«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок литературного чтения в 4 классе.Тема: С.А.Есенина "Лебедушка"» (2 урок)

В 4 классе на изучение стихотворения С. Есенина "Лебедушка" отводится два урока. Данная публикация содержит материалы второго урока.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Урок № 106 литературного чтения учитель Гаврилишина С.Н.

Дата: 02.04.2021г.

Класс: 4-Б

Тема: С.А.Есенина "Лебедушка"» (2 урок)

Цель урока: продолжить знакомство с произведения С. Есенина “Лебедушка”; раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения

Задачи урока:

обучающие:

формировать навык выразительного чтения;

- работать над средствами художественной выразительности

(олицетворения, сравнения, эпитеты, метафоры, учить видеть художественные особенности поэтического слова;

развивающие:

- развивать речь учащихся, внимание, творческое воображение, используя прием словесного рисования; развивать эмоциональное восприятие окружающего мира;

воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету, культуру общения, любовь к природе, чуткое и бережное отношение ко всему живому, чувство сострадания, сопереживания.

Планируемые результаты обучения:

Познавательные УУД: формировать умение анализировать, синтезировать. Оценивать прочитанное с целью подготовки к  анализу стихотворения, к выразительному чтению.

Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание.

Личностные УУД: эмпатия как понимание чувств   живых существ и сопереживание им.

Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать её реализацию.

Оборудование урока:

- мультимедийные презентации, тесты для учащихся.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

  1. Организационный момент.

Я улыбаюсь вам, а вы улыбаетесь мне и друг другу. Подумайте как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы все спокойны, добры, приветливы, ласковы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть весеннего утра и тепло моей любви. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу, а также отношения к миру, в котором мы живем.

II. Артикуляционная разминка.

-Мы подготовили свои души и сердца для восприятия, а сейчас подготовим наши язычки, для это проведем артикуляционная разминку.

Скороговорка – «Гром»

Скажи погромче слово “гром”,
Грохочет слово, словно гром.
Скажи потише “шесть мышат”,
И сразу мыши зашуршат.

(1,2 строчки – громко; 3, 4 строчки – тихо)

-Молодцы!

- Предлагаю еще поупражняемся в определении логического ударения.

-Прежде чем начнем работать, вспомните,

что называется логическим ударение в русском языке

Логическое ударение - в предложении может выделяться голосом слово, на которое хотят обратить внимание.

-Посмотрите на экране. Прочтите каждое предложение, выделяя каждое последующее слово голосом, т.е. ставя ударение.

Черемуха душиста с весною расцвела

Черемуха душиста с весною расцвела

Черемуха душиста с весною расцвела

Черемуха душиста с весною расцвела

-Молодцы!

ІІІ.Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания

-Прежде чем мы приступим к работе, вспомним, что мы узнали на прошлом уроке о жизни Есенина, с каким произведением С. Есенина познакомились?.

-А проверим мы ваши знания при помощи теста.

(Раздаются листочки с тестовым заданием, и объясняется, как выполняется тест.)

а)Тест

1.Назовите село, где в детские годы жил Есенин?

а)Смирново

б)Константиново

в)Михайлово

2.Кто были родители Есенина?

а)рабочие

б)купцы

в)крестьяне

3.Как называется река, на которой находилось село?

а)Ока

б)Клязьма

в)Волга

4.Картины какого художника любил Есенин?

а)Левитан

б)Поленов

в)Васнецов

5.Какое стихотворение Есенина было напечатано в журнале «Мирок»?

а)Осина

б)Береза

в)Клен

-Проверим тест.

Взаимопроверка.

- А теперь выразительное чтение стихотворения «Лебедушка».

Выразительность чтения стихотворения.

1-11 строфы читаем спокойно. Стараемся передать красоту утра, лебеди, ее спокойствие. Ровным, мелодичным голосом передаем легкость ароматного дыхания цветов.

12-14 строфы читаем громче. Показать тревогу матери, настороженность.

15-27 строфы самые трагические. Покажем беспокойство за лебедушку, тревогу за нее.

Прочитаем строгим голосом полет орла и действия лебеди с убыстрением.

28 строфа читается спокойно, ровно. Наступает грустное примирение. Ведь уход из жизни – закон природы, удел всего живого на земле.

б).Выборочное чтение.

- Прочитайте отрывок, где надвигается беда.

- Прочитайте то место, где лебедь спасает своих детей.

- Какое место, по вашему мнению, будет самым трагическим, печальным?

- Могла ли она спастись от смерти?

- Почему она этого не сделала? (Ради спасения своих детей, ради любви к ним)

- О чём говорит поступок матери – лебеди?

(Лебедь не пожалела своей жизни ради спасения детей. Она их любит, дети -частичка её самой).

- Такой поступок называется самопожертвованием.

- Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для поэта воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении автор уделяет большое внимание образу матери-лебеди, которая так геройски оберегает своих детей.

- Как вы думаете, почему Сергей Есенин не придумал счастливый конец этой истории?

ІV. Определение темы урока

. -Продолжаем наш урок.

-Сегодня на уроке мы продолжим работу над стихотворением С.Есенина «Лебедушка».

- Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь?

-На что мы всегда обращаем внимание, когда знакомимся со стихотворением? ( на средства художественной выразительности)

V. Физкультминутка

Глазки видят все вокруг

Обведу глазами круг

Глазкам видеть все дано

Где окно и где крыльцо

Обведу я снова круг

Посмотрю на мир вокруг

VI.Продолжение работы над новым материалом.

-Теперь перед тем, как мы начнем работу над таким большим и серьезным произведение, повторим литературные термины, которые нам пригодятся в работе,

-Посмотрите на экран.

(слайд 9)

Кто вспомнил этот термин?

Метафора - оборот речи – употребление слов в переносном смысле, на основе аналогичного сходства, сравнения.

Олицетворение- воплощение каких-нибудь черт о живом существе. Выразить представить в образе живого существа.

Сравнение - слово или выражение содержащее уподобление одного предмета другим, одна ситуация другой.

Эпитет – образное художественное определение (в народной словесности, например синее море, златы кудри и т.д)

3.Работа с текстом

-Скажите ребята, какое время суток отражено в произведении?

-Докажите строчками из стихотворения, что это было раннее утро (1,2,3 четверостишье).

-Кто появился на озере в это раннее утро? Найдите в тексте?

-Прочитайте описание заводи.

-Как вела лебедушка себя на лугу.

Есенин очень любил в своих стихах использовать средства художественной выразительности

(прием олицетворения, а также сравнения и эпитеты)

-Найдите эпитеты . (Покрывала златотканые, озеро серебряное, белоснежная лебёдушка, колечки изумрудные и др.)

-Почему поэт использует слова «изумрудная», «жемчужная», а не «зелёная», «белая»?

-Как понимаете выражение «Загорались ярким пламенем /Сосны старые, могучие»? Как этот приём называют в литературе? (Метафора).

-Рассмотрите иллюстрацию на стр.122, найдите строки, соответствующие ей. Прочитайте.

-Как поэт описывает лебёдушку? Любуется ли он красивой, гордой птицей?

-Как Есенин называет её детей? (Лебежатушки, детки малые, ватага стройная).

-Найдите олицетворения («…зорюшка рассыпала…лучи…», «камыши …шепталися», «перешёптывались лилии», «цветы…улыбались дню весёлому» и др.)

Природа, зорька, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются, могут разговаривать. У автора здесь – природа живая.

-Зачем автор использует приём олицетворения? (Поэт очеловечивает, одушевляет природу, она ведёт себя, как человек. Такой приём даёт возможность лучше увидеть всю красоту природы.)

Найдите и прочитайте сравнения :

Лебедушка – словно зоренька

Росинки – словно жемчуг

Цветы – гости

Орел –точка черная

Орел – стрела

Перья летели словно брызги

-Прочитайте строки, в которых говорится о том, какие опасности подстерегали лебедей .

-Кто оберегал малых деток в минуты опасности?

-Какое настроение было в семье лебедей в то раннее утро?

-Какая часть речи преобладает в первой части произведения? (Прилагательное).

-Почему так много прилагательных здесь? (Они помогают увидеть всю красоту природы).

Фразеологизмы

Лебединая поступь – плавная, величавая

Лебединая шея – стройная, гибкая

Лебединая песня – чье-либо последнее значительное произведение; последнее проявление деятельности, таланта (от поверья, что лебедь поет раз в жизни, перед смертью)

Лебединая верность – семейные пары у лебедей чаще всего образуются на всю жизнь Некоторые из них (так же как орлы и аисты) способны дожить до 100лет

-Молодцы!

. VIІ. Работа с иллюстрациями.

-А сейчас ребятки посмотрите на рисунки в учебнике на странице 121-122. Опишите их.

-А какие бы вы нарисовали иллюстрации к 1,2,3,4 части произведения?

VIII.Итог урока. Рефлексия

Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке.

-Мы хорошо поработали, подведем итог нашего урока.

Раскройте смысл пословицы:

При солнышке тепло – при матери добро. (слайд 11)

Подходит ли эта пословица к стихотворению Есенина

-Почему Есенин назвал свое стихотворение «Лебедушка»

Выставление оценок.

Продолжи высказывание:

--Мне стало жалко…

--Мне не понравилось…

--Меня восхитило…

--Меня возмутило…

--Я хочу, чтобы…

- Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов.

- Закончить урок мне хочется словами из стихотворения.

Друзья, учитесь верности у Лебедей!
Любите так, 
Как любят эти птицы!
Ведь если взять вселенную, 
Ни с чем...
Любовь такая не сравнится.
Они не люди, 
Но какая стать,
Какая нежность, 
Преданность друг другу.
Их чувство невозможно передать,
Оно подобно истинному чуду!

- Всех благодарю за работу на уроке.

16. Домашнее задание.

1. Выписать сложные слова, которые состоят из двух корней.

2 Выписать устаревшие формы глагола, оканчивающиеся на –ся.

3.Выучить понравившийся отрывок наизусть (по желанию).



-





.






















































Резерв.Работа в группах над содержанием текста.

