МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 72 ГОРОДА МАКЕЕВКИ»
План - конспект урока по литературному чтению
В.В. Бианки «Музыкант», 2 класс
Подготовила: учитель начальных классов,
Бачурина Елена Сергеевна
Макеевка, 2021
План - конспект урока по литературному чтению
2 класс
Тема урока: В.В. Бианки «Музыкант»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель: Знакомство с творчеством В.В. Бианки и его рассказом «Музыкант».
Задачи: Продолжить обучение пересказу текста по наводящим вопросам учителя, отрабатывать грамотное выразительное чтение;
развивать речь, навыки выразительного чтения, дружелюбие в общении;
расширять представления учащихся о взаимоотношениях человека с природой, животным миром, формировать бережное отношение ко всему живому;
воспитывать нравственно-эстетическое отношение к природе, любви в родной природе, чувство сострадания, сопереживания к животным.
Методы работы: объяснительно-иллюстративные, словесные, практические, наглядные, частично-поисковые.
Оборудование:
компьютер, портрет В. Бианки, выставка книг писателя; плакат «Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи», светофор для рефлексии, сигнальные карточки, маски, учебник «Литературное чтение» - 1 часть (авторы М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, А.Ф. Климанова)
Ход урока
I.Организационный момент.
II. Подготовка к восприятию нового материала
Психологическая установка. Создание настроя.
- Я очень рада видеть ваши добрые лица! Давайте подарим частичку хорошего настроения друг другу. Улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы все здоровы и добры, ласковы и приветливы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость и беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
- Я, надеюсь, что ваше хорошее настроение сохранится в течение всего урока. А чтобы он получился интересным, хочу вам посоветовать:
«Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи »
- Как вы понимаете эти слова? (Слушаю ответы детей)
- Верно, ребята, чтобы получить положительный результат от своей работы, нужно, прежде всего, отдать всего себя ей.
- На каждом уроке литературного чтения мы с вами открываем дверцу в хранилище русской литературы и поднимаемся на одну ступеньку выше в своих знаниях.
- А что же сегодня нас ожидает за этой волшебной дверью? Закройте глаза и прислушайтесь!
Слушание отрывка из произведения А.Рыбака «Игра на скрипке».
- На минутку мы окунулись в мир классической музыки. Вы прослушали сейчас отрывок из музыкального произведения А.Рыбака.
- А какой из музыкальных инструментов в этом произведении звучал наиболее ярче, звучнее?
- Я думаю, что вы можете назвать мне и другие музыкальные инструменты, да? Какие?
- Правильно! А люди, которые владеют этими инструментами, или проще, умеют на них играть, называются музыканты!
Музыкант – артист, играющий на музыкальном инструменте, человек, занимающийся музыкой.
III.. Актуализация опорных знаний.
Речевая разминка.
1. Работа со скороговоркой.
Скороговорка
У Марфы нет арфы.
У Митрофана – фортепьяно.
А у Федота – фагота.
- Прочитаем вместе «Дождиком»:медленно, тихо; громко, быстрее; еще громче, еще быстрее.
IV. Сообщение темы и цели урока.
Эвристическая беседа с антиципацией:
– Ребята, откройте учебники на странице 143, прочитайте название рассказа, который мы будем сегодня изучать -«Музыкант».
– Рассмотрите иллюстрацию на странице 144. Кто изображён? (Медведь)
– Как вы думаете, какая связь заглавия рассказа «Музыкант» с иллюстрацией к нему?
Учащиеся анализируют, делают предположения.
Сообщение темы урока, постановка целей.
– Сформулируйте тему сегодняшнего урока! - Зная тему урока, давайте попробуем вместе поставить цель урока.
(Познакомиться с творчеством В.В. Бианки и его рассказом «Музыкант»)
–Какие задачи поставим перед собой?
(Учиться правильно, выразительно читать и анализировать).
Приём «Отсроченная отгадка»
– Сегодня на уроке мы прочитаем рассказ «Музыкант» и установим взаимосвязь заглавия с иллюстрацией медведя, познакомимся с автором данного рассказа Виталием Валентиновичем Бианки, продолжим отрабатывать навыки чтения.
V. Изучение нового материала
1. Работа с текстом до чтения
Знакомство с писателем ( Баранов Олег в роли Виталия Бианки)
Рассказ от первого лица:
– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктор Витальевич Бианки. Я очень люблю родную природу и рассказывал о ней в книгах, которые писал для детей.
Родился я в столице царской России – Петербурге. Необычную фамилию «Бианки» моя семья получила в наследство от прадеда, жившего в Италии.
- Большую часть своего детства я проводил в деревне около леса, куда часто ходил с отцом-ученым. Мой отец занимался орнитологией – изучением жизни птиц и трудился в научном Зоологическом музее. Мне нравилось бывать на папиной работе. Вот там, в лесу, отец учил меня терпеливо наблюдать за животными, растениями, учил записывать свои наблюдения. И вот эти записи пригодились мне, когда я стал взрослым. Для детей я начал писать в 28 лет. Герои моих рассказов – это не только звери, птицы и насекомые, но и их друзья – люди.
Словарная работа.
-В произведении нам встретятся незнакомые для вас слова: опушка, колхозник, завалинка медвежатник.
Игра «Слова-пазлы»
- Перед вами на доске пазлы, на которых написаны слова и их лексическое значение. Задание: восстановите взаимосвязь, соедините слово с его значением.
2. Работа с текстом во время чтения
Первичное чтение произведения способом «Догонялки»: читает текст учитель, дети – следят, в любой момент должны быть готовы продолжить чтение.
– Сейчас сядьте удобнее и приготовьтесь к чтению «Догонялки». Когда я закончу чтение, ответьте на вопрос: почему автор назвал рассказ «Музыкант»?
Физкультминутка «Музыканты» (Дети повторяют движения, показанные на компьютере)
Перед началом детей разбить на три группы: на «музыкантов» — они вступают с первого куплета, на «инструменты» — они вступают со второго куплета и на «ноты» — эта группа вступает с третьего куплета.
Мы — лихие музыканты,
Развеселые таланты,
Шаг печатаем мы наш
Под веселый этот марш!
А за нами — инструменты,
Наши им аплодисменты!
Важен каждый инструмент,
И в оркестре лишних нет.
После них шагают ноты,
И у нот полно работы
— Музыки основа всей,
Хоть всего их только семь.
До-ре-ми-фа-соль-ля-си!
Только ноты попроси.Си-ля-соль-фа-ми-ре-до! Вспыхнет музыка легко!- А сейчас, перед чтением произведения, давайте отправимся отдохнуть на лесную полянку!
Проверка первичного восприятия.
- Как вы думаете, почему автор дал такое название рассказу?
- А сейчас посмотрим, как внимательно вы меня слушали! У вас на столе лежат сигнальные карточки, я вам буду читать утверждения, и если вы с ними согласны, показываете мне +, если нет, то -.
Итак, начинаем:
Старик медвежатник играл на балалайке (-, на скрипке)
Знакомый колхозник видел в лесу волка (-, медведя)
Старик присел отдохнуть на пенек (+)
Звук, который услышал старик, слышался с опушки (+)
Медведь сидел на дереве (-, под деревом)
Старик убил медведя (-).
Повторное чтение
1) 1 часть (читает Кочурова Маша)
Вопросы после прочтения 1 части:
Ребята, вы догадались кто такой медвежатник? (Охотник,на медведей)
- Любил ли старик музыку?
- На чем играл старый медвежатник?
- Что сказал ему колхозник?
2) Чтение цепочкой 2 часть
Вопросы после прочтения 2 части:
- Зачем медвежатник пошел в лес?
- Что услышал охотник в лесу?
- И на что был похож этот звук?
- Найди в тексте описание, прочитайте (дети ищут и находят)
3) 3 часть чтение эстафетой
Вопросы после прочтения 3 части:
- Что же увидел охотник на опушке?
- Как оценил охотник пение щепки? (хорошо поет щепка)
- Рассмотрите иллюстрацию на стр 144 (дети рассматривают)
- Кого вы видите? Что он делает?
- Найдите в тексте отрывок, который соответствует этой картинке.
- Сравните, как слушали музыку старик и медведь
- Найдите в тексте эти строки (в 3 части), прочтите мне их.
4) Чтение 4 части по ролям. А втор- Курносенко Данил
Мужик – Келлер Илья
Колхозник - Меньших Роман
Струна- Волкова Ксения
3.Работа с текстом после чтения
Анализ рассказа
Беседа по вопросам учебника на странице 145.
VI. Подведение итогов урока.
Работа с пословицей.
Красив тот, кто красиво поступает.
- К какому герою рассказа может подойти эта пословица? (слушаю ответы детей)
–Да, старик поступил красиво. От встречи с такими красивыми душой людьми у нас возникает святое чувство любви к природе, нам хочется совершать добрые поступки.
- А что бы вы взяли для себя из этого рассказа? Выберите утверждения на доске.
1. Животных будем беречь!
2. Относиться к природе бережно!
3. Приумножать запасы природы!
2. Оценивание работы учащихся на уроке
VII. Рефлексия.
-Ребята, вернемся к высказыванию на доске…..
«Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи»
-Как вы думаете, решили мы с вами поставленные задачи на сегодняшнем уроке?
-Да, решили, мы дорожили каждой минутой на уроке! Активно работали, старались давать полные грамотные ответы на поставленный вопрос учителя.
-Чему учились на уроке?
-Что нового узнали?
Приём «Светофор». Учащимся необходимо оценить свою деятельность на уроке в соответствии с цветом сигнала светофора: зелёный –всё понятно, жёлтый – есть затруднения, красный – много непонятного.
VIII. Домашнее задание
Выразительно прочитать рассказ, подготовить пересказ одной из частей текста.