Тема урока : «Мышцы»
Задачи урока:
Знакомство с работой мышц, убеждение в необходимости укрепления мышц.
Мышцы и здоровье. Гигиена мышц. Здоровьесберегающая экология.
Значение физии ческой культуры и труда для укрепления мышц.
Оборудование:
Презентация к уроку.
Сантиметровая лента на каждой парте.
Перфокарты на каждого ученика.
Учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока:
Оргмомент. (слайд №1)
- Сегодня на уроке мы познакомимся ….. А это пока останется тайной. По ходу урока вы сами скажете тему урока.
Повторение пройденного. Работа с перфокартой. (слайд №2)
- Перед вами перфокарта. Вам нужно за каждый правильный ответ поставить знак «+». Всего 6 вопросов. Если вы ответите на все вопросы правильно, то в «окошечках» появится цифра. Начнём с последнего… (смотреть слайд №2, 3 и 4)
- Проверка. У вас появилась цифра «четыре» (слайд №5)
Изучение новой темы.
1) Введение в тему.
2) Практическая работа №1. (слайд №6)
1. Прощупайте свои руки и ноги. Что находится под кожей кроме костей?
(мягкие ткани – мышцы)
Как называется тема урока?
Правильно, «Мышцы».
2. Обхватите ладонью левой руки правую руку выше локтя и быстро согните правую руку. Что вы при этом ощущаете?
(происходит сокращение мышц)
- Мышцы приводят в движение кости тела. С помощью костей и мышц выполняются все движения человека. Поэтому они являются органами движения и образуют опорно-двигательную систему.
- Мышцы отличаются друг от друга размером, формой, массой и силой. (слайд №7)
3) «А знаете ли вы?» (слайд №8)
- А сейчас про интересные факты расскажет ваша одноклассница:
А знаете ли вы, что:
что в теле человека более 600 мышц;
что мышцы могут составлять 40% от веса тела;
что на лице работают более 40 мышц – это они позволяют нам гримасничать и придавать лицу различные выражения;
что смех сопровождается движением почти 20 лицевых мышц;
что сердце – это особая мышца, которая сокращается помимо наших желаний. (слайд №9)
4) Работа с учебником. (слайд №10)
- Откройте учебники на странице 19 и прочитайте первый и второй абзацы.
- С какими свойствами мышц вы познакомились?
( способность сокращаться и расслабляться)
При сокращении мышцы становятся короче и толще, а при расслаблении – длиннее и тоньше. (слайд №11)
5) Практическая работа №2. (слайд №12)
Сантиметровой лентой измерь обхват руки выше локтя у соседа, а он пусть измерит у тебя. Результаты запишите в рабочей тетради (стр. 5).
Сильно согните руку в локте и снова измерьте друг у друга обхват руки в том же месте. Результаты запишите (стр. 5).
Сравните результаты, полученные при первом и втором измерениях. Объясните разницу в этих результатах.
Вывод: «При сокращении мышцы становятся короче и толще, а при расслаблении - длиннее и тоньше». (слайд №13, 14)
6) Физминутка. (слайд №15)
Движение – это здоровье,
Движение – это жизнь.
Не ленись – подтянись,
Руки набок, ноги врозь,
Три наклона вниз,
На четвертый поднимись.
Раз – направо, два – налево,
Приседанья каждый день
Прогоняют сон и лень.
7) Вариативная часть. Работа с учебником «Как работают мышцы» (слайд №16)
- Больше всего движений мы выполняем руками и ногами. Как происходят эти движения? А познакомят нас с этими движениями ребята нашего класса.
1 ученик:
« Мышца с помощью сухожилий одним концом прикрепляется к одной кости, а другим концом – к другой. Когда мышца сокращается, она тянет к себе кость, к которой прикреплена. При расслаблении этой мышцы кость возвращается в первоначальное положение. Попеременные сокращения и расслабления мышц приводят в движение те или иные кости».
2 ученик:
« В выполнении одного, даже самого простого, движения участвуют сразу несколько мышц. Так сокращение мышц, расположенных на передней стороне руки выше локтя (бицепса), вызывает сгибание руки в локте. Это мышцы – сгибатели».
3 ученик:
« Одновременно с сокращением этих мышц происходит расслабление мышцы, расположенной на задней стороне руки (трицепса). При сокращении этой мышцы рука разгибается в локте и выпрямляется. Эти мышцы – разгибатели. Первая группа мышц при этом, наоборот, расслабляется».
8) «Как укрепить мышцы». Практическая работа №3. (слайд № 17)
Вытяни руки вперёд и подержи их некоторое время в этом положении. Что ты ощущаешь при этом? Сколько времени ты можешь держать руки в таком положении?
Сделай 10 приседаний подряд. Одинаковы ли твои ощущения после выполнения первого и последнего приседания. Объясни ответ.
9) Работа с учебником (слайд №18)
- Прочитайте текст на странице 21.
- Почему от однообразной работы мышцы быстро устают?
(работают одни и те же мышцы)
- При каких условиях мышцы сохраняют свою работоспособность долгое время?
(если будут работать то одни, то другие мышцы - по очереди)
- Что нам помогает укрепить мышцы?
(спорт, физический труд)
10) Журнал «Если хочешь быть здоров». (слайд №19)
- Послушайте ещё одно выступление.
Ни мороз мне не страшен, ни жара
Удивляются даже доктора,
Почему я не болею,
Почему я здоровее
Всех ребят из нашего двора.
Потому что утром рано
Заниматься мне гимнастикой не лень,
Потому что водою из-под крана
Обливаюсь я каждый день.
- Что же нужно делать каждый день? (закаляться – обливаться водой) (слайд №20)
Какие существуют способы закаливания? (слайд №21, 22)
Обтирание
Обливание
Воздушные ванны
Солнечные ванны
Купание в открытых водоёмах
Босохождение
Моржевание
- Послушайте стихотворение Жамбыл Жабаева.
Богатство не в золоте, добытом кровью,
Богатство и сила народа - здоровье.
Здоровье народа дороже всего.
Богатства земли не заменят его.
Здоровье не купит никто, не продаст,
Его берегите, как сердце, как глаз. (слайд №23)
- Объясните пословицу: «Здоровый нищий счастливее больного короля» (слайд №24)
11) Закрепление пройденного. Кроссворд «Части тела» (слайд № 25)
- В выделенной колонке у вас должно получится слово по нашей теме.
12) Итог урока (слайд №26)
Как называется ткань, покрывающая скелет человека?
С какими свойствами мышц мы познакомились?
Зачем нужно укреплять мышцы?
Хотелось бы закончить урок нашим девизом: «В здоровом теле – здоровый дух».
Урок окончен. Большое спасибо за работу.
3