1. Организационный момент
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели
Домик маленький, а в нём
Уместились впятером:
Мышь, лягушка, волк с лисой,
Зайчик был ещё косой.
А медведь к ним влезть не смог
И разрушил... (теремок).
***
Посмотри-ка, на печи
Наш герой по снегу мчит.
Он "по щучьему веленью"
Рад безделью, дружит с ленью.
Догадаться вы успели?
Это сказка про ... (Емелю).
***
Выросла она когда-то
Преогромной - в три обхвата!
И её, как пишет книжка,
Помогала вырвать мышка.
Если б не тянули крепко,
Кашки не было б из ... (репки).
*Эвристическая беседа
- Что объединяет все эти загадки? (сказки)
- Кто может ответить, что такое сказка? (произведение фантастического характера.)
- Зачем слагали и рассказывали сказки? ( Чтобы развлечь, научить).
-На какие группы сказки можно разделить? (бытовые, волшебные, о животных)
-Каковы особенности каждой группы сказок? (в бытовых сказках люди являются главными героями, в сказках о животных – животные, в волшебных сказках имеются чудесные предметы и герои)
-Чем отличается народная сказка от литературной? (народную сказку создал народ, литературную – написал автор)
- С каким произведением вы познакомились дома? (русской народной сказкой «Царевна-лягушка).
-Как вы понимаете высказывание: Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок.
- Сформулируйте тему.
- Как вы думаете, какие цели мы сегодня поставим перед собой?
-Верно, сегодня на уроке мы должны с вами проанализировать прочитанную вами сказку, выявить, главных героев и их качества, сформулировать нравственные правила, которым учит сказка.
3. Актуализация знаний/ Фаза вызова (ПОИСК И НАХОЖДЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ)
- О чем данная сказка?
- Кто является главными героями? Соотнесите действующих лиц и картинки.
-В соответствии с персонажами произведения определите вид сказки. Определения на доске. Докажите, используя текст. (Данная сказка является и бытовой, и о животных, и волшебной)
Прием «ВЕРНЫЕ-НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ» (Читаю утверждения. Хлопаем в ладоши).
Действие сказки происходит в некотором царстве, в некотором государстве.
Стрела Ивана-царевича попала в серебристый ручей. ( В топкое болото)
Царевичи выполнили 2 поручения царя.
Цены царевичей испекли Царю пряники. (Каравай)
Василису Премудрую заколдовала Баба-Яга.
На пир Василиса Премудрая приехала на такси. (На золоченой карете)
После долгого пути ИВАН-Царевич встречает первого помощника Старичка с клубочком. (Старичка с клубочком)
Узнать, где смерть Кощея Бессмертного Ивану Царевичу помогла Царевна-лягушка.
Царевна обращена в лягушку, потому что не хотела выходить замуж за Кощея Бессмертного (Была мудрее отца, и он ей три года велел лягушкой быть).
Смерть Кощея Бессмертного находилась — Его смерть — на конце иглы, та игла — в яйце, то яйцо — в утке, та утка — в зайце, тот заяц — в кованом ларце, а тот ларец — на вершине старого дуба. А дуб тот в дремучем лесу растет.
- Молодцы. Вы хорошо справились с заданием. Выполним следующее задание.
- Озаглавьте эпизод, изображенный на картинке.
- Следующее задание.
Прием «ПЕРЕПУТАННЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ»
Расставьте события в нужном порядке, выявив ошибки и исправив их, аргументируйте свой выбор.
- Запишите правильную последовательность цифр. (1, 5, 6, 3, 2, 4, 7,8).
1. Отец отправляет сыновей на поиски жены.
2. Иван-царевич сжигает лягушачью кожу.
3. Василиса лучше всех танцует на пиру.
4. Василиса отправляется в царство Кощея.
5. Братья смеются над невестой Ивана.
6. Василиса утешает Ивана-царевича и выполняет задания.
7. Иван-царевич отправляется на поиски Василисы.
8. Кощей умирает
Поработаем над сказкой более подробно.
Фаза осмысления
Часть 1
1 остановка
«СВАТОВСТВО ЦАРЕВИЧЕЙ».
Вопросы:
1.В каких словах, выражениях прочитанного текста появляется волшебство, загадочность, сказочность?
(В некотором царстве, в некотором государстве...; ...Где стрела упадет, там и сватайтесь; ...Полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла ее лягушка-квакушка...)
2. Куда упали стрелы? Пустил стрелу старший брат. Упала стрела на боярский двор, и подняла ее боярская дочь.
Пустил стрелу средний брат — полетела стрела к богатому купцу во двор. Подняла ее купеческая дочь.
Пустил стрелу Иван-царевич — полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла ее лягушка-квакушка…
3.Как долго искал Иван-царевич свою стрелу? А Иван-царевич долго не мог найти свою стрелу. Два дня ходил он по лесам и по горам, а на третий день зашел в топкое болото. Смотрит — сидит там лягушка-квакушка, его стрелу держит.
4. Почему он хотел «отступиться от своей находки», «бежать»?
(Внешний облик «болотной красавицы» напугал царевича. Где же это видано, чтобы лягушек замуж брали? Это невозможно. Все будут смеяться, и царевич опечаленно восклицает: «Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!» Но царевна-лягушка терпеливо и упорно настаивает на своем, повторяет просьбу: «Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь»).
4. Что же все-таки заставило нашего героя изменить свое отношение к лягушке, удержало от быстрого решения отказаться от зеленой «красавицы»?
(Необычность героини, умение разговаривать, таинственность произошедшего, неясное желание узнать, что же будет дальше).
Часть 2
2 остановка
ПЕРВОЕ ИСПЫТАНИЕ. «ВЫПЕЧКА ХЛЕБА ЗА ОДНУ НОЧЬ»
Найдите описание Ивана – Царевича. Какое у него настроение?
Как ведет себя Царевна - лягушка?
3. Какие черты характера героини открылись нам в этом эпизоде?
Понятно, что царевна ласковая, внимательная, заботливая, скромная. Старается оградить царевича от переживаний, сама же тем временем думает, как выполнить приказ царя? От царевича эту мысль утаивает. Почему? Это тоже мудрость: «Сначала сделай - потом говори..,»)
3. Почему именно в этом эпизоде впервые появляется имя царевны?
4. Почему она Василиса премудрая?
Часть 3
3 остановка
ВТОРОЕ ИСПЫТАНИЕ. «ТКАНЬЁ КОВРА ЗА НОЧЬ»
1. Как трудились все три царевны над своими коврами.
2.Как работает Василиса.
3. Какие новые черты характера героини вы разглядели в этом эпизоде?
(Чтение отрывков из текста о том, как трудились все три царевны.
Василиса трудолюбива, все делает своими руками, понапрасну не расходует волшебство, не подвела царевича во второй раз).
Найдите в двух отрывках одинаковые моменты. Как вы думаете, почему они повторются? (Схожие ситуации).
Часть 4
остановка
ТРЕТЬЕ ИСПЫТАНИЕ «ПРИСУТСТВИЕ НА ЦАРСКОМ ПИРУ»
1.Как ведут себя старшие царевичи и их жены до момента появления на пиру Василисы Премудрой? Зачитайте.
(Посмеиваются над Иваном-царевичем, тем самым унижают его достоинство.)
2. Что поразило всех в лягушонке в момент ее прибытия на бал? Зачитайте.
3. С какой целью автор-народ заставляет жен старших царевичей повторять действия Василисы Премудрой?
(Противопоставлены ум и глупость, на примере отрицательных качеств (зависти, тупости) высвечены положительные (честь, совесть, умение показать себя с лучшей стороны, не принося никому вреда.)
- Как ведут себя жены братьев во всех трех отрывках? Они ищут помощи, повторяют за царевной. Не способны к труду.
- Как относятся к приказам отца царевичи во всех отрывках? Зачитайте. (Слушают отца).
- Составьте план «Три испытания»
1) Отец дает задание.
2) Иван-царевич опечаленный идет домой.
3) Жена утешает. Выполняет задание.
4) Отец оценивает задание.
- А как Василиса Премудрая справляется со всеми испытаниями? Как оценивает их царь?
«ДОПОЛНИ ЦЕПЧКУ»
Ц аревна-лягушка печет каравай, успокаивает царевича ткет ковер, поддерживает царевича, проявляет мудрость необычное появление на балу, волшебство Василиса Премудрая
Так как она отличалась острым умом, была мастерицей на все руки и мудрой не по годам. Она могла найти выход из любой сложной ситуации. Любимыми словами Василисы являлась фраза: "Утро вечера мудренее". Какие бы трудности не предстояли, но на утро уже было известно решение. Не каждая девица может так быстро находить выход из ситуации. Также Василиса Премудрая хорошо владела различными видами рукоделия.
- Какую мысль доносит до нас автор? (Не стоит судить человека по внешнему виду, нужно судить по достоинствам).
- Счастье у Ивана – царевича в руках. Его жена и красива, и мудра, и рукодельница на все руки. Почему же героя постигает несчастье?
- Обратимся к следующему отрывку «Поиски Василисы Премудрой» (можно зачитать).
