Урок по чтению и развитию речи. (1класс в коррекционной школе).
Тема: Повторение изученных букв. Составление и чтение слогов, слов с изученными буквами.
Цель: Закрепление знания изученных букв.
Задачи:
закреплять навык чтения слогов, слов с изученными буквами А, О, У, М, С, Х; продолжить работу по формированию плавного слогового чтения.
работать над развитием речи, фонематического слуха; корригировать внимание, память через загадки, игры. Развитие мелкой моторики кистей рук.
расширять представления о животных; воспитывать любовь к природе, мотивацию к учебной деятельности, умение слушать друг друга.
Оборудование: учебник «Букварь» В.В.Воронковой, карточки слогов, раздаточный материал, наборное полотно, иллюстративный материал, игрушка, буквы на магнитах.
Ход урока:
I. Подготовительный этап.
1. Организационный момент.
- Доброе утро, ребята. Поприветствуйте наших гостей.
Сядьте и улыбнитесь своему соседу.
2. Артикуляционная гимнастика.
- Урок начнем с разминки. Разминка губ и языка.
«Улыбка»
Чтоб понравиться лягушкам,
Губки тянем прямо к ушкам.
«Хоботок»
Чтоб понравиться слону,
Губки хоботом тяну.
«Часики»
Вращение язычком влево – вправо.
"Надувание шарика.
3.Речевая зарядка.
- Послушайте предложение и четко его повторите.
У Сени и Сани в гостях сом с усами.
- Молодцы, все старались.
II.Основной этап.
1. Актуализация опорных знаний.
- Ребята послушайте песню. После прослушивания вы скажите о ком она.
(Песня «Почему медведь спит»)
- О ком эта песня? (О медведе).
- Медведь – это дикое или домашнее животное?
- А почему это дикое животное?
- А что больше всего любит медведь?
(картинка ягоды малины)
- Хорошо, много знаете о медведе.
- Медведь сегодня пришел к нам на урок. Он хочет узнать буквы и научиться читать.
- Назовите все изученные буквы (чтение с доски)
- А как произносится гласный звук?
-Что происходит при произнесении согласного звука?
- Скажите, что мешает при произнесение согласного звука [С]?
- А когда произносим звук [М]?
- Молодцы, ребята.
У себя расположите тоже в 2 ряда
Гласные
Согласные
Игра «я называю букву, а вы назовите звук»
(А, У, М, С, О, Х).
- Чем отличается звук от буквы?
(Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим).
- Отлично.
Составление слогов из букв
ма мак со сок ту
2. Выделение первого звука в словах (загадки).
- Сели и продолжаем работать дальше. Мишка приготовил для вас загадки.
1 загадка.
Бурый мишка зазевался
И без лакомства остался.
А у нас полна корзина
Будет на зиму (Малина)
- Как вы догадались, что это малина?
(Картинка «Малина»)
- Назовите первый звук в слове малина?
- Какой это звук? (согласный).
2 загадка.
Белый, сладкий камень
В чашке нашей тает.
- Что это?
(сахар).
- Как вы догадались, что это сахар?
(Картинка «Сахар»)
- Назовите первый звук в слове сахар?
- Какой это звук? (согласный).
3 загадка.
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
- Когда листья сыплются, летят? Как называется это время года?
- Какой первый звук в слове осень?
-Какой это звук? (гласный).
4 загадка.
Под дождём она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря, кричит,
Всё это шутка,
Ну конечно это - (утка).
- Назовите первый звук в слове УТКА?
(Картинка « Утка»)
- Какой это звук?
- Молодцы, ребята, все Мишкины загадки отгадали.
-Повторим, что вы видите на картинках. Запомните их. Сейчас вы закроете глаза, а когда откроете, скажите, что изменилось.
3. Игра на внимание
.
На доске картинки: «Малина», «Сахар», «Осень», «Утка».
Картинку «Сахар» убрать.
- Посмотрите, внимательно на картинки и скажите, что изменилось?
«Сахар».
- Мишка любит сладкое, он и забрал сахар.
- Какие вы внимательные, молодцы.
4. Физминутка.
Хомка, хомка, хомячок.
Полосатенький бочок,
Хомка раненько встает,
Моет ушки, чистит рот.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
1, 2, 3, 4, 5 –хомка сильным хочет стать.
5. Составление слов из букв разрезной азбуки.
- Посмотрите, кто изображен на картинке? (сом).
- Кто такой сом? (Рыба).
- А кто знает, где живет сом?
- Составьте это слово.
-Произнесем вместе слово сом.
(Проговорить и прохлопать)
- Сколько слогов в слове СОМ?
- Еще раз произнесем слово сом.
- Какой первый звук в слове сом?
- Какой это звук?
- Звук – [С] какой буквой обозначается?
- Положите букву С.
Кружком какого цвета обозначается согласный звук?
- Положите кружок под буквой.
- Какой второй звук в слове сом?
Дети: Звук – [О]
-Какой это звук?
-Какой буквой обозначается звук [О]?
- Положите букву – О.
-Кружок, какого цвета возьмете?
-Назовите третий звук в слове сом?
-Какой это звук?
-Какой буквой обозначается звук [М]?
-Положите букву М.
- Кружок, какого цвета возьмете?
-Давайте вместе прочитаем слово сом.
-Как по схеме можно определить, сколько слогов в слове?
6. Музыкальная физминутка.
7. Работа с учебником.
- Откройте учебники, где закладка.
- Прочитаем слоги поставьте пальчик на первый столбик.
ам | ум | ом | ма | мо | му |
ас | ус | ос | са | со | су |
ах | ух | ох | ха | хо |
|
а) Чтение хором
б) Чтение по цепочке
- Молодцы.
-Посмотрите на схему слова слева
- Сколько в этом слове слогов?
- Как вы определили?
Дети: Два гласных звука.
- В первом слоге сколько звуков?
- Во втором слоге сколько звуков?
- Прочитаем слово к этой схеме.
-Посмотрите, кто нарисован слева?
- Прочитаем слова первого столбика.
МА – МА
МУ – МУ
МУ – ХА
- Хорошо.
III. Итог.
- Медведь вам приготовил еще один сюрприз. Посмотрите, какой мешочек он принес, это не простой мешочек, а волшебный. Мишка положил туда буквы, а как они называются, не знает. Вам надо достать букву из мешка и закрытыми глазами определить, что это за буква.
(В мешке буквы О, М, Х, А, У, С)
Буквы вывешиваются на доску и дети еще раз хором называют их.
- Вот и закончился урок, всем большое спасибо. Все хорошо поработали, молодцы!
- Урок закончен.