«Зимний фестиваль знаний 2025»

Урок математики в 4 классе «Задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме».

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Урок математики для 4 класса (УМК «Школа России»).

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Тема: «Задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме».

Цель: формирование у учащихся умения решать задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- формирование умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями; решать текстовые задачи; выполнять и строить алгоритмы и стратегии; представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Оборудование урока: ПК, проектор, презентация к уроку. Учебник: М.И.Моро « Математика» 4 класс, часть 1.

Прогнозируемые результаты.

Предметные. В конце урока ученики:

1.решать задачи на увеличение (уменьшения) числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме.

2.закрепить навыки деления.

Метапредметные. В конце урока ученики:

1.Умеют ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы.

2.Умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные. В конце урока ученики:

1.Умеют сотрудничать с учителем и сверстниками


Содержание взаимодействия педагога и учащихся

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к деятельности.

Цель:

мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне


Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

Прозвенел звонок – начинается урок.

- Повернитесь друг к другу, пожелайте удачи, добра, улыбнитесь.

Учитель предлагает занять свои рабочие места.


Включаются в учебную деятельность.



Садятся за парты.




Личностные УУД:

самоопределение.

2.

Актуализация знаний.

Цель:

готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действий.

Предлагает выполнить задания: 1.Медведь может прожить 50 лет. Лошадь – 30 лет, заяц – 10 лет. Объясните, что показывают выражения:

30 : 10; 50 – 30; 50 – 10;30 – 10; 50:10

2.Длина первого отрезка 2 см, она в 4 раза меньше длины второго отрезка.

Что можно сказать про длину второго отрезка?

3. Если известно, что линейка стоит в 2 раза дороже карандаша, что можно сказать о цене карандаша по сравнению с линейкой?

4. № 382 стр. 84




Выполняют задания

объясняют решения













Работают в группе (паре), находят решение, объясняют свой выбор


Познавательные УУД:

- общеучебные;

- логические.


Коммуникативные УУД:

умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

3.

Мотивация познавательной деятельности

- сформулируйте задачу урока по учебнику стр.84

- Как вы думаете, какова же тема нашего урока?






Формулируют задачу,


Формулируют тему урока.

- решение задач на увеличение ( уменьшения) чисел в несколько раз, выраженные в косвенной форме




4.

Организация познавательной деятельности



1. Электронное приложение к учебнику М.И. Моро («Решение задач», с.84)


2. Предлагает прочитать задачу № 380, выполнить схематический рисунок к задаче, большее или меньшее число надо найти

Объясняют решение.

Как называются такие задачи? (взаимообратные)


4. Предлагает прочитать задачу № 381, самостоятельно сделать

схематический рисунок .

Кто – то делает самостоятельно, если есть затруднения, предлагает карточку, на которой не все условные данные .



Смотрят и слушают объяснения по электронному приложению



Читают условие, выполняют схематический рисунок (один ученик на доске),

Устно объясняют арифметические действия для решения задачи. Самостоятельно записывают решение.


Самооценка работы.


Познавательные УУД:

- постановка и формулирование проблемы;

- поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные УУД:

целеполагание.

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли.

5.

Физ-ка




6.

Закрепление

1. Организует деятельность.

383

- Какую учебную задачу вы поставите перед собой? 2.Предлагает оценить свои возможности. Кто решает самостоятельно, а кому нужна помощь.

3.Предлагает записать пример столбиком самостоятельно и решить его.



1 пример 1 и 2 столбиков с комментированием у доски сильными учениками, 2-слабыми.

- организуются пары (сильный – слабый), пересаживаются на время решения примеров.





Познавательные УУД:

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками и учителем.

5.

К доске вызывает сначала «сильного» ученика, затем - «слабого».

- № 385

Предлагаю спрогнозировать предполагаемый результат: Выводит ответы к заданию на экран.