1. С чего начались беды Ивана?
А) Сжег лягушечью кожу
Б) Не послушал отца
В) Взял Царевну-лягушку домой.
2.Почему же поторопился Иван-царевич спалить лягушачью кожу?
А) Расстроился из-за насмешки братьев.
Б) Не оценил внутренних достоинств жены. Полюбил лишь внешнюю красоту.
В) Захотел навсегда сохранить облик красавицы. (Расстроенный насмешками братьев и невесток, Иван при виде красоты жены решился на роковой для себя поступок – захотел навсегда сохранить ей облик красавицы. С самого начала Иван не может побороть в себе чувство стыда перед людьми за то, что ему попалась неказистая жена. Он всегда печален и горько ему выслушивать насмешливые речи братьев. Увидев же жену во всем облике красоты, Иван решил, что пришло время положить конец мучениям). В его поступке, разумеется, выразились и восхищение, и гордость. Не оценив внутренних достоинств жены, огорченный ее безобразием, тем, что она неровня ему, Иван всей силой души пожелал иметь жену-красавицу. Он мог полюбить лишь ее внешнюю красоту).
3. Какое из приведённых ниже слов подходит для описания поступка Ивана Царевича?
А) Своевольно
Б) Вежливо
В) С добротой
Г) Заботливо
- Объясните свой выбор на основе прочитанного текста.
4. Какие мудрые слова сказал ему старичок? (Ах, Иван-царевич, зачем ты сжег лягушечью кожу! Не ты ее надел, не тебе ее и снимать было). Как вы их понимаете?
1) Укажите помощников Ивана-Царевича. (Смотрят на рисунки).
2) Восстановите цепочку. (Даны рисунки. Найти, кто пропущен).
6. Почему Иванушка не тронул ни медведя, ни селезня, ни зайца, щуке помог? Найдите ответы в тексте. (Пожалел, сжалился).
7. Подберите эпитеты, характеризующие Ивана. (добрый, жалостливый, умный)
8. Выберите предмет, который вел Ивана (рисунок клубка). 8. Куда привел клубочек Ивана?
9. Какая баба-яга в этой сказке, найдите описание, наиболее подходящее нашей сказке.
1. Яга-Советчица и Дарительница. «Вещая» - главная характеристика данного образа. Баба Яга мудрая, она много знает, может предсказывать будущее и помогает главному герою. Кроме советов, она дает ему магические предметы: клубок, шапку-невидимку или коня.
2. Яга-Похитительница. Похищает детей и юношей. Кровожадная людоедка, идущая на любые ухищрения ради того, чтобы заманить к себе жертв. Поедает детей, запекая их в печи.
3. Яга-Воительница Баба-Яга богатырка, женщина, наделенная нечеловеческой силой. Она внушает ужас. Воюет во главе своего темного воинства. Ее «рать-сила несметная».
(Накормила она Ивана-царевича, напоила, в бане выпарила, а царевич рассказал ей, что он ищет жену свою, Василису Премудрую.
— Знаю, знаю! — говорит баба-яга. — Она теперь у злодея Кощея Бессмертного. Трудно будет ее достать, нелегко с Кощеем сладить: его ни стрелой, ни пулей не убьешь. Потому он никого и не боится.)
10.Какую тайну рассказала Ивану баба-яга?
11. Когда Иван нашел дуб, кто ему помогал?
12. Почему Ивану-царевичу все-таки удалось справиться с такой трудной задачей, как спасти Василису Премудрую и победить Кощея? (Ивану было бы не справиться без зверей-помощников).
13. Почему звери помогали Ивану-царевичу? (Он их пожалел, и они его пожалели)
- Давайтевместе сделаем вывод, чему учит сказка. А для этого заполним текст, в котором есть пробелы.
Русская народная сказка "Царевна-лягушка" учит доброте, в первую очередь. Все звери, которых Иван-царевич не погубил, отплатили ему за его доброту и великодушие. Делай добро сам, и оно к тебе вернётся. Жизнь полна препятствий и трудностей, трудна и терниста дорога к счастью, только смелому и отважному она по плечу. Иван-царевич прошел огонь, воду и медные трубы и достиг своего счастья. Каждый кузнец своего счастья.
- Русский народ даже такую пословицу сложил: «За добро добром и платят».
- А вы знаете пословицы о добре? Вспомните. А какие из данных пословиц нам еще подходят. Докажите. К какому эпизоду сказки?
-В ком добра нет, в том и правды мало.
- Не ищи красоты, ищи доброты.
- Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
- Сумел провиниться, сумей и повиниться.
- Торопись на доброе дело, худое само приспеет.
- Добрая слава лежит, а худая бежит.
- Доброта нигде не теряет своего достоинства.
- Доброта без разума пуста.
- Добрые слова дороже богатства.
- За доброго человека сто рук.
- Не хвались серебром, а хвались добром.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
«Спокойно идем по тропинке... Вокруг кусты, деревья, зеленая травка... Птицы поют... Шелестят листья... Вдруг на тропинке появились лужи... Одна... вторая... третья... Снова спокойно идем по тропинке... перед нами ручей. Через него перекинут мостик с перилами. Переходим по мостику, держась за перила.... Спустились к ручью, испили студѐной водицы Тропинка пошла через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочки:. раз... два...
- Кто из героев понравился вам больше всего и почему? Положительный он или отрицательный? Почему так думаете?
Соедини слова левого и правого столбика.
Иван -Царевич | Типичный герой русских народных сказок: ладный, пригожий, в бою удалой, а в повседневной жизни тихий, скромный, слегка задумчивый. Такой, если его уж очень не довести, и мухи не обидит. Зато им пытаются помыкать все кому не лень. |
Василиса Премудрая | Писаная красавица, но, когда она пребывает в образе лягушки, догадаться об этом невозможно. способна решить многие проблемы своего мужа. Печет хлеб и ткет ковер она не своими руками: она кличет для этого своих мамок-нянек. |
Царь | Отец главного героя, Ивана-царевича. Царь ведет себя по отношению к своим детям жестко, особенно по отношению к младшему, Ивану. |
Братья Ивана-царевича | Оба, по приказанию отца, пустили стрелы, которые упали удачно, а потому они и женились, как им кажется, удачно. Над младшим братом, у которого стрела упала на болото, и который женился на лягушке, оба насмехаются. |
Баба-яга | Представительница нечистой силы. Но она отнеслась к Ивану-царевичу достаточно миролюбиво. Она его накормила и напоила и даже в бане выпарила. |
«СВОДНАЯ ТАБЛИЦА»
Владимир Яковлевич Пропп отмечал, что сказка не только учит добру, но и приобщает нас к жизненным ценностям. Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. В основе же семейных отношений сказочного фольклора лежат морально-нравственные традиции русского народа.
Давайте проследим по тексту сказки «Царевна-лягушка», как в отражены взгляды русского народа на семью? Какие семейные традиции встречаются в сказке «Царевна-лягушка»?
Обратимся к основным заповедям «Библии» и «Домостроя»
Просить благословения родителей.
Почитать родителей и повиноваться им.
Жене подчиняться мужу.
Уважать старших.
Благоразумно обращаться с женой.
Любить близких своих.
Жена должна быть хорошей хозяйкой, рукодельницей, внимательной к своему мужу.
Слушаться старших.
Любить людей и любое Божье творение на земле.
Помогать всем, кто нуждается в помощи.
Быть воспитанным в общении и поведении.
Жене спрашивать мужа, советоваться с ним.
Сохранять семью.
«СОБЕРИ ТАБЛИЦУ»
Просить благословения родителей. Почитать родителей и повиноваться им.
| Приказы отца. Иван печалится, но повинуется. |
Жене подчиняться мужу
| Выполняет поручения мужа. |
Уважать старших
| Все три подарка царь принимал сначала от старшего, среднего сына, а потом только – от Ивана. Встреча со старичком, с Бабой-Ягой. |
Благоразумно обращаться с женой | Сжег кожу. Сделал ошибку. |
Любить близких своих | Братья смеялись над Иваном, когда он лягушку принёс и пришёл на пир один. |
Слушаться старших | Совет старика. Приказы отца (искать невест, испечь каравай, соткать ковёр, явиться на пир). |
Любить людей и любое Божье творение на земле. | Иван пожалел медведя, зайца, щуку, селезня. |
Быть воспитанным в общении и поведении | Встреча со старичком. Встреча с Бабой-Ягой. Иван вежлив со всеми. |
Жене спрашивать мужа, советоваться с ним. | Иван-царевич делает страшную ошибку, сжигая лягушачью кожу. |
Сохранять семью | Иван пошёл искать Василису Премудрую. Вернуть счастье тяжело, нужно много трудиться, добиваться. |
Просить благословения родителей. Почитать родителей и повиноваться им.
| Приказы отца (искать невест, испечь каравай, соткать ковёр, явиться на пир). Иван печалится, но повинуется. «И стали они жить дружно, в любви и согласии». Почему Иван, женившись на лягушке, всё-таки находит своё счастье? Да потому что царь благословил Ивана на брак. Значит, этот брак будет счастливым и долгим. |
Жене подчиняться мужу.
| Выполняет поручения мужа. |
Уважать старших
| 1.Братья смеялись над Иваном, когда он лягушку принёс и пришёл на пир один. 2.Все три подарка царь принимал сначала от старшего, среднего сына, а потом только – от Ивана. 2.Встреча со старичком, с Бабой-Ягой. |
Благоразумно обращаться с женой
| Сжег кожу. Сделал ошибку. |
Любить близких своих | 1.Братья смеялись над Иваном, когда он лягушку принёс и пришёл на пир один.
|
Слушаться старших | «Зачем же ты лягушачью кожу спалил? Не ты её надел, не тебе её и снимать было! – говорит дедушка. (счастье Ивана закончилось – нельзя идти против судьбы). Приказы отца (искать невест, испечь каравай, соткать ковёр, явиться на пир).
|
Любить людей и любое Божье творение на земле. Помогать всем, кто нуждается в помощи.
| Иван пожалел медведя, зайца, щуку, селезня, - не стал их убивать, хотя это было нелегко, потому что Ивану пришлось терпеть голод в течение трёх дней. |
Быть воспитанным в общении и поведении | Встреча со старичком. Встреча с Бабой-Ягой. Иван вежлив со всеми: с братьями, со старичком, с Бабой-Ягой. Речь лягушки: «Возьми, Иван-царевич, меня замуж, жалеть не будешь» (говорит ласково, негромко, нежно. В ее словах слышится внимание к человеку, спокойствие, мудрость, доброта. Возможно что Иван – Царевич угадал в ней Василису Премудрую, ведь речь является важнейшей характеристикой человека. |
Жене спрашивать мужа, советоваться с ним. | Иван-царевич делает страшную ошибку, сжигая лягушачью кожу. Он поступил необдуманно, эгоистично. В семье эгоистом быть нельзя. В любом деле нужно разобраться не торопясь, посоветоваться. |
Сохранять семью | Иван пошёл искать Василису Премудрую. Вернуть счастье тяжело, нужно много трудиться, добиваться. Он искупил свою вину, и Василиса Премудрая остаётся с ним: «Ну, Иван-царевич, сумел ты меня найти-разыскать, теперь я твоя весь век буду!». |
- Анализ сказки показал, что семья – это одна из основных ценностей человеческой жизни. С повествования о семье начинается любая сказка, как правило, в конце сказки говорится о создании новой семьи, построенной в соответствии с христианскими нормами. Хотя в сказке повествуется о появлении трёх молодых семей, основное же внимание уделяется семье Ивана-царевича и Василисы Премудрой. Эту семью можно назвать примером семейного уклада. Счастье нашло героев сказки потому, что они женились по отцовскому благословению, были добры и милосердны к окружающим, были смелы и терпеливы, не отчаивались в трудную минуту.
- Какие традиции есть в вашей семье? Кто главный в семье?
- Придерживаетесь ли вы следующих правил?
а) почитаете ли вы своих родителей?
б) повинуетесь ли вы своим родителям?
в) уважаете ли вы старших?
г) помогаете ли тем, кто нуждается в помощи?
- Давайте оформим основные выводы в виде советов:
1) Не суди человека по внешности.
2) Не требуй того, чего не человек не может выполнить.
3) Цени близких.
4) Уважай близких.
5) Трудись с радостью для близких.
6) Не бойся трудностей.
7) Борись за своё счастье.
8) Будь смелым, отважным, добрым.
9) Умей отвечать за свои поступки.
10) Думай, прежде чем что-то делать.
11) Храни семью.
12) Уважай старших. Почитай родителей.
Эхо
Однажды мальчик со своим папой гуляли в лесу. Мальчик споткнулся и громко вскрикнул. В ответ он услышал голос, который тоже вскрикнул. Мальчик спросил: «Ты кто?» Ответ: «Ты кто?». Мальчик: «Ты трус!!!» Ответ: «Ты трус». В недоумении мальчик спрашивает у отца: «Папа, что это?!» Отец улыбнулся и сказал сыну: «Слушай… Я тебя уважаю!» Ответ: «Я тебя уважаю…» Отец: «Ты лучший!» Ответ: «Ты лучший…» Отец посмотрел в глаза сына полные удивления и добавил: «Это эхо. Но на самом деле это называется жизнь. Она возвращает тебе то, что ты говоришь и делаешь. А значит нужно следить за своими словами и поступками, чтобы не было потом больно получить ответ».
- Какова мораль притчи?
- Почему называется «Эхо»?
- В чем сходство двух текстов притчи «Эхо» и сказки «Царевна – лягушка»?