муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2»
г. Николаевск Волгоградской области
Конспект урока окружающего мира для 3 класса по теме
«От Древней Руси к Единой России»
Подготовила
Головкова Елена Викторовна
учитель начальных классов
Николаевск
2018
УМК Школа 2100
Тема.От Древней Руси к Единой России
Класс:3
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: формирование знаний об эпохе усиления Московского княжества и создания вокруг него единого Московского государства
Задачи:
Личностные:развитие интереса к истории России, воспитание чувства патриотизма и любви к Родине, чувства гордости за свое Отечество на примерах и образах стойкости и мужества русского народа
Предметные: формирование знаний об особенностях формирования самосознания русского народа, о закономерностях образования Российского централизованного государства; выявление значения деятельности таких личностей, как Андрей Рублёв, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Иван III, в деле объединения и освобождения Руси от власти Золотой Орды.
Метапредметные: развитие умения работать с информацией, выделять главную мысль, делать выводы и обобщать полученные знания.
Оборудование:презентация,карточки с 3 терминами,учебник, карточка с основным вопросом урока, карточки для заполнения таблицы, карточки с тестом, рабочая тетрадь, проектор, интерактивная доска, компьютер
Этапы урока | Время | Содержание | Формирование УУД | Методы и приемы | ||||||||||||||||||||||||
действия учителя | действия учеников | |||||||||||||||||||||||||||
I. Организационный этап
| 1 мин | - Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Каждый день - всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, четко говорим И тихонечко сидим. | Приветствуют учителя, садятся, проверяют свою готовность к уроку.
| Коммуникативные УУД - Умение общаться, строить коммуникации | Чтение стихотворения | |||||||||||||||||||||||
II. Мотивационный | 1 мин | (под музыку) Как долго ты училась жить Россия И даже в час, когда тебя рвала по волчьи на куски орда Батыя. Всяк князь звонил себе в колокола. И глядя на дорогу через щелки Бойниц, Шептал, крестясь на образа: «Авось они проскачут мимо, волки авось пройдет сторонкою гроза». | Слушают стихотворение под музыку | Личностные УУД – формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру | Чтение стихотворения | |||||||||||||||||||||||
III. Актуализация знаний
| 4 мин | - Ребята, на прошлом уроке вы рассматривали нашествие Батыя на Русь. Много лет прошло с тех пор, Орды монголо-татар чувствовали себя на Руси как дома. Отдельные стычки случались постоянно, но нужна была победа - одна большая, общая. - На прошлом уроке вам задавали подготовить сообщение о Батые или Чингисхане. - Кто хочет рассказать о Батые? - О Чингисхане? - В те смутные времена была ли Русь едина? - Нет, Русь тогда была совсем не единая – на отдельные княжества разбитая, да и сами князья то и дело друг с дружкой ссорились. А войско у врага сильное было - Сегодня мы начинаем изучение нового раздела учебника. Давайте прочитаем его название. Откройте учебник на странице 48 - Правильно. Давайте вспомним пройденные исторические понятия. На слайде будет появляться начало слова, а вы будите его продолжать. Пле… (племя) коч… (кочевники) куп… (купцы) биб…(библия) фрес…(фрески) рыц… (рыцари) зак… (закон) ис… (ислам) Чин… (Чингисхан) лет… (летопись) Зол… (Золотая Орда) гос…(государство) - Объясните, как вы понимаете, что они обозначают? Каждое слово поясняется |
Рассказывают сообщения
- Нет
- Времена Московского Государства. XIV – XVII века.
- Племя, кочевники, купцы, библия, фрески, рыцари, закон, ислам, Чингизхан, летопись, Золотая Орда, государство.
- Племя – типэтнической общностиисоциальнойорганизациидоклассовогообщества. Купец — человек (торговец), занятый в сфере торговли, купли-продажи. Фре́ска — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей Закон — свод обязательных норм и правил Чингисха́н — основатель и первый великий хан Монгольской империи, объединивший разрозненные монгольские племена Золотая Орда – государство монголов, созданное в XIII веке ханом Батыем после похода на Русь. Коче́вники — люди, временно или постоянно ведущие кочевой образ жизни. Би́блия —собрание текстов, считающихся священными Ры́царь– средневековыйдворянскийпочётныйтитул в Европе. Исла́м — мировая религия. Летопись - запись событий истории Руси по годам. Государство – организация общества в какой либо стране. В государстве должны быть правительство, законы, армия. | Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос Познавательные УУД – структурирование знаний | Беседа Упражнение Наглядный - карточки | |||||||||||||||||||||||
IV. Постановка цели урока | 6 мин | Появляется слайд, на котором написаны названия государств - Древняя Русь, Россия - Прочитайте названия государств. - Это разные страны или нет? - Глядя на разные названия одного государства, можете предположить какова тема нашего урока? - А какова будет цель нашего урока?
