Урок 17
В гостях у Незнайки. Н. Носов. «Фантазеры»
Цели: ввести понятие «фантазия»; учить проводить грань между выдумкой и ложью; закреплять умение пересказывать текст, различать жанры (сказки, рассказы).
Ход урока
I. Речевая разминка.
– Прочитайте скороговорку сначала медленно, затем наращивая темп чтения:
Дробью по перепелам да по тетеревам.
II. Изучение нового материала.
Учитель читает интригу на странице 65. Далее учащиеся читают произведение по цепочке.
– Что такое выдумка? Есть ли различие в понятиях «фантазия» и «выдумка»? Так ли, что вымысел – это то, чего не бывает на свете? А фантазия – это плод нашего воображения? Может ли быть фантазия, основанная на реальных событиях? Словарь Даля определяет понятие «выдумка» как «что выдумано; вымысел, изобретение, открытие, находка или затея; ложь, пустая молва. Фантазию (в переводе с греческого языка – воображение) можем представить себе ситуацией, представляемой каким-либо человеком или группой людей, которая не соответствует реальности, но выражает их желания. Фантазии могут носить любой характер. Какая выдумка кажется вам самой интересной? Чем она показалась вам привлекательной? Нравятся ли вам иллюстрации к этому рассказу? С какими эпизодами произведения они связаны? Можем ли мы назвать выдумки героя фантазиями?
III. Итог урока.
– С каким произведением познакомились? Кто автор? Каким по жанру оно является? Что вам понравилось?