«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок «Парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки».

Предметные: освоение разных способов различения звонких и глухих звуков; овладение умением различать парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки с помощью ленты букв.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • развитие умения планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации;

Познавательные:

  • развитие умения анализировать изучаемый материал в соответствии с предложенными заданиями;

Коммуникативные:

  • развитие умения участвовать в совместной деятельности с педагогом;

Личностные:

  • развитие потребности совершенствовать свою устную и письменную речь;
  • продолжать развитее эмоционального интеллекта

Воспитательные:

  • повысить мотивацию в развитии творческих способностей;
  • продолжать воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие

Здоровьесберегающие:

  • следить за соблюдением правильной посадки учащихся
Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема урока: «Парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки».

Класс: 2

Тип урока: открытие новых знаний

УМК: «Школа России».

Цель: различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.

Задачи:


Предметные: освоение разных способов различения звонких и глухих звуков; овладение умением различать парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки с помощью ленты букв.


Метапредметные:

Регулятивные:

  • развитие умения планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации;

Познавательные:

  • развитие умения анализировать изучаемый материал в соответствии с предложенными заданиями;

Коммуникативные:

  • развитие умения участвовать в совместной деятельности с педагогом;

Личностные:

  • развитие потребности совершенствовать свою устную и письменную речь;

  • продолжать развитее эмоционального интеллекта

Воспитательные:

  • повысить мотивацию в развитии творческих способностей;

  • продолжать воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие

Здоровьесберегающие:

  • следить за соблюдением правильной посадки учащихся


Планируемые результаты:

Предметные:

  • умения применять знания о способах различения звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.

Личностные:

  • умения проявлять свою устную и письменную речь

Метапредметные:

Познавательные:

  • умения анализировать изучаемый материал в соответствии с предложенными заданиями;

Регулятивные:

  • умения планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации;

Коммуникативные:

  • умения участвовать в совместной деятельности с педагогом;

Оборудование урока для учителя: презентация, тетрадь, учебник.

Оборудование урока для учащихся: конверты с колокольчиками, учебник, тетрадь, металлические колокольчики, зеленая ручка





Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Методы и приемы

Организационно – мотивационный 1 мин

Добрый день, ребята. Меня зовут Наталья Васильевна. Очень рада вас видеть.

Сейчас у нас урок русского языка.

- Я думаю, что урок получится интересным и познавательным.

- А что для этого нужно?

- Правильно! Быть очень внимательными и старательными.

Желаю вам удачи и новых открытий.

Учитель следит за посадкой.

Встают у парт.


Приветствуют учителя.


Коммуникативные:

• умение слушать и слышать собеседника;

Словесный метод: слово учителя.

Актуализация

4-5 мин

- Откройте тетради, запишите число 25 января, Классная работа.

- Ребята, сейчас я вам прочитаю загадку, а вы попробуйте её отгадать.

С виду инструмент простой.

Он внутри, совсем пустой.

По бокам обтянут кожей.

На кастрюльку он похожий.

Стукнешь палочкой: «Бам – бам!»

И узнаем ... .

- Правильно! Молодцы!

- Назовите все согласные из этого слова.

- Что вы можете сказать про эти согласные?

- Почему вы так решили, что они звонкие?


- Сегодня урок мы начнем с минутки чистописания буквы б.

У вас уже прописана строчнАя буква б в карточке.

- Сейчас я вам напомню, как писать строчную букву б. (на слайде)

- Начинаю писать чуть ниже верхней линии строки, веду штрих вверх влево, закругляю, пишу овал вниз, замыкаю его, не отрывая руки, пишу вверх над строкой прямую линию и на середине строки закругляю вправо.

- А теперь запишите её самостоятельно в карточке.

- Молодцы! Хорошо потрудились!

- Мы писали букву б, какие звуки она обозначает, произнесите?

- Ребята, а какие это звуки гласные или согласные?

- А что вы еще знаете о согласных звуках, расскажите.

- Какие вы молодцы столько всего знаете!






- барабан

- б, р, б, н

- они все звонкие согласные


Произносятся с голосом звонко










- [б], [б’]


- Согласные


- Они бывают твердые и мягкие, глухие и звонкие.

Коммуникативные:

• умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.


Словесный метод - слово учителя, беседа.


Целеполагание.

4 мин

Видео на экране.

- Мир наполнен разнообразными звуками. Звучит вода и солнце, звучит лес, тишина тоже звучит, и человек тоже живет со звуками.

- Только звуки у человека за многие тысячелетия выстроились в определённом порядке и стали словами.

- Ребята, что случилось? Где мы с вами оказались? Оказались в музыкальной шкатулке.

Ой! Шкатулочка сломалась, что же делать?

Мы должны помочь жителям шкатулочки, починить её, расставить все по местам, колокольчики и шестеренки.

Для этого нужно выполнить разные задания.




Шкатулочка музыкальная. Издает разные звуки, вот и первое задание, связанное с этим.

1. Остановка Секретная

- Сейчас я прочитаю стихотворение Агнии Львовны Барто, а вы ответьте на вопрос:

Услышали ли вы бой барабана?

Левой, правой! Левой, правой!

На парад идет отряд,

На парад идет отряд.

Барабанщик очень рад.

Барабанит, барабанит,

Полтора часа подряд.

– Ну что, услышали?

– А в каких словах это особенно слышалось?

– Повторением, какого звука передается барабанный бой?

– Ну-ка еще раз вместе ударим в барабан: б-б-б…

– Звонко бьет наш барабан, и помогает ему в этом звонкий звук [б].

– Но дальше случилось вот что:

Левой, правой! Левой, правой!

Барабан уже дырявый.

– Изменятся ли удары барабана?

– Будут ли они звучать звонко?

– Попробуйте изобразить их.

– Давайте сравним звуки [б] и [п].

– Что заметили?


– Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

- Правильно! Молодцы!

- Чему мы должны научиться на уроке?

– А ваша задача сегодня на уроке – научиться различать звонкие и глухие, а также парные и непарные согласные звуки. Они наши помощники, инструменты, они нам нужны для того, чтобы помочь жителям музыкальной шкатулки починить её.









- Да

- Барабанит, барабанит


- Повторением звука [б]




- Удары барабана станут звучать не звонко, а глухо

- [П-п-п]


- Звук [б] произносится с голосом, а звук [п] – без голоса // Звонкий и глухой

- Звонкие и глухие согласные звуки

- Научиться различать звонкие и глухие, а также парные и непарные согласные звуки.

Личностные:

• уважительное отношение к иному мнению.

Регулятивные:

• умение следовать учебным действиям.

Коммуникативные:

• умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

Познавательные:

• умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить высказывания.

Словесный метод - слово учителя, беседа.

Наглядный метод - презентация.


Открытие новых знаний

5 мин



2. остановка Звуковая

- Поэтому мы должны стать высококлассными специалистами и научиться хорошо, различать звонкие и глухие согласные звуки

Положите ладонь на горло и попеременно произносите звук [б] и [п], [ж] и [ш].

- При произнесении, каких звуков вы чувствуете дребезжание (вибрацию) голосовых связок?

- А при произнесении, какого звука вибрации не чувствуется?

- Таким образом, мы нашли с вами первый способ различения глухих и звонких согласных звуков. А какие еще есть способы?

- Да! Верно.

Давайте посмотрим на ленту букв. на слайде

В верхнем ряду у нас расположены звонкие, а на нижнем глухие, но некоторые согласные звуки на ленте стоят парами, как они называются?

- По какому признаку образуются эти пары?

- Какие согласные не имеют пары?

Рассмотрите пары

- Сколько твердых парных?

_Сколько мягких?

- Почему различаются?

- Молодцы, ребята, теперь мы много знаем о согласных звуках, а сейчас давайте отдохнем.


- [б], [ж]

- [п], [ш].


- Различение по произношению и по ленте букв.


- Парные

- Звонкости, глухости

X, Ц, Ч, Щ, Л, М, Н, Р, Й.


-6

- 5

- ж-ш всегда твердые

Регулятивные:

• умение следовать учебным действиям.

Коммуникативные:

• умение вступать в диалог;

• умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

• умение слушать и слышать собеседника.


Словесный метод - слово учителя, беседа.

Практический метод - эксперимент.

Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)

Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)

Три наклона, прямо встать. (Приседания.)

Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.)

Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)

Всем улыбки подарили.

Первичное закрепление материала

10 мин

- Отдохнули!

- А теперь мы с вами откроем учебник на с.17 упр.26. Прочитайте загадку и назовите отгадку. Запишите в тетрадь отгадку. Нарисуйте над звонкими согласными звуками зелёной ручкой колокольчик. (Треугольничек) Сколько колокольчиков получится. (1) КАРТА


Это была не просто отгадка, а маршрутный лист с заданиями - остановками для ремонта шкатулки.

Лист вешаю на доску.

На экране карта, что сделали.

