Тема урока: «Уроки выживания»
(по рассказу В.П.Астафьева « Васюткино озеро»).
Эпиграф урока: «Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять». Микаэл Лазаревич Налбандян
Цель урока: на примере литературного героя из рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» учить ребят выходить из сложной жизненной ситуации.
Задачи урока:
Обучающие:
познакомить учащихся с биографией В.П. Астафьева (кратко), пробудить интерес к его личности; продолжить работу по обучению аналитическому пересказу и аналитическому комментарию художественного текста, отработку навыков самостоятельной работы с текстом, работу над характеристикой литературного героя.
Развивающие:
совершенствовать речевые умения: пересказ художественного произведения, выразительное чтение отрывков; развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном.
Воспитательные:
помочь учащимся задуматься, как человеку выйти из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью вызвать у учащихся эмоциональный отклик на прочитанное.
Тип урока: практическая работа
Форма деятельности: индивидуальная и групповая
Оборудование:
- Коровина, В. Я. Литература. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электронном носителе : 2 ч. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. - М. : Просвещение, 2013.
-Мультимедийный проектор, экран, презентация,
- конверты с заданиями.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
- стремление человека к познанию окружающего мира на основе опыта, накопленного многими поколениями;
- осознание значения семьи в жизни человека;
- становление личности человека;
- цельность характера, отвага, закалённость в борьбе за жизнь;
- нерасторжимое чувство единства природы и человека.
МетапредметныеУУД:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение, формулировать, аргументировать своё мнение;
- формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Предметные УУД:
- умение анализировать литературное произведение, характеризовать его героев, понимать и формировать тему и идею;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- умение пересказывать отрывки, отвечать на вопросы по прочитанному тексту.
Виды деятельности:
- поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы;
- продуктивная творческая: художественный пересказ от лица героя; создание памятки по выживанию в лесу;
- репродуктивная: осмысление сюжета произведения, характеров, выборочный краткий пересказ;
- исследовательская: анализ текста рассказа, анализ образа.
Ход урока
I. Организационный момент
Добрый день, ребята. Перед началом урока хочу пожелать, чтобы вы на уроке помогали друг другу, открыли для себя что-то новое и интересное, а самое главное, чтобы хорошее настроение всегда присутствовало на нашем уроке.
II. Актуализация знаний, побуждение интереса к теме
2. Прочитайте отрывок из рассказа, вставляя недостающие слова.
«Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное ______?______. Ещё бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего________?_________ озеро, названное в его
______?________.»
(Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное Васютке. Ещё бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки – озеро, названное его именем!)
- Кому принадлежат эти слова? (В.П.Астафьеву)
- О каком герое идет речь?
(Васютке из рассказа В.П. Астфьева «Васюткино озеро»)
Послушайте, ребята, внимательно отрывок из текста и определите, о чем идет речь. (о тайге)
Чтение отрывка учеником. Откройте учебник на с. 136
«… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным, темным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, все ближе прижимаясь к вершинам леса. Облака над головой были редкие, но чем дальше смотрел Васютка, тем они делались гуще, и наконец голубые проемы исчезли совсем. Облака спрессованной ватой ложились на ….и она растворялась в них».
- Целый образ тайги вырастает перед нами. Какими эпитетами характеризует автор образ тайги? ( Молчаливая, равнодушная, огромная, темная) С чем сравнивается? (тайга - море, облака - вата)
Вывод: Значит, помощью эпитетов и сравнений автор создает величественный, огромный, темный образ тайги.
- Действительно, это тайга.
- Почему так доступно В.П. Астафьев смог рассказать о тайге? (рассказ автобиографичен)
-Вспомним, почему Васютка оказался один в тайге? (фишбоун, составленный на прошлом уроке)
III. Определение темы урока
На доске запись « Тайга wt x b л k и п g b к f и mx х не любит»
- Вся запись непонятна нам. Почему? Вычеркните буквы английского алфавита и прочитайте тему.
Хлипких
- Что обозначает это слово? Вот проблема.
- Как вы понимаете слово «хлипкий»? ( слабый, тщедушный)
Словарная работа
Хлипкий- 1. Ломкий, некрепкий// перен. Слабый, хилый.
2. Неустойчивый, шаткий// перен. Не имеющий воли, характер; слабый, нестойкий
- Можно ли сказать, что Васютка хлипкий и слабый мальчик? Докажите. Примеры из текста
Вывод: Васютка сумел собраться, выжить в трудной ситуации
-Можем ли мы оказаться в такой же ситуации, как Васютка?
- Если внимательно прочитать рассказ, можем ли мы какие-то уроки для себя взять?
- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (Как остаться сильным в трудной ситуации)
-Можем ли мы тогда назвать наш урок «уроком выживания»? (записывают тему урока)
На доске: «Уроки ….»
- Хочу предложить Вам просмотреть видеофильм. (Просмотр видеофильма «Леса тайги»)
IV Работа по содержанию
- Почему тайга не любит хлипких? (Потому что законы тайги суровы. Хлипкий значит слабый, следовательно, тайга любит сильных).
- Какие законы тайги соблюдал Васютка ?
«От затесей далеко не отходи – сгинешь».
«Таков старинный порядок: идёшь в лес — бери еду, бери спички»
Надо беречь патроны
«Тайга хлипких не любит!»
-Какие тайны тайги знал Васютка?
Кедровка – птица полезная. Она разносит по тайге семена кедра.
Глухаря берут с собакой.
Заполярная тайга не страшна зверьми.
Лиственный лес обычно тянется по берегам реки.
Трава растёт обычно возле больших водоёмов.
Если озеро проточное, и из него вытекает речка, она приведёт к Енисею.
Эхо. Гудок всегда откликается на ближнем водоёме.
У костра заблудившегося скорей заметят.
С какой стороны у дерева ветвей больше – там юг.
Кровянистое небо – завтра ветер будет.
Вызвездило – к холоду
- Тайга имеет огромное пространство. Она величественна и похожа на океан. А Васютка маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной. Хоть Васютка был маленьким, все-таки он оказался «властелином» природы, так как он выжил в тайге, оказавшись в экстремальной ситуации. Он не поддался панике, не испугался. Автор противопоставляет эти два образа… (прием противопоставления)
- Можем ли мы сказать, что этот случай стал для него уроком?
- Поднимите руки те, кто считает, что тайны природы, которые вы сегодня узнали, пригодятся и нам в жизни.
- Можно ли сказать, что Васютка был один в тайге? А тайга в этом рассказе друг или враг?
Учитель: Васютке в тайге встречалось множество разных животных и растений.
- С какими птицами встречался в тайге Васютка?
(На своем пути мальчик встречался с кедровкой, белкой, глухарем, утками и гусями)
V. Головоломка.
-Вспомните, каких птиц встречает Васютка в тайге. Мы сейчас сделаем объёмную фигурку птицы (рис.).
– Какая птица получилась? (утка)
-Как утка помогла Васютке понять, что озеро проточное? «Утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное».
- В чём увидел мальчик своё спасение?
В озере. «Утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное».
- Что удивило Васютку, когда он глядел в озеро?
Много рыбы. «В озере – белая рыба!» (Сиг, чир, пелядь)
- Какое чувство охватило Васютку при встрече с рекой после четырёх дней скитания по тайге?
Чувство радости, восторга. Докажите словами текста. Стр.142.
- Обратимся к кульминации. Что предпринял Васютка для своего спасения, увидев рыбосборочный бот? (ответы детей)
- Обратимся к эпиграфу урока: «Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять».
-Почему тайга стала для Васютки открытой книгой?
-Что помогло Васютке познать законы природы? (ум, смекалка, находчивость, наблюдательность)
- Какое чувство вызывает у нас Васютка? (Чувство уважения, восхищения, помнит советы взрослых, знает все таежные законы, законы жизни. 13- летний мальчик понял, что ему надеяться не на кого- далеко ушел в тайгу. И выживет ли он, выберется из тайги - зависит только от него. Он много думает, взвешивает, анализирует, старается выбраться из тайги осознанно)
- Почему отражение в Енисее удивило Васютку?
- Какие изменения с ним произошли? (Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за 5 неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя).
- Ребята, перед вами места, где пришлось проходить Васютке. Соотнесите их с названиями в зависимости от состояния Васютки
ЛЕС УСПЕХА
ПОЛЯНА ОТЧАЯНЬЯ
ТРОПИНКА НАДЕЖДЫ
ОЗЕРО СТРАХА
БЕРЕГ УВЕРЕННОСТИ
Вывод: из любого трудного положения есть выход
- Ребята, в этой ситуации может оказаться любой, что практического и ценного мы можем взять из опыта Васютки? Что можем взять для себя?
Для этого проведем групповую работу.
VI. Закрепление материала. Работа в группах
I. Составление памяток
1 группа составляет памятку «Если ты заблудился в лесу»
Прекратить бесполезное движение
Осмотреть место
Подготовить место для ночлега
Не паниковать
Разжечь костер
Спокойно ожидать спасателей, родителей
Вывод: В экстремальных ситуациях не терять самообладания, не паниковать…
2 группа составляет памятку «Как приготовить охотничье блюдо из глухаря»
Приготовить дрова
Развести костер
Ощипать и распотрошить глухаря
Отодвинуть костер
На горячем месте выкопать ямку
Положить туда птицу
Плотно закрыть мхом
Присыпать горячей землей, золой, углями
Сверху положить пылающие головни и подбросить дрова
Через час раскопать- готово охотничье блюдо
Вывод: Умение прокормить себя в таких ситуациях- это очень важно. Нужно сохранить силы, чтобы продолжить дальнейшую борьбу.
3 группа составляет памятку «Советы идущему в лес»
Продумай тщательно маршрут.
Возьми компас, спички, хлеб.
Оденься потеплее.
Предупреди взрослых.
Умей ориентироваться на местности.
VII. Подведение итогов
Слово учителя. Природа не только мудрый наставник, учитель, друг, но и судья. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться, указывает человеку верный путь. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы. Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.
VIII. Рефлексия.
-Если вам было интересно на уроке и вы для себя уяснили что-то важное – оставьте зеленый кружок
-Если вы испытывали некоторые трудности во время урока- синий
-Если вам было скучно и вы никакой урок для себя не вынесли,- красный
IX. Оценивание учащихся
X. Задание на дом:
Заключительное слово учителя
Зарубки на сердце
Уроки мужества, уроки доброты
Ты в сердце сохранишь навеки,
И озеро, как символ чистоты,
Тебе откроется пусть на изломе лета.
Увидишь в струях чистого ручья
Природы первозданной отраженье,
И собственная грешная душа
Почувствует истоки очищенья.
Вольется в сердце неба синева,
И звезд на небе тихое мерцание,
И щебет птиц, и росная трава –
Васюткиного озера сияние!
- О каких зарубках идет речь в стихотворении?
Затеси – это зарубки на деревьях, указывающие путь людям. Читая произведение, мы тоже оставляем в душе какие-то впечатления, зарубки на сердце, постигаем тайну произведения. Вам предлагается написать сочинение-миниатюру на тему: «Над чем заставляет поразмышлять рассказ В.Астафьева «Васюткино озеро»?
- Спасибо, ребята, за урок! Все молодцы.