«Зимний фестиваль знаний 2025»

Урок литературного чтения в 4 классе. С.А.Есенин "Лебедушка".

В 4 классе на изучение стихотворения С. Есенина "Лебедушка" отводится два урока. Данная публикация содержит материалы первого урока.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Урок № 105 литературного чтения учитель Гаврилишина С.Н.

Дата: 01.04.2021г.

Класс: 4-Б

Тема: С.А.Есенин «Лебедушка»

Цель урока: раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения “Лебедушка” С.Есенина.

Задачи урока:

обучающие:

- продолжить знакомство с произведениями великого русского поэта С.Есенина;

- работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные особенности поэтического слова;

развивающие:

- развивать речь учащихся, внимание, творческое воображение, используя прием словесного рисования; развивать эмоциональное восприятие окружающего мира;

воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету, культуру общения, любовь к природе, чуткое и бережное отношение ко всему живому, чувство сострадания, сопереживания.

Планируемые результаты обучения:

Познавательные УУД: формировать умение анализировать, синтезировать. Оценивать прочитанное с целью подготовки к  анализу стихотворения, к выразительному чтению.

Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание.

Личностные УУД: эмпатия как понимание чувств   живых существ и сопереживание им.

Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать её реализацию.

Оборудование урока:

- мультимедийные презентации:

Тип урока: усвоения новых знаний

Оборудование урока:

1) Презентация «Краткая биография С. Есенина»;

2) - музыкальный фрагмент произведения «Клен ты мой опавший», аудиозапись стихотворения «Лебедушка».









Ход урока

Слайд 2.

  1. Организационный момент.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!

2. Проверка домашнего задания.

Слайд 3.

а)Выразительное чтение стихотворения Д.Б. Кедрина «Бабье лето».

б)Чтение наизусть.(желающих)

3.Постановка учебной задачи.

Слайд 4.

(звучит музыка «Клен ты мой опавший..»)

Музыка, которую вы сейчас слышите, написана специально на стихи одного из великих русских поэтов. Как думаете, кто этот поэт?

Душа поэта – тонкая струна,

Дотронешься – и зазвучит она!

И мир Есенина нам предстоит постигнуть,

В секреты слова красоты проникнуть.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями Сергея Александровича Есенина.

4. Рассказ о Есенине (Презентация «Биография С.Есенина»)

Слайд 5 .

- С.А.Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября 1895 года. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга.

Слайд 6.

Родители Есенина были бедные крестьяне.

У Есенина было две младшие сестры: Екатерина и Александра.

Слайд 7, 8.

Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Среди мальчишек он всегда был большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе.

Слайд 9, 10.

В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни.

Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с Похвальной грамотой. В 21 год вышла первая книга его стихов.

Слайд 11, 12.

Есенин трагически погиб 28 декабря 1925 года.

И был похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.

Основная тема творчества Есенина – тема Родины. Родина для него – это его деревня, мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих переживаний, чувств.

5. Подготовка к восприятию стихотворения.

Слайд 13.

- Ребята, разгадайте ребус. (лебедь).

А какого рода слово лебедь? (Мужского рода)

«Лебёдушка» Какой суффикс в этом слове? Какое значение он придает словам? (Суффикс –ушк-, придает уменьшительно-ласкательное значение).

Слайд 14.

- Определите тему нашего урока. С.Есенин. «Лебедушка».

- Прочитайте название стихотворения.

-По названию произведения можно предположить как автор относится к этой птице? (Нежно, ласково, с любовью и теплотой относится автор к Лебёдушке).

- Какие цели мы поставим на урок?

-Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? (Научиться читать выразительно это стихотворение, находить в нем красивые слова).

Слайд 15.

Что интересного вы знаете о лебеде?

Слайд 16.

Интересные факты про лебедей:

- Лебедь – величавая и грациозная птица, издавна почитаемая людьми, символ чистоты, благородства, верности.

Лебеди – представители отряда гусеобразных. Это птицы долгоживущие, сообразительные. Эта птица прекрасно выглядит из-за того, что его тело покрыто очень густым оперением. Лебеди являются чемпионами по количеству перьев, покрывающих их тело. Всего у них насчитывают 25 тыс. отдельных перышек, образующих шикарное, густое оперение. При линьке птицы теряют там много перьев, что какое-то время даже не могут летать.

Лебяжий пух обладает удивительной теплоизоляцией, что позволяет птицам отлично переносить холод. Но данное свойство стало причиной их массового истребления в средневековые времена.

На кончике хвоста у лебедей находится специальная железа, выделяющая жир для смазывания перьев. Благодаря этому птицы могут подолгу плавать в воде, не промокая.

Лебеди летят, образуя клин, который возглавляет наиболее сильная особь.

Слайд 17.

6. Восприятие стихотворения.

- Послушайте стихотворение, а представленные картины помогут вам ярче увидеть историю, написанную Есениным.

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Взволновало ли оно вас?

( Чувство грусти, печали, чувство потери самого дорогого, чистого, доброго).

- Кто главные герои стихотворения?

- Он называет их лебёдушка, лебежатушки. О чём это говорит? (Называет их ласково, с любовью.)

Что напоминает вам это стихотворение? (Стихотворение протяжное, напевное, словно русская песня).

7. Словарная работа.

Работа в группах: Словарная работа проходит в виде работы в 3 группах. Группам раздаются по 3 – 5 пар разрезанных фигурок лебедей.

Задание: чтобы узнать значение слов или словосочетаний, надо соединить две части лебедей так, чтобы они совпали.

Группа № 1: покрывала златотканые, гладь зеркальная, тихая заводь, молчаливый затон.

Группа № 2: трава шелковая, тихозвонные ручейки, росинки серебристые, цветы лазоревые, волны пряные.

Группа № 3: дозорила, хоронились, не чуяла, ватага. Слайд 18, 19.

- Ребята, как вы думаете, для описания чего Сергей Есенин использует такие словосочетания? (для описания природы.)

Слайд 20.

8. Первичное закрепление с проговариванием вслух.

- На какие смысловые части можно разделить произведение?

  1. Наступление утра

  2. Прогулка лебедушки с лебежатушками

  3. Появление орла

  4. Смерть лебедушки

9. Физкультминутка.

Лебеди летят, Крыльями машут.

(плавные движения руками с большой амплитудой)

Прогнулись над водой, (наклоны вперед, прогнувшись)

Качают головой. (наклоны головы вправо – влево)

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо-тихо на воду садятся. (садятся на стулья)

10.Выразительность чтения стихотворения.

1-11 строфы читаем спокойно. Стараемся передать красоту утра, лебеди, ее спокойствие. Ровным, мелодичным голосом передаем легкость ароматного дыхания цветов.

12-14 строфы читаем громче. Показать тревогу матери, настороженность.

15-27 строфы самые трагические. Покажем беспокойство за лебедушку, тревогу за нее.

Прочитаем строгим голосом полет орла и действия лебеди с убыстрением.

28 строфа читается спокойно, ровно. Наступает грустное примирение. Ведь уход из жизни – закон природы, удел всего живого на земле

11. Самостоятельное чтение стихотворения вслух учащимися по цепочке (по 2 строфы).

Слайд 21.

10. Исследовательская работа. Слайд 22.

Давайте проведем небольшую исследовательскую работу и узнаем о происхождении слов «лебедь» и «орёл».

Этимология слова «Лебедь»

Древнерусское – лебедь.

Слово известно с XI в. в значении «белый».

Этимология слова «Орёл»

Слово «орёл» родственно греческому «орнис» — «птица», литовскому «erelis» — «орел».

Исходно орел — «большая птица» .

А теперь вернемся к главным героям стихотворения С. Есенина лебедушке и орлу. У каждого из вас сложилось о них впечатление.

Слайд 23.

Как автор показывает, что лебедушка была хорошей матерью?

- Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для поэта воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении автор уделяет большое внимание образу матери-лебеди, которая так самоотверженно оберегает своих детей.

Какое чувство раскрылось в поступке лебедушки? Чувство любви, самопожертвования. Лебедь не пожалела своей жизни, чтобы спасти детей.

Как вы думаете, только ли образ птицы имел автор ввиду в своем стихотворении? (Образ мамы)

Что хочет сказать нам автор? (Иногда приходится жертвовать собою, своими интересами, ради тех, кого мы любим. Дети – это продолжение жизни. Жизнь не должна обрываться. Смысл жизни – это оставить после себя жизнь.)

А почему мама готова отдать жизнь за своих детей?

Как вы относитесь к Лебедушке? Лебедушка восхищает своей смелостью, преданностью своим детям.

Все осталось в природе, только нет лебедушки. Но глубокая нежность, любовь матери к своим детям не погибла.

Кого противопоставляет поэт лебеди? (молодого орла)

-С чем он его сравнивает? (Со стрелой, чёрной тучей). Почему?

-Вспомните, как орёл высматривал добычу.

- Как вы относитесь к орлу?

- Можем ли мы его осуждать?.

-Как ведёт себя лебедь – мать во время смертельной опасности?

-О ком она думает в тот момент?

-Что можно о ней сказать, как о матери своих детей?

-Кто символизирует в этом лирическом произведении добро? Зло? Зло совершает орёл. В мире животных это закономерно.


11.Работа в парах.

- Сейчас поработаем в парах

Составить синквейн:

Лебедь –добро. Орел- зло

1. Лебёдушка

2. Нежная. Заботливая. Красивая. Белоснежная.

3. Заботилась. Дозорила. Спасла.

4. Она любит детей до смерти. В опасности думает о детях.

5. Мать. Святая.

-Этот синквейн помогает нам представить характер героини.

-Составим синквейн об этом герое, проведя сравнительную характеристику с лебёдушкой.

1. Орёл.

2. Могучий, Чёрный. (Сильный. Хищный).

3. Высматривал. Кинулся. Растерзал.

4. Не знает жалости, сожаления.

5. Зло. Беда. (Угроза. Эгоизм).

- Как вы думаете, чему учит это стихотворение?

(Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы, учит сопереживать, сострадать.)

- Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к свои детям.

13. Игра «Если бы я был волшебником». (резерв)

- Не хочется заканчивать урок на грустной нотке. Давайте представим, если бы вы были волшебниками, что бы вы изменили в этой истории?

(Дети высказывают свои версии.)

14. Итог урока. Рефлексия. Слайд 24.

На слайде.

Оцени свои действия на уроке.

Какое высказывание тебе ближе?

- Закончить урок мне хочется словами из стихотворения.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

- Всех благодарю за работу на уроке.

- Если урок научил вас быть хоть чуточку добрее, значит, вместе с поэзией Есенина вы прониклись в мир милосердия, сострадания.

Выставление оценок за работу на уроке. (Хочу оценить вашу работу на уроке и сказать спасибо).

16. Домашнее задание.

1. Стр. 120 – 125 (Выразительное чтение.)

3.Выучить понравившийся отрывок наизусть (по желанию) и нарисовать иллюстрацию к отрывку.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее