«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок литературы в 5 классе на тему «Слово о В.Г. Короленко. Знакомство с повестью «В дурном обществе»

Урок литературы в 5 классе на тему «Слово о В.Г. Короленко. Знакомство с повестью «В дурном обществе»

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема: Слово о В.Г.Короленко. Знакомство с повестью «В дурном обществе»

Класс: 5

Тип урока: изучение нового материала

Цели:
1.Обучающая: познакомить учащихся с личностью В.Г. Короленко, с содержанием повести «В дурном обществе», его темой и идейным содержанием; 

2.Развивающия: развивать монологическую речь, творческие способности обучающихся, общеучебные умения и навыки;
3.Воспитательная: воспитать чувства патриотизма, любви к природе; чувства уважения к автору, любви к художественному слову

Оборудование: иллюстрации к повести «В дурном обществе», презентация.

Литература:

1. Поурочные разработки по литературе. 5 класс/ под ред. О.Б. Беломестных и др. – М.: ВАКО, 2004.

2.Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2/ Авт.- сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2002.

План урока:

  1. Организационный момент (2 мин)

  2. Слово учителя (10 мин)

  3. Комментированное чтение. Словарная работа (24 мин)

  4. Вывод (2мин)

  5. Информирование о домашнем задании (1 мин)

  6. Комментирование оценок (1 мин)

Ход урока

1.Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Прозвенел звонок

                Начинается урок.

                Нам надо многое понять,

                Чтоб читателями стать.

2. Слово учителя.

Учитель:  В нашей жизни мы встречаем множество людей, которые поступают «как все», «как принято». Есть другие люди — их очень мало, и встречи с ними драгоценны, — люди, которые поступают, как велит им голос совести, никогда не отступая от своих нравственных принципов. На примере таких людей мы учимся, как надо жить. Таким удивительным человеком, «нравственным гением» русской литературы был Владимир Галактионович Короленко. Сегодня на уроке мы познакомимся с повестью Короленко «В дурном обществе». Но прежде чем обратиться к произведению, поговорим о его авторе.

Вы видите его портрет на экране и в учебниках. Знакомо ли вам это имя?

Владимир Галактионович Короленко родился в 1853 г. в Житомире на Украине. Отец его, уездный судья, был известен своей кристальной честностью. Мать была очень впечатлительна и религиозна. Однажды судья по закону решил дело бедной вдовы против богатого помещика-графа. Вдова попыталась поднести в дар разные товары и огромную куклу с голубыми глазами. Судья страшно разгневался и отправил подарки назад, но сестра Короленко так запротестовала, что отец вынужден был уступить, но сказал: «Через вас я стал-таки взяточником». Когда отец умер, за его гробом шло очень много бедных людей, а обыватели говорили: «Чудак был... умер, оставив нищих детей своих».

В учебнике дана небольшая биографическая статья о Короленко, откроем страницу 10 и прочитаем ее.

(Чтение статьи)

Учитель: Ребята, как вы считаете, почему дети в семье Короленко затруднялись ответить на вопрос о национальности?

Ученик: Дети в семье Короленко затруднялись ответить на вопрос о национальности, потому что отец был украинец, мать полячка. Дети знали три языка: русский, украинский и польский, посещали православный и католический храмы.

Учитель: Повесть «В дурном обществе», ориентированной на юных читателей, Короленко называл своей самой любимой. Впервые повесть была напечатана в журнале «Русская мысль» в 1885 году. В повести Короленко затрагивает такие вечные темы, как дружба, любовь, добро, сопереживание, раскрывает тяжелую жизнь бедных людей, существующих в условиях бесправия и нищеты. Идея - знать и уметь ценить дружбу и отзывчивость. Короленко восхищается представителями «дурного общества», которые обладают этими качествами, которых зачастую не хватает более успешным людям. 

Ребята, откроем страницу 11 и начнем читать повесть.

3.Комментированное чтение. Словарная работа.

Дурное общество- общество, в котором бытуют жестокие законы социального неравенства, общество, обрекшее бедняков на беспросветное существование и гибель. 

Перемежаются- сменять кого-либо, что-либо кем-либо, чем-либо, чередуя одно с другим.

Истлевших- сгореть, сгнить до конца.

Убежище- место, где можно укрыться, скрыться от чего-нибудь.

Ютившегося – помещаться на небольшом пространстве, жить в небольшом помещении.

Сконфуженные- смущенные.

Шмыгнуть – быстро проскользнуть куда-то.

Лукавство – коварство, неискренность.

Гримаса- это искажённое выражение лица человека, связанное с  каким-то чувством (испуг, боль, насмешка и т. п.).

Подземелье - подземное помещение или пространство.

Учитель: Мы прочитали первый абзац. О чем говорится в этом абзаце? Понравилось ли вам начало повести? Почему? От чьего имени ведётся рассказ?

Ученик: Да, нам понравилось начало повести «В дурном обществе». Рассказ ведется от имени мальчика Васи.

Учитель: Как ему живётся дома? Как складывались отношения Васи с отцом?

Ученик: Васе после смерти матери не хватает материнской любви, отец будто совсем позабыл о его существовании и заботится только о сестре Соне.

Учитель: Продолжаем чтение первой главы.

Учитель: Как описывает автор городок, в котором происходит действие рассказа?

Ученик: Автор создает образ городка, живущего обыденной жизнью, в которой нет ярких чувств и событий.

Учитель: Что побудило старого Януша прогнать из замка некоторых жильцов? Кому они были неугодны?

Ученик: Старый Януш был некогда одним из графских служащих и поэтому Януш оставил в замке только бывших слуг или потомков слуг графского рода.

Учитель: Как Вася относился к происходящему?

Ученик: Вася относится к происходящему с презрением. Он не может забыть холодной жестокости, с которой жильцы замка гнали своих несчастных сожителей.

Учитель: Как вы думаете, почему повесть названа «В дурном обществе»?

Ученик: Повесть названа «В дурном обществе», потому что в ней рассказывается о сыне судьи, который подружился с нищими детьми. “Дурным обществом” называет компанию пана Тыбурция не сам мальчик, а старый Януш, который был когда-то одним из мелких графских служащих.

Учитель: Как автор описывает пана Тыбурция?

Ученик: В первой главе автор подробно описывает «наружность пана Тыбурция»: «Роста он был высокого, крупные черты лица были грубо-выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперед нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились вместе с лукавством острая проницательность, энергия и ум». Мальчик чувствовал постоянную глубокую печаль в душе этого человека.

Учитель: Как Короленко описывает детей Тыбурция в первой главе повести?

Ученик: Валеку было около девяти лет. Он был больше Васи, «худой и тонкий, как тростинка. Маруся, сестра Валека, была худенькая маленькая девочка четырех лет.

Учитель: Ребята, давайте составим план прочитанной нами главы повести:

1.Смерть матери.
      2. Княж-городок.
      3. Замок на острове.
      4. Изгнание жильцов из замка.
      5. Новый приют изгнанников.
      6. Тыбурций Драб.
      7. Дети Тыбурция.

4. Выводы, итоги урока.

Учитель: - Что мы узнали на уроке?

-Что вам понравилось в рассказе?

5. Информирование о домашнем задании.

Учитель: Дома вы должны прочитать со 2 – по 4 главы повести.

6.Комментирование оценок.

Сегодня на уроке активно работали… , они получают оценку «пять». Хорошо дополняли и отвечали на вопросы … , вам ставим оценку «четыре». Урок окончен. Спасибо за совместную работу.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее