«Зимний фестиваль знаний 2025»

Урок музыки в 4 классе на тему «Как сложили песню»

Урок музыки в 4 классе на тему «Как сложили песню»

Цели урока:

  1. сформировать представление о песне;
  2. показать взаимосвязь музыки и речи в народной песне;
  3. познакомить с жанрами народной музыки;
  4. раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.
Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки



Урок музыки в 4 классе на тему «Как сложили песню»

Цели урока:

  1. сформировать представление о песне;

  2. показать взаимосвязь музыки и речи в народной песне;

  3. познакомить с жанрами народной музыки;

  4. раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.

Задачи:

    1. выявить сходство между народной и композиторской музыкой

    2. развивать самостоятельность мышления, развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения.

Тип урока: урок изучения нового материала.

План урока:

1.Организационный момент. Сообщение темы и цели урока;

2. Актуализация знаний.

3. Ознакомление с новым материалом;

4.Слушание фрагментов русских народных песен различных жанров;

5.Разучивание и исполнение русской народной песни «Я сажала ленок»;

6.Подведение итогов урока. Задание на дом.

Музыкальный материал:

« Ты, река ль, моя реченька» - русская народная песня;

« Колыбельная» - обработка А.Лядова;

«Солдатушки, бравы ребятушки»- русская народная песня

«Милый мой хоровод»; «А мы просо сеяли» - русские народные песни, обраб.М.Балакирева, Н.Римского-Корсакова.

« Я сажала ленок» - русская народная песня

Оборудование: магнитофон, кассеты, СD — записи.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение цели урока.

Со звонком дети входят в класс под музыку песни «Моя Россия».

Учитель сообщает тему урока, цели и план работы на уроке.



2. Актуализация знаний.

Учитель: На предыдущем уроке мы с вами познакомились с песнями без слов. Давайте вспомним, как называются эти песни?

Дети: Они называются вокализы.

Учитель: Ребята, а каким музыкальным инструментом вы все обладаете?

Дети: Голосом.

Учитель: В каком музыкальном жанре мы встречаем поэзию и музыку вместе?

Дети: В песне.

Учитель: Правильно. А теперь давайте вспомним, из чего состоит песня.

Дети: Из музыки, стихов.

Учитель: А еще она состоит из куплета и припева.

Как вы думаете, чем отличаются куплеты от припева?

Дети: Куплеты у песни бывают разные, а припев один.



3. Ознакомление с новым материалом.

Учитель: А сейчас мы с вами прочитаем рассказ М.Горького и нам откроется тайна рождения песни. (Читаем рассказ)

Учитель: В русской деревне, ребята, песня сопутствовала человеку всю жизнь. Песнями баюкали младенцев в зыбке.

Дети постарше пели считалки, дразнилки, потешки.

Пели парни и девушки, когда водили хороводы на лугу.

Пели за рукоделием, в дороге и дома, за работой и на отдыхе.

Без песен не было и свадебного обряда. И уходил человек из жизни под звуки похоронного причета - песни-плача.



4.Слушание фрагментов русских народных песен различных жанров.

Учитель: А сейчас мы с вами послушаем фрагменты русских народных песен различных жанров.

(Звучат песни, дети определяют, в какие события жизни исполняются эти песни)

  1. « Колыбельная» - обработка А.Лядова

  2. «Ты, река ль, моя реченька» - русская народная песня

  3. «У зори-то, у зореньки» -русская народная песня

  4. «Солдатушки, бравы ребятушки»- русская народная песня

  5. «А мы просо сеяли» - русская народная песня

  6. «Милый мой хоровод» - русская народная песня.

Учитель: Ребята, вот мы и прослушали с вами русские народные песни, а теперь ответьте мне на вопрос: какие жанры народных песен мы с вами узнали?

Дети: Колыбельные, солдатские, трудовые, свадебные, похоронные, хороводные

Учитель: Какие характерные интонации отличают колыбельную песню от плясовой?

Дети: Колыбельную песню мама поет тихо, нежно, а плясовая — веселая, звонкая.

Учитель: А солдатская песня чем отличается от трудовой песни?

Дети: Солдатскую песню можно отличить по маршевому характеру музыки, под нее солдаты шагают, а трудовая песня веселая , чтобы хорошо работалось.

Учитель: А чем отличается песня лирическая от хороводной?

Дети: Лирическая песня - задушевная, ее поют, когда грустно, когда человек любит другого человека, мечтает о чем-то, а хороводная — веселая, там танцуют в хороводе парни и девушки.

Учитель: Ну вот, ребята, мы и подошли с вами к главному вопросу: Чем отличается песня народная от композиторской?

Дети: Народная песня отличается от композиторской тем, что она неотделима от действия (танца, игры, в труде, шествии и т. д.), а композиторские песни сочиняются на стихи поэтов.

Учитель: Правильно. А вы знаете, ребята, как называются народные песни?

Фольклор, а в переводе с английского языка это означает «народная мудрость»

А откуда пришли к нам старинные народные песни? Они передавались от одного певца или сказителя к другому, из поколения в поколение, от ваших прабабушек и прадедушек. А многие композиторы использовали народные песни в своих операх и симфониях.





5.Разучивание и исполнение русской народной песни «Я сажала ленок».

Учитель: А сейчас мы с вами будем сами участвовать в хороводе и исполнять русскую народную песню «Я сажала ленок»

В Древней Руси и лен и капуста считались ценными посевными культурами. Изо льна делали нити, пряли ткани и шили одежду, и льняная одежда считалась лучшим подарком.

Вставайте, ребята, в круг. Сейчас мы с вами будем петь и изображать действия, о которых поется в песне.

1-й куплет Я сажала, сажала ленок,

Я сажала, сажала ленок,

Я сажала, приговаривала,

Чеботами приколачивала:

«Ты удайся, ты удайся, ленок,

Ты удайся, мой беленький ленок».

На первом куплете мы показываем как - будто разбрасываем семена.

2-й куплет Я полола, полола ленок- 2 раза

Я полола, приговаривала

Чеботами приколачивала:

«Ты удайся, ты удайся, ленок,

Ты удайся, мой беленький ленок» ( наклоняются до земли, изображая, как -будто полят)

3-й куплет Я срывала, срывала ленок (делают повороты с наклонами, будто укладывая что-то в сторону)

4-й куплет Уж я била, я била ленок ( имитируют то через левое, то через правое плечо замахи палкой)

5-й куплет Уж я мяла, я мяла ленок (стоя, делают жесты, как-будто стирают белье)

6-й куплет Я сушила, сушила ленок ( имитируют встряхивание белья)

7-й куплет Я трепала, трепала ленок ( поднимают левую руку вверх, а правую заводят под мышку левой, затем меняют руки)

8-й куплет Я чесала, чесала ленок (Расчесывают пряди льна, подняв левую руку вверх, а правой расчесывать)

9-й куплет Уж я пряла, я пряла ленок (пальцы рук трутся друг о друга, словно суча нить)

10-й куплет Уж я ткала, я ткала ленок (обе руки вместе поднимаются вверх, затем резко опускаются вниз)

Учитель: Молодцы ребята! Садитесь!



6.Подведение итогов урока. Задание на дом.

Домашнее задание: придумайте рассказ или сказку о том, как сочиняли песню в народе. Подумайте над выражением : «Вся Россия просится в песню»

Учащиеся под музыку выходят из класса.





Использованная литература:

Критская Е.Д. Музыка: Учеб. для учащихся 4 кл. нач.шк. / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2010.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее