«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок: Монотипия - живопись для ленивых фантазеров

Конспект открытого урока в школе искусств "Монотипия - живопись для ленивых фантазеров".

Олимпиады: ИЗО 1 - 7 классы

Содержимое разработки



Открытый урок



На тему:

«Монотипия – живопись для ленивых фантазеров»

Преподавателя ДШИ Чечиль О.В.





Красный Луч

2015



Тема: Монотипия – живопись для ленивых фантазеров.





Задачи:

- Формирование знаний о монотипии как виде живописи, о ее выразительных средствах и приемах работы; овладение навыками и умениями в технике монотипии.

- Развитие художественно-образного мышления, зрительной памяти, воображение, умений и навыков при создании оригинальной композиции языком монотипии.

- Воспитание культуры восприятия произведений изобразительного искусства, формирование потребности и способности к продуктивной художественно-творческой деятельности.

Цель: Сформировать навык работы в технике монотипии, создать живописную композицию на основе монотипии.

Материалы и инструменты:

Для преподавателя: наглядный материал (слайды на компьютере, иллюстрации, таблицы).

Для учеников: акварельные краски, простые карандаши, бумага А-4, баночки для воды, кисти, гелиевые ручки, ножницы.

Методы: объяснительно-иллюстративный; метод самостоятельной работы.

Вид изобразительного искусства: живопись.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная.

Тип и вид урока: урок закрепления изученного материала, беседа, практическая работа.





План урока

1. Организационный момент.

2. Закрепление изученного материала.

3. Повторение способов деятельности.

4. Творческая деятельность учащихся.

5. Итог урока.

6. Домашнее задание.







Ход урока:



1. Организационный момент.



Учитель: Здравствуйте, дети! Здравствуйте, дорогие гости! Темой нашего урока будет «Монотипия – живопись для ленивых фантазеров». К ней замечательно подходит одна цитата:

«Фантазия художника щедра.

Она нам дарит столько неожиданного!

Представь, насколько жизнь была б бедна,

Коль не было бы в ней чудес невиданных»

Именно фантазия станет главным героем нашего урока. Что же это такое?

(Фантазия – деятельность воображения, которая создает отражение сознания на бумаге)

И какое же отношение имеет фантазия к художнику?

(Без фантазии не было бы ни живописи, ни скульптуры, ни графики. Художник бы ничего не смог придумать)

Верно. Без фантазии не была бы написана не одна симфония, не одна книга, не одна картина. И чтоб создать свои шедевры, мы должны развивать свою фантазию.

Сегодня источником нашей фантазии будет монотипия.



2. Закрепление изученного материала.



Учитель: Мы уже давно с ней дружим и много о ней знаем. Так давайте вспомним, что же такое монотипия.

(Монотипия - это оттиск из цветовых пятен, который образует абстрактное изображение, позволяющее передать внутренний мир художника и вызвать впечатление у зрителя)

Монотипия может передать любое настроение и показать любой предмет абстрактно. Монотипия одна из самых простых художественных техник, но одна из самых интересных. Результаты ее создания уникальны и неповторимы. Не зря монотипию называют «техникой свободы и божественного вмешательства».



3. Повторение способов деятельности.



Учитель: Какой бы легкой не была монотипия, ее можно создать несколькими способами.

Первый способ. На художественное произведение, написанное масляными красками на холсте или картоне, накладывается бумага, ткань или такой же холст. Используя различные приемы продавливания, бумага продавливается. Можно сделать до трех уникальных оттисков, которые можно доделывать уже поверх монотипии. Этим способом активно пользовались сюрреалисты – особенно Хуан Миро, Макс Эрнст и Доротея Таннинг.

Второй способ. В фотованночку наливается вода. Разведенными типографскими красками брызгают на поверхность воды. Затем лист бумаги накладывается на воду - сначала один край, а потом, как бы по дуге, второй. Лист снимается с нанесенным на нее рисунком. Перемешиваясь в воде, краски создают удивительные живописные сочетания, словно в калейдоскопе. Этот вид монотипии схож с турецким искусством мраморной бумаги - "эбру".

Третий способ. Фрактальная монотипия - это один из самых простых способов. На выбранную твердую поверхность наносится краска, сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности.

Ну и последний способ — смешанная техника.

Именно смешанной техникой мы и займемся. Что же значит «смешанная»?

(То, что используются вместе несколько техник)

Верно. За базу берется созданная монотипия и потом дорабатывается различными другими материалами: пастель масляная или сухая, акрил, масло, темпера, фактурные пасты и так далее.

Давайте посмотрим работы художников в смешанной технике и выделим ее основной принцип.

(Просмотр работ художников: Арина Даур, Лилия Цибизова, Екатерина Шемяк, Баи Хаоран)

(После оттиска художник прорисовывает некоторые элементы, чтобы превратить абстракцию в сюжетную картину)

Этим мы и займемся. А чтобы создать картину нам и понадобится наша фантазия.



4. Творческая деятельность учащихся.



Учитель: Для начала давайте вспомним последовательность работы и технику безопасности.

(Организовать рабочее место, выбрать нужные цвета, быть осторожнее со стеклами, нанести краску на стекло, краску не есть, кистями в глаза не тыкать, положить лист на стекло, придавить, снять лист со стекла, не разбрызгивать краску, подсушить, увидеть сюжет и прорисовать его)

Я надеюсь, что вы постараетесь, ведь ваши работы будут частью проекта нашей школы «Мой край степной»

Желаю вам удачной работы!



А пока дети работают, я хочу предложить и гостям поиграть с фантазией. Я раздам вам примеры монотипий, а вы их доработаете.



5. Итог урока.



Учитель: Мы с вами отлично поработали и теперь можем сделать вывод. Давайте подведем итог урока и скажем, что же такое монотипия?

(Монотипия – это эффективная и интересная художественная техника с большими возможностями, простором для фантазии и творческого исследования.)

Сегодня мы все создали потрясающие и неповторимые работы, основой которых стала фантазия. Давайте похлопаем друг другу!



6. Домашнее задание.



Подготовить для темы «Абстрактное искусство» материальную базу в качестве иллюстраций, фотографий и т.д.



Литература:



Калинина Т.В. Альбом с кляксами / Калинина Т.В. – СПб. : Основы языка, 2009. – 234 с.

Халецкая С. Монотипии / Халецкая С. – М. : Букинист, 1999. - 64 с.

Харыкина Т. Монотипия. Альманах / Харыкина Т. // Государственный Русский музей, 2011 - №313 - 96 с.

http://www.kalyakimalyaki.ru/paper257.html

http://syrov.livejournal.com/72682.html

http://bookmarks.com.ua/hottopics167650.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/Монотипия_(искусство)





















Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее