Базаров и Кирсановы
Урок литературы в 10 классе
Тема: И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Е.Базаров братья Кирсановы. Сравнительная характеристика.
Цели:
Обобщить и систематизировать знание ключевых эпизодов романа, выявить суть идейных разногласий П.П. Кирсанова и Е.Базарова.
Задачи:
Образовательные: формировать внимательное отношение к художественной детали и ее роли в идейно-образной структуре произведения, умение выявлять понимание учащимися внутреннего мира героев, особенности сложных взаимосвязей персонажей, интерпретировать, анализировать текст.
Развивающие: развивать речевую культуру учащихся и умение работать вдумчиво с текстом, умение выделять главное, формулировать выводы. Развивать воображение, память, внимание, интеллектуальные и творческие способности детей. Формировать умение вступать в диалог, прислушиваясь к мнению товарищей, работать индивидуально.
Воспитательные: воспитывать любовь к литературе, к чтению через создание ситуаций успеха. Формировать умение преодолевать трудности, культуру совместной деятельности.
Тип урока: урок развития речи.
Технологии: системно-деятельностный подход, технология «критического мышлении».
Формы работы учащихся: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, презентация, текст романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», раздаточный материал.
Ход урока:
1.Вступительное слово учителя
Мы продолжаем работу над романом И.С. Тургенева «Отцы и дети».
2.Целеполагание.
- Сформулируйте цели и задачи урока (выявить суть идейных разногласий героев)
- А теперь запишите у себя на листочках личные задачи.
(учащиеся записывают)
Личная задача ученика
|
На начало урока
| В конце урока: Удалось ли на уроке выполнить задуманное? |
Что я хочу понять сегодня на уроке? |
|
|
Чему хочу научиться на уроке? |
|
|
Вызов
Учитель: Как мы знаем, на протяжении всего романа в конфликт вступают П.П. Кирсанов и Е.Базаров. Кто они? Антиподы? Антагонисты? Или, может быть, двойники? - вот вопрос, ответ на который мы получим, рассматривая более подробно этих героев.
Но сначала разберем понятия.
Словарная работа.
Антипод - человек, противоположный кому-нибудь по убеждениям, свойствам, вкусам (Толковый словарь С.И.Ожегова)
Антагонист - непримиримый противник.
Двойник - человек, имеющий сходство с другим.
Осмысление.
1. Сообщения учащихся и их обсуждение: биографии Николая Петровича и Павла Петровича. Комментарий учителя с обращением внимания на мастерство Тургенева-портретиста, роль детали в создании образов и тот факт, что биографии Кирсановых – это биография поколения отцов. Судьбы братьев разные, но общее в них – подчинение событиям и традициям, следование принципам своей эпохи. Оно зависит от меня», - говорит Базаров.
2. Биография главного героя..
«Всякий человек сам себя воспитать должен…А что касается времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня», - говорит Базаров.
Заслушивание домашних индивидуальных или групповых заданий.
Беседа по вопросам:
- Почему Тургенев не выделили биографию Базарова в отдельную главу, как биографии Кирсановых?
- Имеют ли традиции власть над Базаровым? Зависит ли он от времени?
Сравнительная характеристика Е.Базарова и П.П.Кирсанова
| П.П.Кирсанов | Е.Базаров |
Происхождение, социальная принадлежность |
|
|
Портрет |
|
|
Речь |
|
|
Философские, общественно-политические взгляды, нравственная позиция |
|
|
Отношение к любви |
|
|
Образ жизни, интересы |
|
|
Отношение друг к другу |
|
|
У каждого из вас на столе лежит распечатка таблицы, куда вы будете заносить результаты своих наблюдений.
Как вы уже знаете, в романе 28 глав, и только в двух из них не появляется Е.Базаров: в 1-ой он еще не приехал, а в последней - уже умер.
- Так кто же он - Е.Базаров? Какова его социальная принадлежность, происхождение?
- Базаров с гордостью заявлял: «Мой дед землю пахал». Но почему же он с таким пренебрежением говорит о другом своем деде, отце матери: «Черт его знает. Секунд-майор какой-то. При Суворове служил и все рассказывал о переходе через Альпы. Врал, должно быть»? Наверно, потому, что Базаров отвергает праздную жизнь дворян, уходящий с исторической арены класс. Или оттого, что при его самолюбии, бездна которого открывается и Павлу Петровичу, и Одинцовой, и Аркадию, он считает, что лучше быть полноценным мужиком, чем захудалым дворянином. Может, поэтому он вступает в непримиримый спор с Павлом Петровичем.
- Вспомните, кто такой П.П. Кирсанов по происхождению и социальной принадлежности?
- А наложило ли социальное положение отпечаток на внешний облик этих персонажей? Зачитайте портретные характеристики Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова.
- Как портрет помогает представить этих героев?
- Каковы образ жизни и интересы этих персонажей?
- Изменилась ли жизнь Павла Петровича с появлением Е.Базарова?
- А Базаров? Испытывает ли он воздействие Павла Петровича?
_ Подумайте, могли ли эти персонажи сосуществовать под одной крышей в мире и согласии? Почему?
3. Роль диалога в создании психологических характеристик героев. Беседа.
- Значение 6 и 9 глав романа.
- Отношение героев к аристократии, молодежи, науке, существующему строю, народу.
-Убеждают ли спорящие друг друга?
- Всегда ли точка зрения Базарова является более убедительной? Свои суждения.
- Кто одержал победу в споре?
- В чем своеобразие языка спорящих?
- Как ведут себя Николай Петрович и Аркадий во время этого спора?
Инсценирование. (конец 5 и вся 6 глава)
А теперь посмотрите, с чего начинается столкновение Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова и подумайте, какими представлены герои в этой сцене?
После инсценирования.
- Что нового добавляет этот эпизод в характеристику персонажей? Сравните инсценирование с текстом. Смогли ли ребята передать мысль автора?
- Как ведут себя персонажи в споре? Почему Базаров так спокоен, а Кирсанов кипятится?
- Что делает их непримиримыми врагами?
Рефлексия
- А сейчас посмотрим, насколько внимательны вы были на уроке. У каждого из вас лежит
листочек с заданием. Определите, кому принадлежит каждое суждение.
Тест на знание текста.
Тема спора | Цитата | Кому принадлежит (П.П. или Е.Б.) |
О дворянстве, аристократизме | Я уважаю аристократов… аристократизм – принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди | П.П |
О русском народе | Русский народ – патриархальный, свято ценит предания, не может жить без религии. | П.П. |
Об искусстве, природе, любви | Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта!
Рафаэль гроша ломаного не стоит, да и они не лучше его.
Природа не храм, а мастерская. И человек в ней работник.
Он еще мучительнее, еще крепче привязывался к этой женщине, в которой… оставалось что-то заветное и недоступное, куда никто не мог проникнуть | Е.Б.
Е.Б.
Е.Б.
П.П. |
Об иностранных словах
| Русскому народу не нужны бесполезные слова типа «либерализм», «прогресс». | Е.Б. |
6.Подведем итоги.
-Прочитайте эти эпитеты и подумайте, кого они характеризуют: одинокий, умный, незаурядный, замкнутый, высокомерный?
- Что объединяет этих персонажей?
- А в чем различие их общественно-политических и философских взглядов?
- Так кто же они: антиподы? Антагонисты или двойники?
- На чьей стороне автор? (отвечает третейский судья)
- О чем заставляет задуматься это произведение?
- Отметьте в листочке, удалось ли на уроке выполнить задуманное. Листочки с тестами и самооценкой сдайте в конце урока.
7.Домашнее задание.
Готовиться к сочинению по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»