Составила: Борисенкова Светлана Александровна
тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)
План-конспект урока литературного чтение1 класс УМК «Перспектива»
Раздел «Здравствуй, сказка!»
Тема: «Русская народная сказка»
Технологическая карта урока
Тема |
|
Цель темы
| Формирование понятия об отличительных особенностях сказки; развитие воображения и образного восприятия; расширение личного эмоционального опыта, выработка нравственных качеств и развитие духовного мира ребёнка. |
Задачи урока | Эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев. |
Основные понятия | Сказка как жанр, экспозиция, зачин, развязка |
Межпредметные связи | литературное чтение, окружающий мир |
Ресурсы: - основные - дополнительные | учебник «Литературное чтение» 1 класс, часть 1 Л. Ф. Климанова В.Г Горецкий, Л.А.Виноградская, Методическое пособие Компьютер, мультимедийнный проектор, экран, выставка книг «Русские народные сказки», иллюстрации. |
Организация урока | Слово учителя, выразительное чтение, аудирование, аналитическая беседа, стилистический и композиционный анализ; работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах |
Технология проведения
| Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Обучающие, развивающие и диагностирующие задания каждого этапа
| Формирование универсальных учебных действий каждого этапа
| ||||||||||
I этап. Организационный момент. цель–создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
| Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную обстановку. | Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.
| Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Тихо сели. Настраиваемся на урок.
|
Регулятивные УУД формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности Личностные УУД формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей . | ||||||||||
II этап Актуализация знаний цель: обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности | Организовать фронтальную работу, учить школьников самоорганизации при решении проблемной ситуации.
| Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | На доске: Внекоторомцарствевнекоторомгосударстве Жилибылидеддабаба Жилибылистариксостарухой -Разделите строчки на слова. -Что вы заметили? -Какие предложения получились? (Это слова из сказок. Это начало сказки - зачин) -Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир русских народных сказок. Рассказ учителя. Когда вы были маленькими, мама или бабушка рассказывала вам сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые. Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям, другой, пересказывая, добавлял что-то своё. Так сказка передавалась «из уст в уста» и становилась народной, а имя её автора не запоминалось. |
Коммуникативные: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. Личностные УУД самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
| ||||||||||
III этап Проблемная ситуация Цель - постановка учебной задачи.
|
Организовать работу по определению темы урока
Организовать фронтальную работу с классом в форме опроса
|
Работать с информацией, представленной в форме опроса
|
-Прочитайте названия книг на выставке. -Кто нарисован на обложках? -Как вы думаете, это сказочные звери или настоящие? -Как вы поняли, что же мы будем читать на уроке? -Верно. Мы будем читать русские народные сказки о животных. В сказках животные наделяются именами, они разговаривают, они наделены какими-либо человеческими чертами: хитростью или простотой, добродушием или злобой, завистью, жадностью, щедростью. Недаром говорят: Хитёр как ….(дети договаривают) лиса. Труслив как… Голоден как… Болтлив как… Подготовка к восприятию русской народной сказки «Лиса, заяц и петух». Рассмотрите иллюстрации. Кто, кроме лисы, зайца, петуха, изображен на иллюстрации? -Прочитайте название сказки. -О ком будет рассказываться в этой сказке? -Знакома ли она вам? -Что мы можем рассказать о героях русской народной сказки? - Какие они? - Кто в сказке оказывается злым, а кто добрым? (Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
|
Познавательные: исследование, поиск и отбор необходимой информации.
Регулятивные: формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.
| ||||||||||
IV этап. Изучение нового материала. РАБОТА С ТЕКСТОМ Ориентировочная беседа. цель - заинтересовать детей чтением; отрабатывать навык чтения целыми словами.
Аналитическая беседа цель-развитие эмпатии и полноценного восприятия; развитие духовного мира ребёнка
Исследование языка сказки цель-совершенствование устной речи школьника
V этап. Обобщение по теме урока цель – продолжение работы со сказкой в следующих формах: -выразительное чтение -чтение по ролям; -инсценирование; -составление плана, рассказа(одно или два)
VI этап. Итог урока.
VlI этап. Рефлексия деятельности. цель – подвести итог проделанной работе на уроке.
Рекомендации по домашнему заданию
|
Включить учащихся в работу по заданной проблеме
Организовать фронтальную работу по учебнику
Организовать работу в парах
Проводит работу по определению главной мысли произведения
|
Работают коллективно.
Участвуют в обсуждении задания.
Осуществляют контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
Учащиеся распределяют роли в группе; планируют свою деятельность
Участвуют в обсуждении содержания произведения во фронтальном режиме
Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и тон речи.
| Выразительное чтение сказки учителем. -Понравилась ли сказка? -Оправдались ли наши предположения? Перечитывание сказки учащимися (учебник стр.66-69) -Назовите героев сказки. Почему не все они вынесены в название? Можно ли было назвать сказку «Лиса и заяц»? Подтвердите свой ответ текстом. Найдите в тексте слова и выражения, которые характеризуют героев сказки. Работа по характеристике героев выполняется в парах: 1.Соотнесите качества и сказочных героев. 2.Подтвердите свой ответ текстом. - Кто из персонажей обладает одинаковыми качествами? (Лиса - умная и хитрая, и Петух - умный и хитрый.) 3.Почему же Петух побеждает? ( Потому что он стоит на страже добра, мира и справедливости, он защищает слабого зайца, значит, ему по праву и достаётся победа.)
ТАБЛИЦА
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Работа над сюжетом и композицией сказки. 1.Расскажите, что происходит в сказке. О чём в ней повествуется? 2.На какие части можно разделить сказку? 3.С чего начинается сказка? (экспозиция) 4.Какое событие лежит в основе развития сюжета? (завязка сказки - конфликт между зайцем и лисой) 5.Кто помогает зайчику в беде? (развитие действия) 6.Кто смог выгнать лису? Почему? (развязка) Работа в группах. Исследовательская работа: 1 группа ищет незнакомые слова в тексте; 2 группа - образцы малых фольклорных жанров (закличек, приговорок) Работа с произведением (углубленное прочтение, выделение законченных смысловых частей, составление плана). Обучение чтению диалога. Учащиеся с помощью учителя отмечают границы диалога. Выразительное чтение. -Передайте при чтении настойчивость петушка, его терпение, желание - во что бы то ни стало помочь зайчику. -Какими чертами характера людей наделены эти персонажи в народных сказках? -На какие важные мысли натолкнула вас сказка? - Можно ли зайчику дать совет: «Не падай духом!»? Подтверждается ли он в сказке? -Подумайте, что общего в поведении собаки и медведя. Чем отличается поведение петушка? Прочитайте. -Можно ли сказать о сказке «Лиса, Заяц и Петух», что «справедливость в ней царит»? -Вспомним, сказка-то народная. Народ верит в победу добра над злом. Бывает ли так в жизни? -Чему учит нас сказка? ( Сказка учит: «Поступай по справедливости - и победа всегда будет за тобой») -Прочитайте пословицы на доске. Какие из них подходит к нашей сказке? Без беды друга не узнаешь Сила сломит всё, а ум - силу. Как аукнется, так и откликнется. За добро добром и платят. На языке медок, а на уме ледок. За правое дело стой смело. -Какое настроение у вас к концу урока, понравилось ли вам работать? - Что вам особенно понравилось? (Ответы детей.) - Какими вы были читателями? - Что нового узнали? -С каким жанром литературы познакомились? - Кто доволен сегодня своей работой? – А как бы вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему? Молодцы, ребята! Вы активно работали, старались читать правильно целым словом, давали полные ответы, по-настоящему были внимательными и думающими читателями. Желаю вам успеха! Чтение сказки по ролям | Регулятивные: умение слушать в соответствии с целевой установкой. Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план. построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Коммуникативные: умение договариваться, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя. Личностные: умение выражать свои чувства, мысли, проявлять эмоциональную реакцию на текст. Познавательные: умение извлекать информацию из текста. Регулятивные: учиться высказывать своё предположение Коммуникативные: определение способов взаимодействия, оценка действий других, умение полно и точно выражать свои мысли Личностные: нравственно-этическое оценивание содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих нравственный выбор.
Личностные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||||||||||
| | | - | |