– Давайте представим, что вы – учёные-историки. Ребята, а кто такие историки? - А что такое история? - И так, представьте, вы нашли отрывок из древней летописи, но она не сохранилась полностью. Ваша задача – расшифровать, о каких событиях идёт речь. - Кто хочет прочитать первый отрывок (на слайде)
- О чем идет речь в этом отрывке?
- Давайте прочитаем второй отрывок летописи
- О какой беде говорится в этом отрывке?
- Правильно. Давайте прочитаем следующий отрывок
- О каком государстве идет речь? –Как можно озаглавить текст, который вы услышали? На доске появляется запись: В XIII в. Русь попала под власть Золотой Орды. – Но в летописи есть продолжение, давайте прочитаем и ответим на вопрос, о чём оно?
- И так, о чем продолжение летописи?
На доске появляется запись: Русь освободилась от власти Золотой Орды. – Посмотрите на доску. В чем разница этих высказываний?
– Какой возникает вопрос?
- Как вы думаете, какой основной вопрос будет у нас на уроке? Вопрос урока записывается на доску, чтобы обучающиеся могли к нему обращаться. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока- карточка |
Читают названия государств - Нет, это одна страна - Как Древняя Русь стала Единой Россией
- Выяснить, как Древняя Русь смогла стать Единой Россией Высказывают свое мнение
- «О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! Настало время тяжёлых испытаний, обрушились на неё страшные беды. Первая беда – вина самих русичей. Не сберегли они государства единого, начали князья воевать друг с другом…» - Речь идёт о временах раздробленности Руси, о междоусобицах - «А другая беда – из степей пришла, налетели чёрны вороны, спалили города, да сёла… » - Другая беда – нашествие монголо-татар - «Создали захватчики своёгосударство, а русских людей принудили дань платить. Ходили к хану князья со всей Руси дозволения спрашивать на то, чтобы править своей же землёй!» - Новое государство – Золотая Орда Ученики предлагают названия
- «И лишь 8 поколений спустя наконец-то всё переменилось на Руси! Прогнали чёрных воронов, снова Русь светом засияла!» - Речь о том, что Руси удалось освободиться от власти Золотой Орды
- В XIII веке не смогли защититься от врагов, а через 8 поколений смогли освободиться! - Почему русские князья сначала должны были подчиняться Золотой орде, а потом смогла освободиться от нее? Как это получилось? - Почему Русь смогла стать свободной и независимой? | Познавательные УУД – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока, структурирование знаний Регулятивные УУД - целеполагание | Опрос Чтение Работа с учебником | |||||||||||||||||||||||
V. Открытие новых знаний
| 17 мин | - Давайте прочитаем первый абзац раздела «Собирание Руси» вслух. - А почему надо было силой и жестокостью объединять княжества?
- Да, нелегко было это сделать. Нам сейчас предстоит выяснить, благодаря каким людям совершилось объединение Руси. - Давайте поработаем в группах,заполним таблицу. - Четырем ребятам было дано домашнее задание, используя дополнительную литературу, более подробно познакомиться с деятельностью великих людей того времени. И они будут у нас играть роль экспертов и дополнять ответы каждой группы интересными небольшими сообщениями. - Посмотрите на таблицу. Какие колонки в ней есть? Освобождение Руси.
- Какую колонку необходимо заполнить? - А деятельность каких личностей мы будем анализировать?
- Правильно. Пустую колонку, вы сможете заполнить с помощью текста в учебнике.
- Давайте проверим работу. Проверяем, 1 группу. Что сделал Андрей Рублёв для великого дела – объединения Руси? - У кого-нибудь есть дополнения? - А теперь давайте послушаем эксперта, которой готовил сообщение о Андрее Рублеве - 2 группа расскажет нам о деятельности Сергия Радонежского. - У других групп есть дополнения? - Давайте послушаем эксперта, который готовил сообщение о Сергие Радонежском -Третья группа расскажет нам, как они заполнили колонку о Дмитрии Донском - У других групп есть дополнения? - Подробнее о Дмитрии Донском нам расскажет эксперт - О ком нам расскажет четвертая группа?
- У других групп есть дополнения? - Давайте послушаем эксперта - Посмотрите, какая таблица должна была у вас получиться в итоге Освобождение Руси.
