Урок математики для 4 класса (УМК «Школа России»).
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Тема: «Задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме».
Цель: формирование у учащихся умения решать задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- формирование умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями; решать текстовые задачи; выполнять и строить алгоритмы и стратегии; представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Оборудование урока: ПК, проектор, презентация к уроку. Учебник: М.И.Моро « Математика» 4 класс, часть 1.
Прогнозируемые результаты.
Предметные. В конце урока ученики:
1.решать задачи на увеличение (уменьшения) числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме.
2.закрепить навыки деления.
Метапредметные. В конце урока ученики:
1.Умеют ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы.
2.Умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные. В конце урока ученики:
1.Умеют сотрудничать с учителем и сверстниками
Содержание взаимодействия педагога и учащихся
№п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | Самоопределение к деятельности. Цель: мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне
| Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. Прозвенел звонок – начинается урок. - Повернитесь друг к другу, пожелайте удачи, добра, улыбнитесь. Учитель предлагает занять свои рабочие места.
| Включаются в учебную деятельность. Садятся за парты.
| Личностные УУД: самоопределение. |
2. | Актуализация знаний. Цель: готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действий. | Предлагает выполнить задания: 1.Медведь может прожить 50 лет. Лошадь – 30 лет, заяц – 10 лет. Объясните, что показывают выражения: 30 : 10; 50 – 30; 50 – 10;30 – 10; 50:10 2.Длина первого отрезка 2 см, она в 4 раза меньше длины второго отрезка. Что можно сказать про длину второго отрезка? 3. Если известно, что линейка стоит в 2 раза дороже карандаша, что можно сказать о цене карандаша по сравнению с линейкой? 4. № 382 стр. 84
| Выполняют задания объясняют решения
Работают в группе (паре), находят решение, объясняют свой выбор
| Познавательные УУД: - общеучебные; - логические. Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы. |
3. | Мотивация познавательной деятельности | - сформулируйте задачу урока по учебнику стр.84 - Как вы думаете, какова же тема нашего урока?
| Формулируют задачу, Формулируют тему урока. - решение задач на увеличение ( уменьшения) чисел в несколько раз, выраженные в косвенной форме
|
|
4. | Организация познавательной деятельности
| 1. Электронное приложение к учебнику М.И. Моро («Решение задач», с.84) 2. Предлагает прочитать задачу № 380, выполнить схематический рисунок к задаче, большее или меньшее число надо найти Объясняют решение. Как называются такие задачи? (взаимообратные) 4. Предлагает прочитать задачу № 381, самостоятельно сделать схематический рисунок . Кто – то делает самостоятельно, если есть затруднения, предлагает карточку, на которой не все условные данные .
| Смотрят и слушают объяснения по электронному приложению Читают условие, выполняют схематический рисунок (один ученик на доске), Устно объясняют арифметические действия для решения задачи. Самостоятельно записывают решение. Самооценка работы.
| Познавательные УУД: - постановка и формулирование проблемы; - поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные УУД: целеполагание. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли. |
5. | Физ-ка |
|
|
|
6. | Закрепление | 1. Организует деятельность. № 383 - Какую учебную задачу вы поставите перед собой? 2.Предлагает оценить свои возможности. Кто решает самостоятельно, а кому нужна помощь. 3.Предлагает записать пример столбиком самостоятельно и решить его.
| 1 пример 1 и 2 столбиков с комментированием у доски сильными учениками, 2-слабыми. - организуются пары (сильный – слабый), пересаживаются на время решения примеров.
| Познавательные УУД: - построение логической цепи рассуждений; - самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками и учителем. |
5. |
| К доске вызывает сначала «сильного» ученика, затем - «слабого». - № 385 Предлагаю спрогнозировать предполагаемый результат: Выводит ответы к заданию на экран. (Слайд 10) - Если нет ошибок, закрасьте нижний круг зелёным цветом, если есть ошибки – жёлтым. - Совпал ли ваш прогноз с результатом? | Два ученика работают у доски, остальные – в тетради. - Решить примеры самостоятельно. Прогнозируют результат и выполняют задание.
проверка по готовым ответам с доски.
| Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли. Регулятивные УУД: овладение алгоритмом умножения.
|
6. | Взаимоконтроль с проверкой по эталону. /3 мин/ Цель: тренировать способность к самоконтролю и самооценке, проверить способность к
| Регулятивные УУД: -прогнозирование; -самоконтроль; -коррекция. Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество. | ||
7. | Физминутка. /1 мин/ |
| ||
8. | Включение нового в систему знаний и повторения. /7 мин/ Цель: - закрепление умения решать текстовые задачи; - применение нового способа действия; - создание ситуации успеха. | 1. Организует индивидуальную работу с последующей проверкой в группе и самопроверкой по эталону. Внимание на экран. (Слайд 11) Перед вами 3 задания. - Какое из них далеко от темы нашего урока? А) 736·300 6 324· 50 Б) 6 895+ 72 456 + 658 В) 784 · 600 + 2 907 · 30 Осталось 3 задания. - Выберите себе то, которое для вас более интересно и которое вы в силах выполнить. Выполните его. / Учитель проходит по классу, наблюдает, какой уровень выбрал каждый из учащихся и кладёт рядом с его работой фишку (цвет фишки – уровень сложности выбранного задания)/ - Ребята, попрошу вас собраться в группы в соответствии с выполненным заданием. Проверьте своё решение с решением товарищей. - Садитесь на свои места, посмотрите внимательно на экран и сверьте свою работу с образцом. (Слайд 12)
| Анализируют и делают вывод, что лишнее задание Б. - Лишнее задание Б, так как оно не подходит к теме нашего урока. Оно подошло бы к теме – сложение многозначных чисел. Формулируют уровень сложности заданий и конкретизируют их. А – выполнить умножение столбиком, В - вспомнить порядок действий и вычислить Выбирают и выполняют задание. Собираются в группы по цвету фишек с целью взаимопроверки. Сверяют решение с образцом на слайдах. Исправляют ошибки и фиксируют затруднения.
| Познавательные УУД: - анализ с целью выделения главных признаков; - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; - выделение и поиск необходимой информации. Коммуникативные УУД: - умение достаточно полно и чётко выражать мысли; -интегрирование в группы и продуктивное взаимодействие. Регулятивные УУД: - планирование; - контроль; - коррекция; - самооценка.
|
9. | Рефлексия учебной деятельности. / 3 мин/ Цель: - оценивание результатов собственной деятельности; - осознание метода построения границ применения нового знания. | Благодарит ребят за работу. - Какая тема нашего урока - Какую учебную задачу мы ставили перед собой? - Чему новому научились? Над чем ещё надо поработать? - Достигли мы успеха? В память о нашем уроке, чтобы вы ничего не забыли - домашнее задание. Проводит инструктаж домашнего задания. С. 75 № 369 (2) – обязательно для всех, № 373 – предлагаю тем, кто не боится трудностей. Оценивание работы учащихся. - Я прошу подняться тех детей, которые считают, что их объём работы на уроке можно оценить. - Почему ты так считаешь? ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК Всем спасибо за урок. | Умножение многозначных на числа, оканчивающиеся нулями. - Научиться умножать письменно на числа, оканчивающиеся нулями. -Достигли. Записывают задание в дневники. Тот, кто поднялся, анализирует и оценивает свою работу на уроке. Высказывают своё мнение. |
Регулятивные: - оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: - умение структурировать знания.
Коммуникативные УУД: - аргументировать свои высказывания.
|
11