М. Алимбаев «Кто, если не ты?»
Цель урока:
• образовательные: познакомить учащихся с новым произведением, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста произведения, учить работать с текстом произведения;
• развивающие: учить учащихся мыслить, содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;
• воспитывающие: содействовать становлению духовного мира учащихся, осознанию учащимися нравственных ценностей, бережного отношения к живой природе.
Оборудование: мультимедиа система, учебник , «Красная Книга» Казахстана, картинки животных и растений, видеоролик «».
Учебник: В.К.Павленко, А.Н. Саржанова Литературное чтение 2 класс.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический.
Ход урока
1. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке. Постановка цели урока.
Дорогие ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.
Есть просто храм, есть храм науки
А есть ещё природы храм.
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь!
-Как вы думаете, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (Постановка целей урока)
2. Актуализация полученных ранее знаний и умений.
- На дом вы получили задание выучить стихотворение «давайте дружить»
2-3 детей читают
3. Изучение новой темы урока.
Вводная беседа.
- В чём разница между двумя выражениями: «Человек – царь природы» и «Человек – часть природы»? из какой это сказки? Какое из них вам кажется верным? Почему?
- Что человек представляет собой без природы – без воздуха, воды, пения птиц, ароматов лугов, шелеста листьев? Всё это дарит людям Мать-Природа и не просит взамен никакой платы, только ждёт от нас бережного, доброго к себе отношения.
Птицы, рыбы, звери
В душу людям смотрят
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо,
А море без рыб – не море,
А земля без зверей – не земля!
Знакомство с стихотворением «Кто, если не ты?»
Знакомство с автором стихотворения
В селе Маралды Щербактинского района 19 октября 1923 года родился известный казахский поэт, пишущий одинаково талантливо и для взрослых и для детей - Музафар Алимбаев. Имя «Музафар» арабского происхождения, оно означает «победитель». Быть может, отец желал видеть сына сардаром-полководцем, но сын стал поэтом.
Мать будущего поэта знала множество песен и поэм, она впервые познакомила Музафара с поэзией великого Абая. Ещё ребёнком он знал наизусть народные поэмы - "Еңлік-кебек" и "Қалқаман-батыр", Она же просила аульчан, выезжающих в город, привозить небольшие книжечки, набранные арабским шрифтом. Были среди них сказки Толстого, стихи Пушкина, Лермонтова. Мать Музафара Алимбаева знала много колыбельных и героических песен, мудрых сказок и легенд. Музафар Алимбаев не только пишет стихи, сказки, но и собирает народные пословицы, присказки, небылицы, поговорки, причем не только казахские, но и других народов: "Кто не удержится в седле? Тот не удержится и на троне", "Не будет рука щедрой, коль душа скупа", "Коли певец искусен, то и песня прекрасна ". Такие пословицы он создал, используя свой жизненный опыт и наблюдения. Издал книгу «666 пословиц и поговорок».
Мама была первой и самой умной и строгой учительницей жизни.Написано около 200 песен на стихи Музафара Алимбаева, которые любимы народом и очень часто исполняются. Среди них такие песни: "Ну и чудной же ты, джигит", "У нас есть девушка - врач", "Один молодой казах".
В 1948-1958 годах Музафар Алимбаев работал в редакции журнала "Пионер "(на казахском языке). А в 1958 году стал главным редактором нового детского журнала "Балдырған". В журнале печатались новые произведения детских писателей Казахстана, казахские народные сказки и сказки народов других стран, интересные игры, головоломки, кроссворды. Десять лет, с 1958 по 1968 год, проработал М.Алимбаев редактором журнала, полюбившегося многим детям.
Музафаром Алимбаевым переведены на казахский язык многие произведения Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Назыма Хикмета и многих других.
Первичное чтение текста стихотворения М. Алимбаева «Кто, если не ты?» учителем.
2) Выявление первичного понимания прочитанного. Работа по вопросам, помещенным в учебнике после текста.
3) Работа по упражнению в чтении:
а).Чтение стихотворения учащимися « про себя».
б).По команде учителя чтение вслух по цепочке.
4) Работа с текстом стихотворения М. Алимбаева «Кто, если не ты?»
Проведем литературную игру «Откуда эти строки?» по изученным темам
Учитель читает отрывки из стихотворений разных авторов, дети находят аналогичные по соответствию главной мысли отрывки из стихотворения М. Алимбаева «Кто, если не ты?»
а)- Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок
Если мы сорвём цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты…
(Красный тюльпан
Того, кто сорвёт,
Словом недобрым
не попрекнёт…)
б) –Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал огня.
Он в лес ушёл, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы
И ожил потухающий костёр
И, сыпля искры, посреди поляны
Багровые лохмотья распростёр.
(Дереву трудно обороняться:
Оно ведь не конь, не умеет лягаться,-
Дерево молча сгорает костром,
Корчится молча под топором…)
в) –Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой
Стайки на крыльцо.
Приучите птиц зимой
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(Если к зиме нет запаса кормов
Чиж быстрокрылый не будет здоров,
Вряд ли тот чиж до весны доживёт,
Если кормушку себе не найдёт…)
г) – Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит
Приходи нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
(Бедной косуле нельзя простудиться –
Ведь для косуль не бывает больницы.
Кто заболевшую станет лечить,
Если в степи не бывают врачи? )
д) - Я люблю тебя, большое время,
Но прошу, прислушайся ко мне:
Не убей последнего тюленя,
Пусть гуляет в тёмной глубине.
Не губи последнего болота,
Загнанного волка пощади!
Чтобы на земле осталось что-то
От чего щемит в моей груди!
(Кто их накормит?
Кто защитит?
Кто им поможет,
Если не ты?)
- Итак, чему же учит это стихотворение? К чему призывает автор?
Физкультминутка
- Что ждёт нас в будущем, если не перестанем беспечно относиться к природе, к тому, что она создала, что она даёт. Выживет ли человек, если лишит себя самого дорогого и необходимого? Всем нам нужно принимать меры, чтобы сохранить для себя и тех, кто идёт за нами, нашу прекрасную планету! Если бы человек бережнее относился к природе, то до сих пор бы на земле жили бы все те животные и растения, которых мы уже больше никогда не увидим, т.к. люди уничтожили их…
Видеоролик «Песня Земли»
Вопросы:
- Какие чувства вы испытали, поглядев этот клип?
- Как часто вам приходилось видеть оборванные цветы, содранную кору и сломанные ветки на деревьях, затоптанную траву на газонах? Отчего это происходит? Кто виноват?
- Как стать другом природы?
- Государство стоит на защите природы. (Демонстрация «Красной Книги»). В «Красную Книгу Казахстана» занесены исчезающие виды животных и растений. Созданы всевозможные движения ,одно из них :
6. Экологические знаки
- Ребята, представьте, что вы оказались в лесу и перед вами огромное количество разбросанного мусора, а ведь в лесу живут животные и птицы, и это наносит им непоправимый вред. Перед вами экологические знаки. Подумайте, что же означает каждый з нак. А перед этим прочитайте стихи с экрана
Экологические знаки (открывается по щелчку мыши, дети назвают знаки)
6. Итог урока. Рефлексия
- Если бы животные и растения могли говорить, чтобы они сказали человеку (попросили бы от человека)? Вы ответите на этот вопрос,если придумаете и изготовите экологический знак по защите природы.
7. Домашнее задание: стихотворение М. Алимбаева «Кто, если не ты?» выучить наизусть.