«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок математики с применением технологии деятельностного метода по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел» 1 класс

Данный материал разработан на основе требований ФГОС к формированию вычислительных навыков для учащихся 1 класса общеобразовательной школы. Научить ребенка алгоритму сложения и вычитания двузначных чисел - основная образовательная задача.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Луценко Марина Евгеньевна,

Учитель МОУ СОШ № 20



Урок математики с применением технологии

деятельностного метода.

Класс: 1

Тема: «Сложение и вычитание двузначных чисел».

Тип урока: ОНЗ.


Планируемые результаты:

метапредметные:

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

  • работать над адекватной самооценкой;

  • следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • осознавать необходимость учения;

  • учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности;

  • учиться выражать своё мнение.


  • самостоятельно ставить перед собой цели;

  • контролировать свою деятельность по ходу выполнения задний, корректировать её и оценивать;

  • уметь выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в нём;

  • использовать волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.


  • выполнять действия по образцу, уметь использовать знаково-символические средства;

  • задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них;

  • самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации;

  • работать с разнообразной информацией и ориентироваться в ней;

  • уметь сравнивать и группировать предметы и объекты, анализировать, синтезировать, обобщать;

  • делать выводы в результате совместной работы, осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель


  • развивать умение принимать коллективное решение;

  • развивать умение сотрудничать со сверстниками при работе в паре, группе;

  • планировать учебное сотрудничество с учителем;

  • выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

  • аргументировать своё мнение и позиции в коммуникации;

  • использовать критерии для обоснования своего суждения.


предметные

-сформировать умение складывать и вычитать двузначные числа без перехода через разряд;

-актуализировать знание нумерации двузначных чисел, умение представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых, тренировать вычислительный навык, умение решать простые задачи.










№ п/п

Название этапа урока

Описание деятельности учителя

Описание деятельности обучающихся

Примечание

1.

Самоопределение к учебной деятельности.

Цель:

1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке посредством поддержания в учениках веры в свои силы и создания игровой ситуации;

2)определить содержательные рамки урока: изучение двузначных чисел.

Предлагается поговорка:

«Одна голова на плечах».

Уточняется смысл поговорки.

  • Как вы ее понимаете?

  • В каких ситуациях так говорят?

  • Нужно ли уметь преодолевать трудности?

  • Где и как вы этому учитесь?

  • Сегодня вы продолжите учиться «открывать» новое знание при изучении двузначных чисел. Пожелайте друг другу удачи!

  • С чего начнётся урок?

  • Приступая к работе, спланируйте, какой огонёк «светофора» зажжёте в конце выполнения заданий.

Высказывают свои мнения.

  • Приходится думать только своей головой.

  • Когда возникает сложность, приходится ее решать самому.

  • Да.

  • На уроках в школе, где мы понимаем, что мы еще не знаем и сами открываем новое знание.

  • С повторения необходимых знаний.




Дети учатся прогнозировать результат своей работы, работают над самооценкой.



2.

Актуализация и пробное учебное действие

Цель:

1) актуализировать знание нумерации двузначных чисел, умение записывать числа с помощью графических моделей, представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых, тренировать вычислительный навык;

2) тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.


Организует фронтальную работу на повторение нумерации двузначных чисел. Я предлагаю начать с повторения натурального ряда чисел.

  • Сосчитайте от 27 до 35, от 72 до 67.

  • Назовите последующее число 39, 79.

  • Назовите предыдущее число 20, 60.

  • Назовите соседей числа 16, 84.

  • Какое число стоит между 45 и 47, 97 и 99?

  • Назовите число, в котором 1дес. 7ед., 6 дес. 4ед., 8дес. 3ед.

  • Прочитайте числа.

Учитель открывает числа (демонстрационный материал)

27, 45, 63, 81, 90, 12

  • Назовите в этих числах количество десятков и единиц.

Какое число «лишнее»?









,Повторим запись чисел с помощью графических моделей и цифр.

  • Чем похожи и чем отличаются числа 12 и 21?

  • Нарисуйте их графические модели.

  • Что вам помогало выполнить это задание?

  • Что еще из этого эталона нужно повторить?

Предлагает выполнить задания на повторение представления двузначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

Учитель открывает на доске задание

28 = 15 =

43 = 32 =




Учитель открывает на доске задание для проверки вычислительного навыка .

13 + 5 = 20+9=

18-10= 47-7=



18



11 20 + 9 =

18 – 10 = 47 – 7 =







  • Найдите значение выражений.

Работа организуется фронтально: При выполнении этого задания учитель фиксирует на доске эталоны .



Д Е Е

□□ + □







Д Е Е

□□ - □



- Что вы повторили?





- Какое задание вы сейчас получите?


Учитель открывает на доске задание для пробного действия

35 + 23 =




  • Что нового в этом задании?

  • Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

  • Сформулируйте цель урока?


Учитель открывает тему урока.

  • Попробуйте найти сумму этих чисел.



  • У кого нет ответа?

  • Что вы не смогли сделать?

  • Кто получил ответ?

Учитель фиксирует на доске варианты ответов, из них выделяет правильный, просит учащихся обосновать свой ответ.

  • Кто получил неправильный ответ, что вы можете сказать?

  • Кто смог получить правильный ответ, обоснуйте его.




Повторяют в устном счете нумерацию двузначных чисел,













продолжают работу с помощью демонстрационного материала.


Один ученик выполняет задание у доски с комментированием, остальные учащиеся – на индивидуальных планшетках или в рабочих тетрадях.



-90 – круглое, а остальные нет; 12 - сумма цифр 3, а у остальных 9.)











-Знание нумерации двузначных чисел.

-Представление в виде суммы разрядных слагаемых.


Учащиеся выполняют задание. Проверка организуется по образцу.















Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют вычисления с комментированием, указывая правило, которым пользуются. Остальные учащиеся работают в рабочих тетрадях, записывая только ответ.
















Конкретизируют пройденные знания о двузначных числах.




-Мы потренировались в счете с двузначными числами, повторили запись чисел с помощью графических моделей, повторили представление двузначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.)


- Пробное задание.









- Нужно сложить двузначные числа.

- Научиться складывать и вычитать двузначные числа.

- Сложение и вычитание двузначных чисел.



Учащиеся выполняют пробное действие на индивидуальных планшетках.






Обосновывают свои ответы

- Мы не смогли правильно сложить числа 35 и 23.)


- Мы не можем обосновать.


3.

Выявление места и причины затруднения.

Цель: выявить и зафиксировать место и причину затруднения.


Организует выявления учащимися места и причины затруднения выполнения задания.

- Что вы должны сделать?


- Какое задание вы выполняли?



- Чем это задание отличается от предыдущих?


- Почему же возникло затруднение?


Фиксируют место – шаг, операцию, где возникло затруднение.


- Надо остановиться и разобраться, в чем затруднение.

Мы должны были найти сумму чисел 35 и 23.

- Числа не являются разрядными слагаемыми какого-то числа и это сложение не в пределах двадцати.

- У нас нет способа сложения двузначных чисел.


4.

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Цель: построить проект выхода из затруднения.


Организует работу в группах, корректируя ошибки.



  • Какова же цель вашей дальнейшей деятельности?

  • Вспомните, что вы использовали при открытии правила сравнения двузначных чисел?

  • Может ли вам в этом случае это помочь? Почему?

  • Составьте план ваших действий




Работают в группах, разрабатывая способ сложения двузначных чисел на основе графических моделей.


- Открыть способ сложения двузначных чисел.

- Графические модели.



- Да, так как мы умеем складывать числа, записанные с помощью укрупненных единиц счета.


- Мы запишем числа с помощью графических моделей, выполним действие, запишем результат в виде числа и сделаем вывод.


5.

Реализация построенного проекта

Цели :

1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);

3) организовать уточнение общего характера нового знания.


Продолжает курировать работу групп учащихся

Выполните план в группах.


  • Какие результаты получили другие группы?

В случае расхождения в результатах, проводиться анализ и коррекция ошибок.

В случае возникновения сложностей у учащихся с реализацией плана, учитель организует подводящий диалог:



  • Выполните первый шаг плана.









  • Выполните сложение?






Запишите результат с помощью числа и сделайте вывод? 35+23=58


  • Можно этот способ использовать при вычитании двузначных чисел?

  • Составим эталон. Как вам записать правила в более коротком виде?

Учитель поэтапно открывает эталон



Д Е Д Е

□□ + □□



Д Е Д Е

□□ - □□



  • Смогли вы преодолеть затруднение?

  • Что позволяют построенные правила?

  • Что дальше надо сделать?

Группы реализуют план на индивидуальных планшетках.

По окончанию работы представители от каждой группы вывешивают на доску свой результат.

Представитель от одной из групп комментирует свой ход работы:

Мы изобразили оба числа с помощью графических моделей. Далее мы десятки сложили с десятками, а единицы с единицами. Получили в ответе 58. Наш вывод: чтобы сложить двузначные числа, нужно десятки сложить с десятками, а единицы – с единицами.



Один ученик может зарисовывать графическую модель чисел на доске, остальные учащиеся на индивидуальных планшетках:









- Десятки складываем с десятками, а единицы – с единицами



35+23=58

  • Чтобы сложить двузначные числа, нужно десятки сложить с десятками, а единицы – с единицами.


  • Да, можно, надо найти разность десятков и разность единиц.)

-Использовать значки.


















-Да.

-Складывать и вычитать двузначные числа.

  • Научиться пользоваться правилами.



6.

Первичное закрепление

Цель:

создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.


Учитель заранее выносит задание на доску (из учебника)



        • Вы поработали все вместе, как вы будете сейчас работать?



Организует работу в парах, контролируя, чтобы при решении типовых заданий учащиеся проговаривали алгоритм способа сложения двузначных чисел.



Проверка проводится по образцу.

34+20=54

34+2=36

  • Кто допустил ошибку? В чем она?

  • Исправьте допущенные ошибки. Вы молодцы, что поняли причину ошибки.

  • Кто выполнил все верно? Сделайте вывод.

  • Как в этом убедиться?


Учащиеся выходят по цепочке к доске и выполняют задание с комментированием. Остальные учащиеся работают в учебнике.

-В парах.



Работают в парах, решают типовые задания с проговариванием алгоритма.









-Неправильно сложили десятки, ….

- Мы поняли, как складывать и вычитать двузначные числа.


- Нужно выполнить самостоятельную работу.




7.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Цель:

организовать самопроверку и самооценку учащимися умения складывать и вычитать двузначные числа.


Наблюдает за выполнение самостоятельной работы учащихся.

По окончании работы учитель открывает на доске эталон для самопроверки с решенными примерами. Проводится вербальная поэтапная проверка.


Д Е Д Е

□□ + □□



Д Е Д Е

□□ - □□



22+57=79

38-15=23

41+56=97



  • У кого есть ошибки? В чем они?

  • Сделайте вывод.

  • Где вы можете это сделать?



  • У кого нет ошибок? Сделайте вывод?








Учащиеся по шагам вместе с учителем проверяют правильность вычислений.



















- Учащиеся называют свои ошибки.



- Нам необходимо потренироваться в вычислениях, ...

- При выполнении домашнего задания.

- Мы умеем складывать и вычитать двузначные числа.



8.

Включение нового в систему знаний и повторение

Цель:

организовать тренинг умения решать простые задачи.


  • Где вы можете использовать умение складывать и вычитать двузначные числа?

  • Верно, в конце урока я предлагаю потренироваться в решении задач.





Организует работу с экспертами в классе

  • При решении примеров, уравнений, задач…









Решают задачу, постепенно становясь экспертами, помогая друг другу.



9.

Рефлексия деятельности

Цель:

1 ) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке: сложение и вычитание двузначных чисел;

2) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;

3) оценить собственную деятельность на уроке.


Учитель проводит рефлексию оценивания учащихся.

- Оцените свои собственные результаты с помощью светофорчика. Кому было все понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, поднимите зелёный сигнал. Кому удалось не всё, возьмите жёлтый сигнал. Кому было работать трудно, кто много ошибался и считает, что ему ещё нужно поработать над данной темой, покажите красный сигнал.



  • Какие же трудности у вас еще встречаются?

  • Где можно над ними поработать?


Оценивают свою работу с помощью условных обозначений (цветового светофорчика), анализируют свою работу с использованием плаката на доске:



Плакат

УЗНАЛ

Я НАУЧИЛСЯ

ЗАПОМНИЛ









Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее