УМК: Учебник литературного чтения «система Занкова»
Класс: 4 «А»
Тип урока: Закрепление нового материала
Тема урока: «Ю.Нагибина «Зимний дуб»
Цель урока: Создать условия для анализа рассказа «Зимний дуб».
Задачи: О - формировать умение активно воспринимать учебный материал: анализировать поступки героев, прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора, составлять план художественного текста;
Р - развивать умение мыслить, предполагать, рассуждать, анализировать, делать выводы в процессе работы над художественным текстом;
В - воспитывать бережное отношение к природе, животным и людям.
Планируемые результаты:
Предметные | Метапредметные | Личностные |
| Регулятивные
Познавательные:
Коммуникативные:
|
|
Оборудование: Учебник «Система Занкова», рабочая тетрадь, карточки с заданием, ИКТ – презентация.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
Здравствуйте, посмотрите свою готовность к уроку. Мотивация: Прозвенел звонок, начинается урок. Друг на друга посмотрели, улыбнулись, тихо сели. Сегодня у нас урок литературного чтения, какой рассказ вы читали дома? Тогда тема нашего урока будет? А над чем вы сегодня хотите поработать? А кто автор произведения? А что вы знаете о Нагибине? «Нагибин Юрий Маркович (1920 – 1994 гг.) – известный прозаик и журналист, родившийся 3 апреля в Москве. Его родители развелись, когда мальчику было 8 лет. Благодаря воспитанию матери, он стал не просто прекрасным человеком, но и замечательной творческой личностью. В своих литературных начинаниях и в дальнейшей работе над своими литературными писаниями, благодарен своему отчиму, который был писателем.
С малых лет он увлекался футболом и, возможно, что-то из этого бы вышло, если бы отчим не заметил однажды его талант. Будущий писатель обладал красивой манерой рассказывать, передавать то, что его удивило или восхитило. Попробовав написать свой первый рассказ, который получился не удачным, парню понравился процесс написания. Однако жизнь юноши складывается немного иначе, по желанию матери поступает в медицинский институт, но задерживается там не надолго. Он решает поступать на сценарный факультет и с легкостью это осуществляет. Уже в 1940 году мир увидел его первый рассказ. Окончить институт ему не удалось, потому что началась война. Благодаря знаниям немецкого языка он попадает в VII отдел ПУ (контрпропаганда) Волховского фронта. Позже, все пережитое им на войне, отобразилось в его военных рассказах. Осенью в 1942 году его контузило, и был отправлен в Москву. В 1943 году выходит сборник прозаических произведений «Человек с фронта». Позже появляются корреспондентские рассказы в сборниках «Большое сердце», «Две силы». Работал журналистом. Особенную известность писателю принесли рассказы «Трубка», «Зимний дуб». Уже после смерти Нагибина вышли – «Тьма в конце туннеля», «Моя золотая теща». Эта проза считается автобиографической. Ушел из жизни известный писатель 17 апреля 1994 года.» Мы узнали совсем немного о Нагибине, но давайте вернемся к нашему рассказу. Как называется рассказ? Как вы думаете почему именно так назвали рассказ? Можем мы узнать из названия, где и когда происходит действие? Почему молодой учительнице нравился мороз? -Как вы думаете, с какой целью автор открывает повествование пейзажем? Давайте найдём в тексте этот отрывок. «И сейчас по шоссе с двух сторон ручейками стекались к школьным воротам кАпоры и платочки, куртузы и шапочки, ушанки и башлыки» Какой общий признак есть у всех перечисленных слов, являющимися однородными членами предложения? Я задаю вам вопросы, ответы вы пишите в тетради. Взаимопроверка. Как звали молодую учительницу-героиню рассказа? -Какой предмет преподавала? -Какую тему проходили ученики? -Назовите фамилию ученика, опоздавшего на урок. -Какой пример существительного привёл герой рассказа? -Что послужило причиной вызова мальчика в учительскую? Сколько времени, по мнению АВ, должен был тратить Савушкин на дорогу в школу? Как разговор АВ и Савушкина характеризует каждого из них? А какие черты характера проявляются у наших героев во время прогулки по лесу? Физминутка. -Каким мы видим Савушкина? Возможные наводящие вопросы: «— А ты его видел? — азартно спросила Анна Васильевна» Как вы понимаете словосочетание «азартно спросила»? -Почему в вопросе учительницы появились азартные, задорные нотки? (Ей захотелось увидеть живого лося в лесу. «Анна Васильевна заинтересовалась следами»). «Анна Васильевна прикусила язык. Пожалуй, здесь, в лесу, ей лучше помалкивать» Кто так подумал? Почему так подумала АВ? (Так подумала сама АВ. Учительница поняла, что здесь, в лесу, она гостья, а её ученик Савушкин разбирается в тайнах леса лучше, чем она) -Можно ли назвать Савушкина учителем Анны Васильевны? Чему он научил ее? Вспомним, как говорил об этом дереве Савушкин на уроке русского языка? -Какие чувства испытала Анна Васильевна при виде этого сказочного дерева?
-Изменилось ли у Анны Васильевны мнение о Савушкине после прогулки по лесу? Почему она решила не говорить с его матерью? -Почему Анна Васильевна, думая о мальчике, назвала его чудесным и загадочным гражданином будущего? Давайте составим кластер. По середине тетради вы пишите имя главного героя. И от имени стрелочки, какой у нас герой. Тест в парах. Каких зверей встретили наши герои. Найдите отрывок где САВУШКИН нашёл ёжика. Как вы думаете, почему уроки АВ показались ей сухими? А почемуАВ назвала его гражданин будущего? Тест в парах. Когда родился писатель? С каким городом и связано его детство? Чем увлекался Юрий Маркович Нагибин в детстве? Когда он начал писать? Чем занимался писатель во время Великой Отечественной войны? О чем писал Нагибин в своих произведениях? Когда начал писать для детей? Домашнее задание: Письменно опишите свою дорогу из дома в школу. Встречаете ли вы что-нибудь интересное по пути. | Приветствие учителя.
Зимний дуб
Ю.Нагибин
Зимний дуб Ответы детей
Мороз бодрил, вокруг была сказочная красота, и это не могло не нравиться молодой учительнице. Анна Васильевна. -Описание зимней природы помогает нам понять настроение учительницы. Анна Васильевна любуется красотой зимнего морозного утра, выпавшим за ночь снегом. Эта картина жизни вызывает у неёрадостное («Свежий, напоенный светом январский денек будил радостные мысли о жизни, о себе»),бодрое («Нравилось, что мороз покусывает нос и щеки, что ветер, задувая под шубку, студено охлестывает тел»), игривое настроение («Учительница осторожно ставила ногу в маленьком, отороченном мехом ботике, готовая отдернуть ее назад, если снег обманет»).
Это названия головных уборов
Анна Васильевна: самоуверенная, кокетливая, умная, образованная Савушкин: добродушный, рассеянный -АВ не любит ложь, значит, она честная, правдолюбивая. |
Личностные • риентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; • способность к самооценке; • чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности; • представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках; • ориентация в нравственном содержании, как собственных поступков, так и поступков других людей; • регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями; • эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках; • эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой; • познавательная мотивация учения;
Метапредметные Регулятивные • планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; • учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста; • выполнять учебные действия в устной и письменной форме; • вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки. Познавательные: • находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике; • выделять существенную информацию из текстов разных видов; • сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям; • устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений; • устанавливать аналогии. • сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации; Коммуникативные: • аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения; • точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию; • оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль; • владеть диалогической формой речи; • корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Предметные • . читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного; • читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного; • прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям; • находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами; • различать последовательность событий и последовательность их изложения; |