Луценко Марина Евгеньевна,
Учитель МОУ СОШ № 20
Урок математики с применением технологии
деятельностного метода.
Класс: 1
Тема: «Сложение и вычитание двузначных чисел».
Тип урока: ОНЗ.
Планируемые результаты:
метапредметные:
личностные | регулятивные | познавательные | коммуникативные |
|
|
|
|
предметные
-сформировать умение складывать и вычитать двузначные числа без перехода через разряд;
-актуализировать знание нумерации двузначных чисел, умение представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых, тренировать вычислительный навык, умение решать простые задачи.
№ п/п | Название этапа урока | Описание деятельности учителя | Описание деятельности обучающихся | Примечание |
1. | Самоопределение к учебной деятельности. Цель: 1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке посредством поддержания в учениках веры в свои силы и создания игровой ситуации; 2)определить содержательные рамки урока: изучение двузначных чисел. | Предлагается поговорка: «Одна голова на плечах». Уточняется смысл поговорки.
| Высказывают свои мнения.
Дети учатся прогнозировать результат своей работы, работают над самооценкой.
|
|
2. | Актуализация и пробное учебное действие Цель: 1) актуализировать знание нумерации двузначных чисел, умение записывать числа с помощью графических моделей, представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых, тренировать вычислительный навык; 2) тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; 3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию; 4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока; 5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения; 6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
| Организует фронтальную работу на повторение нумерации двузначных чисел. Я предлагаю начать с повторения натурального ряда чисел.
Учитель открывает числа (демонстрационный материал) 27, 45, 63, 81, 90, 12
Какое число «лишнее»?
,Повторим запись чисел с помощью графических моделей и цифр.
Предлагает выполнить задания на повторение представления двузначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Учитель открывает на доске задание 28 = 15 = 43 = 32 =
Учитель открывает на доске задание для проверки вычислительного навыка . 13 + 5 = 20+9= 18-10= 47-7= 18 11 20 + 9 = 18 – 10 = 47 – 7 =
Работа организуется фронтально: При выполнении этого задания учитель фиксирует на доске эталоны . Д Е Е □□ + □ Д Е Е □□ - □
- Что вы повторили?
- Какое задание вы сейчас получите?
Учитель открывает на доске задание для пробного действия 35 + 23 =
Учитель открывает тему урока.
Учитель фиксирует на доске варианты ответов, из них выделяет правильный, просит учащихся обосновать свой ответ.
| Повторяют в устном счете нумерацию двузначных чисел,
продолжают работу с помощью демонстрационного материала.
Один ученик выполняет задание у доски с комментированием, остальные учащиеся – на индивидуальных планшетках или в рабочих тетрадях.
-90 – круглое, а остальные нет; 12 - сумма цифр 3, а у остальных 9.)
-Знание нумерации двузначных чисел. -Представление в виде суммы разрядных слагаемых.
Учащиеся выполняют задание. Проверка организуется по образцу. Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют вычисления с комментированием, указывая правило, которым пользуются. Остальные учащиеся работают в рабочих тетрадях, записывая только ответ.
Конкретизируют пройденные знания о двузначных числах.
-Мы потренировались в счете с двузначными числами, повторили запись чисел с помощью графических моделей, повторили представление двузначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.)
- Пробное задание.
- Нужно сложить двузначные числа. - Научиться складывать и вычитать двузначные числа. - Сложение и вычитание двузначных чисел.
Учащиеся выполняют пробное действие на индивидуальных планшетках.
Обосновывают свои ответы - Мы не смогли правильно сложить числа 35 и 23.)
- Мы не можем обосновать. |
|
3. | Выявление места и причины затруднения. Цель: выявить и зафиксировать место и причину затруднения.
| Организует выявления учащимися места и причины затруднения выполнения задания. - Что вы должны сделать?
- Какое задание вы выполняли?
- Чем это задание отличается от предыдущих?
- Почему же возникло затруднение?
| Фиксируют место – шаг, операцию, где возникло затруднение.
- Надо остановиться и разобраться, в чем затруднение. Мы должны были найти сумму чисел 35 и 23. - Числа не являются разрядными слагаемыми какого-то числа и это сложение не в пределах двадцати. - У нас нет способа сложения двузначных чисел. |
|
4. | Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения Цель: построить проект выхода из затруднения.
| Организует работу в группах, корректируя ошибки.
| Работают в группах, разрабатывая способ сложения двузначных чисел на основе графических моделей.
- Открыть способ сложения двузначных чисел. - Графические модели.
- Да, так как мы умеем складывать числа, записанные с помощью укрупненных единиц счета.
- Мы запишем числа с помощью графических моделей, выполним действие, запишем результат в виде числа и сделаем вывод. |
|
5. | Реализация построенного проекта Цели : 1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний; 2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона); 3) организовать уточнение общего характера нового знания.
| Продолжает курировать работу групп учащихся Выполните план в группах.
В случае расхождения в результатах, проводиться анализ и коррекция ошибок. В случае возникновения сложностей у учащихся с реализацией плана, учитель организует подводящий диалог:
Запишите результат с помощью числа и сделайте вывод? 35+23=58
Учитель поэтапно открывает эталон Д Е Д Е □□ + □□ Д Е Д Е □□ - □□
| Группы реализуют план на индивидуальных планшетках. По окончанию работы представители от каждой группы вывешивают на доску свой результат. Представитель от одной из групп комментирует свой ход работы: Мы изобразили оба числа с помощью графических моделей. Далее мы десятки сложили с десятками, а единицы с единицами. Получили в ответе 58. Наш вывод: чтобы сложить двузначные числа, нужно десятки сложить с десятками, а единицы – с единицами.
Один ученик может зарисовывать графическую модель чисел на доске, остальные учащиеся на индивидуальных планшетках:
- Десятки складываем с десятками, а единицы – с единицами
35+23=58
-Использовать значки.
-Да. -Складывать и вычитать двузначные числа.
|
|
6. | Первичное закрепление Цель: создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.
| Учитель заранее выносит задание на доску (из учебника)
Организует работу в парах, контролируя, чтобы при решении типовых заданий учащиеся проговаривали алгоритм способа сложения двузначных чисел.
Проверка проводится по образцу. 34+20=54 34+2=36
| Учащиеся выходят по цепочке к доске и выполняют задание с комментированием. Остальные учащиеся работают в учебнике. -В парах.
Работают в парах, решают типовые задания с проговариванием алгоритма.
-Неправильно сложили десятки, …. - Мы поняли, как складывать и вычитать двузначные числа.
- Нужно выполнить самостоятельную работу.
|
|
7. | Самостоятельная работа с самопроверкой Цель: организовать самопроверку и самооценку учащимися умения складывать и вычитать двузначные числа.
| Наблюдает за выполнение самостоятельной работы учащихся. По окончании работы учитель открывает на доске эталон для самопроверки с решенными примерами. Проводится вербальная поэтапная проверка.
Д Е Д Е □□ + □□ Д Е Д Е □□ - □□
22+57=79 38-15=23 41+56=97
|
Учащиеся по шагам вместе с учителем проверяют правильность вычислений.
- Учащиеся называют свои ошибки.
- Нам необходимо потренироваться в вычислениях, ... - При выполнении домашнего задания. - Мы умеем складывать и вычитать двузначные числа.
|
|
8. | Включение нового в систему знаний и повторение Цель: организовать тренинг умения решать простые задачи.
|
Организует работу с экспертами в классе |
Решают задачу, постепенно становясь экспертами, помогая друг другу.
|
|
9. | Рефлексия деятельности Цель: 1 ) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке: сложение и вычитание двузначных чисел; 2) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления; 3) оценить собственную деятельность на уроке.
| Учитель проводит рефлексию оценивания учащихся. - Оцените свои собственные результаты с помощью светофорчика. Кому было все понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, поднимите зелёный сигнал. Кому удалось не всё, возьмите жёлтый сигнал. Кому было работать трудно, кто много ошибался и считает, что ему ещё нужно поработать над данной темой, покажите красный сигнал.
| Оценивают свою работу с помощью условных обозначений (цветового светофорчика), анализируют свою работу с использованием плаката на доске:
Плакат УЗНАЛ Я НАУЧИЛСЯ ЗАПОМНИЛ
|
|