- Сейчас поработаем в группах. Разделитесь на группы.

- Для каждой группы я приготовила задание. Вам надо ответить на вопросы по содержанию текста. (Раздать карточки)

Задание для группы № 1.

  1. Какую картину рисует поэт в начале стихотворения?

А) картину заката,

Б) картину рассвета,

В) картину жаркого летнего полдня,

Г) картину ясной летней ночи.

  1. Откуда выплывала лебёдушка с лебежатушками?

А) из зарослей камыша,

Б) из зарослей осоки,

В) из – за острова.

  1. Куда стала лебёдушка звать лебежатушек?

А) на середину озера,

Б) на заводь тихую,

В) на остров маленький,

Г) на луг пестреющий.

Задание для группы № 2.

  1. Зачем лебёдушка стала звать лебежатушек на луг?

А) спрятаться,

Б) пощипать траву душистую,

В) поиграть в игру весёлую,

Г) быть подальше от опасности.

  1. Что делала лебёдушка во время прогулки своих детушек?

А) учила их,

Б) кормила их,

В) дозорила, охраняла,

Г) играла.

  1. Какая «туча чёрная» надвигалась на лебёдушку с лебежатушками?

А) змея,

Б) коршун,

В) сокол,

Г) орёл.

Задание для группы № 3.

  1. Как лебёдушка заметила опасность?

А) услышала крик,

Б) услышала приближающийся шум,

В) увидела отражение крыльев орла в воде,

Г) случайно посмотрела в нужную сторону.

  1. Как лебёдушка спасала своих лебежатушек?

А) спрятала их под крылья,

Б) спрятала их в траве,

В) спрятала их под корягой.

  1. Чем закончилось стихотворение?

А) лебёдушка и лебежатушки спаслись,

Б) лебёдушка погибла, а лебежатушки спаслись,

В) лебёдушка и все лебежатушки спаслись,

г) лебёдушка и почти все лебежатушки спаслись, спасся только один лебежонок.

Проверка выполненных заданий в группах.

По одному ученику из группы, зачитывают вопрос и дают на него ответ.

- Ребята, спасибо за работу. Вы можете сесть на свои места











































-Прослушайте отрывок из сказки. Подумайте, о ком идет речь в этом отрывке?

(Читается отрывок из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»)

Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает-

А во лбу звезда горит.

-О какой царевне говорится в этом отрывке? (Царевне-«Лебедь»).

-Как называется эта сказка и кто ее автор?

-Молодцы!

Работа над новым материалом













.Чтение стихотворения учащимися по частям

10.Выборочное чтение с анализом первой части.

-Найдите эпитеты . (Покрывала златотканые, озеро серебряное, белоснежная лебёдушка, колечки изумрудные и др.)

-Почему поэт использует слова «изумрудная», «жемчужная», а не «зелёная», «белая»?

-Как понимаете выражение «Загорались ярким пламенем /Сосны старые, могучие»? Как этот приём называют в литературе? (Метафора).

-Рассмотрите иллюстрацию на стр.122, найдите строки, соответствующие ей. Прочитайте.

-Как поэт описывает лебёдушку? Любуется ли он красивой, гордой птицей?

-Как Есенин называет её детей? (Лебежатушки, детки малые, ватага стройная).

-Найдите олицетворения («…зорюшка рассыпала…лучи…», «камыши …шепталися», «перешёптывались лилии», «цветы…улыбались дню весёлому» и др.)

-Зачем автор использует приём олицетворения? (Поэт очеловечивает, одушевляет природу, она ведёт себя, как человек. Такой приём даёт возможность лучше увидеть всю красоту природы.)

-Прочитайте строки, в которых говорится о том, какие опасности подстерегали лебедей .

-Кто оберегал малых деток в минуты опасности?

-Какое настроение было в семье лебедей в то раннее утро?

-Какая часть речи преобладает в первой части произведения? (Прилагательное).

-Почему так много прилагательных здесь? (Они помогают увидеть всю красоту природы).



11.Чтение стихотворения учащимися по частям

12 . Анализ второй части.

(Слайд с изображением лебёдушки и орла)

-Какие чувства у вас возникли?

-Кого противопоставляет поэт лебеди? (молодого орла)

-С чем он его сравнивает? (Со стрелой, чёрной тучей). Почему?

-Найдите и прочитайте, как орёл высматривал добычу.

-Какая трагедия произошла в то раннее утро на озере? Как ведёт себя лебедь – мать во время смертельной опасности?

-О ком она думает в тот момент?

-Что можно о ней сказать, как о матери своих детей?



.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ























9.Чтение стихотворения учащимися по частям

10.Выборочное чтение с анализом первой части.

-Найдите эпитеты . (Покрывала златотканые, озеро серебряное, белоснежная лебёдушка, колечки изумрудные и др.)

-Почему поэт использует слова «изумрудная», «жемчужная», а не «зелёная», «белая»?

-Как понимаете выражение «Загорались ярким пламенем /Сосны старые, могучие»? Как этот приём называют в литературе? (Метафора).

-Рассмотрите иллюстрацию на стр.122, найдите строки, соответствующие ей. Прочитайте.

-Как поэт описывает лебёдушку? Любуется ли он красивой, гордой птицей?

-Как Есенин называет её детей? (Лебежатушки, детки малые, ватага стройная).

-Найдите олицетворения («…зорюшка рассыпала…лучи…», «камыши …шепталися», «перешёптывались лилии», «цветы…улыбались дню весёлому» и др.)

-Зачем автор использует приём олицетворения? (Поэт очеловечивает, одушевляет природу, она ведёт себя, как человек. Такой приём даёт возможность лучше увидеть всю красоту природы.)

-Прочитайте строки, в которых говорится о том, какие опасности подстерегали лебедей .

-Кто оберегал малых деток в минуты опасности?

-Какое настроение было в семье лебедей в то раннее утро?

-Какая часть речи преобладает в первой части произведения? (Прилагательное).

-Почему так много прилагательных здесь? (Они помогают увидеть всю красоту природы).


11.Чтение стихотворения учащимися по частям

12 . Анализ второй части.

(Слайд с изображением лебёдушки и орла)

-Какие чувства у вас возникли?

-Кого противопоставляет поэт лебеди? (молодого орла)

-С чем он его сравнивает? (Со стрелой, чёрной тучей). Почему?

-Найдите и прочитайте, как орёл высматривал добычу.

-Какая трагедия произошла в то раннее утро на озере? Как ведёт себя лебедь – мать во время смертельной опасности?

-О ком она думает в тот момент?

-Что можно о ней сказать, как о матери своих детей?


Выразительность чтения стихотворения.

1-11 строфы читаем спокойно. Стараемся передать красоту утра, лебеди, ее спокойствие. Ровным, мелодичным голосом передаем легкость ароматного дыхания цветов.

12-14 строфы читаем громче. Показать тревогу матери, настороженность.

15-27 строфы самые трагические. Покажем беспокойство за лебедушку, тревогу за нее.

Прочитаем строгим голосом полет орла и действия лебеди с убыстрением.

28 строфа читается спокойно, ровно. Наступает грустное примирение. Ведь уход из жизни – закон природы, удел всего живого на земле.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

13.Составление Синквейна (по группам)


-Синквейн (с французского – 5 вдохновений, 5 удач) – это…? (4 слайд – краткий текст из 5 строчек, написанных по особым правилам). Запомним эти особые правила.

-1 строка – одно существительное (тема) (5 слайд, по строчке).

-2 строка – два прилагательных, определяющих признаки этого существительного, описывающих ваше представление о нём.

-3 строка – три глагола, называющих действия, которые производит существительное.

-4 строка – фраза (предложение) из 4 слов, передающая ваше отношение к существительному.

-5 строка – синоним к существительному или ваша ассоциация к этому слову (1-2 слова).

-Рифма не нужна.

-По данному алгоритму составим синквейн.

1. Лебёдушка (6 слайд, по строчке).

2. Нежная. Заботливая. Красивая. Белоснежная.

3. Заботилась. Дозорила. Спасла.

4. Она любит детей до смерти. В опасности думает о детях.

5. Мать. Святая.

-Этот синквейн помогает нам представить характер героини.

-Составим синквейн об этом герое, проведя сравнительную характеристику с лебёдушкой.

1. Орёл.

2. Могучий, Чёрный. (Сильный. Хищный).

3. Высматривал. Кинулся. Растерзал.

4. Не знает жалости, сожаления.

5. Зло. Беда. (Угроза. Эгоизм).


9. Вывод по уроку.

-В чем же сила есенинской лирики и стихотворения “Лебедушка”? Почему оно так берет за душу? В чем выразилось ваше сопереживание?

- Потрясла смерть Лебедушки, умерло живое, частичка природы, мы потеряли что-то с этой красотой. Мы переживаем, что умирает живое существо, красивая лебёдушка, умирает мама, спасая своих детей, умирает природа, значит, чего-то лишаемся мы. Ведь мы все дети природы.

А что же мы? Что мы можем сделать? (не быть равнодушными, чутко и бережно относиться ко всему, что и кто нас окружает, относиться по-доброму, по-человечески)

- Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы.

Нет лебедушки, но она подарила жизнь своим детям. Лебедушка возвращается к нам в произведениях музыкантов, художников.

(Слайд «Итог урока» со словами:

--Мне стало жалко…

--Мне не понравилось…

--Меня восхитило…

--Меня возмутило…

--Я хочу, чтобы…

Учащиеся продолжают начатое высказывание.)

--Кто символизирует в этом лирическом произведении добро? Зло? Зло совершает орёл В мире животных это закономерно. Но самое страшное , если зло совершает человек. Надеюсь, что ваши поступки будут нести в себе только добро.

Слайд со словами:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!



- Есенин очень любил в своих стихах использовать прием олицетворения.

- Кто из вас помнит, что такое олицетворение?

Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов свойствами живых существ.

- А теперь давайте почитаем это стихотворение по цепочке по 2 строфы. Во время чтения найдите и отметьте олицетворения.

- зорюшка рассыпала,

- сосны наряжали,

- камыши шепталися,

- перешёптывались лилии,

- цветы улыбались.

-Где можно встретить такие выражения? (В сказках, былинах).

-Поэзия С.Есенина очень близка к фольклору, к произведениям устного народного творчества.


10.Выборочное чтение.

- Прочитайте отрывок, где надвигается беда.

- Прочитайте то место, где лебедь спасает своих детей.

- Какое место, по вашему мнению, будет самым трагическим, печальным?

- Могла ли она спастись от смерти?

- Почему она этого не сделала? (Ради спасения своих детей, ради любви к ним)

- О чём говорит поступок матери – лебеди?

(Лебедь не пожалела своей жизни ради спасения детей. Она их любит, дети -частичка её самой).

- Такой поступок называется самопожертвованием.

- Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для поэта воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении автор уделяет большое внимание образу матери-лебеди, которая так геройски оберегает своих детей.

- Как вы думаете, почему Сергей Есенин не придумал счастливый конец этой истории?

-Лирика Есенина очень живописна. Большое значение имеет описание цвета.





-Какое время суток описывает Есенин в стихотворении?


Работа в парах. ( Резерв)

- Сейчас поработаем парами.

Составить синквейн:

Лебедь –добро. Орел- зло

-Синквейн (с французского – 5 вдохновений, 5 удач) – это краткий текст из 5 строчек, написанных по особым правилам). Запомним эти особые правила.

-1 строка – одно существительное (тема)

-2 строка – два прилагательных, определяющих признаки этого существительного, описывающих ваше представление о нём.

-3 строка – три глагола, называющих действия, которые производит существительное.

-4 строка – фраза (предложение) из 4 слов, передающая ваше отношение к существительному.

-5 строка – синоним к существительному или ваша ассоциация к этому слову (1-2 слова).

-Рифма не нужна.

-По данному алгоритму составим синквейн.

1. Лебёдушка

2. Нежная. Заботливая. Красивая. Белоснежная.

3. Заботилась. Дозорила. Спасла.

4. Она любит детей до смерти. В опасности думает о детях.

5. Мать. Святая.

-Этот синквейн помогает нам представить характер героини.

-Составим синквейн об этом герое, проведя сравнительную характеристику с лебёдушкой.

1. Орёл.

2. Могучий, Чёрный. (Сильный. Хищный).

3. Высматривал. Кинулся. Растерзал.

4. Не знает жалости, сожаления.

5. Зло. Беда. (Угроза. Эгоизм).



Работа в группах над содержанием текста. (РЕЗЕРВ)

(в темпе)

- Сейчас поработаем в группах. Разделитесь на группы.

- Для каждой группы я приготовила задание. Вам надо ответить на вопросы по содержанию текста. (Раздать карточки)

Задание для группы № 1.

  1. Какую картину рисует поэт в начале стихотворения?

А) картину заката,

Б) картину рассвета,

В) картину жаркого летнего полдня,

Г) картину ясной летней ночи.


  1. Откуда выплывала лебёдушка с лебежатушками?

А) из зарослей камыша,

Б) из зарослей осоки,

В) из – за острова.


  1. Куда стала лебёдушка звать лебежатушек?

А) на середину озера,

Б) на заводь тихую,

В) на остров маленький,

Г) на луг пестреющий.


Задание для группы № 2.

  1. Зачем лебёдушка стала звать лебежатушек на луг?

А) спрятаться,

Б) пощипать траву душистую,

В) поиграть в игру весёлую,

Г) быть подальше от опасности.


  1. Что делала лебёдушка во время прогулки своих детушек?

А) учила их,

Б) кормила их,

В) дозорила, охраняла,

Г) играла.


  1. Какая «туча чёрная» надвигалась на лебёдушку с лебежатушками?

А) змея,

Б) коршун,

В) сокол,

Г) орёл.



Задание для группы № 3.

  1. Как лебёдушка заметила опасность?

А) услышала крик,

Б) услышала приближающийся шум,

В) увидела отражение крыльев орла в воде,

Г) случайно посмотрела в нужную сторону.


  1. Как лебёдушка спасала своих лебежатушек?

А) спрятала их под крылья,

Б) спрятала их в траве,

В) спрятала их под корягой.


  1. Чем закончилось стихотворение?

А) лебёдушка и лебежатушки спаслись,

Б) лебёдушка погибла, а лебежатушки спаслись,

В) лебёдушка и все лебежатушки спаслись,

г) лебёдушка и почти все лебежатушки спаслись, спасся только один лебежонок.


Проверка выполненных заданий в группах.

По одному ученику из группы, зачитывают вопрос и дают на него ответ.


- Ребята, спасибо за работу. Вы можете сесть на свои места.



18. Игра “Если бы я был волшебником”. (Резерв)

У: Не хочется заканчивать этот урок на такой грустной минорной нотке. Давайте подумаем, если бы вы были волшебником, что бы вы сделали, что бы вы изменили в сюжете? Как устроилась дальнейшая судьба детей?

10.Выборочное чтение с анализом первой части.(резерв)

-Найдите эпитеты . (Покрывала златотканые, озеро серебряное, белоснежная лебёдушка, колечки изумрудные и др.)

-Почему поэт использует слова «изумрудная», «жемчужная», а не «зелёная», «белая»?

-Как понимаете выражение «Загорались ярким пламенем /Сосны старые, могучие»? Как этот приём называют в литературе? (Метафора).

-Рассмотрите иллюстрацию на стр.122, найдите строки, соответствующие ей. Прочитайте.

-Как поэт описывает лебёдушку? Любуется ли он красивой, гордой птицей?

-Как Есенин называет её детей? (Лебежатушки, детки малые, ватага стройная).

-Найдите олицетворения («…зорюшка рассыпала…лучи…», «камыши …шепталися», «перешёптывались лилии», «цветы…улыбались дню весёлому» и др.)

-Зачем автор использует приём олицетворения? (Поэт очеловечивает, одушевляет природу, она ведёт себя, как человек. Такой приём даёт возможность лучше увидеть всю красоту природы.)

-Прочитайте строки, в которых говорится о том, какие опасности подстерегали лебедей .

-Кто оберегал малых деток в минуты опасности?

-Какое настроение было в семье лебедей в то раннее утро?

-Какая часть речи преобладает в первой части произведения? (Прилагательное).

-Почему так много прилагательных здесь? (Они помогают увидеть всю красоту природы).

11.Чтение стихотворения учащимися по частям

12 . Анализ второй части.

(Слайд с изображением лебёдушки и орла)

-Какие чувства у вас возникли?

-Кого противопоставляет поэт лебеди? (молодого орла)

-С чем он его сравнивает? (Со стрелой, чёрной тучей). Почему?

-Найдите и прочитайте, как орёл высматривал добычу.

-Какая трагедия произошла в то раннее утро на озере? Как ведёт себя лебедь – мать во время смертельной опасности?

-О ком она думает в тот момент?

-Что можно о ней сказать, как о матери своих детей?


Выразительность чтения стихотворения.

1-11 строфы читаем спокойно. Стараемся передать красоту утра, лебеди, ее спокойствие. Ровным, мелодичным голосом передаем легкость ароматного дыхания цветов.

12-14 строфы читаем громче. Показать тревогу матери, настороженность.

15-27 строфы самые трагические. Покажем беспокойство за лебедушку, тревогу за нее.

Прочитаем строгим голосом полет орла и действия лебеди с убыстрением.

28 строфа читается спокойно, ровно. Наступает грустное примирение. Ведь уход из жизни – закон природы, удел всего живого на земле.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

13.Составление Синквейна (по группам)


-Синквейн (с французского – 5 вдохновений, 5 удач) – это…? (4 слайд – краткий текст из 5 строчек, написанных по особым правилам). Запомним эти особые правила.

-1 строка – одно существительное (тема) (5 слайд, по строчке).

-2 строка – два прилагательных, определяющих признаки этого существительного, описывающих ваше представление о нём.

-3 строка – три глагола, называющих действия, которые производит существительное.

-4 строка – фраза (предложение) из 4 слов, передающая ваше отношение к существительному.

-5 строка – синоним к существительному или ваша ассоциация к этому слову (1-2 слова).

-Рифма не нужна.

-По данному алгоритму составим синквейн.

1. Лебёдушка (6 слайд, по строчке).

2. Нежная. Заботливая. Красивая. Белоснежная.

3. Заботилась. Дозорила. Спасла.

4. Она любит детей до смерти. В опасности думает о детях.

5. Мать. Святая.

-Этот синквейн помогает нам представить характер героини.

-Составим синквейн об этом герое, проведя сравнительную характеристику с лебёдушкой.

1. Орёл.

2. Могучий, Чёрный. (Сильный. Хищный).

3. Высматривал. Кинулся. Растерзал.

4. Не знает жалости, сожаления.

5. Зло. Беда. (Угроза. Эгоизм).


13. Рефлексия

(СЛАЙД 19)

  1. Проект «Суд над орлом»

А) выбор действующих лиц – судья, секретарь, прокурор, защитник, подсудимый, истец

Секретарь: Встать! Суд идёт! Прошу садиться.

Судья: Поступил судебный иск от учащихся 4-Г класса МБОУ «СОШ № 2», которые обвиняют орла в преднамеренном убийстве лебёдушки.

Слово представляется прокурору.

Прокурор выступает и поясняет обстоятельства дела, опираясь на материал собранный на уроке.

Прокурор: В своем стихотворении «Лебедушка» поэт описывает жизнь дикой природы. Центральным образом является лебедь с маленькими лебежатушками. Когда читаем стихотворение, в воображении рождается прекрасный пейзаж- все гармонично слито в единое целое. Лебеди плавают по пруду, даже цветы «улыбались дню веселому» .Возникает вопрос- что может быть прекраснее? Но, к сожалению, у дикой природе есть свои суровые законы и порядки. В середине стихотворения появляется коршун- хищник, который в поисках добычи увидел «лебедь белую». Как правило, хищник, увидев свою жертву, никогда не останавливается.

Распустила крылья белые

Белоснежная лебедушка

И ногами помертвелыми

Оттолкнула малых детушек

Все осталось в природе - только нет лебедушки. Но глубокая нежность, любовь матери к своим детям не погибла.


Пострадавшие – лебедята (все оставшиеся дети в классе)

Свидетель 1 - солнышко

Свидетель 2 – змея

Судья: Слово предоставляется свидетелю- змее.

Свидетель 2 – змея:

На пригорке у расщелины

Я на солнце выползла

И свилась в колечко, грелася

И хотел орел со злобою

Как стрела на землю кинуться,

Но я, его заметила

И под кочку притаилася……

Судья: Слово предоставляется защитнику.

Защитник должен построить свою речь, опираясь не только на текст учебника, но и на знания о хищниках.

Защитник:

Так уж устроен мир. Одни являются хищниками, а другие- добычей хищников. Порой это очень печально. Но, ведь уход из жизни- закон природы, общий для всего живого. Цепи питания. Жизнь продолжается…..

Судья : Последнее слово представляется подсудимому!

Орёл :

Орёл высказывает свою точку зрения на произошедшее.

Высматривал добычу, дома маленькие дети просят кушать, дальше инстинкт….

Когти острые….., грозный взмах крыльев…., кинулся со злобою….,кинулся как стрела…, замер…., мои когти впились….

Я совершил зло во имя жизни моих птенцов. Простите и поймите меня.


Секретарь: Суд удаляется на совещание для принятия решения.

Судья: Суд вынес приговор. Каждый из сидящих в зале уже вынес свой приговор орлу. Помог его вынести С.Есенин. Он учит нас любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы. Его стихотворение “за душу берет” и находит отклик в душе каждого из нас.


У: Стихотворение написано кровью сердца. Сам Есенин говорил: “Быть поэтом – это значит…кровью чувств ласкать чужие души…” .

Что дал вам этот урок?

(Мы научились жалеть, переживать, стали добрее, чувствительнее, а значит, вместе с поэзией Есенина погрузились в мир милосердия, которое заслужено человеком…)





9. Рефлексия учебной деятельности на занятии.

- Проанализируйте свою работу на уроке.

- Заполните лист самооценки работы в группе.

- Рассмотрите дерево роста и определите ваше место на этом дереве. Приклейте смайлик.

- Закончить урок мне хочется слова из стихотворения.

Друзья, учитесь верности у Лебедей!
Любите так, 
Как любят эти птицы!
Ведь если взять вселенную, 
Ни с чем...
Любовь такая не сравнится.
Они не люди, 
Но какая стать,
Какая нежность, 
Преданность друг другу.
Их чувство невозможно передать,
Оно подобно истинному чуду!


Работа в группах над содержанием текста. (РЕЗЕРВ)

(в темпе)

- Сейчас поработаем в группах. Разделитесь на группы.

- Для каждой группы я приготовила задание. Вам надо ответить на вопросы по содержанию текста. (Раздать карточки)

Задание для группы № 1.

  1. Какую картину рисует поэт в начале стихотворения?

А) картину заката,

Б) картину рассвета,

В) картину жаркого летнего полдня,

Г) картину ясной летней ночи.


  1. Откуда выплывала лебёдушка с лебежатушками?

А) из зарослей камыша,

Б) из зарослей осоки,

В) из – за острова.


  1. Куда стала лебёдушка звать лебежатушек?

А) на середину озера,

Б) на заводь тихую,

В) на остров маленький,

Г) на луг пестреющий.


Задание для группы № 2.

  1. Зачем лебёдушка стала звать лебежатушек на луг?

А) спрятаться,

Б) пощипать траву душистую,

В) поиграть в игру весёлую,

Г) быть подальше от опасности.


  1. Что делала лебёдушка во время прогулки своих детушек?

А) учила их,

Б) кормила их,

В) дозорила, охраняла,

Г) играла.


  1. Какая «туча чёрная» надвигалась на лебёдушку с лебежатушками?

А) змея,

Б) коршун,

В) сокол,

Г) орёл.



Задание для группы № 3.

  1. Как лебёдушка заметила опасность?

А) услышала крик,

Б) услышала приближающийся шум,

В) увидела отражение крыльев орла в воде,

Г) случайно посмотрела в нужную сторону.


  1. Как лебёдушка спасала своих лебежатушек?

А) спрятала их под крылья,

Б) спрятала их в траве,

В) спрятала их под корягой.


  1. Чем закончилось стихотворение?

А) лебёдушка и лебежатушки спаслись,

Б) лебёдушка погибла, а лебежатушки спаслись,

В) лебёдушка и все лебежатушки спаслись,

г) лебёдушка и почти все лебежатушки спаслись, спасся только один лебежонок.


Проверка выполненных заданий в группах.

По одному ученику из группы, зачитывают вопрос и дают на него ответ.


- Ребята, спасибо за работу. Вы можете сесть на свои места.





10.Выборочное чтение с анализом первой части.(резерв)

-Найдите эпитеты . (Покрывала златотканые, озеро серебряное, белоснежная лебёдушка, колечки изумрудные и др.)

-Почему поэт использует слова «изумрудная», «жемчужная», а не «зелёная», «белая»?

-Как понимаете выражение «Загорались ярким пламенем /Сосны старые, могучие»? Как этот приём называют в литературе? (Метафора).

-Рассмотрите иллюстрацию на стр.122, найдите строки, соответствующие ей. Прочитайте.

-Как поэт описывает лебёдушку? Любуется ли он красивой, гордой птицей?

-Как Есенин называет её детей? (Лебежатушки, детки малые, ватага стройная).

-Найдите олицетворения («…зорюшка рассыпала…лучи…», «камыши …шепталися», «перешёптывались лилии», «цветы…улыбались дню весёлому» и др.)

-Зачем автор использует приём олицетворения? (Поэт очеловечивает, одушевляет природу, она ведёт себя, как человек. Такой приём даёт возможность лучше увидеть всю красоту природы.)

-Прочитайте строки, в которых говорится о том, какие опасности подстерегали лебедей .

-Кто оберегал малых деток в минуты опасности?

-Какое настроение было в семье лебедей в то раннее утро?

-Какая часть речи преобладает в первой части произведения? (Прилагательное).

-Почему так много прилагательных здесь? (Они помогают увидеть всю красоту природы).

11.Чтение стихотворения учащимися по частям

12 . Анализ второй части.

(Слайд с изображением лебёдушки и орла)

-Какие чувства у вас возникли?

-Кого противопоставляет поэт лебеди? (молодого орла)

-С чем он его сравнивает? (Со стрелой, чёрной тучей). Почему?

-Найдите и прочитайте, как орёл высматривал добычу.

-Какая трагедия произошла в то раннее утро на озере? Как ведёт себя лебедь – мать во время смертельной опасности?

-О ком она думает в тот момент?

-Что можно о ней сказать, как о матери своих детей?


Выразительность чтения стихотворения.

1-11 строфы читаем спокойно. Стараемся передать красоту утра, лебеди, ее спокойствие. Ровным, мелодичным голосом передаем легкость ароматного дыхания цветов.

12-14 строфы читаем громче. Показать тревогу матери, настороженность.

15-27 строфы самые трагические. Покажем беспокойство за лебедушку, тревогу за нее.

Прочитаем строгим голосом полет орла и действия лебеди с убыстрением.

28 строфа читается спокойно, ровно. Наступает грустное примирение. Ведь уход из жизни – закон природы, удел всего живого на земле.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

13.Составление Синквейна (по группам)


-Синквейн (с французского – 5 вдохновений, 5 удач) – это…? (4 слайд – краткий текст из 5 строчек, написанных по особым правилам). Запомним эти особые правила.

-1 строка – одно существительное (тема) (5 слайд, по строчке).

-2 строка – два прилагательных, определяющих признаки этого существительного, описывающих ваше представление о нём.

-3 строка – три глагола, называющих действия, которые производит существительное.

-4 строка – фраза (предложение) из 4 слов, передающая ваше отношение к существительному.

-5 строка – синоним к существительному или ваша ассоциация к этому слову (1-2 слова).

-Рифма не нужна.

-По данному алгоритму составим синквейн.

1. Лебёдушка (6 слайд, по строчке).

2. Нежная. Заботливая. Красивая. Белоснежная.

3. Заботилась. Дозорила. Спасла.

4. Она любит детей до смерти. В опасности думает о детях.

5. Мать. Святая.

-Этот синквейн помогает нам представить характер героини.

-Составим синквейн об этом герое, проведя сравнительную характеристику с лебёдушкой.

1. Орёл.

2. Могучий, Чёрный. (Сильный. Хищный).

3. Высматривал. Кинулся. Растерзал.

4. Не знает жалости, сожаления.

5. Зло. Беда. (Угроза. Эгоизм).




Резерв.Есенин очень любил в своих стихах использовать средства художественной выразительности

(прием олицетворения, а также сравнения и эпитеты, фразеологизмы)

Средства художественной выразительности

Эпитеты – это слова, поясняющие какой-либо предмет или явление, которые придают ему большую выразительность.

Сравнения – это сопоставление описываемых предметов или явлений с другими по каким-либо признакам.

Олицетворения - приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам.

Найдите и прочитайте олицетворения: Дети зачитывают олицетворения.

- зорюшка рассыпала,

- сосны наряжали,

- камыши шепталися,

- перешёптывались лилии,

- цветы улыбались.

- Природа, зорька, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются, могут разговаривать. У автора здесь – природа живая.

Найдите и прочитайте сравнения :

Лебедушка – словно зоренька

Росинки – словно жемчуг

Цветы – гости

Орел –точка черная

Орел – стрела

Перья летели словно брызги

Найдите и зачитайте эпитеты:

Покрывала златотканые,

озеро серебряное,

белоснежная лебёдушка,

колечки изумрудные

Фразеологизмы

Лебединая поступь – плавная, величавая

Лебединая шея – стройная, гибкая

Лебединая песня – чье-либо последнее значительное произведение; последнее проявление деятельности, таланта (от поверья, что лебедь поет раз в жизни, перед смертью)

Лебединая верность – семейные пары у лебедей чаще всего образуются на всю жизнь Некоторые из них (так же как орлы и аисты) способны дожить до 100лет








35


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее