Урок математики в 3 классе.
Тема: Сложение и вычитание многозначных чисел. (закрепление) Человек изучает и осваивает Вселенную.
Цели:
Учить решать задачи на движение, продолжить работу над формированием вычислительных навыков;
Развивать логическое мышление, расширять кругозор;
Совершенствовать умение работать в центрах.
Оборудование: таблицы, рисунок к задаче, листочки с заданиями для работы в центрах, учебники Л.Г. Петерсон и др. Математика. М.И. Моро 3 класс. М..2005.Белая В.Л. и др. Человек и мир. 4 класс. М. «Просвещение» 2006.
Ход урока:
Вступительная беседа.
- Какие в апреле праздники? (день смеха, день космонавтики)
- Кто такие космонавты?
- С незапамятных времен люди стремились в космос (указывает на иллюстрацию, прикрепленную на доске). Эта мечта отражалась в сказках, легендах. В сказках люди поднимались в воздух на ковре – самолете. И только развитие науки и техники способствовало воплощению мечты в жизнь. Впервые в России в начале 20 века учитель из Калуги обосновал возможность межпланетных полетов с помощью ракеты. Это был Константин Эдуардович Циолковский, которого можно считать основоположником российской теоретической космонавтики. Под руководством ученого С.Н.Королева конструкторское бюро начало работу над созданием космической ракеты. В 1957 году был создан первый космический спутник Земли. В последствии – космическая ракета «Восток». И вот наступил первый день космического полёта – 12 апреля 1961 года поднялся в космос первый посланец Земли
Кто? (Юрий Алексеевич Гагарин на корабле «Восток) (фотография Ю.А.Гагарина прикрепляется на доску).
Нумерация чисел.
- Прочитайте числа по очереди слева направо назвать число единиц каждого класса. 30.009; 485.226; 7.396.824; 25. 571. 630.748; 700.000; 12.600; 1961; 12; 4;
- расстояние от Земли до Космоса;
- диаметр Земного шара;
- год первого полета человека в космос;
- дата вылета;
- месяц вылета.
III. Устный счет.
- Может ли любой человек стать космонавтом? А вот какими качествами должен обладать человек для того, чтобы работать в космосе, вы узнаете, когда раскодируете запись на плакате:
- для этого решим задачи (ответы записывать через клеточку в строчку):
1). Записать одним числом количество двузначных чисел. (90)
2). Ежемесячно Лена получает 1 детский журнал. Сколько журналов она получит за 3 года? (36)
3). Сторона квадрата 7 мм. Чему равен его периметр? (28)
4). Одна служебная милицейская собака получила вознаграждение за храбрость – 40 косточек. 10 косточек она съела сразу, а остальные закопала во дворе милиции. Ночью злоумышленники перелезли через забор и украли половину косточек. Сколько косточек осталось храброй собаке на завтрак? (15).
5). Слону принесли 9 ведер воды по 10 л в каждом. Слон выпил 43 л, остальную воду израсходовал на поливку из хобота директора зоопарка. Сколько литров воды израсходовал слон на поливку директора зоопарка? (47)
- А теперь раскодируем таблицу. Итак, чтобы работать в космосе необходимо. (вывешивается таблица).
IV. Закрепление изученного материала.
Задача 1. Чтение текста и работа по схематическому рисунку.
От станции до деревни нужно идти 550м вдоль железной дороги, затем 2км850м лесом и 1км200м полем. Чему равно расстояние от станции до деревни.
Решение: 2850 + 1200 +550=4600 м.
V. Обобщение изученного материала:
- Вокруг Солнца движется Земля и ещё 8 огромных шарообразных тел. Одни из них больше Земли, а другие меньше. Но все они намного меньше Солнца и не излучают света. Эти тела называются планетами. Их можно видеть на небе только потому, что они освещаются Солнцем. Планеты движутся на разных расстояниях от Солнца. Как называются эти планеты? (Меркурий, Сатурн, Марс, Юпитер, Уран, Нептун, Венера, Плутон).
- Земля имеет форму шара. Чтобы её обойти, нужно преодолеть 40 000км. Сколько часов потребуется путешественнику, чтобы обойти вокруг Земли, если он будет идти с постоянной скоростью 4км/ч?
VI. Работа в центрах.
- Космос на сегодняшний день - малоизученная область. И находясь на борту космического корабля, космонавты самоотверженно работают, выполняют задания, поставленные перед ними на Земле. А сейчас проверим ваше трудолюбие, знания и выносливость.
Центр логики.
Решение уравнения: 6000 – х = 237
Х= 6000 – 237
Х = 5763
Проверка: 5763 +237 = 6000
Центр вычислений.
744 : 3 =248 865 : 5 = 173
Центр Любознательных.
Разгадывание кроссворда
Летит птица-небылица, а внутри народ сидит.
Летательный аппарат инопланетян.
Заворчу, зажурчу, в небеса улечу.
Летательный аппарат Бабы-Яги.
( Задания проверяются, а ответы вычислений второго центра записываются на доске: 248, 173)
- Почитайте слово кроссворда по вертикали. (Самолет)
- вы знаете, что кораблям, самолетам дают названия, например: «Восток», Як-72, ТУ-172. Самолеты ТУ названы так в честь великого конструктора Туполева. А как можно назвать наш самолет?
- Давайте придумаем номер, используя цифры записанных ответов. (248, РР-173, 248,173,482,371 и т.д.)
- Назовите наибольшее (наименьшее) число, составленное из этих цифр.
VII. Подведение итогов урока.
- Я надеюсь, что, когда вы вырастите, наука космонавтика шагнет далеко вперед. И может, даже кто-то из вас будет управлять космическим кораблём и без знания математики сегодня прожить просто невозможно. В наш новый век машин и компьютеров необходимо много учиться.
VIII. Выставление оценок.
IX. Домашнее задание.