«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок литературы "Базаров и Кирсановы"

Урок литературы в 10 классе по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети". Тема: "Базаров и Кирсановы".

В ходе данного урока учащиеся анализируют эпизоды, диалоги Базарова и П. Кирсанова с целью составления их сравнительной характеристики,

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Базаров и Кирсановы

Урок литературы в 10 классе

Тема: И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Е.Базаров братья Кирсановы. Сравнительная характеристика.



Цели:
Обобщить и систематизировать знание ключевых эпизодов романа, выявить суть идейных разногласий П.П. Кирсанова и Е.Базарова.



Задачи: 

Образовательные: формировать внимательное отношение к художественной детали и ее роли в идейно-образной структуре произведения, умение выявлять понимание учащимися внутреннего мира героев, особенности сложных взаимосвязей персонажей, интерпретировать, анализировать текст.

Развивающие: развивать речевую культуру учащихся и умение работать вдумчиво с текстом, умение выделять главное, формулировать выводы. Развивать воображение, память, внимание, интеллектуальные и творческие способности детей. Формировать умение вступать в диалог, прислушиваясь к мнению товарищей, работать индивидуально. 

Воспитательные: воспитывать любовь к литературе, к чтению через создание ситуаций успеха. Формировать умение преодолевать трудности, культуру совместной деятельности.



Тип урока: урок развития речи.

Технологии: системно-деятельностный подход, технология «критического мышлении».

Формы работы учащихся: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, презентация, текст романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», раздаточный материал.



Ход урока:

1.Вступительное слово учителя

Мы продолжаем работу над романом И.С. Тургенева «Отцы и дети».

2.Целеполагание.

- Сформулируйте цели и задачи урока (выявить суть идейных разногласий героев)

- А теперь запишите у себя на листочках личные задачи.

(учащиеся записывают)

Личная задача ученика




На начало урока


В конце урока: Удалось ли на уроке выполнить задуманное?

Что я хочу понять сегодня на уроке?

 


 

Чему хочу научиться на уроке?

 

 



Вызов

Учитель: Как мы знаем, на протяжении всего романа в конфликт вступают П.П. Кирсанов и Е.Базаров. Кто они? Антиподы? Антагонисты? Или, может быть, двойники? - вот вопрос, ответ на который мы получим, рассматривая более подробно этих героев.

Но сначала разберем понятия.



Словарная работа.

Антипод человек, противоположный кому-нибудь по убеждениям, свойствам, вкусам (Толковый словарь С.И.Ожегова)

Антагонист - непримиримый противник.

Двойник - человек, имеющий сходство с другим.



Осмысление.

1. Сообщения учащихся и их обсуждение: биографии Николая Петровича и Павла Петровича. Комментарий учителя с обращением внимания на мастерство Тургенева-портретиста, роль детали в создании образов и тот факт, что биографии Кирсановых – это биография поколения отцов. Судьбы братьев разные, но общее в них – подчинение событиям и традициям, следование принципам своей эпохи. Оно зависит от меня», - говорит Базаров.

2. Биография главного героя..

«Всякий человек сам себя воспитать должен…А что касается времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня», - говорит Базаров.

  1. Заслушивание домашних индивидуальных или групповых заданий.

  2. Беседа по вопросам:

- Почему Тургенев не выделили биографию Базарова в отдельную главу, как биографии Кирсановых?

- Имеют ли традиции власть над Базаровым? Зависит ли он от времени?

Сравнительная характеристика Е.Базарова и П.П.Кирсанова


П.П.Кирсанов

Е.Базаров

Происхождение, социальная принадлежность





Портрет





Речь





Философские, общественно-политические взгляды, нравственная позиция







Отношение к любви





Образ жизни, интересы





Отношение друг к другу







У каждого из вас на столе лежит распечатка таблицы, куда вы будете заносить результаты своих наблюдений.

Как вы уже знаете, в романе 28 глав, и только в двух из них не появляется Е.Базаров: в 1-ой он еще не приехал, а в последней - уже умер.

- Так кто же он - Е.Базаров? Какова его социальная принадлежность, происхождение?

- Базаров с гордостью заявлял: «Мой дед землю пахал». Но почему же он с таким пренебрежением говорит о другом своем деде, отце матери: «Черт его знает. Секунд-майор какой-то. При Суворове служил и все рассказывал о переходе через Альпы. Врал, должно быть»? Наверно, потому, что Базаров отвергает праздную жизнь дворян, уходящий с исторической арены класс. Или оттого, что при его самолюбии, бездна которого открывается и Павлу Петровичу, и Одинцовой, и Аркадию, он считает, что лучше быть полноценным мужиком, чем захудалым дворянином. Может, поэтому он вступает в непримиримый спор с Павлом Петровичем.

- Вспомните, кто такой П.П. Кирсанов по происхождению и социальной принадлежности?

- А наложило ли социальное положение отпечаток на внешний облик этих персонажей? Зачитайте портретные характеристики Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова.

- Как портрет помогает представить этих героев?

- Каковы образ жизни и интересы этих персонажей?

- Изменилась ли жизнь Павла Петровича с появлением Е.Базарова?

- А Базаров? Испытывает ли он воздействие Павла Петровича?

_ Подумайте, могли ли эти персонажи сосуществовать под одной крышей в мире и согласии? Почему?

3. Роль диалога в создании психологических характеристик героев. Беседа.

- Значение 6 и 9 глав романа.

- Отношение героев к аристократии, молодежи, науке, существующему строю, народу.

-Убеждают ли спорящие друг друга?

- Всегда ли точка зрения Базарова является более убедительной? Свои суждения.

- Кто одержал победу в споре?

- В чем своеобразие языка спорящих?

- Как ведут себя Николай Петрович и Аркадий во время этого спора?



Инсценирование. (конец 5 и вся 6 глава)

А теперь посмотрите, с чего начинается столкновение Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова и подумайте, какими представлены герои в этой сцене?

После инсценирования.

- Что нового добавляет этот эпизод в характеристику персонажей? Сравните инсценирование с текстом. Смогли ли ребята передать мысль автора?

- Как ведут себя персонажи в споре? Почему Базаров так спокоен, а Кирсанов кипятится?

- Что делает их непримиримыми врагами?



Рефлексия

- А сейчас посмотрим, насколько внимательны вы были на уроке. У каждого из вас лежит

листочек с заданием. Определите, кому принадлежит каждое суждение.

Тест на знание текста.



Тема спора

Цитата

Кому принадлежит

(П.П. или Е.Б.)

О дворянстве,

аристократизме

Я уважаю аристократов… аристократизм – принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди

П.П

О русском народе

Русский народ – патриархальный, свято ценит предания, не может жить без религии.

П.П.

Об искусстве, природе, любви

Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта!



Рафаэль гроша ломаного не стоит, да и они не лучше его.



Природа не храм, а мастерская. И человек в ней работник.



Он еще мучительнее, еще крепче привязывался к этой женщине, в которой… оставалось что-то заветное и недоступное, куда никто не мог проникнуть

Е.Б.





Е.Б.



Е.Б.







П.П.

Об иностранных словах


Русскому народу не нужны бесполезные слова типа «либерализм», «прогресс».

Е.Б.



6.Подведем итоги.

-Прочитайте эти эпитеты и подумайте, кого они характеризуют: одинокий, умный, незаурядный, замкнутый, высокомерный?

- Что объединяет этих персонажей?

- А в чем различие их общественно-политических и философских взглядов?

- Так кто же они: антиподы? Антагонисты или двойники?

- На чьей стороне автор? (отвечает третейский судья)

- О чем заставляет задуматься это произведение?

- Отметьте в листочке, удалось ли на уроке выполнить задуманное. Листочки с тестами и самооценкой сдайте в конце урока.



7.Домашнее задание.

Готовиться к сочинению по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее