Тема «Именительный и винительный падежи».
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков.
Вид урока: урок-практикум.
Образовательные цели: актуализировать знания учащихся об именительном и винительном падежах; познакомить со способами различения имен существительных в именительном и винительном падежах.
Развивающие : развивать наблюдательность, произвольное внимание, используя приемы анализа, синтеза, создать условия для реализации себя в процессе познавательной и интеллектуальной деятельности, развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске.
Воспитательные: воспитывать умение работать в паре; умение вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель, способствовать формированию адекватной самооценки.
Оборудование: мультимедиа проектор, учебник В.П.Канакиной «Русский язык, 4 кл.», карточки со словами: «работаем», «пятерка», «узнаю»; карточка для игры «Засели домики», звездочки трех цветов, фломастер.
Ход урока
I. Оргмомент.
-Ровно встали,
Тихо сели,
Головами повертели,
Сладко-сладко потянулись
И друг другу улыбнулись.
Сели прямо, проверили осанку. Начинаем наш урок.
II. Проверка домашнего задания. Стр.104, упр.184 ( Читает один ученик)
Было задание: списать предложения, вставляя пропущенные буквы в словах. Определить падеж выделенных имен существительных.
( Давно облетели осенние листья клена, липы, тополя, березки. Только иглы ели, кедра, пихты остались зелеными.)
III.Чистописание.
Откройте тетради, положите под наклоном , запишите сегодняшнее число и классная работа. Для минутки чистописания возьмем суффикс из слова работаем, безударную гласную из корня пятерка, приставку и окончание из слова узнаю . ( Дети говорят с места, учитель разбирает фломастером на прикрепленных к доске карточках.)
-Какие буквы мы пишем? (аяую). Составьте цепочку из строчных букв аяую так, чтобы в каждой группе буквы менялись между собой местами.
Запишите составленную цепочку букв.
- Какие буквы получились? (аяую, яуюа, уюая, юаяу).
- Почему в задании встретились слова: работаем, пятерка, узнаю? ( Мы узнаем что-то новое и будем работать на пятерку).
IV. Самоопределение к деятельности.
1.Что вы можете сказать об именах существительных с окончаниями –а,-я ?
(Имена существительные 1 склонения в Именительном падеже имеют такие окончания).
-В каком падеже такие существительные имеют окончание –у, -ю? (В Винительном падеже).
- Сформулируйте тему урока. ( Тема урока «Именительный и винительный падежи»). (Слайд 1)
- Прочитайте предложения . (Слайд 2)
Корабль вошел в порт.
Капитан поднялся на корабль .
- Что общего в этих предложениях? (Слово корабль).
- На какой вопрос отвечает слово корабль в первом предложении? (На вопрос что?)
- Определите его падеж. (И.п.)
- На какой вопрос отвечает слово корабль во втором предложении? (На вопрос что?)
- Определите его падеж. (В.п.)
Слайд 3 ( названия падежей)
-А теперь…
Т-с-с-с! Сказка начинается.
Не простая сказка эта,
В ней и сказка, и намек.
В нашей сказке спрятан где-то
Добрым молодцам урок.
Время приближается,
Сказка начинается. Слайд 4
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И было у него 6 сыновей. Жили они дружно, весело, то и дело был слышен смех и шутки. Больше всех веселились близнецы Винительный и Именительный падежи. Они очень любили разыгрывать придворных, потому что их часто путали и не могли различить.
- можете ли вы объяснить, почему их не могли различить? ( Они имеют одинаковый вопрос что?)
Слайд 5
- Сформулируйте задачу урока. (Научиться распознавать имена существительные в Именительном и Винительном падежах).
V. Работа по теме урока.
1.Наблюдение за признаками Именительного и Винительного падежей.
-Научим придворных различать падежей-близнецов.
-С чего начнем наше исследование? (Разберем предложения по членам).
(Двое пишут и разбирают предложения у доски, остальные – в тетрадях).
Корабль вошел в порт. Слайд 6
Капитан поднялся на корабль.
