Урок№108 математики Учитель Гаврилишина С.Н.
Дата: 02.04.2021г.
Класс: 4-Б
Тема: Письменное деление на двузначное число
Цели: отрабатывать алгоритм письменного деления трехзначного числа на двузначное; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Задачи:
Образовательные: научится выполнять письменное деление на двузначное число.
Развивающие: развивать приемы логического и алгоритмического мышления.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.
Планируемые результаты
Предметные
(объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся составлять алгоритм письменного деления
на двузначное число (в столбик), решать задачи и уравнения, преобразовывать величины, находить значения буквенных выражений, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях.
Метапредметные
Регулятивные: постановка учебной задачи, контроль результата на основе сравнения с эталоном.
Познавательные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме; сравнение, аналогия, установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные: формулирование вопросов и своих затруднений; построение монологических и диалогических высказываний.
Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, муз. физкультминутка
Ход урока
І. Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Время зря мы не теряем
И работать начинаем
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания (фронтально)
- Сегодня для нашего класса пришло письмо. Давайте его прочитаем:
Здравствуйте, ребята! (слайд 3)
Меня зовут Алиса Селёзнёва. Мы с папой и механиком Зелёным летаем на разные планеты, чтобы собрать животных для необычного зоопарка на Земле. В последнем полёте в путешествии нас преследовали космические пираты. Нам пришлось убегать от них. Мои друзья отстали от нас и остались на одной из планет. Я сейчас очень далеко и не могу забрать их. Помогите мне, пожалуйста! Совершите полёт на эту планету и привезите моих друзей. Я очень надеюсь на вас!
С уважением А. Селезнёва
-Кто знает, кто такая Алиса Селезнева?
-Кто автор книги «Путешествие Алисы» (слайд 4)
Итак, ребята, мы отправляемся с вами в космическое путешествие.
- Отгадав загадку, вы узнаете, на чем мы полетим.
Чудо-птица, алый хвост,
Полетела в стаю звезд.
Наш народ построил эту
Межпланетную … (ракету)
- Правильно, на ракете.
Устный счет.
Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо много уметь
-А где же взять ракету? Предлагаю её сконструировать самим. А поможет нам в этом устный счет.
2.Минутка чистописания.
-На минутке чистописания мы пропишем номер нашего космического корабля (ракеты)
1) Блиц – опрос.
- сколько цифр вам известно
- назовите самое маленькое двузначное число
-назовите самое маленькое трёхзначное число
- самое большое однозначное число
- самое большое двузначное число
2). Какой же будет номер у нашей ракеты? Вы его узнаете, когда отгадаете загадку.
На косу она похожа,
Но косить траву не может
Не наточена совсем
И не косит цифра (семь).
-Молодцы! Прописываем целую строчку цифры 7. Не забудьте отметить самую красивую.
- Вы успешно справились с заданиями, поэтому вам предлагается занять места в ракете.
1 Определение темы урока.
- Мы отправляемся в путь.
Мы летим к другим планетам
Объявляем всем об этом
- Итак! Внимание! Взлет! Отсчет от 10 до 1 Пуск!
И наша ракета помчалась вперед.
Прощально мигнут и растают вдали
огни золотые любимой Земли.
- Космос – это фантастика, неразгаданные тайны. Ведь наше путешествие необычное. С чем встретимся мы, земляне? Еще не известно.
- Главное в космосе – дисциплина и правильная посадка.
Старт прошёл успешно. Корабль на орбите!
ІІІ. Изучение нового материала.
- Вы уже готовы сформулировать тему сегодняшнего урока?
- Сформулируйте тему нашего урока.
-Какие цели мы перед собой поставим?
Тема: Письменное деление на двузначное число ( Слайд 9)
Математический диктант(слайд10)
1. Найти частное чисел 72 и 6.
2. Увеличь 19 в 5 раз
3. Чему равно произведение чисел 17 и 5
4. Во сколько раз 640 больше 4
5. Назовите сумму чисел 848 и 52
6. Запиши все числа, на которые делится 54.
Взаимопроверка: Ответы:12,95,85,в 16 раз,900,6,9,)(Слайд 11)
Задание :определите не вычисляя, сколько цифр будет в частном
352 : 38 =
720 : 38 =
4856 : 38 =
20 332 : 38 = (слайд12)
Проверка. (Слайд 13)
. Работа над задачами
1.Юрий Гагарин на корабле «Восток» облетел земной шар за 108 минут. Сколько часов и минут он был в полете?
2. Продолжительность вращения Юпитера вокруг Солнца 12 лет, а Урана 84 года. Во сколько раз Юпитер меньше Вращается вокруг Солнца, чем Уран?
3. Два одинаковых спутника Земли делают один оборот. Первый за 1ч.40 минут, а второй за 100 минут. Как вы думаете, а какой из спутников вращается быстрее? Почему?
4. 3 космонавта находились в открытом космосе 30 минут. Сколько минут был в открытом космосе 1 космонавт? (слайд 14-15)
IV. 1.Индивидуальная работа. Работа по карточкам.
-Но что случилось? Ракета потеряла управление. Оказывается, произошла ошибка в расчетах. Проверим примеры и исправим ошибки. (Работа по карточкам)
Реши примеры в столбик. Найди и исправь ошибки
35458:70=56 312600:800=39
Выполни деление с остатком:
448:10=
683:10=,
367:80=,
421:50=
293:70=
4.Работа в группах.
- Но что это? По дороге нас застал звездный дождь. Но он нам не страшен. Для того, чтобы спастись от дождя поработаем в группах.
Работа над новым материалом
Ознакомление с приемом вычислений. (слайд 16)
Учебник стр.59 (объяснение учителя)
Алгоритм деления
1. Находим первое неполное делимое.
2. В частном ... цифр.
3. Делим.
4. Умножаем.
5. Вычитаем.
6. Сравниваем остаток с делителем.
7. Образуем второе делимое...
-На борт нашего корабля поступили какие-то странные зашифрованные сигналы. А чтобы расшифровать эти сигналы, вам необходимо применить алгоритм деления
на практике.( алгоритм деления у всех есть на карточке)
Первичное закрепление нового материала
Учебник стр.59 №219 1 и 2 столбик ( 4 ученика у доски)( слайд 17-18)
Проверка. (слайд19)
Физкультминутка.
- У космонавтов должно быть отличное здоровье, а также отличное зрение.
Физкультминутка.
Космонавты всегда занимаются спортом и делают зарядку. Даже в полете они находят время на спортивные упражнения.
Руки в стороны –
в полёт
Отправляем звездолёт.
Правое крыло вперёд
Левое крыло вперёд
1-2-3-4-5
Полетел наш звездолёт. (слайд 20)
3.Работа в парах.. Будущие космонавты должны уважать своих товарищей . Покажите, как вы слажено работаете в парах.
Развитие математических знаний умений и навыков
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Необходимо помочь одной планете. Ребята, на этой планете воздух непригоден для дыхания, кругом масса мелкой пыли. Что же случилось? На планете поселился космический пират. Он стал пиратом , потому что не умеет решать задачи. Помогите ему, пожалуйста.
№220 (с. 59).
— Прочитайте задачу.
— Как кратко записать условие задачи? (С помощью ключевых слов.)
- Запишите решение задачи самостоятельно.
Решение
1) 3360 : 10 = 336 (т) — привезли извести;
2) 3360 : 12 = 280 (т) - привезли цемента;
3) 336 - 280 = 56 (т).
Ответ: извести привезли на 56 т больше, чем цемента.
VI. Закрепление изученного материала
№223 (с. 59).(Самостоятельное выполнение. Два ученика работают у доски. Взаимопроверка, самооценка.
VII.Самостоятельная работа.
- Мы – жители планеты Земля, должны сохранить свою планету и может быть, сделать её ещё прекраснее!
«Земля наша – голубая планета! И её надо беречь!»
Космос – это дорога без конца, но пора возвращаться домой, на Землю.
Но мы сбились с пути. Нам необходимо правильно решить уравнения.
Уравнения №225.
VIII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 59). Самопроверка по образцу.) Ответы: 23, 13.
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Какой алгоритм мы составили сегодня на уроке?
— Что надо помнить при подборе пробной цифры в частном?
— Кто не разобрался в теме урока?
— Кто может помочь своим товарищам?
Что нового мы сегодня узнали на уроке?
– Какие знания вам понадобилось на этом уроке?
– Определите, какой момент на уроке для вас был самым удачным?
– Где испытали трудности?
– Какие задания вам необходимо еще раз выполнить?
-Молодцы!
Ребята, все вы хорошо прошли испытания. В полёте доказали, что многое знаете, умеете, а главное, действовали дружно.
Когда последний закруглен виток
Так хорошо сойти на Землю снова
И окунуться после всех тревог
В живую красоту всего земного.
Галактика в сеченье звездных трасс,
Нам на нее глядеть, не наглядеться,
Но, поднимаясь в небо всякий раз
Своей Земле мы оставляем сердце.
Прочитайте слова первого космонавта Ю.А.Гагарина: “Земля наша – голубая планета! И ее надо беречь!”
- Мы должны сохранить свою планету и, может быть, сделать ее еще прекраснее. Что для этого нужно сделать? (Ответы детей.)
- Спасибо всем за работу. С каким настроением заканчиваем наше путешествие я сейчас увижу. У каждого из вас есть три смайлика. Выберите тот, с каким настроением вы вернулись из космического путешествия в класс.
Домашнее задание
Учебник: № 219, 222 (с. 59).
10