«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок литературного чтения в 4 классе по теме: «Л.Н.Толстой. Главы из повести «Детство».

Цель урока:познакомить учащихся с новым жанром художественной литературы - трилогией, с содержанием отрывков из повести «Детство».

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

УМК:

Планета знаний

Учебник, автор:

«Литературное чтение» , Климанова Виноградская

Класс:

4 «В»

Тема:

Л.Н.Толстой "Maмan", "Детство" (отрывки)

Тип урока:

урок открытия новых знаний

Цель:

Формирование умений анализировать содержание главы из повести Л.Н.Толстого «Детство», продолжить знакомство с творчеством писателя.

Задачи:



1.Познакомить учащихся с новым жанром художественной литературы трилогией, с содержанием отрывков из повести «Детство».

2. Способствовать развитию навыков выразительного чтения, умению находить слова, которые помогают описать эмоциональное состояние героев. Развивать память, внимание, речь учащихся.

3.Содействовать воспитанию культуры общения, уважительному отношению к иному мнению, способности к сотрудничеству.

Планируемые результаты:

Личностные: мотивация учения, ответственное отношение к своей речи.

Метапредметные:

Познавательные: формировать умение извлекать информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы.

Регулятивные: планировать собственные действия в соответствии с поставленной целью; ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем; самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы (целеполагание, планирование, контроль, оценка)

Коммуникативные: понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы, аргументировать свою позицию, умение вести учебный диалог и вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками,

оказывать взаимопомощь, высказывать собственное мнение, умение формулировать свои мысли.

Предметные: Продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение, устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения, умение находить описание внешности мамаn; выбирать слова, подходящие к описанию ее внешности; передавать чувства и переживания автора в рассказе. Содействовать развитию навыка правильного сознательного чтения целыми словами; способствовать обогащению словаря учащихся.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая работа

Оборудование: интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями







Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.






















2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.





















































































3.Этап выявления места и причины затруднения.



























4.Этап построения проекта выхода из затруднения. Постановка темы урока.


























-Приветствуем всех гостей на нашем уроке.

-Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

К уроку готовы? Тогда – за работу!

Удачи желаю всем вам!


Притча

Один человек отправился догонять горизонт. Человек встретил на своём пути много мудрых людей, много узнал и многое понял. Много тайн постиг, но горизонт не приблизился к нему ни на шаг. Прошли годы. Человек обошёл всю землю и вернулся туда, откуда начал свой путь. Он остановился на холме, где впервые увидел горизонт. И вдруг всё понял. Горизонт всюду. На каждом шагу.

-Какую мораль содержит эта притча?


-На каждом уроке по каждому предмету догоняйте горизонт, то есть постигайте и узнавайте новое.

-А пока вернёмся к тому, что мы уже знаем.


-Сейчас, попробуйте догадаться, о ком пойдёт речь?  

Он родился в 1828 году в усадьбе Ясная поляна. Прожил 82 года и посвятил всю свою жизнь литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Писатель очень любил детей. Он открыл школу в Ясной Поляне, написал Азбуку и сам учил детей.

- Назовите имя писателя.

- Верно, это Лев Николаевич Толстой.

Портрет. (Слайд) объединённые общим замыслом


Работа в группах

1 группа:


Перед вами отрывки из произведений Л.Н.Толстого. Вспомните, как они называются и к какому жанру относятся? Читаете, обсуждаете, один из группы отвечает.

« А Миша говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». (Старый дед и внучек)

«…мальчик осмелился и сказал:

- Костюшка, я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!...
Учитель остановил его и сказал:
- Ты погоди хвалиться, а поучись. С тех пор он стал ходить с ребятами в школу.» (Филипок)

«Одному человеку захотелось поглядеть зверей, он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съедение…» (Лев и собачка)


2 группа: Перед вами иллюстрации к произведениям Л.Н.Толстого. Вспомните их названия.


3 группа: Соотнесите пословицу и произведение, к которому она подходит

(Крепкую дружбу и топором не разрубишь)

«Лев и собачка»

(Кто родителей почитает, тот во век не погибает)

«Старый дед и внучек»

(«Кто грамоте горазд, тому не пропасть»)

«Филипок»


Ответы учащихся по одному от группы.

- Чему учат нас рассказы Л.Н.Толстого?


- А теперь предлагаю вам отгадать кроссворд


1)Мы в беде друг другу помогаем,

Вместе делаем уроки и играем,

Вместе ходим на прогулку, в магазин.

Когда нет тебя, то я один.

Приходи скорее, я скучаю,

В игры без тебя я не играю.

Мне общение с тобою очень нужно,

Так как крепкая у нас с тобою…(дружба)

2)Из компании один

Очень славно пошутил,

Все схватились за живот,

Этим залился народ (смех)

3)Мы когда все вырастаем

Вспоминаем лишь одно

Как нам мама дорогая

Отдавала все…(тепло)

4)Детская игра, в которой игроки пытаются осалить друг друга рукой. (Салочки)

5)Детская игра, в которой водящий ищет всех игроков, которые в свою очередь очень хорошо спрятались. (прятки)

6)В это верят дети, а иногда и взрослые (волшебство)

7)Мама в детстве заставляла

Весь сначала скушать суп

Ну а их мне не давала

Чтоб не заболел мой зуб (сладости)

- Посмотрите, какое слово у нас получилось по-вертикали? (Детство)

- Как думаете, как будет называться произведение, которое мы будем изучать? («Детство»)


-А знаете ли вы, что такое «трилогия»?

-А подумайте, что может обозначать слово «трилогия».

- Сегодня мы пролистаем ещё некоторые страницы альбома творческой жизни этого писателя и познакомимся с новым жанром художественной литературы – это трилогия. (слайд)

-Прочитайте, как это слово объясняется в словаре С.И.Ожегова.

Трилогия - три произведения одного автора (писателя, музыканта), объединённые общим замыслом и преемственностью сюжета (С.И.Ожегов).


- Мы прочитаем лишь отрывки из глав трилогии Толстого  «Детство», «Отрочество», «Юность».

Давайте немного остановимся на понятиях.

Детство – это возраст от рождения до 10 лет.

Отрочество – это подростковый возраст от11 до 14 лет.

Юность – это возраст человека от 15 до 21 года.

И сама трилогия необычная.

- Вы помните, что такое автобиография? (автор сам пишет о себе).   Трилогия автобиографическая.

-Как вы думаете, о чём будет говориться в главе «Детство»? 

-Правильно, Толстой будет рассказывать о себе, только в художественной форме, не сухие факты, а в форме рассказа, повествование в котором ведётся от лица главного героя Николеньки Иртеньева, который будет переживать все чувства Толстого, делиться с нами его воспоминаниями от своего имени.

- Скажите, кто является самым близким и самый дорогим для каждого из нас человеком?


Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери. С первого дня рождения ребёнка мать живёт его дыханием, его слезами и улыбками. Мать нужна ребёнку. В этом смысл её жизни. У матери самое доброе сердце, в котором никогда не гаснет любовь, самые ласковые руки, которые умеют всё.


-Кто составит ее словесный портрет? Какая ваша мама?


Моя мама самая красивая, добрая. Её руки умеют всё! Она согревает теплом всю нашу семью.

-А кем вы являетесь для своих мам?

-Какие ассоциации у вас возникают со словом «детство»?


(Радость, школа, счастье.)


- Как вы думаете, о ком и о чём мы сегодня будем читать произведения? А кто автор?

-Давайте вместе обозначим цели нашего урока.


-Мы познакомимся с отрывками из главы «Мамаn» и «Детство» из трилогии Л.Н.Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность».

-

Читая произведение Л.Н.Толстого, мы должны выяснить:

-Какая была атмосфера в семье героя?

-Какие были отношения у героя и его матери?

-Составим план работы над произведениями.


1.Прочитать отрывки из повести..

2.Назвать главных героев и проследить за их взаимоотношениями.

3.Обозначить идею произведения. (О чём нам предлагает задуматься автор?)




Дети поворачиваются к гостям и здороваются.












-Вокруг нас много того, что мы не знаем, что должны узнать, изучить.


Лев Николаевич Толстой родился 28 августа 1828 года в имении матери Ясной Поляне Крапивенского уезда Тульской губернии. Семья Толстого принадлежала к богатому и знатному графскому роду. К моменту рождения Льва в семье уже было три старших сына: — Николай (1823-1860), Сергей (1826 -1904) и Дмитрий (1827 - 1856), а в 1830 году родилась младшая сестра Льва Мария.









































(Его произведения учат доброте и справедливости, нравственности.)







































Произведение, которое мы будем читать на уроке называется «Maman». Автор Л.Н. Толстой.


Продолжить знакомство с творчеством Л.Н.Толстого. Отрабатывать навыки осознанного чтения. Учиться анализировать текст и т. д.

Личностные:

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;











































































































Личностные:

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Регулятивные:

умение подчиняться правилам, выполнять просьбы учителя, формирование умения слушать, планировать реализацию учебной задачи.

Познавательные: целеполагание.


5.Этап реализации построенного проекта

Читаются отрывки «Мамаn» и «Детство»



6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.














Перечитывание и анализ.

- Вы обратили внимание на то, как странно звучит это слово? (Мамаn)

- Как вы думаете, почему так? (Слово французского происхождения)

-Дело в том, что в то далекое время на русском языке разговаривали люди среднего и бедного сословия, а люди- богатые, состоятельные говорили на иностранных (так было принято).


- О чём рассказывает нам автор в самом начале?

Ответьте на вопросы:

1.Какую картину вы себе представили?

Кто сидел за столом?


2.Какой представляется мама в воображении ее сына? Прочитайте.


3.Какими чувствами переполнен отрывок?






- Какие чувства вы испытали, прочитав второй отрывок?

Почему? (речь идёт о самом дорогом человеке – маме)

- Что Николенька чувствует?

Самые добрые, нежные, самые ласковые на свете – это руки мамы).

-С чем можно сравнить мамин голос?

(с журчанием ручейка с плеском воды.)


Почему Толстому так дороги воспоминания?


Эти воспоминания дороги ему потому, что это самые беззаботные счастливые годы жизни. К сожалению, их вернуть невозможно


-В чем главная мысль рассказа? Чему учит нас автор?











Герой описывает комнату в которой сидит его мама, Автор описывает с любовью ее действия. За столом сидела мама. Она задумалась.

Добрая, любящая с карими глазами и нежными сухими руками.

Отрывок переполнен чувством душевного переживания, огромной любви.



Чувства нежности, любви, восхищения, восторга)















Главная мысль рассказа – любовь к матери. Автор учит нас уважать маму, любить и ценить время, проведенное с ней.


Познавательные:

формируем умение выявлять сущность,особенности объектов;











Познавательные:

формируем умение выявлять сущность,особенности объектов;

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

формируем умение находить ответы на вопросы в тексте.


Познавательные: Ориентироваться в материале учебника и находить по заданию учителя нужную информацию, построение логической цепи рассуждений и доказательств.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Личностные: смыслообразование

Познавательные: Ориентироваться в материале учебника и находить по заданию учителя нужную информацию, построение логической цепи рассуждений и доказательств.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

7.Физминутка

-Знаете ли вы, какие игры проводил Л.Н. Толстой с детьми? Давайте сейчас поиграем в одну из таких игр, называется она «Золотые ворота». Выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки) и проходят под воротами. На последних словах «ворота» резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые «ворота».


Золотые ворота,

Пропускают не всегда,

Первой мать пройдет,

Всех детей проведет.

Первый раз прощается,

Второй запрещается,

А на третий раз,

Не пропустим вас!



9.Этап включения в систему знаний и повторения.

- Автор поделился с нами самыми сокровенными воспоминаниями . Его герой — Николенька — был таким же ребенком , как и вы . А с кем вы делитесь своими радостями и печалями ?

-Я думаю, что вас сегодня заинтересовало это произведение. Кто бы хотел прочитать его полностью? В старших классах вы продолжите читать трилогию Л.Н.Толстого.



Личностные (чувство необходимости учения, рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству, самооценка).


10.Рефлексия

- О каком писателе мы с вами сегодня говорили на уроке?

Что такое трилогия?

- Хорошо! Сейчас возьмите листы самооценки. Вам предлагается выбрать одну из предложенных фраз и продолжить ее, исходя из ваших сложившихся впечатлений об уроке.

• Сегодня я на уроке узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…


-А теперь закончите, пожалуйста, фразу:

Моя мама самая ….

Я никогда больше не буду…

Я желаю моей маме …

-Я очень хочу, чтобы вы любили своих мам и старались делать так, чтобы они всегда улыбались. Берегите своих мам!

Выставление оценок за урок.



Регулятивные

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию


11.Домашнее задание


Задание по выбору:

1.Выразительное чтение отрывков из повести «Детство».

2.Описать внешность своей мамы. Рассказать о каком-нибудь эпизоде из её жизни.


















Содержимое разработки

Урок литературного чтения в 4 В классе  по теме:  «Л.Н.Толстой . Главы из повести «Детство». Подготовила: Мальченко С.А.  учитель начальных классов МБОУ «СОШ №13» С. Надежда

Урок литературного чтения в 4 В классе по теме: «Л.Н.Толстой . Главы из повести «Детство».

Подготовила: Мальченко С.А.

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №13»

С. Надежда

Проверяем! 1 группа : 2 группа : «Старый дед и внучек» «Филиппок» «Лев и собачка»

Проверяем!

1 группа : 2 группа :

«Старый дед и внучек»

«Филиппок»

«Лев и собачка»

3 группа Крепкую дружбу и топором не разрубишь. Кто родителей почитает, тот во век не погибает. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. «Филиппок»

3 группа

  • Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
  • Кто родителей почитает, тот во век не погибает.
  • Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
  • «Филиппок»

  • «Лев и собачка»
  • «Старый дед и внучек»
Кроссворд 1 р у ж б а д с м х е 2 т о л е п 3 4 и к с ч о л а р я п к и т 5 6 в т 0 с о б в л е ш и т а с д с о л 7

Кроссворд

1

р

у

ж

б

а

д

с

м

х

е

2

т

о

л

е

п

3

4

и

к

с

ч

о

л

а

р

я

п

к

и

т

5

6

в

т

0

с

о

б

в

л

е

ш

и

т

а

с

д

с

о

л

7

Трилогия – три произведения одного автора (писателя, музыканта), объединённые общим замыслом и преемственностью сюжета. С.И.Ожегов.

Трилогия – три произведения одного автора (писателя, музыканта), объединённые общим замыслом и преемственностью сюжета.

С.И.Ожегов.

Тема урока: «Л.Н.Толстой . Главы из повести «Детство».

Тема урока:

«Л.Н.Толстой . Главы из повести «Детство».

Цели урока

Цели урока

  • Мы познакомимся с отрывками из главы «Мама n » и «Детство» из трилогии Л.Н.Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность».
План работы над произведением:

План работы над произведением:

  • Прочитать отрывки из повести «Детство».
  • Назвать главных героев произведения и проследить за их взаимоотношениями.
  • Обозначить идею произведения.
Физкультминутка

Физкультминутка

Сегодня на уроке я узнал…  На этом уроке я похвалил бы себя за…  После урока мне захотелось…  Сегодня я смог…
  • Сегодня на уроке я узнал…
  • На этом уроке я похвалил бы себя за…
  • После урока мне захотелось…
  • Сегодня я смог…
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • Выразительное чтение отрывков из повести «Детство»
  • Описать внешность своей мамы. Рассказать о каком-нибудь эпизоде из её жизни.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее