«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок по литературному чтению "Лиса, заяц и петух"

Разработка урока по литературному чтению в 1 классе из раздела "Сказки".

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Составила: Борисенкова Светлана Александровна

тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)

План-конспект урока литературного чтение1 класс УМК «Перспектива»

Раздел «Здравствуй, сказка!»

Тема: «Русская народная сказка»

Технологическая карта урока

Тема


«Русская народная сказка», сказка «Лиса, заяц и петух»

Цель темы


Формирование понятия об отличительных особенностях сказки; развитие воображения и образного восприятия; расширение личного эмоционального опыта, выработка нравственных качеств и развитие духовного мира ребёнка.

Задачи урока

Эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев.

Основные понятия

Сказка как жанр, экспозиция, зачин, развязка

Межпредметные связи

литературное чтение, окружающий мир

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

учебник «Литературное чтение» 1 класс, часть 1

Л. Ф. Климанова В.Г Горецкий, Л.А.Виноградская, Методическое пособие

Компьютер, мультимедийнный проектор, экран, выставка книг «Русские народные сказки», иллюстрации.

Организация урока

Слово учителя, выразительное чтение, аудирование, аналитическая беседа, стилистический и композиционный анализ; работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах
















Технология проведения


Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Обучающие, развивающие и диагностирующие задания

каждого этапа


Формирование универсальных учебных действий каждого этапа


I этап. Организационный момент.

цель–создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность


Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную обстановку.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.


Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Тихо сели. Настраиваемся на урок.










Регулятивные УУД

формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности

Личностные УУД

формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей .

II этап

Актуализация знаний

цель: обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Организовать фронтальную работу, учить школьников самоорганизации при решении проблемной ситуации.



Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

На доске:

Внекоторомцарствевнекоторомгосударстве

Жилибылидеддабаба

Жилибылистариксостарухой

-Разделите строчки на слова.

-Что вы заметили?

-Какие предложения получились? (Это слова из сказок. Это начало сказки - зачин)

-Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир русских народных сказок.

Рассказ учителя.

Когда вы были маленькими, мама или бабушка рассказывала вам сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые. Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям, другой, пересказывая, добавлял что-то своё. Так сказка передавалась «из уст в уста» и становилась народной, а имя её автора не запоминалось.


Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.








Личностные УУД

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели



III этап

Проблемная ситуация

Цель - постановка учебной задачи.






Организовать работу по

определению темы урока



Организовать фронтальную работу с классом в форме опроса
















Работать с информацией, представленной в форме опроса









-Прочитайте названия книг на выставке.

-Кто нарисован на обложках?

-Как вы думаете, это сказочные звери или настоящие?

-Как вы поняли, что же мы будем читать на уроке?

-Верно. Мы будем читать русские народные сказки о животных. В сказках животные наделяются именами, они разговаривают, они наделены какими-либо человеческими чертами: хитростью или простотой, добродушием или злобой, завистью, жадностью, щедростью. Недаром говорят:

Хитёр как ….(дети договаривают) лиса.

Труслив как…

Голоден как…

Болтлив как…

Подготовка к восприятию русской народной сказки «Лиса, заяц и петух».

Рассмотрите иллюстрации. Кто, кроме лисы, зайца, петуха, изображен на иллюстрации?

-Прочитайте название сказки.

-О ком будет рассказываться в этой сказке?

-Знакома ли она вам?

-Что мы можем рассказать о героях русской народной сказки?

- Какие они?

- Кто в сказке оказывается злым, а кто добрым? (Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.)





Познавательные:

исследование, поиск и отбор необходимой информации.





Регулятивные:

формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу получен­ного задания.



IV этап. Изучение нового материала.

РАБОТА С ТЕКСТОМ

Ориентировочная беседа.

цель - заинтересовать детей чтением; отрабатывать навык чтения целыми словами.














Аналитическая беседа

цель-развитие эмпатии и полноценного восприятия;

развитие духовного мира ребёнка












Исследование языка сказки

цель-совершенствование устной речи школьника







V этап. Обобщение по теме урока

цель – продолжение работы со сказкой

в следующих формах:

-выразительное чтение

-чтение по ролям;

-инсценирование;

-составление плана, рассказа(одно или два)
















VI этап.

Итог урока.









VlI этап.

Рефлексия деятельности.

цель – подвести итог проделанной работе на уроке.















Рекомендации по

домашнему заданию












































































Включить учащихся

в работу по заданной проблеме




Организовать фронтальную работу по учебнику



Организовать работу в парах

























Проводит работу по определению главной мысли произведения




































































































































































Работают коллективно.


Участвуют в обсуждении задания.






Осуществляют контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь











Учащиеся распределяют роли в группе; планируют свою деятельность




Участвуют в обсуждении содержания произведения во фронтальном режиме


Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.



Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и тон речи.

































































































Выразительное чтение сказки учителем.

-Понравилась ли сказка?

-Оправдались ли наши предположения?

Перечитывание сказки учащимися (учебник стр.66-69)

-Назовите героев сказки. Почему не все они вынесены в название? Можно ли было назвать сказку «Лиса и заяц»? Подтвердите свой ответ текстом.

Найдите в тексте слова и выражения, которые характеризуют героев сказки.

Работа по характеристике героев выполняется в парах:

1.Соотнесите качества и сказочных героев.

2.Подтвердите свой ответ текстом.

- Кто из персонажей обладает одинаковыми качествами? (Лиса - умная и хитрая, и Петух - умный и хитрый.)

3.Почему же Петух побеждает? ( Потому что он стоит на страже добра, мира и справедливости, он защищает слабого зайца, значит, ему по праву и достаётся победа.)

ТАБЛИЦА


Лиса

Заяц

Собаки

Медведь

Петух

Хитрая
Смелая
Храбрая
Глупая
Умная
Находчивая
Трусливая
Ленивая
Уверенная в своих силах


Добрый
Отзывчивы
Трудолюбивый
Умный
Находчивый
Трусливый

Добрые
Отзывчивые
Злые
Храбрые
Умные
Трусливые
Уверенные в своих силах

Добрый
Отзывчивый
Злой
Храбрый
Глупый
Трудолюбивый
Трусливый
Ленивый
Уверенный в своих силах

Хитрый
Смелый
Добрый
Отзывчивый
Храбрый
Трудолюбивый
Умный
Находчивый
Уверенный в своих силах


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Работа над сюжетом и композицией сказки.

1.Расскажите, что происходит в сказке. О чём в ней повествуется?

2.На какие части можно разделить сказку?

3.С чего начинается сказка? (экспозиция)

4.Какое событие лежит в основе развития сюжета? (завязка сказки - конфликт между зайцем и лисой)

5.Кто помогает зайчику в беде? (развитие действия)

6.Кто смог выгнать лису? Почему? (развязка)

Работа в группах.

Исследовательская работа:

1 группа ищет незнакомые слова в тексте;

2 группа - образцы малых фольклорных жанров

(закличек, приговорок)

 Работа с произведением (углубленное прочтение, выделение законченных смысловых частей, составление плана).

Обучение чтению диалога.

Учащиеся с помощью учителя отмечают границы диалога.
       зайчик — собака — лиса; 
       зайчик — медведь — лиса; 
       зайчик — петушок — лиса;

Выразительное чтение.

-Передайте при чтении настойчивость петушка, его терпение, желание - во что бы то ни стало помочь зайчику.

-Какими чертами характера людей наделены эти персонажи в народных сказках?

-На какие важные мысли натолкнула вас сказка?

- Можно ли зайчику дать совет: «Не падай духом!»? Подтверждается ли он в сказке?

-Подумайте, что общего в поведении собаки и медведя. Чем отличается поведение петушка? Прочитайте.

-Можно ли сказать о сказке «Лиса, Заяц и Петух», что «справедливость в ней царит»?

-Вспомним, сказка-то народная. Народ верит в победу добра над злом. Бывает ли так в жизни?





-Чему учит нас сказка? ( Сказка учит: «Поступай по справедливости - и победа всегда будет за тобой»)

-Прочитайте пословицы на доске. Какие из них подходит к нашей сказке?

Без беды друга не узнаешь

Сила сломит всё, а ум - силу.

Как аукнется, так и откликнется.

За добро добром и платят.

На языке медок, а на уме ледок.

За правое дело стой смело.


-Какое настроение у вас к концу урока, понравилось ли вам работать?

- Что вам особенно понравилось? (Ответы детей.)

- Какими вы были читателями?

- Что нового узнали?

-С каким жанром литературы познакомились?


- Кто доволен сегодня своей работой?


– А как бы вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?

Молодцы, ребята! Вы активно работали, старались читать правильно целым словом, давали полные ответы, по-настоящему были внимательными и думающими читателями. Желаю вам успеха!




Чтение сказки по ролям






























Регулятивные:

умение слушать в соответствии с целевой установкой.


Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.

построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.


Коммуникативные: умение договариваться, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя.


Личностные:

умение выражать свои чувства, мысли,

проявлять эмоциональную реакцию на текст.





Познавательные: умение

извлекать информацию из текста.









Регулятивные:

учиться высказывать своё предположение




Коммуникативные: определение способов взаимодействия, оценка действий других, умение полно и точно выражать свои мысли









Личностные:

нравственно-этическое оценивание содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих нравственный выбор.
























Личностные:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.





















































-








Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее