«Зимний фестиваль знаний 2025»

Урок литературного чтения в 4 классе на тему "А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"

Цель и задачи:

-подвести итоги работы с пушкинской сказкой;

-расширять словарный запас;

-способствовать развитию умения составлять характеристику героев

-способствовать развитию речи, памяти, мышления, творческой фантазии;

-содействовать привитию интереса к чтению сказок А.С. Пушкина;

-воспитывать нравственные качества: доброту, справедливость.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Урок по литературному чтению в 4 классе на тему

«А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цель и задачи:

-подвести итоги работы с пушкинской сказкой;

-расширять словарный запас;

-способствовать развитию умения составлять характеристику героев

-способствовать развитию речи, памяти, мышления, творческой фантазии;

-содействовать привитию интереса к чтению сказок А.С. Пушкина;

-воспитывать нравственные качества: доброту, справедливость.

Оборудование:

1)уч-к «Лит.чтение»;2)рисунки для выставки;3) книги для выставки со сказками А.С.Пушкина;4)карточки по кол-ву уч-ся для викторины;5)ключ к викторине;6)карточки с заданиями для работы в группе; 7)карточки со словами-хар-ми героев;8)карточка с пословицей из сказки;9)рыбки для рефлексии по кол-ву уч-ся; 10)фонограммы: заставка «В гостях у сказки», песмня «Золотая рыбка» в исп.гр. «Соловьи-разбойники», Н.А.Римский-Корсаков «Океан-море синее», «Музыка моря».

Ход урока:

1.Организационный момент и мотивация учебной деятельности.

(Учитель рассказывает притчу.)

Давным-давно в одном древнем городе жили великий мудрец и человек, который ему давно завидовал. И решил он придумать такой вопрос, на который мудрец не смог бы ответить. Тогда слава о мудреце была бы развеяна.

Человек пошел на луг, поймал бабочку, поместил ее между ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца, какая бабочка у меня в руках живая или мертвая. Если он скажет: «Живая», я сомкну ладони и бабочка умрет, а если скажет: «Мертвая», раскрою ладони и она улетит». Но на вопрос завистника мудрец, который воистину был умен, ответил: «Все в твоих руках».

Сегодня на уроке вам понадобится смекалка, находчивость, помощь друзей. Если вы будете внимательными и старательными, то все получится. Помните: все в ваших руках!

(зв. заставка «В гостях у сказки») -читает уч-ся

К нам приходят пушкинские сказки

Яркие и добрые, как сны

Сыплются слова, слова-алмазы

На вечерний бархат тишины.

Убегаем в буйство ярких красок

В торжество добра над темным злом

Убегаем в пушкинские сказки

Чтоб добрей  и лучше стать потом…

- Дети, как вы думаете, почему я начала урок этими словами?




2.Речевая разминка.

1)Тара-тара-тараторка,

Быстрая чистоговорка,

Чистая чистоговорка.

Я её проговорю

И десятку получу.

2)Составление чистоговорок:

Да-да-да -……….

Ду-ду-ду-………..

Ды-ды-ды-……….;

3)в сказке есть устаревшие слова, подберите к ним современные слова:

Молвить – (говорить);

надобно-(необходимо);

осердилась-(рассердилась);

палаты-(комнаты);

заморские – (заграничные);

вкруг-(вокруг);

ветхая – разрушающаяся от старости;

чупрун – чуб.

3.Проверка домашнего задания

-«Диктор телепередачи» - чтение наизусть понравившихся фрагментов из сказки (экран телевизора);

-выставка рисунков к сказке;

-выставка книг А.С. Пушкина.

Викторина:

(на листочках написаны номера заданий и буквы, обвести в кружок)

1.Как начинается пушкинская «Сказка о рыбаке и рыбке»?

А. «Жили-были старик со старухой».

Б. «Жили-были дед да баба».

В. «Жил старик со своею старухой».

Г. «У моря, у синего моря, где волны шумят на просторе».

2.Сколько лет рыбачил старик из пушкинской сказки о рыбаке и рыбке?

А. Двадцать три года.

Б. Тридцать три года.

В. Сорок три года.

Г. Пятьдесят три года.

3.Где жил старик со своею старухой из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке?

А. В землянке.

Б. В избушке.

Г. В лачужке.

Д. В шалаше.

4.Что было разбитым у старика со старухой из пушкинской "Сказки о рыбаке и рыбке"?

А. Окна землянки.

Б. Тарелки.

В. Зеркальце.

Г. Корыто.

5.Какой рыболовной снастью ловил рыбу старик из пушкинской сказки?

А. Удочкой.

Б. Бреднем.

В. Неводом.

Г. Сачком.

6.Что сделал старик из сказки А.С. Пушкина, поймав золотую рыбку?

А. Поместил в аквариум.

Б. Отпустил в море.

В. Отправился к ювелиру.

Г. Сварил уху.

7.Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку?

А. Два раза.

Б. Три раза.

В. Пять раз.

Г. Семь раз.

8.Сколько раз за всю сказку ходил пушкинский старик на берег моря?

А. Три.

Б. Четыре.

В. Пять.

Г. Шесть.

9.Сколько времени старуха из сказки Пушкина была царицей?

А. Два дня.

Б. Две недели.

В. Два года.

Г. Тридцать лет и три года.

10.Кем желала стать старуха из пушкинской «Сказки о золотой рыбке» в самой заветной своей мечте?

А. Княгиней тьмы.

Б. Владычицей морской.

В. Королевой красоты.

Г. Царицей полей.

Д-появляется ключ с ответами- самопроверка):

1-В; 2 –Б; 3 – А; 4 – Г; 5 –В; 6 –Б; 7 – Б; 8 – Г; 9 –Б; 10 –Б.



3. Работа со сказкой.

1.)Анализ сказочных примет.

- Давайте, ребята, докажем, что это произведение – сказка. А для этого найдём все сказочные приметы в «Сказке о рыбаке и рыбке».

( зачин «Жил старик со своею старухой…», троекратный повтор (три раза старик закидывал невод), сказочный герой – золотая рыбка,

« жили тридцать лет и три года» - магическое число лет, чудеса (рыбка говорит), поучительный характер сказки

2) Работа с пословицами:

Какая из пословиц встретилась в сказке Пушкина? (с.51 уч-ка)

1)Много желать- добра не видать;

2)Жадность всякому горю начало;

3)Ненасытному все мало;

4)Не садись не в свои сани(браться не за свое дело).

( объяснить смысл).

2.)Характеристика героев – персонажей сказки

- Назовите главных героев сказки.(старик, старуха, рыбка)

- Я предлагаю вам соотнести героев с теми качествами характера, которыми они обладают.

Работа в группах:

1группа- хар-ка старика;

2 группа-хар-ка старухи;

3 группа-хар-ка рыбки (у детей карточки со словами-характеристиками)

Сварливый, добрый, благородный, справедливый, мягкий, злобный, властный, смиренный, жадный, алчный, податливый, грубый, неуживчивый.

(прикрепляют карточки под картинками с изображением старика, старухи и рыбки).(взаимопроверка)

- Почему вы так считаете?

- Кто из героев вам больше нравится? Почему?

- Как была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность?

- Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати сказать, выражение «остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в речи. Что оно означает? (Остаться ни с чем, потерять всё, что имел).

- Казалось бы, что автор наделил одного героя только отрицательными чертами, а другого только положительными?

- Но почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким, податливым, добрым характером?

- Являются ли положительными такие качества, как безвольность, безответность?

Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) - отрицательная черта.



Вывод: Смиренность, безответность, податливость - положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он «не смел ей перечить», слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.

- Случается ли такое в жизни?

- В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать - нет. Например, если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.

4.Физкультминутка

(исполнение песни «Золотая рыбка» с танцевальными движениями).

5.Закрепление(работа в группах):

(зв. «Океан – море синее» Н.А. Римский –Корсаков)

1 группа – «Литераторы»

Поставить порядковые номера , в каком порядке высказывала свои желания старуха:

___попросила избу;

___захотела быть владычицей морскою;

___попросила корыто;

___Желает быть столбовою дворянкой;

___хочет быть царицей.

В каком порядке менялось море?

___помутилось синее море;

___море слегка разыгралось;

___почернело синее море;

___ не спокойно синее море;

___на море черная буря.

2 группа – «Художники»- придумать афишу к фильму по этой сказке;

(большой лист и маркеры).

3 группа – «Писатели»-придумать счастливый сказочный конец, можно стихами.

4 группа – «Театралы»- инсценировка фрагмента из сказки ( последний фрагмент, когда старуха захотела быть владычицей морскою, с.51-52, гл.6)

(чтение по ролям):

-старик;

-старуха;

-рыбка;

-автор.

(взаимооценка работы групп)

Почему же так говорят: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»(высказывания детей).




6. Рефлексия

- А вы бы выпустили рыбку или загадали желание?

-Как выдумаете, любое ли желание может исполнить золотая рыбка?

(у каждого ученика нарисованная рыбка)

- Ребята, вы нарисовали свою золотую рыбку, не простую, а волшебную.

Я предлагаю вам на обратной стороне рисунка написать ваше желание.

- Зачитайте, пожалуйста, что бы вы попросили у золотой рыбки. Почему именно это?

- Давайте отпустим ваших рыбок в море, пусть гуляют там себе на просторе.

( дети прикрепляют рыбок на рисунок моря и зв. морская тема-мелодия)

7.Итог урока – читает уч-ся:

Ночь придёт, и в поднебесье

Звёзд закружит хоровод.

Это сказка в Лукоморье

Нас с тобою приведёт!

Там на острове чудесном

Расписные терема!

Изумрудные орешки

Белка сыплет в закрома!

Сказки Пушкина в сердце живут,

Свет и радость всем детям несут!

Вновь помогут и мне и тебе

Оказаться опять в той волшебной

стране!

Сказки Пушкина - чудо-страна!

Свои двери открыла она!

Эти сказки опять и опять

Будут дети читать, будут дети читать.

Снова будут их дети читать.(обратится к выставке книг)

8.Домашнее задание:

1)прочитать другую сказку А.С. Пушкина;

2)подготовить чтение наизусть любого фрагмента из сказки;

3)нарисовать иллюстрацию к любимой сказке.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее