Дата: 24.01.2018
Урок: литературное чтение
тема: Е. Чеповецкий. «В тихой речке».
Цели: учить пользоваться понятием «точка зрения»; совершенствовать умение определять, от какого лица идет повествование.
Ход урока
I. Речевая разминка.
– Прочитайте скороговорку на доске сначала медленно, затем наращивая темп:
Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
II. Изучение нового материала.
Учитель знакомит учащихся с творчеством автора.
Артýр Алексáндрович Гивáргизов – российский детский писатель и поэт, член Союза писателей России. С 1968 года живет в Москве, окончил Музыкальное училище при Московской консерватории, преподаватель в музыкальной школе. Первая публикация в 1998 году в журнале Сатирикон. Первая книга – «Со шкафом на велосипеде» – вышла в свет в 2003 году. Автор пишет прозу, стихи, пьесы и сказки для детей; публиковался в журналах: «Сатирикон», «Куча-мала», «Магазин», «Миша», «Ералаш», «Мурзилка», «Кукумбер», «Колобок и Два жирафа», «Вовочка», «Тошка», «Простоквашино», «Костер», «Фонтан» и в газетах: «Семья» (в приложении «Маленькая Тележка»), «Жили-были», «Независимой газете» (в приложении «Ex Libris»).
Произведения А. Гиваргизова входят в серию для детей – «Город мастеров», в сборники «Маме дорогой», «Большой подарок Почемучке». Вошел в сборник «Классики» (Лучшие рассказы современных детских писателей) М., Детская литература, Эгмонт (2002 г.), «Классики» (стихи) М., Детская литература, Эгмонт (2003 г.).
Учащиеся читают стихотворение Е. Чеповецкого.
– С чьей точки зрения поэт предложил нам посмотреть на рыбалку? (Поэт предлагает взглянуть на ситуацию рыбалки с изнанки – с точки зрения рыбок.) Смешно получилось? (Это очень смешно.)
Учащиеся читают стихотворение А. Гиваргизова.
– Кто обсуждает, какое у Сережи настроение? (Рассуждают комары, мухи, осы и пчелы.) А кто беседует в последних двух строчках: люди или насекомые? Почему вы так думаете? (Это разговор насекомых.) Догадываетесь, почему мальчик невеселый? (Мальчик грустный из-за укусов насекомых.)
– А вы когда-нибудь думали о том, что не только вы смотрите на муху или божью коровку, воробья или кошку, но и они тоже смотрят на вас? Поэты часто об этом думают.
III. Итог урока.
– С какими произведениями познакомились? Кто их автор?