- Кто помнит, для чего мы заполняли таблицу? - Давайте сделаем вывод с помощью заполненной таблицей
- Мы выяснили, что русские земли стали объединяться вокруг Москвы. А сейчас, докажите, что владения московских князей при Иване III стали именно государством, а не одним из княжеств раздробленной Руси. Для этого сначала давайте прочитаем в словарике учебника, что такое «государство» - А чтобы найти подтверждение тому, что владения московских князей при Иване IIIстало именно государством, а не одним из княжеств раздробленной Руси, давайте прочитаем текст «Московское государство» - И так, какие подтверждение государственности вы нашли? - Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?(педагог показывает на карточку на доске с основным вопросом урока) - Русь стала свободной? - Почему вы так считаете?
| Читают вслух абзац «Собирание Руси»
- Не все ещё поняли, что это необходимо, хотели справиться каждый сам.
Обучающиеся рассаживаются в 5 групп (4 группы ученики + 1 группа ученики-эксперты)
- Личности и деятельность
- Деятельность - Андрея Рублева, Сергия Радонежского, Дмитрия Ивановича (князя Московского), Ивана III (правнука Дмитрия Донского) Каждая группа получает задание, читает текст учебника, обсуждает и выбирает из предложенных вариантов правильный. Представляют деятельность Андрея Рублева
Дополняют ответ первой группы Выступает один подготовленный обучающийся Представляют деятельность Сергия Радонежского Дополняют ответ второй группы Выступает один подготовленный обучающийся Представляют деятельность Дмитрия Донского Дополняют ответ третьей группы Выступает один подготовленный обучающийся - О Иване III Представляют деятельностьИвана III
Дополняют ответ четвертой группы Выступает один подготовленный обучающийся
- Чтобы выяснить, благодаря каким людям совершилось объединение Руси - В процессе объединения Руси участвовало много людей – это были князья и простые воины, монахи и художники, народное ополчение из разных княжеств. Объединение всех сил Руси шло вокруг Москвы Читают в словарике учебника определение слова «государство»
Читают текст «Московское государство»
- Единый правитель, охраняемые границы, столица, указы (исполнялись как законы), герб
- Почему Русь смогла стать свободной и независимой?
- Да, Русь стала свободной - Русь стала свободной и независимой, потому что она смогла объединиться вокруг Москвы, в результате, Золотую Орду прогнали. И в этом участвовала вся Русь: воины и художники, князья и монахи. | Личностные УУД – действие смыслообразования (интерес); формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос | Работа с учебником Упражнение Работа в группах Рассказ | |||||||||||||||||||||||
Физминутка 1 мин | ||||||||||||||||||||||||||||
VI. Применение новых знаний | 7 мин | - А теперь давайте посмотрим, как вы поняли тему урока и применим наши новые знания. Мы выполним тест в парах 1. Кто является автором иконы «Троица»? В. Васнецов А. Рублёв А. Копейкин И. Левитан 2. Кто из русских князей решил поднять Русь против Орды? Александр Ярославич Владимир Святославич Дмитрий Иванович князь Олег 3. У кого просил совета московский князь Дмитрий Иванович? у Сергия Радонежского у Пересвета у Осляби у монаха Серафима 4. В каком году состоялась Куликовская битва? в 1880 г. в 1830 г. в 1380 г. в 1330 г. 5. К берегам какой реки отступали русские воины во время Куликовской битвы? Днепр Дон Десна Дунай 6. Удалось ли освободить Дмитрию Донскому Русь от Золотой Орды? да нет 7. В каком году правнук Дмитрия Донского Иван III избавил Русь от ордынской зависимости? 1840 г. 1480 г. 1440 г. 1880 г. 8. Кем провозгласил себя Иван III? великим царем великим правителем великим государем великим королем 9. В каком веке начались времена Московского государства? в X в. в XIII в. в XIV в. в XV в. - Молодцы, давайте сдадим листочки, я проверю ваши работы и обязательно выставлю оценки в журнал Если останется время: - А теперь давайте выполним задания № 1Н, 2Нв рабочей тетради | Выполняют тест
Выполняют задания в рабочей тетради | Личностные УУД- формирование желания выполнять учебные действия; Познавательные УУД – выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | Практическая работа
| |||||||||||||||||||||||
VII. Итог урока. Рефлексия. | 2 мин | - Вот и закончилось наше путешествие во времени. - Какие события в истории нашей страны положили начало временам Московского государства? -Кто же окончательно освободил Русь от татаро-монгол? - Что на уроке показалось самым интересным? |
- Освобождение от Золотой Орды, объединение княжеств
- Иван III
Выражают свое мнение | Регулятивные УУД – оценка
Познавательные УУД – способность и умение учащихся производить простые логические действия - анализ | Беседа Самоконтроль
| |||||||||||||||||||||||
VIII. Домашнее задание. | 1 мин | Рабочая тетрадь. Задание № 3. Творческое задание: – Опиши битву на Куликовом поле от первого лица (дружинника, участника ополчения, воина-монгола, летописца). |
Записывают. |
|
|