-Какой вывод вы сделали? (В первом предложении слово корабль – главный член предложения, во втором- второстепенный).
- В каком падеже стоит существительное , которое является подлежащим?
(В Именительном).
-В каком падеже стоит существительное, которое является второстепенным членом предложения?( В Винительном падеже).
Слайд 7
-Как связано существительное корабль с главным словом во втором предложении? (С помощью предлога на).
- Имеет ли предлоги существительное в Именительном падеже? (Не имеет).
Слайд 8
-Вот какой у нас получился алгоритм. Слайд 9.
2.Работа по учебнику. Стр.105, упр.185
-Давайте сравним наше исследование с выводом в таблице на стр.105 учебника.
-В каком склонении и у каких имен существительных окончания в данных падежах одинаковые? ( У неодушевленных имен существительных 2 склонения и у имен существительных 3 склонения).
-В каком склонении и у каких существительных окончания в данных падежах разные? (У имен существительных 1 склонения и у одушевленных имен существительных 2 склонения).
V.Физкультминутка.
- А сейчас ребята, мы с вами немного отдохнем. Давайте выйдем из-за парт и выполним физические упражнения. Если услышите имя существительное , стоящее в именительном падеже, вам надо присесть, руки на поясе. Если же имя существительное будет стоять в винительном падеже, то вам необходимо встать на носочки и потянуться. Итак, приступаем:
Через лужу, осень, вода, за речку, поляна, улицу, дорога, в снежки
3.Работа по учебнику.
Стр.106, упр.189.( Один ученик работает у доски).
VI.Закрепление изученного материала.
1.Игра «Засели домики» . (Парная работа по карточке.) Слайд 10.
И.п.
В.п.
Подписал открытку
тяжелая туча
лесная тропинка
прошел через поляну
напевал песню
умная девочка
освежила воздух
веселая песня
новый альбом
попался в сеть
за высокий забор
Проверка игры по Слайду 11.
2. Тест. ( Работа на карточках). Слайд 12.
1.На какие вопросы отвечает винительный падеж ?
А) Кто? Что? В) Кого? Чего?
Б) Кем ? Чем? Г) Кого? Что?
2. Какие окончания имеют имена существительные в именительном падеже?
А) -а, -я В) - ой, -ей
Б) - у, -ю Г) - ы , -и
3.С какими предлогами употребляются имена существительные в именительном падеже?
А) в, на, через В) без предлогов
Б) к, по Г) у, на, из, до, около
4. Каким членом предложения является имя существительное в винительном падеже?
А) подлежащим В) сказуемым
Б) второстепенным членом
5. В каком падеже стоит имя существительное в словосочетании увидел сестру ?
А) И.П. В) Р.П.
Б) Т.П. Г) В.п.
Слайд 13.( Проверка итогов теста.)
VIII.Подведение итогов урока. . Рефлексия.
-Какую УЗ ставили на уроке? (Научиться различать Именительный падеж от Винительного падежа).
-Как различить эти падежи? ( По вопросам, по членам в предложении, по предлогам, по окончаниям склонений).
-Какое задание было интересным?
-Что вам показалось трудным?
-А сейчас постарайтесь оценить свою работу.
1)Если вам пока трудно справиться с определением падежей, то выберите звездочку зеленого цвета.
2) Если вы научились определять падеж у существительного и можете научить своего товарища, то выбираем красную.
3) Если вы научились сравнивать именительный падеж от винительного падежа, но вам еще нужна помощь учителя, то возьмите звездочку желтого цвета.
-Покажите свои звездочки.
-Я очень рада, что большинство ребят усвоило новую тему.
Не отчаивайтесь, у кого это получается не совсем хорошо. У нас еще впереди будут уроки, где мы будем закреплять эти правила. Я думаю, что у вас ни у кого не будет ошибок.
-Молодцы! Всем спасибо!
Домашнее задание. Слайд 14.
Подобрать, используя дополнительную литературу 3 предложения с существительным в И.п. и В.п., подчеркнуть грамматическую основу, указать падеж имен существительных.
Учебник стр. 106, упр.188