Мы с вами уже выполнили задания на 2 остановках.


3.Остановка музыкальная

На доске слова,

Я вам называю слово, а вы, если первый звук звонкий – берете и звоните в колокольчик, если первый звук глухой - ставите колокольчик на парту.

ЗУД - СУД

ГОРКА - КОРКА

ЖАР - ШАР

ДОЧКА - ТОЧКА

ЖИТЬ - ШИТЬ

ГОЛОС - КОЛОС

БАЛКА - ПАЛКА

ДОМ - ТОМ


Молодцы! Поставили колокольчики на парты.


Теперь эти слова распределите по шкатулкам. Выходите по очереди, берёте слово и крепите его

под шкатулку с надписью ЗВОНКИЕ, если первый звук в слове звонкий,

а рядом под шкатулку надписью ГЛУХИЕ, где первый звук в слове, будет парный глухой этому звонкому. Например: борт – порт.

Умницы! Отличная работа!


4. Остановка Инструментальная


Работа в группах, повернитесь к вашим соседям, раздаю шестеренки.

- Ребята, у вас на одну группу по шестеренке. На них слоги, вам нужно крутить шестерёночки, чтобы в центре получилось слово. Делайте это по очереди, чтобы каждый собрал по слову, записать эти 4 слова в тетрадь.

Но есть условие: 4 слова, которые вы запишите. Должны начинаться со звонкого или глухого согласного.


ШЕСТЕРЁНКИ

№1 голубые

звонкие

№3 сиреневые

звонкие

№ 6 оранжевые

глухие

№10 зеленые

глухие

РЕКА

ВЕНИК

КУКЛА

ЦВЕТОК

ВОДА

ВЕТЕР

КОФТА

СТАНОК

БУСЫ

ЛИМОН

ЦАПЛЯ

СВИТЕР

ЛИПА

ЗАМОК

ЦИФРА

СТАРИК

НЕБО


КОШКА

ПЛАТОК

ЛИСА




РУКА





На это задание вам 5 минуты.

Проверка по эталону на экране. На слайде.


- Итак, ребята, проверим задание. Посмотрите должно быть записано 4 слова из возможных вариантов.

- Какие слова выбрали те, у кого был № 1

- Хорошо, молодцы!

- А у кого был №3, какие слова вы выбрали?

- Отлично!

- Ребята, что получилось у №6?

-Как справился №10?

- Поднимите руки у кого все 4 слова были выбраны и записаны без ошибок. Супер! Умнички!


Кто допустил ошибки? Вы тоже молодцы, старались, вам просто не хватило времени.

- Итак, ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке?

- Какие вы запомнили способы различения глухих и звонких согласных звуков?

- Молодцы!



Резерв:

На слайде. Шил – пыл у папужги зереньгий гослиг.

- Ребята, мне кажется, в этом предложении допущены ошибки. Замените согласные парными по звонкости или глухости. Давайте заменим два первых слова. Как получится? - Жил - был

- Верно, запишите в тетрадь все предложения, заменяя неправильные согласные парными по звонкости или глухости.

- На выполнение задания вам дается 4 минуты

















































-







\




Коммуникативные:

• умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать свою точку зрения.

Познавательные:

• умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить высказывания.

Регулятивные:

• умение следовать учебным действиям.

Словесный метод – слово учителя, беседа.

Практический метод – упражнение, работа в парах, группах.

Наглядный метод - презентация, учебник, тетрадь.


Рефлексия, итог урока

3

На фоне видео работающей шкатулки.


Ребята, вы справились со всеми заданиями, и наша шкатулка снова наполнилась чудесными звуками, это всё благодаря вашим знаниям.

Выполняя задания, вы не только получили знания, но и испытывали разные чувства, ведь человек – это своеобразная шкатулка чувств, так давайте же поделимся чувствами, которые у вас вызвал, наш сегодняшний урок и заполним наш по маршрутный лист или «САД ДУШИ» чувствами, чтобы он преобразился подобно цветущему лугу.




-


- О звонких и глухих согласных, о парных согласных звуках, о способах различения глухих и звонких согласных.

- С помощью горла, ленты букв и по произношению.

Коммуникативные:

• умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать свою точку зрения.

Познавательные:

• умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить высказывания.

умение проводить личностную рефлексию

Словесный метод - слово учителя.

Наглядный метод - презентация.


Домашняя работа

Домашнее задание на выбор:

1.Учебник, с.18, упр.29.

2. Выполнить задание на карточке.


Записывают домашнее задание




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее