«Осенний фестиваль знаний 2024»

Урок литературного чтения В.В. Бианки "Музыкант"

План-конспект урока по литературному чтению В.В. Бианки "Музыкант", 2 класс.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 72 ГОРОДА МАКЕЕВКИ»




План - конспект урока по литературному чтению

В.В. Бианки «Музыкант», 2 класс






Подготовила: учитель начальных классов,

Бачурина Елена Сергеевна








Макеевка, 2021

План - конспект урока по литературному чтению

2 класс

Тема урока: В.В. Бианки «Музыкант»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель: Знакомство с творчеством В.В. Бианки и его рассказом «Музыкант».

Задачи: Продолжить обучение пересказу текста по наводящим вопросам учителя, отрабатывать грамотное выразительное чтение;

развивать речь, навыки выразительного чтения, дружелюбие в общении;

расширять представления учащихся о взаимоотношениях человека с природой, животным миром, формировать бережное отношение ко всему живому;

воспитывать нравственно-эстетическое отношение к природе, любви в родной природе, чувство сострадания, сопереживания к животным.

Методы работы: объяснительно-иллюстративные, словесные, практические, наглядные, частично-поисковые.

Оборудование:

компьютер, портрет В. Бианки, выставка книг писателя; плакат «Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи», светофор для рефлексии, сигнальные карточки, маски, учебник «Литературное чтение» - 1 часть (авторы М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, А.Ф. Климанова)

Ход урока

I.Организационный момент.

II. Подготовка к восприятию нового материала

Психологическая установка. Создание настроя.

- Я очень рада видеть ваши добрые лица! Давайте подарим частичку хорошего настроения друг другу. Улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы все здоровы и добры, ласковы и приветливы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость и беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

- Я, надеюсь, что ваше хорошее настроение сохранится в течение всего урока. А чтобы он получился интересным, хочу вам посоветовать:

«Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи »

- Как вы понимаете эти слова? (Слушаю ответы детей)

- Верно, ребята, чтобы получить положительный результат от своей работы, нужно, прежде всего, отдать всего себя ей.

- На каждом уроке литературного чтения мы с вами открываем дверцу в хранилище русской литературы и поднимаемся на одну ступеньку выше в своих знаниях.

- А что же сегодня нас ожидает за этой волшебной дверью? Закройте глаза и прислушайтесь!

Слушание отрывка из произведения А.Рыбака «Игра на скрипке».

- На минутку мы окунулись в мир классической музыки. Вы прослушали сейчас отрывок из музыкального произведения А.Рыбака.

-  А какой из музыкальных инструментов в этом произведении звучал наиболее ярче, звучнее?

- Я думаю, что вы можете назвать мне и другие музыкальные инструменты, да? Какие?

- Правильно! А люди, которые владеют этими инструментами, или проще, умеют на них играть, называются музыканты!

Музыкант – артист, играющий на музыкальном инструменте, человек, занимающийся музыкой.




III.. Актуализация опорных знаний.

Речевая разминка.

1. Работа со скороговоркой.

Скороговорка

 У Марфы нет арфы.
 У Митрофана – фортепьяно.
 А у Федота – фагота.

- Прочитаем вместе «Дождиком»:медленно, тихо; громко, быстрее; еще громче, еще быстрее.

IV. Сообщение темы и цели урока.

  1. Эвристическая беседа с антиципацией:

– Ребята, откройте учебники на странице 143, прочитайте название рассказа, который мы будем сегодня изучать -«Музыкант».

– Рассмотрите иллюстрацию на странице 144. Кто изображён? (Медведь)

– Как вы думаете, какая связь заглавия рассказа «Музыкант» с иллюстрацией к нему?

Учащиеся анализируют, делают предположения.

  1. Сообщение темы урока, постановка целей.

– Сформулируйте тему сегодняшнего урока! - Зная тему урока, давайте попробуем вместе поставить цель урока.

(Познакомиться с творчеством В.В. Бианки и его рассказом «Музыкант»)

–Какие задачи поставим перед собой?

(Учиться правильно, выразительно читать и анализировать).

Приём «Отсроченная отгадка»

– Сегодня на уроке мы прочитаем рассказ «Музыкант» и установим взаимосвязь заглавия с иллюстрацией медведя, познакомимся с автором данного рассказа Виталием Валентиновичем Бианки, продолжим отрабатывать навыки чтения.

V. Изучение нового материала

1. Работа с текстом до чтения

Знакомство с писателем ( Баранов Олег в роли Виталия Бианки)

Рассказ от первого лица:

– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктор Витальевич Бианки. Я очень люблю родную природу и рассказывал о ней в книгах, которые писал для детей.

Родился я в столице царской России – Петербурге. Необычную фамилию «Бианки» моя семья получила в наследство от прадеда, жившего в Италии.

- Большую часть своего детства я проводил в деревне около леса, куда часто ходил с отцом-ученым. Мой отец занимался орнитологией – изучением жизни птиц и трудился в научном Зоологическом музее. Мне нравилось бывать на папиной работе. Вот там, в лесу, отец учил меня терпеливо наблюдать за животными, растениями, учил записывать свои наблюдения. И вот эти записи пригодились мне, когда я стал взрослым. Для детей я начал писать в 28 лет. Герои моих рассказов – это не только звери, птицы и насекомые, но и их друзья – люди.

Словарная работа.

-В произведении нам встретятся незнакомые для вас слова: опушка, колхозник, завалинка медвежатник.

Игра «Слова-пазлы»

- Перед вами на доске пазлы, на которых написаны слова и их лексическое значение. Задание: восстановите взаимосвязь, соедините слово с его значением.

2. Работа с текстом во время чтения

Первичное чтение произведения способом «Догонялки»: читает текст учитель, дети – следят, в любой момент должны быть готовы продолжить чтение.

– Сейчас сядьте удобнее и приготовьтесь к чтению «Догонялки». Когда я закончу чтение, ответьте на вопрос: почему автор назвал рассказ «Музыкант»?

Физкультминутка «Музыканты» (Дети повторяют движения, показанные на компьютере)

Перед началом детей разбить на три группы: на «музыкантов» — они вступают с первого куплета, на «инструменты» — они вступают со второго куплета и на «ноты» — эта группа вступает с третьего куплета.

Мы — лихие музыканты,

Развеселые таланты,

Шаг печатаем мы наш

Под веселый этот марш!

А за нами — инструменты,

Наши им аплодисменты!

Важен каждый инструмент,

И в оркестре лишних нет.

После них шагают ноты,

И у нот полно работы

— Музыки основа всей,

Хоть всего их только семь.

До-ре-ми-фа-соль-ля-си!

Только ноты попроси.Си-ля-соль-фа-ми-ре-до! Вспыхнет музыка легко!- А сейчас, перед чтением произведения, давайте отправимся отдохнуть на лесную полянку!

Проверка первичного восприятия.

- Как вы думаете, почему автор дал такое название рассказу?

- А сейчас посмотрим, как внимательно вы меня слушали! У вас на столе лежат сигнальные карточки, я вам буду читать утверждения, и если вы с ними согласны, показываете мне +, если нет, то -.

Итак, начинаем:

  • Старик медвежатник играл на балалайке (-, на скрипке)

  • Знакомый колхозник видел в лесу волка (-, медведя)

  • Старик присел отдохнуть на пенек (+)

  • Звук, который услышал старик, слышался с опушки (+)

  • Медведь сидел на дереве (-, под деревом)

  • Старик убил медведя (-).

Повторное чтение

1) 1 часть  (читает Кочурова Маша)

Вопросы после прочтения 1 части:

Ребята, вы догадались кто такой медвежатник? (Охотник,на медведей)

- Любил ли старик музыку?

- На чем играл старый медвежатник?

- Что сказал ему колхозник?

2) Чтение цепочкой 2 часть 

Вопросы после прочтения 2 части:

- Зачем медвежатник пошел в лес?

- Что услышал охотник в лесу?

- И на что был похож этот звук?

- Найди в тексте описание, прочитайте (дети ищут и находят)

3) 3 часть чтение эстафетой

Вопросы после прочтения 3 части:

- Что же увидел охотник на опушке?

- Как оценил охотник пение щепки? (хорошо поет щепка)

- Рассмотрите иллюстрацию на стр 144 (дети рассматривают)

- Кого вы видите? Что он делает?

- Найдите в тексте отрывок, который соответствует этой картинке.

- Сравните, как слушали музыку старик и медведь

- Найдите в тексте эти строки (в 3 части), прочтите мне их.

4) Чтение 4 части по ролям. А втор- Курносенко Данил

Мужик – Келлер Илья

Колхозник - Меньших Роман

Струна- Волкова Ксения

3.Работа с текстом после чтения

Анализ рассказа

Беседа по вопросам учебника на странице 145.

VI. Подведение итогов урока.

  1. Работа с пословицей.

Красив тот, кто красиво поступает.

- К какому герою рассказа может подойти эта пословица? (слушаю ответы детей)

–Да, старик поступил красиво. От встречи с такими красивыми душой людьми у нас возникает святое чувство любви к природе, нам хочется совершать добрые поступки.

- А что бы вы взяли для себя из этого рассказа? Выберите утверждения на доске.

1. Животных будем беречь!

2. Относиться к природе бережно!

3. Приумножать запасы природы!

2. Оценивание работы учащихся на уроке

VII. Рефлексия.

-Ребята, вернемся к высказыванию на доске…..

«Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи»

-Как вы думаете, решили мы с вами поставленные задачи на сегодняшнем уроке?

-Да, решили, мы дорожили каждой минутой на уроке! Активно работали, старались давать полные грамотные ответы на поставленный вопрос учителя.

-Чему учились на уроке?

-Что нового узнали?

Приём «Светофор». Учащимся необходимо оценить свою деятельность на уроке в соответствии с цветом сигнала светофора: зелёный –всё понятно, жёлтый – есть затруднения, красный – много непонятного.

VIII. Домашнее задание

Выразительно прочитать рассказ, подготовить пересказ одной из частей текста.






Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее