«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок по формированию толерантного отношения к людям с ОВЗ и инвалидностью

Урок по формированию толерантного отношения к людям с ОВЗ и инвалидностью

Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки



Урок по формированию толерантного отношения к людям с ОВЗ и инвалидностью

«Урок доброты»

Цель: формирование толерантного отношения к детям и взрослым, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Оборудование: плотная повязка для глаз, варежки, листы бумаги, ножницы, карандаши, детская магнитная азбука из объемных букв, ватман (доска толерантности).

Ход урока

-Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть.

-Наш сегодняшний урок я бы хотела начать с прослушивания одного великолепного музыкального произведения. Если хотите, можете закрыть глаза. (Прослушивание произведения Людвига Ван Бетховена «К Элизе».

-Скажите, пожалуйста, какое впечатление на вас произвела эта музыка? А знаете ли вы, кто автор данного произведения? (Людвиг Ван Бетховен)

-Знаете ли вы, какая особенность была у этого композитора? (Он был глухим)

-А теперь давайте снова окунемся в мир прекрасного, теперь уже в мир поэзии, и послушаем стихотворение девушки, которую зовут Соня Шаталова. (Прослушивание стихотворения из фильма «Клеймо»).

-Какое впечатление на вас произвели эти стихи?

-Как вы думаете, что отличает Соню от других поэтов?У Сони Ранний Детский Аутизм. Тяжелая форма.

-Сейчас мы просмотрим следующий сюжет:

https://www.youtube.com/watch?v=Le_-DfFYS5U

(https://www.youtube.com/watch?v=M8zdGqE8B98&feature=emb_rel_pause)

Не так давно, на играх доброй воли в 1992г в Сиэтле, девять атлетов стояли на старте 100-метровой беговой дорожки. Они все были физическими или ментальными инвалидами. Прозвучал выстрел, и начался забег. Не все бежали, но все хотели принять участие и победить. Они пробежали треть дистанции, когда мальчик споткнулся, сделал несколько кувырков и упал. Он начал плакать. Остальные восемь участников услышали его плачь. Они замедлили бег и оглянулись. Они остановились и вернулись обратно… Все… Девочка с синдромом Дауна присела рядом с ним, обняла и спросила: - Теперь тебе лучше? Потом, все вдевятером пошли плечом к плечу к финишной линии. Вся толпа встала с мест и зааплодировала. Аплодисменты длились очень долго… Те, кто это видел, до сих пор об этом говорят. Почему? Потому что глубоко внутри себя, мы все знаем, что самая важная вещь в жизни – значит намного больше, чем побеждать для себя. Самая важная вещь в этой жизни – это помогать другим побеждать. Даже если это означает, что нужно замедлить или изменить собственную гонку. Если ты поможешь другим, ты сможешь изменить свое сердце и сердца кого-то еще… пламени.



-Скажите, пожалуйста, что объединяет этих людей? (наличие недуга)

-А какими словами вы могли бы охарактеризовать этих людей? (талантливые, смелые, особенные и т. д.)

. -Можно ли сказать, что эти люди ограниченные? (если только в плане здоровья)

-А как людей с ограниченными возможностями здоровья называют у нас? (инвалиды).

-Знаете ли вы, что означает слово «инвалид»?

-Слово «инвалид» произошло от латинского «in» - не (отрицательная приставка) и слова «valido» - ценный. То есть данное слово переводится как «не имеющий ценности».

-Стоит ли так называть людей, как вы думаете?

-Все мы живем в обществе. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое. Прелесть современного мира именно в многообразии, многогранности.

Безусловно, сейчас, значимой задачей общества стало объединение различных индивидов в общее и понимающее друг друга человечество. Для того чтобы объединиться всем вместе, нам необходимо проявлять уважение к чуждым для себя вещам, культурам, обычаям, традициям, должны научиться вслушиваться во мнение окружающих и признавать свои ошибки. Все это - есть проявление толерантности.

Отношения здоровых людей к людям с ограниченными возможностями в современном обществе являются очень сложными. В силу ряда существенных причин, порожденных временем множество людей не в состоянии понять проблемы человека с ограниченными возможностями.

-Ребята, скажите, пожалуйста, знаете ли вы, что такое толерантность?

Толерантность — терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – НЕ ЗНАЧИТ РАВНОДУШИЕ! На всех языках это слово обозначает практически одно и то же:

  • в английском – готовность быть терпимым;

  • во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;

  • в китайском – быть по отношению к другим великолепным;

  • в арабском – милосердие, терпение, сострадание;

  • в русском – умение принять другого таким, какой он есть.

День толерантности отмечается 16 ноября. - А что значит, по – вашему, принимать человека таким, какой он есть? (быть с ним наравне) Всем вам известный А. Энштейн сказал замечательную вещь: «Все мы гении. Но если судить рыбу по её способности лазить по деревьям, она проживёт всю жизнь, считая себя дурой».

-Согласны вы с данным высказыванием?

- Теперь я хочу предложить вам игру. Я назвала ее «Побудь в моей шкуре». Кто желает попробовать?

1. Вызывается один учащийся, надевает варежки и пробует застегнуть пуговицы на рубашке.

2. Учащийся пытается вырезать круг из бумаги одной рукой. Вторая рука находится сзади.

3. Ученик с завязанными глазами пытается на ощупь прочитать слово, выложенное из детской азбуки.

4. Ученик с заткнутыми ушами пытается понять, о чем его просят.

Рефлексия:

- А сейчас, дорогие ребята, на тех листочках, которые я раздала вам в начале урока, я попрошу вас написать свои впечатления о сегодняшнем уроке добра. Быть может, это будут ваши пожелания, ваше мнение. И мы прикрепим ваши листочки на нашу «Доску толерантности».

- Закончить наше мероприятие я хочу следующими строчками и пожеланием: будьте добрыми, будьте терпимыми и тогда люди вокруг вас станут добрее и терпимее и к вам.

Такие же, как все

(ко Дню инвалидов)


Беда и боль знакомы вам не понаслышке,

Лихой удел не обошёл вас стороной.

Пусть раз в году, но в этот день не будет лишним

Согреть вас искренней, душевной теплотой!


За бессердечие простите, если можно,

Что довелось вам в этой жизни испытать,

Ведь милосердным человека сделать сложно –

Таким его необходимо воспитать!


Увы, всё чаще убеждаемся мы снова:

Чужое горе – далеко и не болит,

А человек, вполне физически здоровый,

Бывает попросту духовный инвалид.


Не нужно верить в роковую непреложность

И с приговором вовсе незачем спешить,

Ведь если даже ограничена возможность,

То нет предела становлению души!


Порой участия, которое так нужно,

Мы всеми силами стремимся избежать

И, к сожалению, проходим равнодушно,

Минуя тех, кого могли бы поддержать!


Пусть не деньгами – словом, жестом, взглядом,

Подчас улыбкой мимолётной подбодрив,

Ведь человеку так порой немного надо,

И не единым хлебом он бывает жив.


Когда поймём мы полушарьями своими,

Что люди всякие бывают на земле?

Тем, кто не знает вас, вы кажетесь иными,

На самом деле вы такие же, как все.


Но только лучше, человечней и добрее,

В вас нет привычки без конца приобретать,

Живёте просто и, душою богатея,

В сто крат способней вы жалеть и сострадать.


И в этот день мы все сердечно вам желаем –

Не падать духом, не взирая ни на что,

Ведь жить, досадных мелочей не замечая,

И улыбаться вы способны, как никто!




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее