«Осенний фестиваль знаний 2024»

Урок на тему «Именительный и винительный падежи».

Тип проводимого урока: совершенствование ЗУН. Вид урока: урок-практикум.Урок проводится с целью актуализации знаний учащихся об именительном и винительном падежах, а также с целью знакомства учащихся со способами различения имен существительных в именительном и винительном падежах.Воспитывает умение работать в паре, умение вести диалог, формировать адектавную самооценку.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема «Именительный и винительный падежи».


Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков.

Вид урока: урок-практикум.

Образовательные цели: актуализировать знания учащихся об именительном и винительном падежах; познакомить со способами различения имен существительных в именительном и винительном падежах.

Развивающие : развивать наблюдательность, произвольное внимание, используя приемы анализа, синтеза, создать условия для реализации себя в процессе познавательной и интеллектуальной деятельности, развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске.

Воспитательные: воспитывать умение работать в паре; умение вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель, способствовать формированию адекватной самооценки.

Оборудование: мультимедиа проектор, учебник В.П.Канакиной «Русский язык, 4 кл.», карточки со словами: «работаем», «пятерка», «узнаю»; карточка для игры «Засели домики», звездочки трех цветов, фломастер.

Ход урока

I. Оргмомент.

-Ровно встали,

Тихо сели,

Головами повертели,

Сладко-сладко потянулись

И друг другу улыбнулись.

Сели прямо, проверили осанку. Начинаем наш урок.

II. Проверка домашнего задания. Стр.104, упр.184 ( Читает один ученик)

Было задание: списать предложения, вставляя пропущенные буквы в словах. Определить падеж выделенных имен существительных.

( Давно облетели осенние листья клена, липы, тополя, березки. Только иглы ели, кедра, пихты остались зелеными.)

III.Чистописание.

Откройте тетради, положите под наклоном , запишите сегодняшнее число и классная работа. Для минутки чистописания возьмем суффикс из слова работаем, безударную гласную из корня пятерка, приставку и окончание из слова узнаю . ( Дети говорят с места, учитель разбирает фломастером на прикрепленных к доске карточках.)

-Какие буквы мы пишем? (аяую). Составьте цепочку из строчных букв аяую так, чтобы в каждой группе буквы менялись между собой местами.

Запишите составленную цепочку букв.

- Какие буквы получились? (аяую, яуюа, уюая, юаяу).

- Почему в задании встретились слова: работаем, пятерка, узнаю? ( Мы узнаем что-то новое и будем работать на пятерку).

IV. Самоопределение к деятельности.

1.Что вы можете сказать об именах существительных с окончаниями –а,-я ?

(Имена существительные 1 склонения в Именительном падеже имеют такие окончания).

-В каком падеже такие существительные имеют окончание –у, -ю? (В Винительном падеже).

- Сформулируйте тему урока. ( Тема урока «Именительный и винительный падежи»). (Слайд 1)

- Прочитайте предложения . (Слайд 2)

Корабль вошел в порт.

Капитан поднялся на корабль .

- Что общего в этих предложениях? (Слово корабль).

- На какой вопрос отвечает слово корабль в первом предложении? (На вопрос что?)

- Определите его падеж. (И.п.)

- На какой вопрос отвечает слово корабль во втором предложении? (На вопрос что?)

- Определите его падеж. (В.п.)

Слайд 3 ( названия падежей)


-А теперь…

Т-с-с-с! Сказка начинается.

Не простая сказка эта,

В ней и сказка, и намек.

В нашей сказке спрятан где-то

Добрым молодцам урок.

Время приближается,

Сказка начинается. Слайд 4

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И было у него 6 сыновей. Жили они дружно, весело, то и дело был слышен смех и шутки. Больше всех веселились близнецы Винительный и Именительный падежи. Они очень любили разыгрывать придворных, потому что их часто путали и не могли различить.


- можете ли вы объяснить, почему их не могли различить? ( Они имеют одинаковый вопрос что?)

Слайд 5


- Сформулируйте задачу урока. (Научиться распознавать имена существительные в Именительном и Винительном падежах).

V. Работа по теме урока.

1.Наблюдение за признаками Именительного и Винительного падежей.

-Научим придворных различать падежей-близнецов.

-С чего начнем наше исследование? (Разберем предложения по членам).

(Двое пишут и разбирают предложения у доски, остальные – в тетрадях).

Корабль вошел в порт. Слайд 6

Капитан поднялся на корабль.

-Какой вывод вы сделали? (В первом предложении слово корабль – главный член предложения, во втором- второстепенный).

- В каком падеже стоит существительное , которое является подлежащим?

(В Именительном).

-В каком падеже стоит существительное, которое является второстепенным членом предложения?( В Винительном падеже).

Слайд 7



-Как связано существительное корабль с главным словом во втором предложении? (С помощью предлога на).

- Имеет ли предлоги существительное в Именительном падеже? (Не имеет).

Слайд 8



-Вот какой у нас получился алгоритм. Слайд 9.

2.Работа по учебнику. Стр.105, упр.185

-Давайте сравним наше исследование с выводом в таблице на стр.105 учебника.

-В каком склонении и у каких имен существительных окончания в данных падежах одинаковые? ( У неодушевленных имен существительных 2 склонения и у имен существительных 3 склонения).

-В каком склонении и у каких существительных окончания в данных падежах разные? (У имен существительных 1 склонения и у одушевленных имен существительных 2 склонения).

V.Физкультминутка.

- А сейчас ребята, мы с вами немного отдохнем. Давайте выйдем из-за парт и выполним физические упражнения. Если услышите имя существительное , стоящее в именительном падеже, вам надо присесть, руки на поясе. Если же имя существительное будет стоять в винительном падеже, то вам необходимо встать на носочки и потянуться. Итак, приступаем:


Через лужу, осень, вода, за речку, поляна, улицу, дорога, в снежки


3.Работа по учебнику.

Стр.106, упр.189.( Один ученик работает у доски).

VI.Закрепление изученного материала.

1.Игра «Засели домики» . (Парная работа по карточке.) Слайд 10.

И.п.

В.п.




Подписал открытку

тяжелая туча

лесная тропинка

прошел через поляну

напевал песню

умная девочка

освежила воздух

веселая песня

новый альбом

попался в сеть

за высокий забор

Проверка игры по Слайду 11.


2. Тест. ( Работа на карточках). Слайд 12.


1.На какие вопросы отвечает винительный падеж ?

А) Кто? Что? В) Кого? Чего?

Б) Кем ? Чем? Г) Кого? Что?

2. Какие окончания имеют имена существительные в именительном падеже?

А) -а, -я В) - ой, -ей

Б) - у, -ю Г) - ы , -и

3.С какими предлогами употребляются имена существительные в именительном падеже?

А) в, на, через В) без предлогов

Б) к, по Г) у, на, из, до, около

4. Каким членом предложения является имя существительное в винительном падеже?

А) подлежащим В) сказуемым

Б) второстепенным членом

5. В каком падеже стоит имя существительное в словосочетании увидел сестру ?

А) И.П. В) Р.П.

Б) Т.П. Г) В.п.


Слайд 13.( Проверка итогов теста.)

VIII.Подведение итогов урока. . Рефлексия.

-Какую УЗ ставили на уроке? (Научиться различать Именительный падеж от Винительного падежа).

-Как различить эти падежи? ( По вопросам, по членам в предложении, по предлогам, по окончаниям склонений).

-Какое задание было интересным?

-Что вам показалось трудным?

-А сейчас постарайтесь оценить свою работу.

1)Если вам пока трудно справиться с определением падежей, то выберите звездочку зеленого цвета.

2) Если вы научились определять падеж у существительного и можете научить своего товарища, то выбираем красную.

3) Если вы научились сравнивать именительный падеж от винительного падежа, но вам еще нужна помощь учителя, то возьмите звездочку желтого цвета.

-Покажите свои звездочки.

-Я очень рада, что большинство ребят усвоило новую тему.

Не отчаивайтесь, у кого это получается не совсем хорошо. У нас еще впереди будут уроки, где мы будем закреплять эти правила. Я думаю, что у вас ни у кого не будет ошибок.

-Молодцы! Всем спасибо!

Домашнее задание. Слайд 14.

Подобрать, используя дополнительную литературу 3 предложения с существительным в И.п. и В.п., подчеркнуть грамматическую основу, указать падеж имен существительных.

Учебник стр. 106, упр.188


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее