МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
6 КЛАСС
Н.А Некрасов. Анализ стихотворения «Железная дорога»
Выполнила:
Гулакова Людмила Михайловна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ Белоберезковская СОШ №1
Трубчевского района Брянской области
Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС
Тема урока: «Н.А. Некрасов. Анализ стихотворения «Железная дорога»
Цели:
1) сформировать представление о Н.А. Некрасове как о великом русском поэте, пробудить интерес к личности поэта;
2) познакомить с историей создания стихотворения «Железная дорога»;
3) учить определять тему и проблему текста;
4) развивать умение находить в тексте средства художественной выразительности и определять их роль;
5) учить описывать произведения живописи;
6) развивать умение анализировать, делать выводы, выявлять авторскую позицию.
Тип урока: комбинированный
Планируемые результаты обучения
Предметные:
1) знание основных сведений о жизни и творчестве Н.А. Некрасова, об истории создания стихотворения «Железная дорога»;
2) умение определять тему и проблему текста, анализировать текст, находить тропы и определять их роль в тексте;
3) умение выявлять авторскую позицию.
Метапредметные:
Познавательные: ориентироваться в справочной литературе, сравнивать и делать выводы, находить нужную информацию в учебнике
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать свои достижения на уроке;
Коммуникативные: строить монологическое высказывание, связно излагать мысли, формулировать и отстаивать свою точку зрения, проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.
Личностные: проявлять готовность к саморазвитию
Подготовительная работа:
Описание картины К. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» (1 чел.)
Сообщение о начальнике строительства николаевской железной дороги (1 чел.)
Самостоятельное чтение статьи учебника о Н. А. Некрасове
Вспомнить произведения поэта, изученные в 5 классе
Ход урока
1. Орг. момент.
- Здравствуйте. Проверьте свои рабочие места. Сегодня на уроке нам понадобятся учебник, тетрадь по литературе. Откройте её и запишите тему урока «Н.А. Некрасов»
2. Актуализация опорных знаний учащихся
- С какими произведениями поэта вы уже знакомы?
( «Дед Мазай и зайцы», «Крестьянские дети», «На Волге»)
- Назовите главную тему творчества Некрасова
(Судьба простого русского народа)
3. Проверка домашнего задания
- К сегодняшнему уроку вы должны были прочитать статью из учебника о Некрасове. Какие события и жизненные впечатления детства и юности повлияли на творчество поэта?
- Обратите внимание на эпиграф к статье
Воля и труд человека
Дивные дивы творят…
Н.А. Некрасов
- Какова роль эпиграфа?
(Помочь читателю понять главную мысль)
- Какие черты личности проявились у молодого Некрасова?
(Самостоятельность, решительность, трудолюбие, любовь к людям)
- Именно эти черты помогли Некрасову стать великим русским поэтом.
4. Постановка учебной задачи
- Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься на уроке?
( Продолжим знакомство с творчеством Некрасова)
- Правильно, и основная задача нашего урока – анализ стихотворения Некрасова «Железная дорога». Запишите название стихотворения в тетрадь, уточните тему урока.
(Н.А. Некрасов. Анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога»)
- Вдумайтесь в название стихотворения. Постарайтесь определить его тему. Для этого вспомните, символом чего в литературе является образ дороги.
(Дорога – символ пути, развития, будущего)
- В соответствии с поэтическими традициями это слово также использовалось русскими поэтами и писателями при создании художественного образа Родины
Запись на доске и в тетрадях
ДОРОГА
1) символ пути, развития, будущего
2) образ Родины
- Совместите эти два значения. Что получилось? (Стихотворение о России, о её будущем)
5. Чтение стихотворения учителем
6. Первичное восприятие текста
- Понравилось ли стихотворение? Какое впечатление оно произвело на вас?
- Из скольких частей состоит? Определите композицию (построение) стихотворения.
Запись в тетрадях
КОМПОЗИЦИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ
1. Осенний пейзаж
2. Картины подневольного труда
3. Монолог генерала о народе
4. Итоги работы. Бесправие и покорность русского народа
7. Проблемное объяснение нового знания
Анализ I части стихотворения
- Стихотворение начинается с зарисовки родной природы. Как называется картина природы в художественном произведении? (Пейзаж)
- Назовите ключевые образы I части стихотворения. Найдите лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих образов
(Осень – «славная»; воздух – «здоровый, ядрёный», речка – «студёная», лёд – «словно как тающий сахар лежит»; листья – «жёлты и свежи»; ночи – «морозны»; дни – «ясные, тихие»)
- Какие средства выразительности использует автор для создания пейзажа? (Эпитеты и сравнение)
- Какую роль они играют при описании? (Помогают передать радостное, бодрое настроение)
-Какие «вспомогательные» художественные средства и приёмы использует автор? (Восклицательные предложения: дважды повторяется «Славная осень!»)
- Эта славная осень вливает в душу лирического героя бодрость, придаёт душевный подъём; ему отрадно видеть ковер из жёлтых листьев, моховые болота; он очарован ясными, тихими днями. Но фраза «Нет безобразья в природе!» настораживает, это слово-сигнал. Если нет безобразья в природе, то где оно есть?
- Первая часть стихотворения заканчивается словами
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою …
- Какие звуки повторяются? ( ч , у )
- Какое впечатление они создают ? (Передают быстроту движения («лечу» ) и важность размышлений лирического героя («Думаю думу..»)
- Вспомните, как называется повтор звуков как художественный приём (аллитерация)
8. Анализ II части стихотворения
- Прочитайте первую строфу II части стихотворения
Добрый папаша! К чему в обаянии
Умного Ваню держать?
Вы мне позвольте при лунном сиянии
Правду ему показать.
- Какой папаша? Какой Ваня? О какой правде идёт речь? Всё прояснится, когда мы обратимся к эпиграфу. Чем он необычен? (Вместо привычной, как правило, пословицы или цитаты даётся диалог)
- Кто участвует в диалоге? (Отец и сын)
- В начале урока мы уже говорили о том, что эпиграф помогает понять главную мысль произведения. Какой вопрос вынесен за пределы стихотворения?
(«Кто строитель железной дороги?»)
- Кто же, по мнению генерала, является строителем?
( Граф П.А. Клейнмихель)
- Обратимся к сноске в учебнике. Какую информацию она содержит?
(Граф Клейнмихель – царский министр, начальник строительства железой дороги между Петербургом и Москвой)
-Ученик нашего класса подготовил дополнительное сообщение о начальнике строительства железной дороги
Сообщение учащегося (Приложение №1)
- А каково мнение автора? (Он считает, что истинный строитель – русский народ)
Запись на доске и в тетрадях (составление кластера)
КТО СТРОИТЕЛЬ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ?
1) граф Клейнмихель
2) русский народ
- Столкновение разных точек зрения предполагает спор. Как автор доказывает своё мнение? Приведите примеры из текста.
Труд этот, Ваня, был страшно громаден –
Не по плечу одному!
***
Он-то согнал сюда массы народные…
- Какой ценой была построена дорога?
Многие - в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.
Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские…
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?
- Тяжёлый, изнуряющий труд изображён и на картине К. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» (Работа с иллюстрацией в учебнике)
Сообщение учащегося (Приложение№2)
- Изображая картины подневольного труда, автор рассказывает о тяжелом положении русского народа
Запись на доске и в тетрадях
КАКОВО ПОЛОЖЕНИЕ РУССКОГО НАРОДА?
-голод
-нищета
-тяжёлый, изнуряющий труд, несущий болезни и смерть
- Обратим внимание на строителей. Кто выделяется из них? (белорус).
-Найдите его портрет. (Он жалкий, несчастный, худой, бледный, в его волосах колтун, ямою грудь. А эпитеты «механический, ржавая, мерзлую» еще раз подчеркивают непосильный труд рабочих-строителей железной дороги.)
- Почему герой Некрасова просит Ваню приглядеться к нему?
(Для того чтобы Ваня запомнил его, чтобы знал, кому обязан. Ведь белорус – символ всего народа)
- Какие чувства вызывают у вас строители железной дороги?
(Жалость, сострадание, сочувствие)
- И это та правда, которую рассказчик хочет показать Ване. Картины описания «славной осени» сменились другими - страшными, «безобразными».
- Как соотносятся 1-я и 2-я части стихотворения?
(Они противопоставлены. В 1-ой части стихотворения мы восхищаемся осенним пейзажем, а во 2-ой – ужасаемся картинам подневольного труда. Поэт использует антитезу: прекрасная мирная картина в 1-ой части - безобразие в отношениях между людьми во время строительства дороги во 2-ой части. Такое противопоставление подчёркивает трудное положения народа, на своих плечах выносящего всё, «что Господь ни пошлёт»)
- Что заставляло рабочих трудиться в таких условиях?
(Приходилось, потому что ими правил голод)
- А почему голод Некрасов называет царем? (олицетворение)
- В чем проявляется власть царя-голода? (пример из текста)
Запись на доске и в тетрадях
КАКОВО ПОЛОЖЕНИЕ РУССКОГО НАРОДА?
-голод
-нищета
-тяжёлый, изнуряющий труд, несущий болезни и смерть
- К чему призывает Ваню лирический герой Некрасова?
Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять…
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать
-Почему герой, от лица которого идёт повествование, обращается только к Ване? (Ваня – символ молодого поколения, именно в руках молодого поколения находится будущее России)
-Правильно, поэтому стихотворение носит подзаголовок «Посвящается детям»
- Каким видит это будущее автор?
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную –
Вынесет всё, что Господь ни пошлёт!
Вынесет всё – и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только – жить в эту пору прекрасную
Уж не придётся – ни мне, ни тебе.
9. Анализ III части стихотворения
- Какую роль играет в композиции стихотворения III часть? ( Она противопоставлена 2-ой части, так как генерал спорит с лирическим героем)
- Каково отношение генерала к народу? ( По мнению генерала, народ – «дикое скопище пьяниц», «варвары», которые « не создавать – разрушать мастера»)
- Для генерала всё, что говорит лирический герой, - чепуха. Генерал возмущён той страшной картиной, которую тот нарисовал мальчику, и просит показать светлую сторону жизни.
10. Анализ 4 части стихотворения
- Ответ лирического героя «Рад показать!»
- Какую картину мы видим по окончании работ? (текст)
- Труды закончены. Рабочие столпились у конторы. Но оказалось, что они не только ничего не заработали, но ещё и остались должны подрядчику.
- Сравните портрет подрядчика с портретом белоруса. Какой приём использует автор? (Контраст)
- Как вы понимаете слово «почтенный»? (У кого власть и деньги, у того и почёт)
- Почему слова подрядчика: И недоимку дарю! – выделены курсивом? (В них звучит издевательство над народом, они противоречат здравому смыслу)
- Как откликается народ на поздравление лабазника? (Впряглись в телегу и помчали приказчика по дороге)
- Светлую ли картину нарисовал автор?
К.И. Чуковский писал: «…страшные картины вовсе не те, где изображаются бедствия людей, а те, где поэт говорит об их терпимости, их всегдашней готовности смиренно прощать своих мучителей».
- Самая светлая сторона в стихотворении оказалась самой безобразной.
- Вспомните 1 часть стихотворения: Нет безобразья в природе! А где есть? ( В мире людей)
-В чём выражено это безобразие? (Народ создаёт, а кто-то пользуется плодами его труда)
-Каково отношение автора к власть имущим? ( Он их обличает)
- Кто, по-вашему, виноват в бедственном положении народа? (Законы, царящие в стране, но и сам народ)
- За что автор осуждает русский народ? ( За его покорность и терпение)
- Продолжите работу с кластером
Запись на доске и в тетрадях
ОТНОШЕНИЕ К РУССКОМУ НАРОДУ
1) уважение, сочувствие, осуждение за покорность и терпение (автор)
2) презрение, потребительское отношение (власть)
11.Обобщение
- Сформулируйте основную проблему стихотворения. ( Бедственное положение русского народа, картина беспощадной его эксплуатации)
- Как изображён народ в произведении?
(С одной стороны, это – это народ - труженик, строитель, созидатель, я с другой – покорная, терпеливая, покорная масса, смирившаяся со своей участью)
12. Синквейн
1) народ
2) работает, страдает
3) трудолюбивый, покорный, бесправный
4) народ достоин уважения
5) созидатель
13. Рефлексия
- Какую цель урока ставили?
- Достигли её?
- Что нового узнали на уроке?
- Дайте оценку своей работе по плану:
а) Сегодня я понял…
б) Я почувствовал…
в) Меня удивило…
г) Сегодня было интересно узнать…
14. Домашнее задание
1) Выучить отрывок из стихотворения - 1-я или 4-я часть – (по выбору учащихся)
2) Выполнить творческое задание (с.220 учебника) – по желанию
(Приложение №1)
В основе некрасовского стихотворения лежит реальный факт – строительство железного полотна между Петербургом и Москвой, названного в честь императора Николая I николаевской железной дорогой. Оно продолжалось восемь лет (1843-185).Сейчас ее называют октябрьской. Строительством дороги руководил очень жестокий граф Клейнмихель. Чтобы угодить царю, он стремился быстрее закончить работу, и поэтому был беспощаден к рабочим. Казнокрад и деспот, он считал, что ему и только ему принадлежат честь и слава этого строительства.
(Приложение№2)
В 1861 году произошла реформа, освободившая крестьян крепостной зависимости, но земля оставалась у помещиков. Крестьяне, оставшись без земельных наделов, вынуждены были отправиться на поиски работы: на фабрики, заводы, строительство железных и шоссейных дорог.
На постройку железной дороги были согнаны десятки тысяч крестьян. Строительных машин, облегчающих труд людей, тогда не было. Людям приходилось работать голыми руками, по колено в воде. Жили они впроголодь, в сырых, холодных землянках. Если кто отказывался работать, били плетьми. Не всякий мог выдержать такую жизнь, поэтому было много больных, которые умирали часто там, где работали. На русских костях была построена эта дорога,- говорили в народе. И это была правда.
На первом плане картины художник изобразил фигуры работающих людей. Их головы низко склонены, на руках вздутые от напряжения вены. Одежда рваная, ноги босые. Работают даже дети.
=