего урока алфавит (Слайд № 1).


3. Работа по теме урока.



Знакомство с алфавитом.

  • Сколько гласных букв? (10).

  • А сколько согласных? (21).

  • Сколько букв не обозначают звука? (2).

  • Назовите эти буквы. (Ъ, Ь).

  • Сколько всего букв в русском языке? (33).


Буквы-значки, как бойцы на парад,

в строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

и называется он ...

(Алфавит)


  • Кто знает, как образовалось это слово Алфавит? (Предположения детей).

  • Слово Алфавит пришло к нам из греческого языка. Первые две буквы назывались «Альфа» и «Вита». Из этих двух названий получилось слово – Алфавит. (Слайд №2).

  • Как называется ваша первая учебная книга? (Азбука).

  • Попробуйте объяснить, почему её так назвали? (Высказывания детей).

  • Это первые две буквы из старославянского письма «Аз» и «Буки». Из этих двух названий получилось слово – Азбука. (Слайд №3).

  • Русское слово Азбука и греческое слово Алфавит – обозначают одно и тоже.

  • Кто–нибудь может сказать, что такое Алфавит? (Высказывания детей).

  • Правильно, Алфавит это когда буквы располагаются в строго определённом порядке. В Алфавите каждая буква имеет своё место и название. (Слайд№4).

  • Давайте прочитаем буквы алфавита, повторяя их за мной. (Интерактивная доска - 1 задание).

  • А знаете ли, вы кто создал алфавит? (Предположения детей)

  • Для того чтобы убедиться в правильности наших предположений, мы должны выполнить задание которое находится в конвертах у вас на парте.


4. Задание - работа в парах.

(Проверка задания – слайд №5).


  • Проверим, что у вас получилось. Кто же создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий) (Слайд №6).

  • Это первые учителя, которые создали славянскую азбуку. Именно ту, которую мы изучаем. Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли совсем, но основа осталась. 24 мая в России проходит праздник славянской письменности и культуры.

  • Ребята, нам от азбуки пришло сообщение! Прочитать его? (Слайд №7).


Физкультминутка

А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать её легко:

Ноги ставит широко.


Дети должны стоять широко расставив ноги. На каждый счёт руки поочерёдно:

на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс вниз – два хлопка. (Темп постепенно убыстряется.)

Дети садятся на свои места.


  • Давайте подумаем, для чего нужен Алфавит? (Предположения детей).

  • Посмотрите ребята, вопрос один, а мнений много.

  • Давайте вместе находить ответ на этот вопрос.


Отгадайте загадку.


Гладишь - ласкается,

Дразнишь – кусается.

На цепи сидит,

Дом сторожит. (Собака).


  • Что вы можете сказать об этом слове? (Это слово из словаря)

  • Попробуйте быстро найти это слово в орфографическом словаре, который лежит у вас на парте.

  • Трудно было выполнить задание? (Ответы детей).

  • А можно было это задание выполнить быстрее? (Ответы детей)

  • Что для этого нужно знать? (Алфавит)

  • С какой целью слова располагаются в словаре в алфавитном порядке? (Для удобства поиска нужного слова).

  • Значит, Алфавит используется для составления словарей, различных справочников, каталогов. (Слайд №8).

  • Обратимся к классному журналу. Вы часто наблюдали, как учитель быстро находит фамилию ученика. Как вы думаете, почему? (Высказывания детей).

  • Конечно, он использует Алфавит. (Слайд №9).

  • Ребята, вы все посещали библиотеку и наверно заметили, что библиотекарь быстро находит ту или иную книгу. Почему? (Предположения детей).

  • Конечно, книги в библиотеке стоят в алфавитном порядке, для удобства поиска книги. (Слайд №10).

  • Давайте немного побудем библиотекарями и разложим книги в алфавитном порядке.

  • Чтобы расположить слова по алфавиту, надо по первой букве алфавита подобрать слово, выделив у него первую букву. Если слово на определённую начальную букву отсутствует, то следует переходить к следующей букве алфавита и следующему слову. (Работа на интерактивной доске).


5. (Практическое пользование Алфавитом).


(Запиши в алфавитном порядке имена людей). (Слайд №11).

(Напомнить написание имён собственных).


(Проверка задания – слайд №11).(Если останется - время делим слова на слоги, ставим ударения и повторяем правила переноса слов).



  1. Рефлексия


  • Что такое алфавит?

  • Сколько букв в русском алфавите?

  • Кто уже запомнил алфавит?

  • Кто правильно называет буквы?

  • Кому ещё нужно немного потренироваться?

  • Оцените свою работу на уроке. (Сигнальные карточки)

  • Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали. Урок окончен, всем спасибо!

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее