«Осенний фестиваль знаний 2024»

Урок литературы.5 класс. Уроки выживания.

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ. БЕСЕДА.РАССУЖДЕНИЕ

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема урока: «Уроки выживания»

(по рассказу В.П.Астафьева « Васюткино озеро»).

Эпиграф урока: «Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять». Микаэл Лазаревич Налбандян



Цель урока: на примере литературного героя из рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» учить ребят выходить из сложной жизненной ситуации.


Задачи урока:

Обучающие:

познакомить учащихся с биографией В.П. Астафьева (кратко), пробудить интерес к его личности; продолжить работу по обучению аналитическому пересказу и аналитическому комментарию художественного текста, отработку навыков самостоятельной работы с текстом, работу над характеристикой литературного героя.

Развивающие:

совершенствовать речевые умения: пересказ художественного произведения, выразительное чтение отрывков; развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном.

Воспитательные:

помочь учащимся задуматься, как человеку выйти из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью вызвать у учащихся эмоциональный отклик на прочитанное.


Тип урока: практическая работа

Форма деятельности: индивидуальная и групповая

Оборудование:

- Коровина, В. Я. Литература. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электронном носителе : 2 ч. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. - М. : Просвеще­ние, 2013.

-Мультимедийный проектор, экран, презентация,

- конверты с заданиями.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

- стремление человека к познанию окружающего мира на основе опыта, накопленного многими поколениями;

- осознание значения семьи в жизни человека;

- становление личности человека;

- цельность характера, отвага, закалённость в борьбе за жизнь;

- нерасторжимое чувство единства природы и человека.

МетапредметныеУУД:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение, формулировать, аргументировать своё мнение;

- формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Предметные УУД:

- умение анализировать литературное произведение, характеризовать его героев, понимать и формировать тему и идею;

- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

- умение пересказывать отрывки, отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

Виды деятельности:

- поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы;

- продуктивная творческая: художественный пересказ от лица героя; создание памятки по выживанию в лесу;

- репродуктивная: осмысление сюжета произведения, характеров, выборочный краткий пересказ;

- исследовательская: анализ текста рассказа, анализ образа.


Ход урока

I. Организационный момент

Добрый день, ребята. Перед началом урока хочу пожелать, чтобы вы на уроке помогали друг другу, открыли для себя что-то новое и интересное, а самое главное, чтобы хорошее настроение всегда присутствовало на нашем уроке.


II. Актуализация знаний, побуждение интереса к теме


2. Прочитайте отрывок из рассказа, вставляя недостающие слова.


«Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное ______?______. Ещё бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего________?_________ озеро, названное в его

______?________.»

(Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное Васютке. Ещё бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки – озеро, названное его именем!)


- Кому принадлежат эти слова? (В.П.Астафьеву)


- О каком герое идет речь?

(Васютке из рассказа В.П. Астфьева «Васюткино озеро»)

Послушайте, ребята, внимательно отрывок из текста и определите, о чем идет речь. (о тайге)

 Чтение отрывка учеником. Откройте учебник на с. 136

«… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным, темным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, все ближе прижимаясь к вершинам леса. Облака над головой были редкие, но чем дальше смотрел Васютка, тем они делались гуще, и наконец голубые проемы исчезли совсем. Облака спрессованной ватой ложились на ….и она растворялась в них».

Целый образ тайги вырастает перед нами. Какими эпитетами характеризует автор образ тайги? ( Молчаливая, равнодушная, огромная, темная) С чем сравнивается? (тайга - море, облака - вата)


Вывод: Значит, помощью эпитетов и сравнений автор создает величественный, огромный, темный образ тайги.

-  Действительно, это тайга.


- Почему так доступно В.П. Астафьев смог рассказать о тайге? (рассказ автобиографичен)


-Вспомним, почему Васютка оказался один в тайге? (фишбоун, составленный на прошлом уроке)


III. Определение темы урока


На доске запись « Тайга wt x b л k и п g b к f и mx х не любит»

- Вся запись непонятна нам. Почему? Вычеркните буквы английского алфавита и прочитайте тему.

Хлипких

- Что обозначает это слово? Вот проблема.

- Как вы понимаете слово «хлипкий»? ( слабый, тщедушный)

Словарная работа

Хлипкий- 1. Ломкий, некрепкий// перен. Слабый, хилый.

2. Неустойчивый, шаткий// перен. Не имеющий воли, характер; слабый, нестойкий

- Можно ли сказать, что Васютка хлипкий и слабый мальчик? Докажите. Примеры из текста

ВыводВасютка сумел собраться, выжить в трудной ситуации

-Можем ли мы оказаться в такой же ситуации, как Васютка?

- Если внимательно прочитать рассказ, можем ли мы какие-то уроки для себя взять?


- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (Как остаться сильным в трудной ситуации)

-Можем ли мы тогда назвать наш урок «уроком выживания»? (записывают тему урока)

На доске: «Уроки ….»


- Хочу предложить Вам просмотреть видеофильм. (Просмотр видеофильма «Леса тайги»)

IV Работа по содержанию

- Почему тайга не любит хлипких? (Потому что законы тайги суровы. Хлипкий значит слабый, следовательно, тайга любит сильных).


- Какие законы тайги соблюдал Васютка ?

  1. «От затесей далеко не отходи – сгинешь».

  2. «Таков старинный порядок: идёшь в лес — бери еду, бери спички»

  3. Надо беречь патроны

  4. «Тайга хлипких не любит!»

-Какие тайны тайги знал Васютка?

  1. Кедровка – птица полезная. Она разносит по тайге семена кедра.

  2. Глухаря берут с собакой.

  3. Заполярная тайга не страшна зверьми.

  4. Лиственный лес обычно тянется по берегам реки.

  5. Трава растёт обычно возле больших водоёмов.

  6. Если озеро проточное, и из него вытекает речка, она приведёт к Енисею.

  7. Эхо. Гудок всегда откликается на ближнем водоёме.

  8. У костра заблудившегося скорей заметят.

  9. С какой стороны у дерева ветвей больше – там юг.

  10. Кровянистое небо – завтра ветер будет.

  11. Вызвездило – к холоду


Тайга имеет огромное пространство. Она величественна и похожа на океан. А Васютка маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной. Хоть Васютка был маленьким, все-таки он оказался «властелином» природы, так как он выжил в тайге, оказавшись в экстремальной ситуации. Он не поддался панике, не испугался. Автор противопоставляет эти два образа… (прием противопоставления)

- Можем ли мы сказать, что этот случай стал для него уроком? 

- Поднимите руки те, кто считает, что тайны природы, которые вы сегодня узнали, пригодятся и нам в жизни.


- Можно ли сказать, что Васютка был один в тайге? А тайга в этом рассказе друг или враг?

Учитель: Васютке в тайге встречалось множество разных животных и растений.

- С какими птицами встречался в тайге Васютка?

(На своем пути мальчик встречался с кедровкой, белкой, глухарем, утками и гусями)


V. Головоломка.

-Вспомните, каких птиц встречает Васютка в тайге. Мы сейчас сделаем объёмную фигурку птицы (рис.).


Какая птица получилась? (утка)

-Как утка помогла Васютке понять, что озеро проточное? «Утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное».



- В чём увидел мальчик своё спасение?

В озере. «Утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное».

- Что удивило Васютку, когда он глядел в озеро?

Много рыбы. «В озере – белая рыба!» (Сиг, чир, пелядь)

- Какое чувство охватило Васютку при встрече с рекой после четырёх дней скитания по тайге?

Чувство радости, восторга. Докажите словами текста. Стр.142.

- Обратимся к кульминации. Что предпринял Васютка для своего спасения, увидев рыбосборочный бот? (ответы детей)

- Обратимся к эпиграфу урока: «Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять».

-Почему тайга стала для Васютки открытой книгой?

-Что помогло Васютке познать законы природы? (ум, смекалка, находчивость, наблюдательность)

- Какое чувство вызывает у нас Васютка? (Чувство уважения, восхищения, помнит советы взрослых, знает все таежные законы, законы жизни. 13- летний мальчик понял, что ему надеяться не на кого- далеко ушел в тайгу. И выживет ли он, выберется из тайги - зависит только от него. Он много думает, взвешивает, анализирует, старается выбраться из тайги осознанно)

- Почему отражение в Енисее удивило Васютку?

- Какие изменения с ним произошли? (Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за 5 неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя).

- Ребята, перед вами места, где пришлось проходить Васютке. Соотнесите их с названиями в зависимости от состояния Васютки

ЛЕС УСПЕХА

ПОЛЯНА ОТЧАЯНЬЯ

ТРОПИНКА НАДЕЖДЫ

ОЗЕРО СТРАХА

БЕРЕГ УВЕРЕННОСТИ

Вывод: из любого трудного положения есть выход


- Ребята, в этой ситуации может оказаться любой, что практического и ценного мы можем взять из опыта Васютки? Что можем взять для себя?

Для этого проведем групповую работу.


VI. Закрепление материала. Работа в группах

I. Составление памяток

1 группа составляет памятку «Если ты заблудился в лесу»

  1. Прекратить бесполезное движение

  2. Осмотреть место

  3. Подготовить место для ночлега

  4. Не паниковать

  5. Разжечь костер

  6. Спокойно ожидать спасателей, родителей

Вывод: В экстремальных ситуациях не терять самообладания, не паниковать…


2 группа составляет памятку «Как приготовить охотничье блюдо из глухаря»

  1. Приготовить дрова

  2. Развести костер

  3. Ощипать и распотрошить глухаря

  4. Отодвинуть костер

  5. На горячем месте выкопать ямку

  6. Положить туда птицу

  7. Плотно закрыть мхом

  8. Присыпать горячей землей, золой, углями

  9. Сверху положить пылающие головни и подбросить дрова

  10. Через час раскопать- готово охотничье блюдо

Вывод: Умение прокормить себя в таких ситуациях- это очень важно. Нужно сохранить силы, чтобы продолжить дальнейшую борьбу.


3 группа составляет памятку «Советы идущему в лес»

  1. Продумай тщательно маршрут.

  2. Возьми компас, спички, хлеб.

  3. Оденься потеплее.

  4. Предупреди взрослых.

  5. Умей ориентироваться на местности.

VII. Подведение итогов

Слово учителя. Природа не только мудрый наставник, учитель, друг, но и судья. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться, указывает человеку верный путь. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы. Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.

VIII. Рефлексия.

-Если вам было интересно на уроке и вы для себя уяснили что-то важное – оставьте зеленый кружок

-Если вы испытывали некоторые трудности во время урока- синий

-Если вам было скучно и вы никакой урок для себя не вынесли,- красный

IX. Оценивание учащихся


X. Задание на дом:


Заключительное слово учителя


Зарубки на сердце

Уроки мужества, уроки доброты
Ты в сердце сохранишь навеки,
И озеро, как символ чистоты,
Тебе откроется пусть на изломе лета.
Увидишь в струях чистого ручья
Природы первозданной отраженье,
И собственная грешная душа
Почувствует истоки очищенья.
Вольется в сердце неба синева,
И звезд на небе тихое мерцание,
И щебет птиц, и росная трава –

Васюткиного озера сияние!


- О каких зарубках идет речь в стихотворении?

Затеси – это зарубки на деревьях, указывающие путь людям. Читая произведение, мы тоже оставляем в душе какие-то впечатления, зарубки на сердце, постигаем тайну произведения. Вам предлагается написать сочинение-миниатюру на тему: «Над чем заставляет поразмышлять рассказ В.Астафьева «Васюткино озеро»?


- Спасибо, ребята, за урок! Все молодцы.






Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее