ГКОУ « Мантуровская школа- интернат»
Методическая разработка «Урока мужества»
«Героями не рождаются, героями становятся»
Учитель Н.Л. Тихомирова
Цель: педагогическое побуждение к самовоспитанию нравственной стойкости, воли, целеустремленности, мужественности, чувства долга, патриотизма и ответственности перед обществом.
Задачи:
- суммировать имеющиеся у учащихся знания о стране, в которой они живут;
- формировать представление учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме, патриотизме;
- вызвать чувство восхищения и гордости подвигами своего народа.
Оборудование: Картина «Богатыри»; запись песни «С чего начинается Родина?», презентация
Понятия «патриотизм», «мужество», «героизм», «подвиг»;
Ход урока.
Звучит запись «С чего начинается Родина?» (музыка М. Блантера).
Учитель:
- Как вы думаете, о чем эта песня? (Ответы детей – о Родине)
- А что для вас означает Родина?
- Как вы считаете, в вас есть чувство Родины? (Предположения учащихся).
Вывод: Чувство Родины прорастает, как все большое, из малого зернышка. Этим зернышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках, зеленый косогор с березами. Это могла быть лесная опушка, дикий запущенный сад за околицей, овраг с душистыми травами и холодным ключом на дне.
(Раздать учащимся на заготовленных листах, один зачитывает вслух) «…Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад, это история – где превыше всего ценилось мужество и патриотизм героев, борющихся за торжество добра и справедливости. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами…» ( Чтение . 6 класс)
Учитель:
- Ребята, какие человеческие качества, связанные с чувством Родины, спрятаны в этом выражении? (Ответы детей).
Учитель:
- Что означают эти слова, давайте обратимся к толковому словарю…
Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, своему народу.
Мужество – храбрость, присутствие духа в опасности.
Героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.
Учитель:
- Кто обладает этими качествами? (Предположения учащихся)
- Тема нашего урока «Героями не рождаются, героями становятся», давайте сегодня попробуем доказать это. (Слайд №).
Учитель: А каких людей можно назвать героями?
Этих людей можно назвать героями (показать на картину «Богатыри» Васнецова)? Почему?
Учитель: Наше отечество выстояло в борьбе с сильными коварными врагами, совершая подвиги.
- Как вы понимаете слово «подвиг»?
(Учащиеся рассуждают)
Давайте снова обратимся к толковому словарю русского языка.
Подвиг – героический самоотверженный поступок.
А знаете ли вы, что бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.
Ученик читает стихотворение: | Ученик: |
Учитель: Был летний воскресный день 22 июня. Ласково светило солнце, согревая землю своими лучами.. Ничто не предвещало беды. И вдруг …
22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения напали на нашу Родину.
Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков.
- Как вы думаете, ребята, почему война называется Великая?
- Почему её называют Отечественная?
- Зачем фашисты напали на нашу страну?
Фашисты пытались лишить нас свободы, захватить наши земли и города.
Все – от мала до велика, встали на её защиту. Летние каникулы вмиг закончились, а начались долгие 4 года борьбы за Победу
(Звучит песня «Священная война» Слова В. И. Лебедева-Кумача, музыка А. В. Александрова).
Эта песня звучала каждый день по радио, она поддерживала боевой дух солдат.
Ребята, а кто кроме солдат сражался за нашу Родину? (Бабушки, женщины, дети) Война затронула каждую семью, каждого человека. Вместе с взрослыми сражались и дети. Многие из них были пионерами. А вы знаете, кто такие пионеры? (Лучшие ученики, активно принимающие участие в разных делах, помогающие взрослым)
Только представьте, им было немного больше лет, чем вам. Но они шли работать на заводы, вступали в партизанские отряды. Они забросили детские игры и забавы.
Война – вот, что получили ребята вместо счастливого детства. Четверым ребятам-пионерам было присвоено самое высокое звание Героя Советского Союза. Запомните их имена - Лёня Голиков, Зина Портнова, Марат Казей, Валя Котик. Другие также удостоены великих наград. Ребят-героев много. Мы сегодня вспомним нескольких из них.
Рассказ о подвиге Володи Дубинина
Пионер-герой Володя Дубинин был одним из членов партизанского отряда, воевавшего в каменоломнях вблизи города Керчи. Он сражался наравне со взрослыми: подносил боеприпасы, воду, питание, ходил в разведку. Так как Володя был еще очень маленьким, он мог выбираться на поверхность по очень узким лазам каменоломни и незаметно для фашистов и разведывать боевую обстановку.
Погиб мальчик 2 января 1942 года, помогая разминировать проходы к каменоломням. Володя похоронен в братской могиле партизан в центре Камыш-Бурунского порта в г.Керчи. Посмертно юный герой награжден "Орденом Красного Знамени".О Володе Дубинине написана книга «Улица младшего сына», по ней снят фильм.
Рассказ о подвиге Лёни Голикова
Леня рос в деревне Лукино в Новгородской области, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.
Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд, под откос летели вражеские поезда и машины, рушились мосты, горели вражеские склады.
Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня погнался за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.
В его недолгой жизни было еще немало боев, и он ни разу не дрогнул, сражаясь плечом к плечу со взрослыми. Погиб Леня в бою под селом Острая Лука Псковской области зимой 1943 года. 2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.
Рассказ о подвиге Зины Портновой
Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.
В декабре 1943 года Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее.
Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.
Рассказ о подвиге Марата Казея
В белорусскую деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в пятый класс школы. Здание учебного заведения фашисты превратили в свою казарму.
За связь с партизанами была схвачена мама Марата Анна Александровна, и вскоре мальчик узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в лес. Он стал разведчиком. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Мальчик участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие.
Марат погиб в бою, сражаясь до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их вместе с собой.
За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. А в столице Беларуси городе Минске поставлен памятник юному герою.
Рассказ о подвиге Вали Котик.
Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка на Украине. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.
Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его.
Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту.
Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.
В 1957 году был снят художественный фильм «Орлёнок», главным героем которого стал юный партизан Валя Котко (прототип Герой Советского Союза Валя Котик).
Учитель: 4 года шла война – это 1418 дней и ночей! 34 тысячи часов и 20 миллионов погибших людей! 20 миллионов, вы только представьте – если по каждому из 20 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать… 32 года!
Тихо, ребята, минутой молчанья
Память героев почтим,
И их голоса когда-то звучали,
По утрам они солнце встречали,
Сверстники наши почти.
Среди нас нет тех,
Кто ушёл на фронт и не вернулся.
Вспомним через века, через года,
О тех, кто уже не придёт никогда.
Вспомним!
Прошу всех встать. Почтим память всех погибших минутой молчания
Минута молчания.
Вывод: героем можно стать не только в военное время, но и в мирное.
«Я утром собрался на учёбу, вышел на улицу и заметил, что в доме напротив идёт дым. Побежал в магазин, где работает хозяйка одной из квартир, потом мы вместе побежали к дому. В квартире была девочка лет 7-8, я её схватил в охапку, унес… Вспомнил, что и в соседней квартире может быть ребёнок, побежал назад. Мальчик дома спал, — рассказал Влад газете «Авангард». — Потом помогал выносить вещи и тушить — мы пытались забросать огонь снегом. Когда прибыли пожарные, я просто поехал на занятия… Героем себя не чувствую, наоборот, не хочется никакого шума. Уверен, что и другие ребята, которых я знаю, мои друзья, точно так же поступили бы».
Администрация г. Мантурово планирует ходатайствовать о награждении Влада Брагина за геройский поступок.
Учитель:- Как бы поступили в этой ситуации вы?
- Какие качества для этого нужны?
- Есть ли эти качества у вас?
- Где вы их применяете?
- А в учебе нужны эти качества?
- А чтобы помочь маме?
Вывод: В жизни всегда есть место подвигу, но путь к нему лежит через воспитание в себе чувства долга, ответственного отношения к своим обязанностям, нравственной стойкости. Мужество, воля к победе, честность и добросовестность – все эти высокие нравственные качества рождаются необязательно в борьбе с огнем, но и в борьбе с леностью, недисциплинированностью, неорганизованностью, ложью. В победе над своими слабостями и недостатками и рождается тот героический характер человека, который необходим всем для счастливой жизни. Вот мы с вами и доказали что «героями не рождаются, героями становятся…»