Предмет: Русский язык Дата: 9.11.18
Трансдисциплинарная тема: Как устроен мир
Юнит: Природные циклы
Центральная идея: Природные изменения влияют на жизнь всех ее обитателей
Направления исследования:
-смена дня и ночи и времен года
-влияние природных изменений на жизнь растений, животных
-влияние природных изменений на деятельность человека
Профиль учащегося МБ:
Исследующий - учащийся развивает свою естественную любознательность, приобретая необходимые навыки для проведения исследования и проявления самостоятельности в обучении. Ему очень нравится учиться, и эта любовь к учебе будет сохраняться на протяжении всей их жизни.
Ключевые концепции: связь, изменение
Родственные концепции: система, взаимозависимость
Навыки:
Исследовательские навыки: наблюдение - использует все органы чувств для обнаружения соответствующих деталей. Запись данных - использует подходящие средства для записи информации (рисунки, слова и т.п.)
Мыслительные навыки: анализ - классифицирует объекты и информацию
Коммуникативные навыки: визуальное наблюдение - учится интерпретировать и анализировать визуальные изображения и мультимедиа Выражает свое мнение и идеи, с поддержкой взрослого
Навыки самоорганизации: организация - знает, где брать материалы для работы и куда их возвращать по завершении
Социальные навыки: принятие ответственности - понимает, что каждый член группы должен делиться работой
Отношения: независимость, приверженность
Тема: Ильяс Есенберлин «Осень в городе»
Цель урока: учащиеся узнают о богатстве осенних красок в городе
Задачи:
*Смогут определить время года и суток по описанию и подобрать слова противоположного значения;
*Проанализируют текст, ответят на вопросы, зададут новые вопросы;
*Смогут подтвердить свои предположения,
Запланированная деятельность учителя
I. Вызов
Ребята, какое сейчас время года? 2. А какое время года было перед этим? 3. Какое время года будет после этого? На каждом столе картинка времени года и времени суток.
Приём «Узнайте время суток и года по описанию»
- Скрипит под ногами снег. В бодрящем морозном воздухе кружится сетка из мягких пушистых снежинок. Выглянуло солнце. Под его лучами все заиграло, заискрилось. Вот с вершины старой ели свалилась снеговая шапка. (Зима)
- Осыпались с деревьев листья и мягким толстым слоем укрыли землю. Сквозь голые ветки видны далекие облака. Кружат над болотом журавли. Все чаще идут дожди со снегом, завывает пронизывающий ветер. (Осень)
- Голубеет небо. Солнце слепит глаза. На буграх появились первые проталины. В воздухе запахло талым снегом. Побежали ручейки. На реке стал ломаться лед. Во дворе появились лужи. Днем на солнце звенит частая капель. (Весна)
- Еще утро, но солнце уже палит вовсю. Небо чистое, без единого облачка. Густые кроны деревьев — единственное спасение от жары. Громко, весело распевают птицы. От земляничной поляны исходит невероятный аромат. (Лето)
Вот и вечер наступил. День пришел менять Ночь. Пожелав Дню удачи, Ночь отправилась отдыхать.
День сначала представился Луне и сообщил, что теперь он самый главный. Луна тоже пожелала ему удачи. Стал День всех спать укладывать. Да не тут-то было! Кто хочет спать, а кто и не собирается. Да и не видно ничего. Темно... Страшно ...Лес нужно проверить, а в него войти жутко. Детишек нужно успокоить, а День ни одной сказки не знает, и колыбельную петь не умеет. Мошкара мешает, комары зудят. День так умаялся, что даже не заметил красоты звездного неба и, не дождавшись рассвета, уснул. (Ночь)
Разбудив всех и вся, Ночь с любопытством разглядывала мир Дня, думая,
- Повезло Дню, в такой красоте работает.
В лучах Солнца все было необыкновенным: и пение птиц и жужжание жуков, даже шум был совсем другой, чем ночью.
Все кругом шевелилось, летало, прыгало, ползало, пело, стрекотало...В городах суетились люди, мелькал транспорт. Самыми интересными были дети: днем они так задорно смеялись и весело играли... Ночи понравилось все. (День)
Ф/Оценивание: словесная похвала, три хлопка, смайлики, закладки.
Работа в группах
В разное время года в природе устанавливается разная погода. А какая вообще бывает погода? Скажите, используя только слова, отвечающие на вопрос «какая?». (Ответы детей: например, сырая, влажная, пасмурная, облачная, солнечная, морозная, дождливая, чудесная, жаркая, тихая, отвратительная, тоскливая, мерзопакостная.)
А теперь посмотрите на таблицу. К словам левого столбика подберите слова с противоположным значением из правого столбика.
СЛЯКОТНАЯ | ЯСНАЯ |
ХОЛОДНАЯ | ОБМАНЧИВАЯ |
ХМУРАЯ | ТЕПЛАЯ |
ЧУДЕСНАЯ | ТИХАЯ |
ВЕТРЕНАЯ | СУХАЯ |
УСТОЙЧИВАЯ | ОТВРАТИТЕЛЬНАЯ |
Ответ. Слякотная-сухая, холодная-теплая, хмурая-ясная, чудесная-отвратительная, ветреная-тихая, устойчивая-обманчивая.
Ф/Оценивание: словесная похвала, три хлопка, смайлики, закладки.
Сегодня мы прочитаем воспоминания писателя Ильяса Есенберлина о богатстве осенних красок в городе. Она прекрасна, когда видишь красные, словно солнышко, яблоки в садах и на прилавков магазинов, когда вдыхаешь запах свежего сена, когда радует глаз обилие фруктов и овощей на базарах.
II. Осмысление
Слово о писателе. Ильяс Есенберлин (1915-1983) – выдающийся казахский писатель, Республики Казахстан. Родился он в городе Атбасаре. Рано остался без родителей. После учебы и воспитания в детском доме поступил учиться в Алмаатинский горно-металлургический институт по специальности «горный инженер».
*Стратегия «ЖИГСО» Каждая группа получает одинаковое задание: прочитать текст, отвечают на вопросы учителя составляют свои вопросы по ромашке Блума, направленные на понимание сущности текста.
Чтение и анализ рассказа «Осень в городе»
Осень в городе
Красив город у подножия Алатау ранней осенью!
Стройные тополя неподвижны в безмолвном небе. Их бесконечные золотые аллеи уходят в горы. Тихо осыпаются красные лапчатые листья с клёнов и крупные лимонные листья берёз. На улицах то и дело раздаётся резкий сухой треск. Это могучие дубы разбрасывают созревшие жёлуди разлетаются во все стороны, падают на мостовые и тротуары.
Яблоневые сады похожи на красные облака. Цветочные газоны и клумбы переполнены разноцветным блеском. Толстые ковры опавших листьев в парках скрадывают шаги и звуки. Мягко бормочут арыки. Горная вода в них прозрачна и холодна. Нередко по арыкам перекатывается и несётся краснощёкое яблоко.
Весело и многолюдно на рынке. На лотках и на столах груды яблок, груш, абрикосов, слив, красные пирамиды помидоров, моркови, жгучего перца, свёклы и картофеля. На земле возвышаются горы арбузов, тугие кочаны капусты, фиолетовые баклажаны. Зелёные огурцы излучают тепло, разрезанные дыни сочатся мёдом.
В воздухе стоят тонкие запахи апорта, чёрного перца, мяты, петрушки, еле уловимый аромат дынь. К ним примешиваются терпкие запахи брынзы, кумыса, курта, жареных шашлыков, дунганской лапши, бешбармака.
На огромной площади рынка переливается, шумит, волнуется пёстрая толпа. Казахи, русские, корейцы, чеченцы. Бешметы и тюбетейки, вышитые рубашки и косоворотки, цветастые платья и халаты создают впечатление многокрасочной живой карусели.
(По И. Есенберлину)
*Ильяс Есенберлин использует разнообразные художественные средства для передачи величия и гармонии окружающей природы, рисует живые картины осени. Это и стройные неподвижные тополя, и золотые аллеи, уходящие в горы, и красные листья клена, и лимонные листья берез, и яблоневые сады, похожие на красные облака.
*Как вы думаете, в каком городе наступила осень?
*Какими красками рисует писатель листья деревьев?
*Какой литературный прием использует автор? (Перенос живого на неживое. Наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека. Этот прием называется олицетворение. Найдите эти литературные приемы в рассказе И. Есенберлина «Осень в городе». ( По цветам распределите приёмы)
Обратите внимание на текст, какой он у вас стал. (разноцветный, пёстрый), с каким временем года мы свяжем? Рассуждения детей.
Учащиеся задают свои вопросы по ромашке Блума. (Каждой группе раздаётся лист ромашки по цвету). Цвет влияет на уровень способности учащихся.
Вопросы по ромашке Блума
1 |
|
2 |
|
III Рефлексия
Приём: Правда ли, что... (Да, нет)
• Зима приходит вслед за осенью? (Да)
• Весна соседствует с зимой и летом? (Да)
• Сначала наступает зима, а затем осень? (Нет)
• За весной следует лето? (Да)
• Лето никогда не встречается с зимой? (Да)
• После осени наступит лето? (Нет)
• Осень уступает дорогу зиме? (Да)
• На смену зиме спешит лето? (Нет)
Оценивание групп по чек - листу
критерии | Да | Нет |
Узнали время суток и года по описанию |
|
|
Подобрали слова с противоположным значением |
|
|
Читали внимательно текст все, ответили на вопросы |
|
|
Составляли вопросы все |
|
|
Нашли в тексте литературные приёмы |
|
|
Работает вся группа, соблюдаются правила работы в группе |
|
|
Ресурсы: на столах правила работы в группах, рисунки, тексты, карточки с заданием, листья, таймер, таблицы.