Тема урока: «Парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки».
Класс: 2
Тип урока: открытие новых знаний
УМК: «Школа России».
Цель: различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Задачи:
Предметные: освоение разных способов различения звонких и глухих звуков; овладение умением различать парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки с помощью ленты букв.
Метапредметные:
Регулятивные:
развитие умения планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации;
Познавательные:
развитие умения анализировать изучаемый материал в соответствии с предложенными заданиями;
Коммуникативные:
развитие умения участвовать в совместной деятельности с педагогом;
Личностные:
развитие потребности совершенствовать свою устную и письменную речь;
продолжать развитее эмоционального интеллекта
Воспитательные:
повысить мотивацию в развитии творческих способностей;
продолжать воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие
Здоровьесберегающие:
следить за соблюдением правильной посадки учащихся
Планируемые результаты:
Предметные:
умения применять знания о способах различения звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Личностные:
умения проявлять свою устную и письменную речь
Метапредметные:
Познавательные:
умения анализировать изучаемый материал в соответствии с предложенными заданиями;
Регулятивные:
умения планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации;
Коммуникативные:
умения участвовать в совместной деятельности с педагогом;
Оборудование урока для учителя: презентация, тетрадь, учебник.
Оборудование урока для учащихся: конверты с колокольчиками, учебник, тетрадь, металлические колокольчики, зеленая ручка
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Методы и приемы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационно – мотивационный 1 мин | Добрый день, ребята. Меня зовут Наталья Васильевна. Очень рада вас видеть. Сейчас у нас урок русского языка. - Я думаю, что урок получится интересным и познавательным. - А что для этого нужно? - Правильно! Быть очень внимательными и старательными. Желаю вам удачи и новых открытий. Учитель следит за посадкой. | Встают у парт.
Приветствуют учителя.
| Коммуникативные: • умение слушать и слышать собеседника; | Словесный метод: слово учителя. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация 4-5 мин | - Откройте тетради, запишите число 25 января, Классная работа. - Ребята, сейчас я вам прочитаю загадку, а вы попробуйте её отгадать. С виду инструмент простой. Он внутри, совсем пустой. По бокам обтянут кожей. На кастрюльку он похожий. Стукнешь палочкой: «Бам – бам!» И узнаем ... . - Правильно! Молодцы! - Назовите все согласные из этого слова. - Что вы можете сказать про эти согласные? - Почему вы так решили, что они звонкие?
- Сегодня урок мы начнем с минутки чистописания буквы б. У вас уже прописана строчнАя буква б в карточке.
- Сейчас я вам напомню, как писать строчную букву б. (на слайде) - Начинаю писать чуть ниже верхней линии строки, веду штрих вверх влево, закругляю, пишу овал вниз, замыкаю его, не отрывая руки, пишу вверх над строкой прямую линию и на середине строки закругляю вправо. - А теперь запишите её самостоятельно в карточке. - Молодцы! Хорошо потрудились! - Мы писали букву б, какие звуки она обозначает, произнесите? - Ребята, а какие это звуки гласные или согласные? - А что вы еще знаете о согласных звуках, расскажите. - Какие вы молодцы столько всего знаете! |
- барабан - б, р, б, н - они все звонкие согласные
Произносятся с голосом звонко
- [б], [б’]
- Согласные
- Они бывают твердые и мягкие, глухие и звонкие. | Коммуникативные: • умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.
| Словесный метод - слово учителя, беседа.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Целеполагание. 4 мин | Видео на экране. - Мир наполнен разнообразными звуками. Звучит вода и солнце, звучит лес, тишина тоже звучит, и человек тоже живет со звуками. - Только звуки у человека за многие тысячелетия выстроились в определённом порядке и стали словами. - Ребята, что случилось? Где мы с вами оказались? Оказались в музыкальной шкатулке. Ой! Шкатулочка сломалась, что же делать? Мы должны помочь жителям шкатулочки, починить её, расставить все по местам, колокольчики и шестеренки. Для этого нужно выполнить разные задания. | | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Шкатулочка музыкальная. Издает разные звуки, вот и первое задание, связанное с этим. 1. Остановка Секретная - Сейчас я прочитаю стихотворение Агнии Львовны Барто, а вы ответьте на вопрос: Услышали ли вы бой барабана? Левой, правой! Левой, правой! На парад идет отряд, На парад идет отряд. Барабанщик очень рад. Барабанит, барабанит, Полтора часа подряд. – Ну что, услышали? – А в каких словах это особенно слышалось? – Повторением, какого звука передается барабанный бой? – Ну-ка еще раз вместе ударим в барабан: б-б-б… – Звонко бьет наш барабан, и помогает ему в этом звонкий звук [б]. – Но дальше случилось вот что: Левой, правой! Левой, правой! Барабан уже дырявый. – Изменятся ли удары барабана? – Будут ли они звучать звонко? – Попробуйте изобразить их. – Давайте сравним звуки [б] и [п]. – Что заметили?
– Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? - Правильно! Молодцы! - Чему мы должны научиться на уроке? – А ваша задача сегодня на уроке – научиться различать звонкие и глухие, а также парные и непарные согласные звуки. Они наши помощники, инструменты, они нам нужны для того, чтобы помочь жителям музыкальной шкатулки починить её. |
- Да - Барабанит, барабанит
- Повторением звука [б]
- Удары барабана станут звучать не звонко, а глухо - [П-п-п]
- Звук [б] произносится с голосом, а звук [п] – без голоса // Звонкий и глухой - Звонкие и глухие согласные звуки - Научиться различать звонкие и глухие, а также парные и непарные согласные звуки. | Личностные: • уважительное отношение к иному мнению. Регулятивные: • умение следовать учебным действиям. Коммуникативные: • умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. Познавательные: • умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить высказывания. | Словесный метод - слово учителя, беседа. Наглядный метод - презентация.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Открытие новых знаний 5 мин
| 2. остановка Звуковая - Поэтому мы должны стать высококлассными специалистами и научиться хорошо, различать звонкие и глухие согласные звуки Положите ладонь на горло и попеременно произносите звук [б] и [п], [ж] и [ш]. - При произнесении, каких звуков вы чувствуете дребезжание (вибрацию) голосовых связок? - А при произнесении, какого звука вибрации не чувствуется? - Таким образом, мы нашли с вами первый способ различения глухих и звонких согласных звуков. А какие еще есть способы? - Да! Верно. Давайте посмотрим на ленту букв. на слайде В верхнем ряду у нас расположены звонкие, а на нижнем глухие, но некоторые согласные звуки на ленте стоят парами, как они называются? - По какому признаку образуются эти пары? - Какие согласные не имеют пары? Рассмотрите пары - Сколько твердых парных? _Сколько мягких? - Почему различаются? - Молодцы, ребята, теперь мы много знаем о согласных звуках, а сейчас давайте отдохнем. | - [б], [ж] - [п], [ш].
- Различение по произношению и по ленте букв.
- Парные - Звонкости, глухости - X, Ц, Ч, Щ, Л, М, Н, Р, Й.
-6 - 5 - ж-ш всегда твердые | Регулятивные: • умение следовать учебным действиям. Коммуникативные: • умение вступать в диалог; • умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; • умение слушать и слышать собеседника.
| Словесный метод - слово учителя, беседа. Практический метод - эксперимент. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.) Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.) Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.) Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.) Три наклона, прямо встать. (Приседания.) Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.) Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.) Всем улыбки подарили. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление материала 10 мин | - Отдохнули! - А теперь мы с вами откроем учебник на с.17 упр.26. Прочитайте загадку и назовите отгадку. Запишите в тетрадь отгадку. Нарисуйте над звонкими согласными звуками зелёной ручкой колокольчик. (Треугольничек) Сколько колокольчиков получится. (1) КАРТА
Это была не просто отгадка, а маршрутный лист с заданиями - остановками для ремонта шкатулки. Лист вешаю на доску. На экране карта, что сделали. Мы с вами уже выполнили задания на 2 остановках.
3.Остановка музыкальная На доске слова, Я вам называю слово, а вы, если первый звук звонкий – берете и звоните в колокольчик, если первый звук глухой - ставите колокольчик на парту.
Молодцы! Поставили колокольчики на парты.
Теперь эти слова распределите по шкатулкам. Выходите по очереди, берёте слово и крепите его под шкатулку с надписью ЗВОНКИЕ, если первый звук в слове звонкий, а рядом под шкатулку надписью ГЛУХИЕ, где первый звук в слове, будет парный глухой этому звонкому. Например: борт – порт. Умницы! Отличная работа!
4. Остановка Инструментальная
Работа в группах, повернитесь к вашим соседям, раздаю шестеренки. - Ребята, у вас на одну группу по шестеренке. На них слоги, вам нужно крутить шестерёночки, чтобы в центре получилось слово. Делайте это по очереди, чтобы каждый собрал по слову, записать эти 4 слова в тетрадь. Но есть условие: 4 слова, которые вы запишите. Должны начинаться со звонкого или глухого согласного.
На это задание вам 5 минуты. Проверка по эталону на экране. На слайде.
- Итак, ребята, проверим задание. Посмотрите должно быть записано 4 слова из возможных вариантов. - Какие слова выбрали те, у кого был № 1 - Хорошо, молодцы! - А у кого был №3, какие слова вы выбрали? - Отлично! - Ребята, что получилось у №6? -Как справился №10? - Поднимите руки у кого все 4 слова были выбраны и записаны без ошибок. Супер! Умнички!
Кто допустил ошибки? Вы тоже молодцы, старались, вам просто не хватило времени. - Итак, ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке? - Какие вы запомнили способы различения глухих и звонких согласных звуков? - Молодцы!
Резерв: На слайде. Шил – пыл у папужги зереньгий гослиг. - Ребята, мне кажется, в этом предложении допущены ошибки. Замените согласные парными по звонкости или глухости. Давайте заменим два первых слова. Как получится? - Жил - был - Верно, запишите в тетрадь все предложения, заменяя неправильные согласные парными по звонкости или глухости. - На выполнение задания вам дается 4 минуты |
-
\
| Коммуникативные: • умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать свою точку зрения. Познавательные: • умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить высказывания. Регулятивные: • умение следовать учебным действиям. | Словесный метод – слово учителя, беседа. Практический метод – упражнение, работа в парах, группах. Наглядный метод - презентация, учебник, тетрадь.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия, итог урока 3 | На фоне видео работающей шкатулки.
Ребята, вы справились со всеми заданиями, и наша шкатулка снова наполнилась чудесными звуками, это всё благодаря вашим знаниям. Выполняя задания, вы не только получили знания, но и испытывали разные чувства, ведь человек – это своеобразная шкатулка чувств, так давайте же поделимся чувствами, которые у вас вызвал, наш сегодняшний урок и заполним наш по маршрутный лист или «САД ДУШИ» чувствами, чтобы он преобразился подобно цветущему лугу.
-
| - О звонких и глухих согласных, о парных согласных звуках, о способах различения глухих и звонких согласных. - С помощью горла, ленты букв и по произношению. | Коммуникативные: • умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать свою точку зрения. Познавательные: • умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить высказывания. умение проводить личностную рефлексию | Словесный метод - слово учителя. Наглядный метод - презентация.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашняя работа | Домашнее задание на выбор: 1.Учебник, с.18, упр.29. 2. Выполнить задание на карточке.
| Записывают домашнее задание | | |