(Слайд 10)

- Если нет ошибок, закрасьте нижний круг зелёным цветом, если есть ошибки – жёлтым.

- Совпал ли ваш прогноз с результатом?









Два ученика работают у доски, остальные – в тетради.




- Решить примеры самостоятельно.






Прогнозируют результат и выполняют задание.







проверка по готовым ответам с доски.




Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

овладение алгоритмом умножения.








6.

Взаимоконтроль с проверкой по эталону.

/3 мин/

Цель:

тренировать способность к самоконтролю и самооценке,

проверить способность к


Регулятивные УУД:

-прогнозирование;

-самоконтроль;

-коррекция.


Коммуникативные УУД:

учебное сотрудничество.

7.

Физминутка.

/1 мин/


8.

Включение нового в систему знаний и повторения.

/7 мин/


Цель:

- закрепление умения решать текстовые задачи;

- применение нового способа действия;

- создание ситуации успеха.

1. Организует индивидуальную работу с последующей проверкой в группе и самопроверкой по эталону. Внимание на экран. (Слайд 11)

Перед вами 3 задания.

- Какое из них далеко от темы нашего урока?

А) 736·300 6 324· 50

Б) 6 895+ 72 456 + 658

В) 784 · 600 + 2 907 · 30







Осталось 3 задания.

- Выберите себе то, которое для вас более интересно и которое вы в силах выполнить. Выполните его.

/ Учитель проходит по классу, наблюдает, какой уровень выбрал каждый из учащихся и кладёт рядом с его работой фишку (цвет фишки – уровень сложности выбранного задания)/

- Ребята, попрошу вас собраться в группы в соответствии с выполненным заданием. Проверьте своё решение с решением товарищей.

- Садитесь на свои места, посмотрите внимательно на экран и сверьте свою работу с образцом. (Слайд 12)







Анализируют и делают вывод, что лишнее задание Б.

- Лишнее задание Б, так как оно не подходит к теме нашего урока. Оно подошло бы к теме – сложение многозначных чисел.

Формулируют уровень сложности заданий и конкретизируют их.

А – выполнить умножение столбиком, В - вспомнить порядок действий и вычислить

Выбирают и выполняют задание.










Собираются в группы по цвету фишек с целью взаимопроверки.


Сверяют решение с образцом на слайдах.

Исправляют ошибки и фиксируют затруднения.



Познавательные УУД:

- анализ с целью выделения главных признаков;

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- выделение и поиск необходимой информации.


Коммуникативные УУД:

- умение достаточно полно и чётко выражать мысли;

-интегрирование в группы и продуктивное взаимодействие.


Регулятивные УУД:

- планирование;

- контроль;

- коррекция;

- самооценка.



9.

Рефлексия учебной деятельности.

/ 3 мин/

Цель:

- оценивание результатов собственной деятельности;

- осознание метода построения границ применения нового знания.

Благодарит ребят за работу.

- Какая тема нашего урока

- Какую учебную задачу мы ставили перед собой?

- Чему новому научились? Над чем ещё надо поработать?

- Достигли мы успеха?

В память о нашем уроке, чтобы вы ничего не забыли - домашнее задание.

Проводит инструктаж домашнего задания.

С. 75 № 369 (2) – обязательно для всех,

№ 373 – предлагаю тем, кто не боится трудностей.

Оценивание работы учащихся. - Я прошу подняться тех детей, которые считают, что их объём работы на уроке можно оценить.

- Почему ты так считаешь?

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК

Всем спасибо за урок.



Умножение многозначных на числа, оканчивающиеся нулями.

- Научиться умножать письменно на числа, оканчивающиеся нулями.


-Достигли.


Записывают задание в дневники.










Тот, кто поднялся, анализирует и оценивает свою работу на уроке.


Высказывают своё мнение.



Регулятивные:

- оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные:

- умение структурировать знания.


Коммуникативные УУД:

- аргументировать свои высказывания.



11


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее