«Зимний фестиваль знаний 2025»

Урок литературы для 5 класса "Трудный путь к добру"по сказке К.Г.Паустовского"Теплый хлеб "

На примере сказки Паустовского "Теплый хлеб" К.Г.Паустовского показать учащимся.что счастье человека в доброте,добрых поступках,взаимной выручке

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Открытый урок «Теплый хлеб»



  • 1.Тема урока

  • Сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения М. Багдановой:

Есть ценности, которым нет цены:
Клочок бумаги с пушкинским рисунком,
Учебник первый в первой школьной сумке
И письма не вернувшихся с войны.

Есть ценности – самих себя ценней.
Вот хлеб. Бросать его негоже.

Что хлеба может быть дороже?
Что по сравненью с ним – дары царей?



Каждый день перед нами на столе лежит хлеб. Мы привыкли к нему. Хлеб нам необходим, как воздух.

Каким бывает хлеб? Подберите к главному слову зависимые - составьте словосочетания с типом связи согласованием.

(Белый хлеб, вкусный хлеб, мягкий хлеб, горячий хлеб, тёплый хлеб).



Какое из словосочетаний является названием сказки К. Г. Паустовского, которое вы прочитали дома?


2. Впечатление о сказке. Что особенно понравилось? Заинтересовало?

3. Эпиграф

4. Цель . Какую цель поставите перед собой?

5. Биография Паустовского . . Рассказ о жизни писателя.

6. Смысл названия сказки

  • Почему сказка называется «Теплый хлеб»?

  • - Итак, в чем смысл названия сказки?
    Эту сказку Паустовский называет «Теплый хлеб» не случайно. Теплый – значит добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, - это своего рода искупление вины мальчика.

  • Можно ли ей дать другое название? Какое и почему?

  • Объясните смысл «теплый»?.(работа по словарю Ожегова)

  • А какие значения подходят нашей сказке?

  • Какой антоним употребляет автор к слову «теплый»?

  • СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Назовите главных героев сказки?

  • Портрет героев на магнитной доске

8. Работа по тексту

  • Как начинается сказка?

  • Расскажите историю коня?

  • Почему именно Панкрат стал ухаживать за ним?

  • Кто такой Панкрат?

  • Как относились жители деревни к коню?(текст)Они отдавали ему все, обделяя себя. даже сладкую морковку, которой можно было накормить детей

  • Какими были отношения людей и коня?

  • Что сплачивало людей?

Почему Фильку прозвали «да ну тебя»?(Филька никого не любит, он показал е свою черствую душу) - Знаете ли вы, каково полное имя Фильки? Ведь такая форма употребляется только в простонародной речи. (Филипп)

- Известно ли вам, что Филипп произошло от греческого «любящий лошадей»?

- Предположите, с какой целью Паустовский в своей сказке именно этим именем называет героя? (Он заранее предполагал хороший финал)

Перескажите эпизод, как Филька обидел коня.

Какой ещё проступок совершил Филька?

  • Он бросил хлеб на землю. Удар хлеба о землю есть оскорбление того, что выращено этой землей

  • Каким мы увидели Фильку в сцене с раненым конем?

  • Случайно ли сразу после бесчеловечного поступка Фильки завыл ветер?(Смена погоды говорит об отношении мальчика к коню. Холод, стужа, мороз. мальчик совершил зло)

  • Когда Филька понял, что совершил плохой поступок?

  • Какую историю рассказала бабка?(ЛЕГЕНДА)

  • Как вы думаете, какие чувства испытал мальчик, когда слушал рассказ?

  • О чем он думал? Как вел себя Филька?(Он сравнивал себя с злым мужиком, который бросил хлеб)

  • А почему бабушка не остановила внука?(Она сказала надеяться надо. Значит бабушка поверила внуку. а самое главное поймет что только добрые поступки могут искупить зло)

9. Как вы думаете, чем хотел поделиться Паустовский, написав эту сказку?

10 . Почти конец ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Каким стал ФИЛЬКА?

Как герой помирился с раненым конем?

  • Ребята, а похож Филька на вас или нет? Почему?

  • А в жизни вы совершали ошибки? Трудно было исправить их? Кто же вам помогал в этом?

  • Можно у Фильки чему — либо научиться? Чему?

Да, вы правы, ребята. Не всегда в жизни мы совершаем только добрые поступки, но к этому мы с вами, конечно, должны стремиться. И сейчас я хочу показать вам притчу.

  1. 11. Притча о двух волках. Обсуждение .

- Как вы думаете, какого волка проще вскормить: который представляет добро или зло? (Предположу ответ, что зло вскормить проще) Злой поступок не красит человека, а какое он оказывает влияние? Могу ли я сделать вывод, что, совершив злой поступок, человек «низко падает». -

Какой волк все же победил в Фильке? Сложен ли был его путь? Какие ступени на пути своего духовного роста преодолел Филька? Давайте вместе проследим его путь.

Прямоугольник 1Злодеяние           осознание        раскаяние       преодоление        искупление  благодарность


Евгений Евтушенко сказал:

Берегите эти земли, эти воды.

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя

Как вы думаете ,чтобы другие люди чувствовали ваше тепло,что должно исходить от вас?- выведем формулу доброты: ПОСТУПКИ+СЛОВА= ДОБРОТА

12. Портрет доброты.

13. Стихотворение ДАША

Немало встречается злого

В любой человечьей судьбе.

А скажут лишь доброе слово –

И легче на сердце тебе.

Но доброе слово такое

Не каждый умеет найти,

Чтоб справиться другу с тоскою,

Невзгоды осилить в пути.

Нет доброго слова дороже,

Заветного слова того,

Но редко, друзья мои, все же

Мы вслух произносим его.

14. Волшебный ларец добрых дел У толстого Л.Н.есть выражение"Чтобы поверить в добро ,надо начать его делать"

(теплота согревает сердце, вот и холодное сердце Фильки оттаяло. Главное Филька понял. что только добро делает человека счастливым. Филька прошел трудный путь .Дорога была непростой, Он смог осознать свою ошибку

Мы рассмотрели дорогу добра, которую прошел Филька)

У меня есть волшебный ларец, который в течение недели вы сможете наполнить добрыми делами. Если вы, или ваш друг, знакомый, одноклассник совершил добрый поступок, то необходимо написать о нем, и листочек опустить в этот волшебный ларец.

15. Домашнее задание

16 Рефлексия

Я благодарю вас за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

У вас на столах лежат пустые листочки в виде мыслей, подводя итог нашему уроку вам необходимо написать напутствие (совет) нашему герою Фильке и прикрепить к доске. Буквально пару предложений

Спасибо за урок.

Закончить сегодняшний разговор я хочу стихотворением Л. Татьяничевой.

Достаётся недёшево

Счастье трудных дорог.

Что ты сделал хорошего?

Чем ты людям помог?

Этой мерой измерятся

Все земные труды.

Может, вырастил деревце

На земле Кулунды?

Может, строишь ракету?

Гидростанцию?

Дом?

Согреваешь планету

Добрым мирным теплом?

Иль под снежной порошею

Жизнь спасаешь кому?

Делать людям хорошее-

Хорошеть самому.





 

 


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее