дата: 22.01.2018
урок: литературное чтение
Тема: Т. БелозЁров. «Хомяк». М. Яснов. «Хомячок»
Цели: учить пользоваться Толковым словарем для выяснения значения слов; развивать умение анализировать характер героя, подтверждать свое мнение строчками из текста, определять, от какого лица идет повествование.
Ход урока
I. Речевая разминка.
– Прочитайте скороговорку на доске сначала медленно, затем наращивая темп:
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
II. Проверка домашнего задания.
III. Изучение нового материала.
Учитель знакомит учащихся с творчеством автора.
Тимофей Максимович Белозеров (1929–1986) – советский поэт, заслуженный работник культуры РСФСР. Родился в крестьянской семье. Окончил семилетнюю школу в селе Старо-Карасук Омской области, жил и работал столяром, рабочим по очистке железнодорожных путей, лесозаготовителем в Калачинске.
В 1957 году в Омском книжном издательстве вышла первая книга Белозерова «На нашей реке». В 1962-м он был принят в Союз писателей СССР. С 1963 года, после окончания Литинститута им. А. М. Горького, работает редактором Омского телевидения. С 1968 года – на литературной работе.
Именем Тимофея Белозерова названа одна из улиц и библиотека Омска. В 2005 году одному из танкеров Омского речного пароходства присвоено имя поэта и на Аллее литераторов появился мемориальный камень с именем Тимофея Белозерова.
Тимофей Максимович является автором более 60 детских книг, вышедших в различных издательствах Москвы, Омска, Новосибирска и др. Общий тираж составляет около 16 миллионов экземпляров. Четыре книги Белозерова вошли в серийные издания: «Лесной плакунчик» (1979), «Зимушка-зима» (1989), «Карасик» (1981), «Журавкин праздник» (1990).
IV.Чтение стихотворения Т. Белозерова “Хомяк» учителем.
V. Чтение стихотворения Т. Белозерова “Хомяк» учащимися. Работа со стихотворением.
– Прочитайте вслух только те строчки, которые подтверждают, что герою-рассказчику нравится внешность хомяка. («А что? Мне нравится хомяк! И глазки и фигурка. И загляденье – шкурка!») А теперь подтвердите, обращаясь к тексту, что герой ценит и характер хомяка. («И домосед он, и добряк».)
– Что же немножко портит внешний вид хомяка? («А что за щечками слегка оттянуты мешочки...».) Как герой-рассказчик это оправдывает? («Так ведь в норе у хомяка и сыновья и дочки!»)
ФИЗМИНУТКА
VI. Чтение стихотворения М. Яснова «Хомячок» учащимися. Работа со стихотворением.
– Сколько в стихотворении предложений? Разные ли они по цели высказывания? Каких предложений больше всего? А почему? (Из пяти предложений четыре являются вопросительными.)
– Кто же задает все эти вопросы? (Все эти вопросы задает хомячок.) Значит, стихотворение написано от лица... кого? (Стихотворение написано от лица хомячка.) Вы видели когда-нибудь хомячка? Даже если не видели, вы можете теперь представить, какой у этого зверька характер? (Хомячок робкий, ласковый, вежливый и нежный.)
VII. Итог урока.
– С какими произведениями познакомились? Кто их автор?
VIII. Домашнее задание: наизусть