«Осенний фестиваль знаний 2024»

Урок обучения грамоте Тема: Удивительные невидимки звуки,игра доскажи словечко

Целью данного урока является привлечь внимание учащихся к звукам окружающего мира и через их воспроизведение.Урок начат с проблемно -речевой ситуации на основе ролевой игры.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема: Удивительные невидимки звуки,игра доскажи словечко

Цель: привлечь внимание учащихся к звукам окружающего мира. и через их воспроизведение

Задачи: развивать произносительные навыки учащихся; сопоставить звуки природы со звуками человеческой речи; д) ввести понятия «звуки речи» в их «житейском» понимании; развивать фонематический слух детей, умение устанавливать последовательность звуков в слове

Ход урока

  1. Психологический настрой.

  2. Проблемно-речевая ситуация на основе ролевой игры.

— Представьте, что мы с вами путешествуем на необычном космическом корабле —«машине времени» — и сейчас отправляемся в прошлое. Вот мы пролетаем над нашим городом и видим, каким он был сотни лет назад: старинные дома, узкие улицы, а вокруг сторожевые башни, на которых сидят дозорные воины и наблюдают, не наступает ли на город враг. Но что я вижу внизу? Дозорные воины уснули, они связаны врагами, которые вот-вот нападут на город, сожгут его, а жителей уведут в плен. Надо сделать посадку и предупредить жителей города об опасности. Но как это сделать? (Высказываются предположения, на которые учитель реагирует встречными вопросами.)

— Можно, конечно, побежать по домам будить людей. Но в старину люди говорили не совсем так, как мы сейчас, и могут нас не понять. Что мы используем в помощь словам? (Жесты, мимику, интонацию …) Покажите, как с их помощью вы будете убеждать людей о наступлении опасности.

— А если устного сообщения будет недостаточно? (Можно нарисовать чужеземных воинов.)

— Но в городе жителей много, а нас мало. Всех предупредить мы не успеем. Что же ещё можно предпринять?

— Кто из вас читал сказку А.С.Пушкина о золотом петушке? Как предупреждал петушок горожан о наступлении врага? Что в реальности может заменить крик сказочного петушка? (Удар колокола, сигнал военной трубы и т.п.)

Издавна и до сих пор люди передают сообщения с помощью звуковых сигналов.

Кто подскажет, какой звуковой сигнал следует подать, чтобы все путешествующие на нашей «машине времени» поняли, что пора снова отправляться в путь? (Гудок, звонок и т.п.)

— Мы снова улетели в прошлое и попали на нашу планету в то время, когда на ней ещё не было ни растений, ни животных, ни человека, ни всего, что создано его руками. Тут царит полная тишина. Опишите свои ощущения: что вы чувствуете, представляете. Хочется ли вам надолго оставаться в этом мире безмолвия? Скорее снова в путь.

— Мы с вами прилетели в наш сегодняшний день, на урок.

Попробуем доказать, что мир общения, в котором мы живём полон звуков.

Что делают ребята на уроке музыки? (Поют.) Для чего люди поют? Что они выражают при этом? (Свои чувства, настроения.) Почему дети поют не в одиночку, а хором? (Им нравится быть вместе, пение их объединяет. Хоровое пение, когда голоса звучат слаженно, является особенно красивым.) есть даже такая песня: «Вместе весело шагать по просторам, и конечно, припевать лучше хором …» Кто знает её?

3. Физкультминутка под песню В.Шаинского «Вместе весело шагать».

4. Осмысление звуковых сигналов. Упражнения в звукоподражании.

— Для чего нужен свисток футбольному судье? Зачем бьют часы? (Попутно выясняется значение слова бьют.) Какой звук сообщает нам, что кто-то пришел?» (Звенит звонок: «Дззз...»).

5. Знакомства с правилами использования звуковых сигналов, культура их применения:

— Следует ли звонить в дверь незнакомым людям просто так, ради шутки? Стоит ли приходить на стадион, чтобы поболеть за любимую команду, с трубами, барабанами, свистками? Представите, что вы приехали в гости и вас уложили спать в комнате, где старинные часы бьют через каждый час... Сможете ли вы спать спокойно в такой обстановке?

6. Постановка проблемного вопроса.

— Какими звуками природа сообщает о себе? наглядные признаки приближающейся грозы (склонившиеся деревья и травы, стрелы молнии), определяют цвет неба (темное, серо-лиловое ...).

— А какие звуки природы могут нам рассказать о приближении грозы? (Передача учащимися звуков грозы может иметь театрализованную форму: дети изображают ветер и его вой (ууу...), качаются, как деревья, и передают шелест листьев (шшш...).

— По каким признакам вы можете установить, кончилась гроза или нет? (Учащиеся называют соответствующие признаки: выглянуло солнце, перестали качаться деревья, появились птицы и животные.)

— Какими звуками наполнился лес после дождя?

Изображается жужжание насекомых (жжж...), зудение комара (ззз...), фырканье ежа (ффф...), стрекотание кузнечика (ццц…).

Воспроизводится стук последних дождевых капель (кап-кап), голоса птиц: «ку-ку», «кар-кар», «чик-чирик».

9. Уточнение и расширение полученных представлений о «мире звуков». Создание учебной мотивации.

— Бывали ли вы летом за городом: на даче, в деревне? Нравится ли вам загородный отдых? Какими звуками наполнена загородная жизнь в отличие от городского шума? (Нет такого, как в городе, шума машин, а слышится щебетание птиц, крики домашних животных, всплески воды на речке, стук лопат и т.п.)

— Можно ли среди этих звуков услышать человеческие голоса, и какие? (Смех детей, разговоры дачников, песни и т.д.)

10. Введение понятия «звуки речи».

— В общении между собой люди пользуются речью, а звуки, из которых состоит человеческая речь, называются звуками речи. Отдельные звуки речи сливаются в слова. Кто из вас прислушивался, как звучат слова? Кто хочет этому научиться?

11. Игра «Подскажите словечко».

Для порядка

Чтобы книжку прочитать

И листков не загибать,

В этом деле для порядка

Нам всегда нужна ********.

(Закладка)



Загадочный стишок

Вот загадочный стишок.

В нём лишь есть начало строк.

Карандашик вы возьмите -

Эти строчки допишите.

Рыбу ловят ******.

(Рыбаки)

 

В море ходят ******.

(Моряки)

 

Скалолазы лазят в ****.

(Горы)

 

Мышь полёвка роет ****.

(Норы)

 

Сплавщик правит речкой ****.

(Плот)

 

Самолёт ведет *****.

(Пилот)

 

А на всём на белом *****.

(Свете)

 

В школы дружно ходят ****.

(Дети)

 

Если грамоты не ******,

(Знаешь)

Даже рыбки не ********.

(Поймаешь)

Рефлексия

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее