Урок окружающего мира и ОБЖ в 3 классе по теме
«Охрана растений»
Урок проведен учителем начальных классов
МБОУ СОШ №3 г. Азнакаево Республика Татарстан
Курбиевой Гелфией Шамиловной
Аннотация к уроку по Окружающему миру и ОБЖ в 3 классе по теме «Охрана растений»
Ознакомление учащихся с правилами поведения в природе, воспитание доброты, экологическое воспитание познакомить с растениями произрастающими в Татарстане. Развитие логического мышления, памяти, внимания, расширение кругозора. Показать взаимосвязь растений, животных и людей.
Урок в 3а классе: Окружающий мир и ОБЖ
Тема урока: Охрана растений
Цель: 1. Ознакомление с основными экологическими нормами
поведение в природе
2. Обобщить знания учащихся о значении растении в жизни животных и человека
3. Развитие логического мышления, внимания, расширение кругозора
4. Воспитание бережного отношения к природе
Оборудование: 1. Картины с изображением растений (ландыш, колокольчик)
2. Схемы «Правила поведения в природе»
3.Карточки для индивидуальных заданий.
4. Музыкальное сопровождение.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодня у нас не просто урок, а брейринг между двумя командами, каждая команда в течении урока будет получать за ответы жетоны, у кого таких жетонов будет больше, посмотрим в конце урока.
2. Актуализация опорных знаний.
Конкурс капитанов. Капитаны получают задания. А пока вопросы для каждой команды.
Фронтальный опрос:
Назовите признаки растений.
Как размножаются хвойные растения и цветковые (семенами)?
А водоросли, мхи, папоротники? (спорами)
Над цветами всегда летают пчелы, шмели, бабочки. Почему?
Что такое опыление?
Что образуется на месте цветков после опыления?
Каждой команде было задание подготовить рассказ о том
- Как распространяются плоды и семена растений (ученик с каждой команды рассказывает.)
А теперь проверим, как справились с заданием капитаны.
3. Работа над новой темой.
Викторина 1 группе и 2 группа получают задание
А) Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветам. Все чуть склонили головки, и кажется: вот-вот пробежит ветерок, и над поляной послышится тихий серебряный перезвон. (колокольчик)
Учитель выставляет картинку с изображением этого цветка.
Б) Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветков- красная ягода. Но не бери ее в рот- она ядовита.
Каждая команда рассказывает об этом растении по плану.
Что вы можете рассказать про эти растения? (травянистые растения)
К какой группе они относятся (цветковых растений)
Вопросы для команды:
Какое значение имеют для человека растения?
Какое значение имеют растения для животных?(обсуждение в группах)
Оказывается растения в жизни человека и животного играют большую роль. Сегодня на уроке мы говорим об охране природы.
Как хорошо, что есть растения. Можно пройтись по лесу и насладится тем, что нас окружает. К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте леса люди строят завод или роют карьер, на месте луга устраивают ферму. Много дикорастущих растений гибнет. Так человек постепенно наступает на природу. Поэтому растения нуждаются в охране.
А сейчас подумайте, ребята, какие правила друзей природы вы знаете?
4. Закрепление пройденного.
Открыли учебники и сравнили с теми правилами, которые вы записали. О каких правилах вы еще не сказали?
Но, оказывается, есть не только правила, но и знаки. Посмотрите на знаки и скажите, что они обозначают? (каждая команда получает знак)
Сбор дикорастущих растений для букетов - очень мощный фактор воздействия человека на природу. Его часто недооценивают, считая, что вред, наносимый растительному миру не заслуживает внимания. Однако наша привычка рвать цветы, привела к исчезновению некоторых растений. Многие из них оказались в Красной книге (показать Красную книгу Татарстана).
- Сколько погибло бы цветущих растений, если каждый ученик сорвал бы по 5 штук?
- Какой вывод можно сделать?
Ведь от красоты луга не останется и следа, если там побывает класс учеников любителей букетиков. Запомните выросший на лугу цветок, находится у себя дома, он связан с другими обитателями луга. Например к нему прилетают насекомые, которые питаются нектаром. Имеем ли мы право срывать цветок, только для того чтобы полюбоваться им. Для этого люди специально выращивают растения в садах, на клумбах, оранжереях. А дикорастущие должны остаться в природе. Надо помнить и при сборе правила сбора лекарственных трав.
Физминутка
В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать растения.
Работа по учебнику. Рассмотрите рисунки.
1гр. Найти растения, занесенные в красную книгу.
2гр. Найти ядовитые растения (нужно помнить, что некоторые растения имеют яркие красивые ягоды, однако их пробовать нельзя)
Каждая команда получает рисунок
Бабочка
Птицы
Как они взаимосвязаны в природе с растениями. Что произойдет, если их не будет?
Поэтому охране растений помогает борьба с загрязнением воздуха воды, охрана насекомых-опылителей, хищных птиц и насекомых.
Тест по теме «Охрана растений»
Итог урока. Оценки.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Как нужно себя вести в природе, чтобы не оказывать отрицательного воздействия на природу?
На доске ромашка. Расставьте буквы по порядку и напишите слово (каждой команде). Скажем хором: Берегите растения!
Почему надо охранять растения?
Считаем жетоны. Выставление оценок. Подводим итоги.
Домашнее задание: 1. По учебнику прочитать статью «Охрана растений» ответить на вопросы.
Книжку- малышку в парах.