Тема: Удивительные невидимки звуки,игра доскажи словечко
Цель: привлечь внимание учащихся к звукам окружающего мира. и через их воспроизведение
Задачи: развивать произносительные навыки учащихся; сопоставить звуки природы со звуками человеческой речи; д) ввести понятия «звуки речи» в их «житейском» понимании; развивать фонематический слух детей, умение устанавливать последовательность звуков в слове
Ход урока
Психологический настрой.
Проблемно-речевая ситуация на основе ролевой игры.
— Представьте, что мы с вами путешествуем на необычном космическом корабле —«машине времени» — и сейчас отправляемся в прошлое. Вот мы пролетаем над нашим городом и видим, каким он был сотни лет назад: старинные дома, узкие улицы, а вокруг сторожевые башни, на которых сидят дозорные воины и наблюдают, не наступает ли на город враг. Но что я вижу внизу? Дозорные воины уснули, они связаны врагами, которые вот-вот нападут на город, сожгут его, а жителей уведут в плен. Надо сделать посадку и предупредить жителей города об опасности. Но как это сделать? (Высказываются предположения, на которые учитель реагирует встречными вопросами.)
— Можно, конечно, побежать по домам будить людей. Но в старину люди говорили не совсем так, как мы сейчас, и могут нас не понять. Что мы используем в помощь словам? (Жесты, мимику, интонацию …) Покажите, как с их помощью вы будете убеждать людей о наступлении опасности.
— А если устного сообщения будет недостаточно? (Можно нарисовать чужеземных воинов.)
— Но в городе жителей много, а нас мало. Всех предупредить мы не успеем. Что же ещё можно предпринять?
— Кто из вас читал сказку А.С.Пушкина о золотом петушке? Как предупреждал петушок горожан о наступлении врага? Что в реальности может заменить крик сказочного петушка? (Удар колокола, сигнал военной трубы и т.п.)
Издавна и до сих пор люди передают сообщения с помощью звуковых сигналов.
Кто подскажет, какой звуковой сигнал следует подать, чтобы все путешествующие на нашей «машине времени» поняли, что пора снова отправляться в путь? (Гудок, звонок и т.п.)
— Мы снова улетели в прошлое и попали на нашу планету в то время, когда на ней ещё не было ни растений, ни животных, ни человека, ни всего, что создано его руками. Тут царит полная тишина. Опишите свои ощущения: что вы чувствуете, представляете. Хочется ли вам надолго оставаться в этом мире безмолвия? Скорее снова в путь.
— Мы с вами прилетели в наш сегодняшний день, на урок.
Попробуем доказать, что мир общения, в котором мы живём полон звуков.
Что делают ребята на уроке музыки? (Поют.) Для чего люди поют? Что они выражают при этом? (Свои чувства, настроения.) Почему дети поют не в одиночку, а хором? (Им нравится быть вместе, пение их объединяет. Хоровое пение, когда голоса звучат слаженно, является особенно красивым.) есть даже такая песня: «Вместе весело шагать по просторам, и конечно, припевать лучше хором …» Кто знает её?
3. Физкультминутка под песню В.Шаинского «Вместе весело шагать».
4. Осмысление звуковых сигналов. Упражнения в звукоподражании.
— Для чего нужен свисток футбольному судье? Зачем бьют часы? (Попутно выясняется значение слова бьют.) Какой звук сообщает нам, что кто-то пришел?» (Звенит звонок: «Дззз...»).
5. Знакомства с правилами использования звуковых сигналов, культура их применения:
— Следует ли звонить в дверь незнакомым людям просто так, ради шутки? Стоит ли приходить на стадион, чтобы поболеть за любимую команду, с трубами, барабанами, свистками? Представите, что вы приехали в гости и вас уложили спать в комнате, где старинные часы бьют через каждый час... Сможете ли вы спать спокойно в такой обстановке?
6. Постановка проблемного вопроса.
— Какими звуками природа сообщает о себе? наглядные признаки приближающейся грозы (склонившиеся деревья и травы, стрелы молнии), определяют цвет неба (темное, серо-лиловое ...).
— А какие звуки природы могут нам рассказать о приближении грозы? (Передача учащимися звуков грозы может иметь театрализованную форму: дети изображают ветер и его вой (ууу...), качаются, как деревья, и передают шелест листьев (шшш...).
— По каким признакам вы можете установить, кончилась гроза или нет? (Учащиеся называют соответствующие признаки: выглянуло солнце, перестали качаться деревья, появились птицы и животные.)
— Какими звуками наполнился лес после дождя?
Изображается жужжание насекомых (жжж...), зудение комара (ззз...), фырканье ежа (ффф...), стрекотание кузнечика (ццц…).
Воспроизводится стук последних дождевых капель (кап-кап), голоса птиц: «ку-ку», «кар-кар», «чик-чирик».
9. Уточнение и расширение полученных представлений о «мире звуков». Создание учебной мотивации.
— Бывали ли вы летом за городом: на даче, в деревне? Нравится ли вам загородный отдых? Какими звуками наполнена загородная жизнь в отличие от городского шума? (Нет такого, как в городе, шума машин, а слышится щебетание птиц, крики домашних животных, всплески воды на речке, стук лопат и т.п.)
— Можно ли среди этих звуков услышать человеческие голоса, и какие? (Смех детей, разговоры дачников, песни и т.д.)
10. Введение понятия «звуки речи».
— В общении между собой люди пользуются речью, а звуки, из которых состоит человеческая речь, называются звуками речи. Отдельные звуки речи сливаются в слова. Кто из вас прислушивался, как звучат слова? Кто хочет этому научиться?
11. Игра «Подскажите словечко».
Для порядка
Чтобы книжку прочитать
И листков не загибать,
В этом деле для порядка
Нам всегда нужна ********.
(Закладка)
Загадочный стишок
Вот загадочный стишок.
В нём лишь есть начало строк.
Карандашик вы возьмите -
Эти строчки допишите.
Рыбу ловят ******.
(Рыбаки)
В море ходят ******.
(Моряки)
Скалолазы лазят в ****.
(Горы)
Мышь полёвка роет ****.
(Норы)
Сплавщик правит речкой ****.
(Плот)
Самолёт ведет *****.
(Пилот)
А на всём на белом *****.
(Свете)
В школы дружно ходят ****.
(Дети)
Если грамоты не ******,
(Знаешь)
Даже рыбки не ********.
(Поймаешь)
Рефлексия